Союз или зона?

№7 (642) 15 – 21 февраля 2013 г. 14 Февраля 2013 0

Алексей КРАСНОПЕРОВ,
политолог Центра социально-
консервативной политики,

Юрий ЛИПЧЕВСКИЙ,
президент Центра социально-
консервативной политики,
cskp_ua@ukr.net

Четкий ответ на вопрос, куда мы движемся, следует давать уже сейчас, на пороге процесса экономического и политического сближения. Ведь оба возможных для Украины интеграционных проекта — и Таможенный cоюз, и Зона свободной торговли с ЕС — развиваются достаточно динамично. И если «поезд» Евросоюза Украина безуспешно пытается догнать уже 21-й год, то «прицепиться к составу» ТС еще можно, но с каждым днем промедления сделать это будет все сложнее.

Безусловно, решение о направлении интеграции должно приниматься исключительно исходя из национальных интересов Украины. Чтобы оценить вероятные выгоды от обоих торгово-экономических объединений, как и потери, которые также неминуемы, понять перспективы и возможности нашего государства в каждом из интеграционных проектов, попробуем дать им оценку по пяти базовым критериям:

1. Сохранение национального политического и экономического суверенитета.

2. Возможности для активизации торговли и увеличения товарооборота.

3. Выгоды для промышленности и сельского хозяйства.

4. Перспективы развития энергетики и обеспечения энергетической независимости.

5. Возможности для увеличения инвестиций.

В соответствии с этими критериями и будет складываться успех или неудача участия в проекте, поэтому оценка нужна максимально взвешенная и аргументированная.

Итак, вопрос суверенитета — самый щекотливый из всех из-за своей крайней политизированности. В случае полноценного вступления Украины в ЕврАзЭС и подписания Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве нашему государству действительно придется передать часть своих полномочий наднациональным органам — Высшему евразийскому экономическому совету и Евразийской экономической комиссии, которая является по сути исполнительным органом ВЕЭС. Экономический арбитраж будет проходить в Суде ЕВРАзЭС, общем для всех наднациональным органе. Решения ВЕЭС принимает путем консенсуса сторон.

При вступлении в Зону свободной торговли с ЕС и подписании Соглашения об ассоциации Украине также придется передать часть полномочий наднациональному органу — Совету Европейской ассоциации свободной торговли, в который входят министры и постоянные представители. Решения принимаются простым большинством. Деятельность Совета поддерживается Секретариатом, исполнительным органом ЕАСТ. Хозяйственные споры разрешаются в Стокгольмском арбитражном суде

Важно отметить, что в обоих случаях высшие органы экономических объединений будут находиться не в Украине, а за ее пределами: для ТС — это Москва и Санкт-Петербург, для ЗСТ — Брюссель и Стокгольм. В арбитраже будет действовать не украинское законодательство, а рабочими языками будут соответственно русский и английский.

Можно сделать вывод, что любая интеграция означает частичный отказ от суверенитета. И этот отказ компенсируется экономическими и социальными выгодами для страны, бизнеса, отдельных граждан. В каком из объединений он будет компенсирован лучше?

Главная задача и того и другого экономического объединения — активизация торговли, увеличение товарооборота, повышения качества товаров и услуг и снижение их цен за счет конкуренции. На сегодняшний день, по данным Государственной таможенной службы, годовой товарооборот Украины со странами Таможенного союза достиг $60 млрд. Причем наблюдается рост объемов торговли, который за минувший год достиг 50% (продажи выросли в 1,5 раза). Товарооборот с Европейским Союзом в 2012 г. снизился до чуть более $30 млрд. В 2011-м он составлял $44 млрд.

Следует отметить, что в плане потенциала ЕС более перспективный рынок, так как его объемы составляют 27% мирового ВВП, а объемы рынка ТС — всего около 3%. Тем не менее нужно учитывать возможности воспользоваться этим сегментом в 27% валового продукта. Ведь даже при абсолютно открытой торговой зоне, где не будет фискальных и юридических преград, нас от рынка ЕС отделяет преграда: украинская продукция должна быть конкурентоспособной и соответствовать многочисленным сертификационным пунктам, принятым в торговой зоне Евросоюза.

И здесь уже возникает вопрос, какие выгоды получат от интеграции промышленность и сельское хозяйство.

Так, при вступлении в Таможенный союз Украина сможет беспошлинно экспортировать туда высокотехнологичную продукцию, а именно изделия авиационной, автомобильной промышленности, гражданского судостроения. К примеру, Украина экспортирует в Россию 80% своей авиационной продукции, а импортирует из РФ около 60% деталей для нее. Возможно и участие в аэрокосмических проектах.

В то же время никаких выгод это не дает для черной и цветной металлургии, так как в этой области Украина и Россия являются конкурентами, продавая металл странам Запада и Китаю.

В выигрышном положении оказываются аграрный сектор и пищепром, так как будут сняты барьеры для экспорта в страны ТС спиртных напитков, молочных продуктов, сахара и кондитерских изделий.

Обратный эффект мы получаем от интеграции в Зону свободной торговли. В однозначном выигрыше будет металлургическая отрасль, для которой открываются огромные рынки Евросоюза и, возможно, США. Однако едва ли выдержат конкуренцию высокотехнологичные отрасли и пищевая промышленность, кроме разве что производства подсолнечного масла, по которому Украина является мировым лидером, и зерна, где наши позиции тоже довольно прочны.

Так что в плане выгод для промышленности и сельского хозяйства ситуация выглядит так: ЗСТ — это финансовые выгоды для олигархов при сохранении и углублении сырьевой модели экономики, а ТС — перспектива сохранить и модернизировать устаревающую сферу высоких технологий без больших сиюминутных финансовых выгод.

Немаловажен также аспект энергетической независимости. Здесь ситуация и вовсе очевидна. Следует признать, что Украина — энергетически зависимое государство, так как импортирует из России порядка 30 млрд. кубометров газа в год при потребности примерно в 50 млрд. кубометров, то есть 60% необходимых объемов. Также наша страна покупает в России низкообогащенный уран для своих атомных электростанций, не имея технологических возможностей производить топливо для АЭС на собственной территории.

Итак, вступление Украины в ТС позволит получать все вышеперечисленные ресурсы дешевле благодаря снижению или полной отмене таможенного сбора, сохраняя при этом энергозависимость. Вступление же в ЗСТ не изменит ситуацию, поскольку у европейских стран нет достаточных для экспорта энергоресурсов, а в отношении стран ТС будут действовать старые контракты. Поэтому вступление в ЗСТ не позволит ни снизить стоимость энергоресурсов, ни обеспечить энергонезависимость.

Наконец, последним значительным фактором выгодности интеграционного процесса является инвестирование в экономику страны и перспективы его увеличения. По данным за 2012 г., основными странами — инвесторами Украины остаются Кипр — $15,076 млрд., Германия — $7,433 млрд., Нидерланды — $5,041 млрд. и Российская Федерация — $3,706 млрд. Это свидетельствует о том, что в Украину фактически вкладываются средства из теневых ресурсов российских и украинских олигархов, держащих капиталы в кипрских офшорах.

Можно предположить, что вступление в Таможенный союз позволит сделать эти поступления открытыми. Хотя логично, что и ЗСТ с ЕС расширит поле для притока европейских инвестиций. Более точно оценить выгоды от увеличения инвестиции в каждом из интеграционных проектов представляется проблематичным ввиду непрозрачности инвестиционного климата в Украине.

Возможно, вступление в ЗСТ будет предполагать даже большее ограничение суверенитета из-за большей развитости надгосударственных структур в ЕС, чем в ТС. Однако такой отказ от суверенитета компенсируется рядом экономических выгод. От вступления в ТС выигрывают товарооборот, высокотехнологичная промышленность и аграрный сектор, также появляется возможность снизить цены на импортное топливо. От вступления в ЗСТ преимущества получит тяжелая сырьевая промышленность, в первую очередь металлургия, а также продажа зерна и подсолнечного масла.

Позитивные стороны есть и в одном, и в другом интеграционном проекте. Однако стране нужно определиться с вектором интеграции и активизировать сотрудничество. Ведь пока ЗСТ в ЕС функционирует без нас, Таможенный союз создается и развивается без нас, мы стоим на месте, вертим головой то влево, то вправо и махаем прощальным платочком уходящим «поездам».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Андрей Гармиш:

По статистике из девяти человек, которые консультированы у нейрохирурга, только...

Каковы чиновники — таков и «рудимент»

Украина продолжает идти путем дерегуляции и уменьшения давления на бизнес, но по факту...

Олег Шевчук: «Когда в Старычах начали рыть котлованы,...

Дешевле строить круглогодично и круглосуточно, чем из-за погодных условий...

Проверки Гоструда. Как избежать огромного штрафа

Положительная практика обжалования штрафов Госслужбы по вопросам труда есть Нередки...

Выходное пособие

По информации Госслужбы статистики Украины, на начало года предприятия всех видов...

Непостное будущее

Население игнорирует процедуру регистрации животных — субсидии нужнее

Загрузка...

Кулек непобедимый

Министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак призвал украинцев ограничивать...

Человек, который принес в этот мир порядок

150 лет назад, в марте 1869 г., в наши представления о мире был внесен решительный порядок:...

Что нам стоит космодром построить

Объединение усилий предприятий космической отрасли и судостроения не выглядит...

Николаевский вокзал ожидания

«Брудний і смердючий». Міністр інфраструктури Володимир Омелян під час робочого...

Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

Те, кто поверит в накопительную систему, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка