Штабной период

№03—04(938) 24 — 30 января 2020 г. 22 Января 2020 4.6

В Минэкономики признали, что падение промышленного производства, начавшееся во второй половине 2019 г., имеет системный характер. Исправлять ситуацию глава ведомства Тимофей Милованов собирается подписанием меморандума с промышленниками и созданием штаба, в который войдут представители базовых отраслей, «Укрзалізниці» и портов.

Под занавес уходящего года министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов дал понять, что в 2020 г. политика его ведомства может качнуться от либертарианства к ручному управлению экономическими процессами.

«Падение промышленности приобрело системный характер и требует быстрых действий государства. Минэкономики работает над подписанием меморандума с отраслью из первоочередных шагов, стратегией и планом действий по защите и развитию промышленности; также начинает работать штаб по текущей ситуации с инфраструктурой, в который войдут представители промышленности, УЗ и портов. Уже разработано 13 направлений — векторов действий, которые будут вскоре обнародованы», — написал Милованов на своей страничке в Facebook.

«Если раньше падение производства объяснялось действием определенных факторов, таких как нестабильные заказы на внутреннем рынке, остановка части производственных мощностей на отдельных метпредприятиях из-за проведения ремонта, теплые погодные условия (энергетика), сохранение логистических проблем на железнодорожном транспорте (сложности отгрузки продукции ГМК), неблагоприятная внешняя конъюнктура (металлургия), то сейчас углубление падения, которое продолжается 6-й месяц подряд, охватило уже почти все виды промышленности (положительные результаты продемонстрировали только химическое производство, производство мебели, а также ремонт и монтаж оборудования). Это свидетельствует о действии системных факторов, таких как нехватка спроса, которая сочетается с негативным влиянием укрепления гривни на конкурентоспособность отечественных производителей», — утверждает глава экономического ведомства.

В качестве иллюстрации этого тезиса Милованов привел данные промышленной статистики за ноябрь, из которых следует, что падение производства в последнем осеннем месяце ускорилось до 7,5% (в октябре было — 5%). Производство «инвестиционных» товаров, к которым относят те, которые приобретают для развития бизнеса, сократилось на 9,1%. Товаров «промежуточного потребления», используемых для дальнейшего производства товаров и услуг, — на 6,8%. Потребительских товаров кратковременного пользования (продукты питания, напитки и т. д.) — на 6,2%, а долговременного — на 4,5%.

Между тем итоговые данные за 2019 г. еще не опубликованы, а одна из последних сводок Госуправления статистики — «Основные показатели социально-экономического развития» за 11 месяцев 2019 г. — содержит противоречивую информацию. Многие графы, которые позволили бы получить более полную картину, остались незаполненными.

Так, наряду с явным сокращением промышленного производства на 1,2% индекс сельхозпродукции составил 102,4%, а строительной продукции — 121,3%. Оборот розничной торговли увеличился на 10,4%. Выросли также грузовые и пассажирские перевозки.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 г. экспорт украинских товаров увеличился на 7,4%, импорт — на 7,1%. Неплохой показатель. Правда, это были сравнительные данные не за 11, а за 10 месяцев года.

Впрочем, и так понятно, что выросшие за год отчисления на заработную плату и другие платежи наряду с укреплением гривни заметно подкосили базовые экспортно ориентированные отрасли, прежде всего ГМК.

Поэтому заявление Милованова о создании штаба с участием промышленников и перевозчиков их продукции к портам говорит о том, что именно проблемы этой отрасли власти и будут решать в первую очередь.

Однако для преодоления зарождающегося экономического кризиса, а также для общего оздоровления экономики этого явно недостаточно. Штабная же форма управления таким сложным механизмом, как экономика, не может быть эффективной по многим причинам.

К примеру, как утверждает президент ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий, «любой штаб предусматривает оперативное управление, мгновенную реакцию, однозначное решение и неоспоримое выполнение». Однако «усилий одного только правительства, отраслевых менеджеров здесь мало. Этот штаб может произвести гениальные решения, но они ничего не стоят, если их оперативно не поддержат Верховная Рада, президент, а теперь еще и органы местного самоуправления, где сама экономика и сконцентрирована», — подчеркивает эксперт.

К преодолению системного кризиса и подходить надо системно. А ручное вмешательство в экономические процессы явно противоречит объявленному властью курсу на смягчение государственного и бюрократического контроля в политике, экономике и других областях общественной жизни, от которого, впрочем, команда Владимира Зеленского начала отклоняться, еще не приступив к его реализации.

Профильные промышленные ассоциации уже не первый год предлагают властям решать проблему недостаточной загруженности отечественных предприятий — госзаказом на обновление коммунальной инфраструктуры, железнодорожного подвижного состава, общественного транспорта, строительством заводов по переработке промышленных и бытовых отходов и т. д.

Неудивительно, что в ответ на пост Милованова в Facebook его читатели тут же нашли массу вариантов поддержки отечественного производства — например, отмена или сокращение таможенных платежей и НДС на ввоз в Украину промышленного оборудования для организации производства.

Тот же Виктор Лисицкий лечение экономики предлагает начать с создания специальных регуляторных условий для развития особо значимых для экономики, высокоэффективных видов экономической деятельности, которые, как правило, имеют экспортно ориентированный характер. К ним относится и судостроение.

Кроме того, по его мнению, необходимо создавать условия, чтобы украинцы, зарабатывающие деньги за рубежом, могли вкладывать их в развитие национальной экономики, начинали собственный бизнес и создавали рабочие места.

Г-ну Милованову было бы нелишним изучить и опыт предшественников, в т. ч. идеологически чуждой нынешней власти Партии регионов. Или хотя бы ознакомиться с программой активизации развития экономики, подготовленной в 2013 г. правительством Сергея Арбузова.

Напомним, что в свое время эта программа вызвала много критики вследствие излишне амбициозных целей. Всего за два года авторы планировали привлечь в экономику около $58 млрд. инвестиций, что на тот момент соответствовало почти трети ВВП Украины.

Достичь таких целей, и то с оговорками, можно было бы при условии интеграции украинского рынка с рынком Евразийского экономического сообщества. Но теперь уже нет смысла обсуждать эти подробности.

Нынешнее правительство может взять за основу методику составления подобной программы — анализ отраслей, имеющих наибольшую перспективу импортозамещения, экспортный потенциал и возможность финансирования конкретных проектов госбанками.

По некоторым данным, подобные предложения уже поступали премьер-министру Гончаруку и его подчиненным, но воспринимались в штыки. Это объясняется тем, что представители команды «Зе» слабо разбираются в конъюнктуре рынка, не имеют рычагов воздействия на отечественных игроков и боятся быть обманутыми, а возможно, и не видят для себя конкретной выгоды. Или, говоря криминальным сленгом, опасаются, что их «тупо кинут», а нести ответственность за многомиллионные сделки, санкционированные государством, придется чиновникам.

Вероятно, именно отсюда и растут перевернутые с ног на голову псевдолибертарианские воззрения экономического блока «Зе», в основе которых лежит тезис о том, что государство ничего не должно своим гражданам.

В этой ситуации единственной альтернативой политике импортозамещения и развития экспортного потенциала является курс, проложенный прежним президентом, предполагающий дальнейшее ослабление высокотехнологичного промышленного потенциала в счет кредитов, выданных заинтересованными сторонами.

В нынешнем году Украина продолжит закупать американские локомотивы в соответствии с подписанным в 2018 г. 7-летним контрактом на $1 млрд. Вдобавок к уже купленным 30 локомотивам в 2020 г. General Electric поставит «Укрзалізниці» еще 40. Поставки финансирует экспортно-импортный банк США. Всего УЗ должна будет закупить 225 тепловозов. Кроме того, Минтранс вел переговоры о закупках пассажирских поездов Hyundai. Хотя аналогичные производит отечественный Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ).

Как уже писали «2000», во Франции Министерство внутренних дел закупает вертолеты и катера для Нацгвардии. Хотя и те и другие могли бы выпускаться в Украине.

При заключении подобных контрактов украинская сторона пытается добиться от зарубежных поставщиков локализации производства техники на отечественных предприятиях. Однако вместо обещанных 40—50% вовлеченность украинских производителей в подобные проекты составляет порядка 10% — как в случае крупноузловой сборки локомотивов GE на том же КВСЗ. И украинские предприятия рады даже такому заработку, поскольку он позволяет приобрести новые компетенции, получить дополнительный доход и сохранить рабочие места.

Наряду с этим имеются и примеры другого рода. Так, на днях днепровская компания «Велта», осваивающая Бирзуловское месторождение титановых руд в Кировоградской области, сообщила о подписании 5-летнего контракта с американской Traxys Group на поставку ильменита общей стоимостью $100 млн. для производства диоксида титана. Конечным потребителем продукции является один из крупнейших мировых производителей диоксида титана — Chemours (ранее DuPont).

За полгода до этого «Велта» сообщила о назначении в совет директоров экс-директора ЦРУ Роберта Джеймса Вулси, который во время президентства Билла Клинтона входил в состав Нацкомисии по энергетической политике и Комитета по вопросам оборонной политики.

Трудно поверить, что в Украине сложно найти экспертов, располагающих информацией о перспективных и растущих сегментах мировой промышленности и возможностях на этих рынках украинских предприятий. Начинать можно с поставок сырья, параллельно развивая более высокие переделы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Не в Бенджамина корм

Зарубежные фармкомпании готовы предоставлять большие скидки на препараты,...

Свиноводство эмигрирует в Польшу

Рынок земли законсервирует производственные параметры АПК Украины. Доминирующее...

Нарезка портфелей

Объединение под одной крышей культуры, спорта и информполитики символизирует победу...

Загрузка...

Призрачный эффект wunderwaffe

Кроме государства Украина, у отечественной железнодорожной отрасли нет других...

Куда посылают мэров

Правил игры нет, политическая система не работает, будущее туманно, неотвратимо и...

Потеря связи с людьми — путь к политическому краху

Отсутствие связи избирателя и депутата способно привести к политическому краху не...

«Большой брат» будет следить за нами круглосуточно

Замена бумажных трудовых книжек электронными — это тотальный контроль над каждым...

Круговая оборона «Пьемонта»

В противостоянии с поляками украинские националисты прибегают к такой же риторике,...

Планшет, не заслуживающий беспокойства

Хочу поздравить всех пользователей Windows 7, коих в мире насчитывается 400 млн. человек. 14...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка