Соль и лошадиные копыта

№9 (897) 1 — 7 марта 2019 г. 27 Февраля 2019 0

НАМ ПИШУТ

Не могли бы ответить на вопрос, чем в столице зимой посыпают дороги и куда весной девается все это «богатство»? Спрашиваю потому, что ежегодно ближе к марту хозяева автомастерских довольно потирают руки. Заржавевшие кузова, отказ электроники, коррозия дисков, помутнение цвета машины. Я уж не говорю о том, что купил уже вторые ботинки, первые развалились еще до Нового года. Неужели до сих пор в мире не придумали безопасные для железа и обуви смеси?

Станислав КИРИЧЕНКО, Киев​

Зимний сезон подходит к концу, и можно подвести некоторые предварительные итоги, касающиеся борьбы со снегом и гололедом. Это нужно сделать еще и по той причине, что когда зима наступит, коммунальщикам опять придется противостоять ее капризам.

Что касается столицы, то в конце прошлого года «Киевавтодор» официально сообщил, что современные реагенты для посыпки дорог не покупает, а использует только песко-соляные смеси. Соль наиболее эффективна и экономична в использовании, эту технологию применяют в Швейцарии, Германии, Франции и Италии, которые отказались от дорогостоящих реагентов: цена последних в десятки раз выше, а эффект не столь разнится. Осенью прошлого года столичные дорожники закупили 35 тыс. т соли и 46 тыс. т песка.

Почему в качестве реагента выбрали именно соль? Это вещество (хлорид натрия) имеет тот же состав, что и обычная соль, которую добавляют в пищу. Разница только в степени очистки от примесей. Хлористый натрий, вступая в реакцию с замерзшей водой, повышает ее соленость. Соленая вода не замерзает даже при 15 градусах мороза. Проезжая часть быстро очищается ото льда и снега, повышается безопасность движения.

Удалять снег механическим способом дорого, приходится задействовать экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другую технику. Чтобы посыпать дорогу реагентом, достаточно одной машины. Экономится топливо и трудовые ресурсы.

К слову, соль в Украине использовали давно. Сохранились документы 1868 г., где поднимался вопрос отказа от этого метода борьбы с гололедом. Основная причина — вред для копыт лошадей. Смесь песка и соли применяли на дорогах столицы с 60-х годов прошлого века. В 1992 г. использование этого дешевого реагента ограничили, а в 2003-м отказались от него полностью. В 2013 г. вновь вернулись к песко-соляной смеси.

Наш читатель правильно заметил, что хлорид натрия вызывает коррозию металлических деталей автомобилей, принося владельцам убытки, портит обувь пешеходов. Об этом мало кто знает, но фактически все антигололедные реагенты содержат соль. Автопроизводители нашли способ борьбы со ржавчиной — обрабатывают кузова цинком, так что современные авто, в отличие от старых автомобилей, служат хозяевам до пяти лет. Дольше не получается, потому что в цинковом покрытии есть микропоры, через которые соляной раствор все равно добирается до стальных деталей кузова. Специалисты советуют регулярно мыть кузов, включая днище, а царапины и сколы обрабатывать составом против ржавчины и закрашивать.

Хозяин этого авто ленился мыть кузов после каждого зимнего выезда из гаража

Обувь тоже требует ухода, ее следует очищать от грязи и промывать водой из-под крана после каждого выхода на улицу. Другое дело — домашние животные, у них в первую очередь страдают лапы (экземы и язвы, дерматиты и ожоги). Ветеринары советуют надевать на лапы специальные сапожки и держаться подальше от мест, посыпанных реагентами. Желательно после улицы промывать лапы теплым антисептиком — раствором марганцовки или хлоргексидином. Использовать защитные воски и мази, которые активно рекламируют ветаптеки, нужно только в сухую морозную погоду, потому что когда на улице грязь, они бесполезны.

Следует также отметить, что соляные смеси проникают в почву и даже в грунтовые воды, ухудшая их состояние. Засаливание почв несет большую экологическую угрозу. Соль вместе с тающим снегом попадает в водоемы города, отравляя их все больше, через десять лет там не будут плавать ни утки, ни рыбы; на газонах плохо растет трава. Смесью соли с песком забивается ливневая канализация, а с наступлением весны все, что не убрали с улиц, попадает в легкие и глаза. С современными реагентами ситуация еще хуже. Результаты анализов почвы, где они использовались, показывают существенное превышение по ртути, кадмию, свинцу, хрому и другим токсичным металлам. Там целая таблица Менделеева, утверждают в общественной организации «Захист».

Разбрызгать соль куда дешевле, чем убрать снег и наледь

По словам главы Ассоциации рыболовов Украины Александра Чистякова, во время оттепели соляные смеси по ливневкам, которые не оборудованы очистными сооружениями, напрямую смываются в Днепр. В Каховском и Кременчугском водохранилищах уже не единичны случаи, когда встречаются обитатели соленой воды морских лиманов: рыба-игла и мелкие медузы.

С одной стороны, песко-соляная смесь создает неудобства и даже приносит вред, но с другой — если не очищать тротуары и дороги, это приведет к повышенному травматизму людей и к увеличению автомобильных аварий. Как же быть?

По мнению специалистов, после применения песко-соляных смесей снег нужно убирать вместе с ними, однако дорожные службы (подрядные организации) это не всегда делают. Схема такая. Сначала техникой нужно удалять рыхлый снег, для удаления наледи и наката рассыпают песко-соляную смесь. После этого выдерживают паузу 20—40 минут, а затем техникой с дорог и тротуаров собирают и вывозят снежную кашу. Между тем зачастую в сильные морозы на дорогах видны лужи, это свидетельствует о том, что службы, ответственные за состояние дорог, использовали слишком много соли, снег превратился в соленую воду, которую убрать труднее.

Такие сапожки можно изготовить и вручную, в интернете полно советов

Александр Чистяков считает, что надо не запрещать песко-соляные смеси, а упорядочить их применение. Сегодня они применяются хаотично.

— Их разбрасывают и на проезжей части, и на детских площадках, — рассказал Александр Чистяков — Нужно на законодательном уровне определить, что химию можно использовать только на дорогах, а во дворах и на детских площадках снег надо убирать механическими средствами, можно использовать мелкий гравий, песок, словом, подходить дифференцированно.

А как справляются со снегом за рубежом? В Европе и США реагенты не применяют. Там работают на предотвращение ситуации — четкая фиксация погодных прогнозов, своевременная уборка улиц. В город выводится сразу большое количество снегоуборочной техники. Кроме того, там достаточно активно стали использовать реагенты природного происхождения, например свекольный снег. Он плавит снег, хотя и не при очень низких температурах.

Во многих странах Евросоюза официально запрещено использовать соли для обработки дорожного полотна. Ученые подсчитали, что вред от засаливания почв и коррозии автомобилей гораздо больше, чем выгода от увеличения скорости дорожного движения.

Дороги в Европе посыпают каменной крошкой. Это экологически чистый материал, который можно использовать многократно. Отсев щебня или другую мелкую каменную фракцию наносят на снежный накат или лед. Весной крошку собирают, промывают и используют повторно.

Однако нужно учитывать тот факт, что многое зависит от климатических условий. Например, в северных европейских странах снег лежит всю зиму, а в Украине в последние годы погода зимой постоянно устраивает сюрпризы: то снег и морозы, то гололед и распутица.

— Почему за рубежом «снежные» государства не используют реагенты? — задается вопросом эксперт-строитель Владимир Ващенко. — Таких городов, как Киев, на севере Европы нет. Допустим, Скандинавия. Если бы у нас было 1—2 млн. человек, может, и не надо было бы применять реагенты, можно гулять по белому снегу и радоваться. Но когда в городе живет 3—5 миллионов, приходится бороться со снегопадами, по-другому не получается. Это надо признать. И Киев с его вечной нехваткой снегоуборочной техники, несмотря на мощнейшие снегопады и аномальные морозы, в таких условиях продолжает свою обычную жизнь. К нам даже ездят учиться убирать снег. Из Лондона, Нью-Йорка, например. Приезжают учиться в наши аэропорты, которые работают даже в снежные бураны. Так что у нас богатый опыт и высокий уровень борьбы со снегом. Проблема в халатном отношении к использованию смесей.

В заключение следует отметить, что в мире, к сожалению, не придумали более безопасного средства борьбы со снегом, чем его механическая уборка. В той же Москве применяют смесь мраморного щебня, муравьиной кислоты и соли, однако, несмотря на заверения чиновников мэрии (один из них в конце прошлого года на камеру съел щепотку реагента с хлебом как обычную соль), эксперты выяснили, что этот химикат насыщает почву токсичными элементами, убивая растения. В качестве альтернативы со ссылкой на зарубежные страны предлагается оперативно счищать снег, использовать многоразовую гранитную крошку, закладывать плавящие снег вещества сразу в асфальт еще на стадии строительства дорог и прокладывать подогреваемые трассы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

Те, кто поверит в накопительную систему, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут...

Полчаса в руках — 150 лет на свалке

Если все останется как есть, то очень скоро все живописнейшие места страны превратятся...

Вера Савченко: «Если беззаконие возводится в закон,...

Надежда Савченко останется за решеткой не только до президентских, но как минимум до...

Как отфильтровать недобросовестность

Желательно выявлять проблемных игроков еще на этапе отбора к участию в торгах

Прекрасный стимул на фоне долгов

Мы строим столько новых трасс, сколько выходит из эксплуатации

Найдутся ли деньги на ударный беспилотник?

Продолжительность рабочего полета ударного БПЛА на крейсерской высоте 12 200 м будет до...

Загрузка...

Такие родные квадратные метры

Отобрать жилье смогут, если коммунальные долги перевалят за 83 460 грн.

Покупка первого кредитного жилья в Европе: рейтинг...

Киев на втором месте в рейтинге худших столиц для «ипотечников».

Врачи за марихуану

Осталось преодолеть стереотипы общества

Военная медицина: от подкупа до шантажа

Армия постепенно избавляется от старой схемы госзакупок

Депозит — враг субсидий

Если ПФУ посчитает какие-то данные недостоверными, он сможет изменить размер пенсии....

Всевидящее око Поднебесной

Свое влияние и высокую трибуну 88-летний финансист использовал, чтобы убедить мировое...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка