Роковая прогулка на яхте

30 Августа 2002 0

В Донецкой области завершается расследование чрезвычайного происшествия возле курортного поселка Мелекино, стоившего жизни пятерым отдыхающим. Как уже коротко сообщала наша газета, 29 июля в Азовском море опрокинулась яхта «Мариуполь», экипаж которой вывозил желающих покататься. Напомним: абсолютно не подготовленные к встрече со стихией люди (многие вообще не умели плавать) оказались в воде — за километр от берега и с минимальными шансами на спасение.

Следствие по минутам восстановило хронику рокового дня. Утром «Мариуполь» под управлением капитана Виктора Бесхлебного вышел из акватории мариупольской плавбазы. Оформленное у пограничников официальное разрешение в графе «Цель плавания» однозначно указывало: спортивные тренировки.

Тем не менее около полудня судно бросило якорь на траверзе... мелекинского пляжа, где через мегафон прозвучало приглашение «осуществить незабываемую прогулку на крейсерской яхте мирового класса». Очередь из утомленных солнцем отдыхающих выстроилась моментально, на борт взяли едва ли половину желающих (остальные, узнав о последующих трагических событиях, днем позже шли в церковь ставить свечки в благодарность за чудесное спасение).

Обещания неординарных впечатлений звучали заманчиво, а экипаж выглядел как настоящие морские волки. После процедуры сбора со «счастливчиков» по 5 гривен, «Мариуполь» направился в открытое море, имея на палубе аж 45 человек — при паспортном максимуме в 14.

«Судно-люкс» переделали из... старой шлюпки

Никакой крейсерской яхтой мирового класса злосчастный «Мариуполь» никогда не был. Еще в 1983 году судно переоборудовали из обычного старика-вельбота, по сути — большой шлюпки, которая по своей конструкции малопригодна ходить под парусами. Чтобы хоть немного повысить безопасность, собственник оснастил «посудину» съемным килем и поставил 13-сильный бензиновый мотор, мощности которого хватало на несложные маневры вблизи яхт-клуба.

Как хозяин «тянитолкая» Виктор Качалов умудрился зарегистрировать его в Федерации парусного спорта Украины, официальному следствию еще предстоит выяснить, хотя, впрочем, на момент трагедии сертификат все равно уже был просрочен. То есть, похоже, экипаж «Мариуполя», пользуясь горячей курортной порой, попросту наживался на отдыхающих.

По всем канонам безопасного мореходства, судно, которое берет на борт свыше 12 пассажиров, должно обязательно иметь спасательные комплекты на каждого, плюс определенных размеров резиновый аварийный плотик.

Между тем на «Мариуполе», как утверждает межведомственная комиссия, из всего необходимого в наличии были один спасательный круг, два надувных жилета и еще, как определено в протоколах, «два предмета, похожих на спасательные жилеты»...

Морской круиз на «Мариуполе» за невиданными пейзажами в итоге свелся к тому, что судно, немного побарражировав вдоль невыразительных азовских берегов, остановилось приблизительно в километре от кромки воды, и пассажирам предложили «искупаться в чистом месте». Страховали пловцов тем самым единственным спасательным кругом, который бросили за борт, привязав коротким тросом.

Трагедия же произошла, когда капитан решил, что деньги пассажиров отработаны сполна, и завел мотор, чтобы направиться к берегу за очередной партией жаждущих приключений. Сильно перегруженная посудина неожиданно накренилась на один борт и, зачерпнув воды, стала быстро тонуть. Через считанные секунды все, кто столь весело проводил время на «Мариуполе», оказались среди азовских волн.

Капитан испарился по-английски и первым

Говорят, исчезновение с экрана обзорного радара «метки», обозначавшей яхту «Мариуполь», едва ли не случайно заметил дежурный по Мариупольскому торговому порту. Для выяснения обстоятельств он направил в тот район единственную оказавшуюся под рукой плавединицу — лоцманский бот.

Чуть позже тонущих в открытом море людей углядел парнишка, на водном скутере катавшийся вдали от берега. В итоге помощь все же подоспела, но — почти через час. За это время пошли ко дну четверо — те, кто вообще не умел держаться на воде или постепенно терял силы: двое детей и двое взрослых. Еще одна жертва ЧП, 21-летняя женщина, умерла от сердечного приступа уже будучи доставленной на берег.

В суете спасательных работ, среди рвущих сердце рыданий родственников жертв, никто поначалу и не заметил, как с места происшествия тихо исчез капитан затонувшего судна Бесхлебный. Милиция задержала беглеца на третий день в Мариуполе.

Городской транспортной прокуратурой возбуждено уголовное дело по статье 119 УК Украины (убийство по неосторожности), санкция которой предусматривает от 5 до 8 лет лишения свободы. Разыскали и Качалова. Он доказывает, что никакого отношения к трагическому событию не имеет. Подтверждают это на допросах и некоторые члены экипажа: дескать, хозяин требовал от команды лишь «свои законные» 80 гривен за каждый час плавания, остальным не интересовался. Качалову вменяется — пока — статья 202 УК (занятие предпринимательской деятельностью без соответствующей регистрации и лицензии). Если вина будет доказана, владельцу грозит до двух лет исправработ либо ограничения свободы.

За ваши деньги предложат все. Даже смерть

В принципе трагедия «Мариуполя» может повториться где угодно. Ведь такие же дикие, не зарегистрированные ни в каких государственных органах, «массовики-затейники» орудуют повсюду, где «соленые волны целуют золотой песок», а кошельки отпускников полны денег.

Азовское побережье отличается разве что абсолютным отсутствием береговой индустрии активного отдыха. Представьте: череда маленьких рыбацких поселков, фанерные постройки пансионатов без удобств и бескрайняя, звенящая от августовского зноя степь на заднем плане — ноги сами в сотый раз несут к морю. А там скучающему пляжнику что-нибудь обязательно предложат. Например, прогулку по волнам на исполинском надувному «банане» (5 гривен), прокат мощного водного мотоцикла «Ямаха» (8—10 грн. за минуту). Можно взмыть в небо над морем на буксируемом моторной лодкой параплане (50 грн.).

И не беда, что «банан», который берет за раз до полутора десятка желающих, в том числе детей, бесшабашно мчит по глубине, хотя по инструкции может передвигаться лишь вдоль берега и со скоростью не более 12 километров в час. А гидроцикл и параплан вообще требуют от пользователя специальной подготовки, иначе они смертельно опасны.

Как проинформировали «2000» эксперты специализированной торговой фирмы «Донбасс-Атлетикс», правильно спланированный бизнес по обслуживанию активного отдыха на пляже способен давать весьма неплохие прибыли, причем при довольно скромных инвестициях.

Скажем, хотя тот же популярный надувной «банан» стоит в зависимости от габаритов 300—680 долларов, учитывая цену услуги и количество пассажиров, окупается он всего за пару недель. Выгодно сдавать в почасовую аренду легкие водные велосипеды (цена от $220) или комплекты для подводного плавания ($35). А наиболее прибыльными для пляжа считаются надувные детские горки (600—1650 долл.): билет обычно стоит лишь гривню, но в очереди малыши будут стоять от рассвета до ночи.

Зато дальше для легального предпринимателя у моря начинаются сплошные «но». Регистрация в райисполкоме и налоговой инспекции, разрешение санэпидстанции и, возможно, бассейновой инспекции маломерных судов, и проверяющие, проверяющие... Наверное, поэтому в маленьких курортных поселках Азовского побережья, удаленных от цивилизации и власти, пока что властвуют «флибустьеры».

И выходит, что наиболее безопасное развлечение здесь — фотографирование со старожилом местных песков верблюдом Арнольдом.

Этот материал был уже подготовлен к печати, когда пришло новое сообщение из Бердянска: над акваторией того же Азовского моря потерпел катастрофу мотодельтаплан. Машина упала в воду примерно в 150 м от берега. Пассажирка Надежда Кравченко, прибывшая на отдых из Северодонецка, погибла. Ее тело вытащил 42-летний пилот Александр Кривенко, который остался жив.

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Игра с судьбой страны

Деградация государственных институтов Украины очень хорошо видна на примере органов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка