«Собака на тепловозе»

25 Мая 2007 0

...Холдинговая компания «Лугансктепловоз» некогда была монополистом в СНГ по производству магистральных грузовых тепловозов. По итогам же прошлого года убытки предприятия составили 12,26 млн. грн. Но это уже, по-видимому, не имеет ровным счетом никакого значения — на заводе смело можно ставить крест, поскольку его новые хозяева — россияне в лице корпорации «Трансмашхолдинг» — явно задались целью полностью разрушить производство, имея на то вполне веские (естественно — с их точки зрения) причины.

Началась эта история в июле прошлого года, когда Фонд госимущества объявил о продаже 76%-ного (т. е. — контрольного) пакета акций «Лугансктепловоза». Заявки на участие в конкурсе подали четыре предприятия: украинские — ОАО «Марганецкий ГОК» и ОАО «Днепровагонмаш» и российские — АО «Демиховский машзавод» и ЗАО «Управляющая компания «Брянский машзавод», которые входят в «Трансмашхолдинг», что уже само по себе нонсенс, — обе структуры необходимо было рассматривать не как отдельных потенциальных покупателей, а как партнеров, заведомо способных вступить во время аукциона в сговор, ставящий целью отсечь прочих конкурентов.

Однако в октябре приватизационный процесс по указанию Кабмина (а конкретнее — вице-премьера Андрея Клюева) был приостановлен до конца рассмотрения нескольких судебных исков, предъявленных заводу. Кроме того, по словам премьер-министра Виктора Януковича, появилась необходимость «провести дополнительную проверку прозрачности предпродажной подготовки предприятия».

Таким образом, казалось, продажа предприятия отложена на неопределенный срок, притом с учетом довольно веских оснований. И вдруг 23 марта в СМИ появляются сообщения, что «Лугансктепловоз»... благополучно приобретен россиянами (конкретно — «Брянским машзаводом») при неведении украинских претендентов, которые о торгах узнали лишь в день их проведения.

Оказалось, что накануне, 22 марта, был отменен последний судебный запрет на продажу предприятия, и едва ли не в этот самый момент ФГИ утвердил допуск к конкурсу обеих российских структур, проигнорировав отечественные или попросту — не поставив их в известность.

Многолетний руководитель Фонда госимущества, а ныне заместитель председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Бондарь заявил, что еще никогда в истории приватизации Украины возобновленный после судебных запретов конкурс не проводился без дополнительного объявления, а случай с продажей луганского тепловозостроительного холдинга дискредитирует идею проведения открытых приватизационных конкурсов.

Создавалось устойчивое впечатление, что Фонд госимущества (надо полагать, не без ведома его нынешнего председателя — Валентины Семенюк) сознательно и целенаправленно пошел на грубые нарушения законодательства, будучи побуждаем к этому некими более весомыми стимулами, нежели необходимость в срочном порядке наполнить государственную казну свежими приватизационными поступлениями.

Показательно также, что при стартовой цене 292 млн. грн. пакет акций «Лугансктепловоза» был продан всего за 292 млн. 505 тыс. грн., хотя первоначально госпожа Семенюк называла прогнозную цифру в 1 млрд. При этом, наверное, смеха ради «Демиховский машзавод», демонстрируя видимость «честной борьбы», предложил 292 млн. 252 тыс. грн., но затем отказался от своих претензий, великодушно уступив конкуренту из Брянска.

В то же время представитель ОАО «Марганецкий ГОК» сообщил, что его предприятие было готово предложить за пакет не менее 400 млн. грн., однако, как уже отмечалось, украинских потенциальных покупателей устранили с торгов примитивным, но очень действенным способом — просто не поставили о них в известность.

Все это, безусловно, очень похоже на сговор между государственным учреждением (ФГИ) и коммерческой структурой («Трансмашхолдинг»). Подобные действия в юриспруденции обычно принято именовать коррупционными (частью разницы между предполагаемой и зафиксированной стоимостью предприятия счастливый «победитель конкурса» всегда будет рад поделиться с «нужными людьми»), но с этим пускай суды разбираются (хотя в нынешней обстановке в Украине и к ним доверия не очень много). Мы же обратим внимание на то, как повели себя новые собственники «Лугансктепловоза», едва вступив в права владения заводом.

В середине апреля «Трансмашхолдинг» объявил о завершении на Брянском машиностроительном заводе испытаний первого российского магистрального тепловоза 2ТЭ 25К «Пересвет» — полного аналога локомотива, который до сих пор производили луганчане. Ныне подходит к концу процедура его сертификации в России, и вскоре новинку отправят в Казахстан для организации серийного производства на совместном российско-казахском предприятии в Павлодаре, после чего прекратят выпуск локомотивов в Луганске.

Причина указывается довольно простая — в Казахстане дешевле сырье и квалифицированная рабочая сила, выгоднее географическое положение, к тому же политический режим там более предсказуемый и лояльный к Москве.

Первые признаки такого развития событий присутствуют — например, с апреля на «Лугансктепловозе» идет увольнение персонала, новые хозяева не делают ничего для того, чтобы удержать людей на рабочих местах и тем более — чтобы заполнить вакансии.

Казалось бы, где логика — покупать, выбрасывая пускай и вдвое-втрое меньшую от прогнозируемой, но все-таки немалую сумму, дабы потом развалить производство?

С другой стороны, ничего необычного в таком поведении нет — прием уже неоднократно обкатан на просторах СНГ, причем преимущественно структурами, претендующими на монопольное положение в том или ином сегменте рынка.

Замысел же состоит в следующем: ближайшему конкуренту предприятия, выставленного на продажу, выгоднее приобрести его (желательно, конечно, по бросовой цене) и банально обанкротить, нежели допустить, чтобы его купил другой претендент, собирающийся наладить нормальное производство. Поскольку же инвестиции в реконструкцию и развитие зачастую в несколько раз превышают цену покупки, то новому владельцу опять-таки не менее выгодно просто распродать в розницу материальные активы своего приобретения — и часть потраченной сумы можно вернуть (а при благоприятном раскладе — и на прибыль выйти), и потенциального коммерческого соперника ликвидировать.

Т.е. речь идет о классическом принципе «собаки на сене» (или в данном случае более правильно сказать — «на тепловозе»).

И, похоже, именно он и будет воплощен в жизнь.

Причем исключительно благодаря мудрости, дальнозоркости и кристальной честности украинских чиновников...


Живёте в загородном доме? У вас много животных живут дома? Хотите чтобы у них были свои домики, вкусные корма и самые лучшие игрушки? Предлагаем вам посетить зоомагазин на сайте www.magazindoberman.ru и посмотреть каталоги с предлагаемыми товарами более детально. Узнавайте стоимость тех или иных продуктов, читайте отзывы покупателей и удачной вам покупки!

Последняя надежда под газом

Обитатели многоэтажек, у которых из приборов только газовые плиты, никаких особых...

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка