Смертельные весенние ручьи

№8(974) 25 февраля – 3 марта 22 Февраля 2021 1

Этой зимой Киевавтодор использовал на наших дорогах 35 тысяч тонн соли и 50 тысяч тонн песка, не учитывая химических реагентов. Ассоциация рыболовов Украины бьет тревогу: перенасыщенные химией весенние ручьи уничтожают отечественные водоемы.

Каждую зиму горожане вновь обсуждают вред противогололёдных реагентов. Киевлянам не нравится, что вследствие этого ржавеют автомобили, портится обувь, болят лапы у домашних питомцев. Реагентами забивается ливневка, от них сгорает зелень. А с наступлением весны все, что не убрали подрядчики с улиц, попадает в легкие и глаза.

Список претензий настолько велик, что невольно задумаешься: стоит ли вообще применять реагенты на наших улицах? С одной стороны, плохо расчищенные тротуары ведут к повышенному травматизму людей зимой, а скользкие дороги увеличивают случаи аварий. С другой – несомненный огромный вред людям, машинам, экологии. Где золотая средина? И кто пытается ее найти?

Понятно, что бездумно «пригоршнями» не надо разбрасывать соль и всякую химию на тротуарах и дорогах.

Реагенты на пару с солью спасают людей от скользких дорог и в то же время бьют по кошельку и здоровью. Соль на дорогах-катках превращается в настоящую отраву для пешеходов, животных и портит автомобили. Больше всего от испарений опасных реагентов страдают животные. Собаки – первые потенциальные жертвы испарений опасных реагентов.

Испарения натрия хлорида вызывают респираторные заболевания как у животных, так и у людей. Но у собак особенно часто – они ближе находятся к земле. Больше всего химические вещества повреждают лапы животных (дерматиты, ожоги), а также негативно воздействуют на дыхательную систему, вызывают аллергию. Как правило, это очень тяжело лечится и переходит в хроническую стадию

В ветклиниках выстраиваются очереди из пострадавших четвероногих. Поэтому после прогулки ветеринары советуют тщательно мыть вашему любимцу лапы.

Чтобы не повреждать лапы, нужно защитить их от попадания соли. Маленьким собакам (типа китайской хохлатой и тойтерьера) рекомендуется в такую погоду надевать башмачки. Во время прогулки нужно избегать мест, посыпанных реагентами. Всем остальным собакам желательно после улицы промывать лапы теплым антисептиком: это может быть раствор марганцовки или хлоргексидин или просто мыльный раствор. Использовать защитные воски и мази, которые активно рекламируют ветаптеки, по мнению врачей, нужно только в сухую морозную погоду, потому что когда на улице грязь, они бесполезны.

Многие зоозащитники обеспокоены опасностью для здоровья своих питомцев и поэтому подписали Петицию против нерационального использования реагентов

Хлористый кальций, натрий, магний и т.д. могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду, флору, фауну, человека, а также изделия из бетона, стали, резины, кожи и многих других материалов. Кто из нас после зимы не выбрасывал пару испорченных солью ботинок? А во что превращаются наши дороги? Бытует мнение, что снег с дорог сходит вместе с асфальтом…

Когда говорим о вреде реагентов, речь идет в первую очередь об экологии, а также излишней агрессивности химических компонентов. Концентрируясь на определенном участке, реагент способен проникать в почву и даже грунтовые воды, значительно ухудшая их состояние. Засаливание почв несет большую экологическую угрозу, что может привести к угнетению и даже гибели растений. Нарушается природное равновесие в природе.

Следует помнить, что любую проблему легче предотвратить, чем решать ее.

Глава Ассоциации рыболовов Украины Александр Чистяков считает, что нужно на законодательном уровне упорядочить изготовление и применение реагентов. Сегодня они применяются хаотично.

– Их разбрасывают и на проезжей части, и на дорожках детских площадок, – рассказал Александр Чистяков. – Нужно определить, что химию можно использовать только на дорогах, а во дворах и на детских площадках снег надо убирать механическим способом. Можно использовать мелкий гравий, песок, словом – подходить дифференцированно. Следует помнить, что реагенты попадают с тающим снегом в водоемы, отравляя их: через десять лет там не будут плавать ни утки, ни рыбы. На газонах, куда попадают реагенты, плохо растет или уже совсем не растет трава. Обувь портится любая, и дешевая, и дорогая, так что это касается всех. Очень страдают животные…

Экологи уже не раз заявляли об опасности реагентов. Безопасных реагентов вообще не бывает. Есть менее и более опасные. Выбор небогат…

– Кроме соли, в них много других химических примесей, и результаты анализов почвы, где использовались реагенты, показывают существенное превышение по ртути, кадмию, свинцу, хрому и другим токсичным металлам. Там целая таблица Менделеева, – утверждают в Национальном экологическом совете Украины. – Когда снег тает, то воды уходят в наши водоемы, смесь грязи и химической отравы оказывается в реках, откуда мы пьем воду, и в городской пыли, которой мы дышим в течение года, так что даже с уходом зимы проблема не уходит. Да и при непосредственном контакте это опасно – если, скажем, ребенок играет во дворе в песочнице, на площадке, где разбрызгивали зимой эти вещества.

В реагентах содержатся и гормоноразрушающие вещества, которые могут приводить к онкозаболеваниям, бесплодию, аллергии, диабету, нарушениям иммунитета – сейчас это наблюдается довольно широко, и прирост заболеваний, связанных с эндокринной системой, подтверждает уже и Минздрав.

– Все это из года в год остается на совести производителей реагентов. Каждый решает сам, сколько и чего использовать, ведь пока законодательно это никак не нормировано, и производители могут добавлять что угодно. Нужно поставить себе амбициозные задачи и запретить тяжелые металлы в реагентах вообще, – подчеркивает руководитель юридического отдела общественной организации «Захист» Артем Высоцкий.

Экологи отмечают, что реагенты очень опасны для фауны.

– Обедняется и без того бедный состав животных. Особенно страдает вся почвенная фауна. Ускоренными темпами засоляются наши пресноводные водоемы. Если аборигенная пресноводная рыба не начнет приспосабливаться к реалиям сегодняшнего дня, ее ждет ожог жабр и гибель, – утверждают экологи. – Остановить эту напасть очень сложно. Реагенты в Киеве всегда были большим бизнесом.

Это огромный рынок, к тому же непрозрачный бизнес, и есть люди, которым невыгодна регуляция на законодательном уровне изготовления и применения реагентов.

Дорожники превратили украинские водохранилища в соленые морские лиманы

Борьба с гололедицей и посыпание дорог составами, содержащими соль, привели к тому, что украинские водохранилища по солености уже приравнивают к морским лиманам.

Связано это с тем, что во время оттепели все эти реагенты по ливневкам, которые не оборудованы очистными сооружениями, напрямую смываются в Днепр. В Каховском и Кременчугском водохранилищах сегодня не единичны случаи, когда встречаются обитатели морских лиманов: рыба-игла и мелкие медузы.

Как подчеркивает Александр Чистяков, все годы независимости к отечественным водоемам относились чисто потребительски, а порой их использование граничило с преступлением. Украине давно надо было разработать и принять новую Водную политику, признав пресную воду государственным стратегическим ресурсом, и подходить к ее охране и использованию только с такой позиции.

СПРАВКА

В Европе и США справляются без реагентов. Ежегодную проблему солевых присыпок уже давно заменили более безопасными смесями. Там работают на предотвращение ситуации – четкая фиксация погодных прогнозов, своевременная уборка улиц. Кроме того, там достаточно активно стали использовать реагенты природного происхождения, например свекольный снег. Он плавит снег, хотя и не при очень низких температурах.

  • Чем посыпают автомобильные дороги в Европе: Во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна: вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения.
  • Каменная крошка. Вот чем посыпают дороги в Европе. Это экологически чистый материал, который можно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. Весной крошку собирают, промывают и используют повторно.
  • Чем посыпают дороги в Финляндии: Северные народы не особо оригинальничают. Автомобильные дороги в Финляндии посыпают каменной крошкой. Холодная погода способствует. Выпавший снег лежит всю зиму, поэтому разбрасывание крошки приходится выполнять только после сильных снегопадов, когда предыдущий слой скрыт толстым слоем снега.

Пресс служба Ассоциации рыболовов Украины

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Не с Европой единой нам жить суждено

Немалый потенциал в экономике, политике и иных сферах Украина способна обрести, если...

Вызовы для нового патриарха

Дипломатические чиновники — вновь в идеологическом «мейнстриме»

Свобода глазами киевлян

опрос взрослого населения Киева относительно восприятия свобод в повседневной жизни

Если ты попался в сети. Социальные

Зависимость от соцсетей является психическим расстройством и требует...

Академическая доброчестность в обществе двоемыслия

Только в обществе двоемыслия, борясь с плагиатом, одновременно восхваляют плагиатора

Оттенки ненастоящего

Есть прямая связь между материальным пресыщением и духовным истощением

Деформация сознания

Активный поиск национальной идеи может возобновиться лишь тогда, когда терпение...

Убей норку — спаси...

Звероводческая отрасль стала санитаром чуть ли не всей мясо- и рыбоперерабатывающей...

Новогодняя икра

Если икра выглядит так, будто покрыта инеем, она фальшивая

«Антонова» снова атакуют. Доколе?

Необходимо реально поднимать украинское авиастроение (как и другие стратегические...

Злоключения народных надежд

Чтобы общество эмоционировало в нужном выгодоприобретателям направлении, в массовое...

Политэкономические горизонты легалайза медицинской...

В случае победы Байдена Офис президента Зеленского не без удовольствия предъявит...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Чужой

показал статью своим коллегам. Посмеялись. А что нам ваша Европа. Тем более сравнили северную страну, в которой снежный покров лежит очень долго. Каменная крошка может только сцепление с шинами осуществить. А соль и всякие реагенты разъедают и лёд и гололёд. Крошка не снимет наледь, а дорожное покрытие должно быть хотя бы удовлетворительное. Да, соль вредна и опасна. А сколько людей погибло из-за гололёда. Да и немного туда идет соли. ПОМ-20 это протиожеледний матеріал. Этой смесью и посыпают скользкие дороги, участки на поворотах, подъемы и спуски и виражи. На 10 тонн песка сыпят 2 тонны соли - вот этот материал и разъест любой гололёд.
И честно вас не понимаю. Нам за ночь нужно ликвидировать несколько десятков километров дорог с гололёдом. До утра. Как быть? Чем сыпать? Суперпупер американскими добавками? А цена?

- 0 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка