Спирт с бензином в одном «бокале»

25 Февраля 2005 0

Спирт с бензином в одном «бокале»

Николай ГРИГОРЬЕВ

Действия премьер-министра Украины ЮЛИИ ТИМОШЕНКО и министра топлива и энергетики ИВАНА ПЛАЧКОВА в части регулирования рынка нефтепродуктов можно назвать наиболее уместными из всего того, что было сделано правительством за последнее время. Здесь заметна попытка применить давно назревший принцип либерализации рынка.

Единые условия

В середине февраля был подписан меморандум о согласованных действиях по развитию и регулированию рынка нефти и нефтепродуктов между Кабинетом Министров и украинскими нефтяными компаниями. Как сказано в документе, основным направлением избрана общая либерализация и развитие конкурентных отношений между производителями и поставщиками ресурсов. Не секрет, что нефтяники заинтересованы в полной прозрачности отношений и создании условий для равной конкурентной борьбы. Не должно быть льгот по налогам у одних нефтеперегонных заводов (НПЗ) и усиления налогового бремени — для других. Прежде всего речь идет об исключении всех льготных схем для уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). В прошлые периоды, когда Россия взимала НДС с экспорта нефти, было весьма сложно платить НДС в Украине. Его уплата в полном объеме приводила бы к значительному удорожанию нефтепродуктов, и как результат — низкая платежеспособность украинцев не позволяла приобретать отечественный бензин. Цена становилась неконкурентной по отношению к импорту из России, Беларуси и Прибалтики, где нет двойного налогообложения. По этой причине иной раз использовались некоторые схемы, позволяющие избежать чрезмерного налогового давления.

Но сегодня в связи с тем, что с 1января Россия отменила НДС на нефть для Украины, есть все предпосылки, чтобы отказаться от услуг льготников при поставках нефти. Правительство отдает себе отчет в том, что не все из них отказались от этих услуг. Поэтому методом устных договоренностей об одинаковых условиях работы консенсуса достичь невозможно. Нефтяники надеются, что будут предприняты какие-то более жесткие действия со стороны Кабмина Украины, в результате которых производители будут поставлены в равные условия. Во всяком случае те из них, кто уже отказался от сомнительных схем, как избежать налогов, приветствуют эти меры.

Аграрные грабли

Наряду с позитивными шагами в регулировании рынка есть и настораживающие моменты. Складывается впечатление, что украинский Кабмин, подталкиваемый аграрным лобби, вновь наступает на одни и те же грабли. Так, подписанный договор о поставках топлива сельхозпроизводителям предусматривает, что льготное топливо не может отпускаться посредникам. Теперь аграрии должны работать напрямую с НПЗ — это момент принципиальный. И в этой работе обязательно должен присутствовать координатор от Минагрополитики, роль которого здесь крайне важна. Без него договоренности НПЗ и аграриев не могут быть реализованы. Дизельное топливо не пойдет в хозяйства без полной уверенности, что отправляется оно строго по назначению. В этой ситуации рассматривалась возможность идентификации топлива путем его окраски. Но, как показывает практика, окрасить — не проблема. Проблема в другом — как отследить дальнейшее движение топлива. Система государственного контроля в этом случае крайне слаба. Даже если иное топливо будет попадать на АЗС и оттуда — в баки автомобилей, фискальные органы не смогут эффективно отследить и пресечь подобные действия. Нынешнее законодательство не позволяет жестко запретить использование льготного топлива на розничном рынке.

Существует и еще одна довольно серьезная проблема — вечная инициатива лоббистов спиртовых заводов по добавке в топливо так называемых высокооктановых кислородосодержащих добавок (ВКД). Как известно, ВКД производятся спиртовой промышленностью, лоббисты которой в украинском парламенте уже давно пытаются в обязательном порядке заставить нефтяников покупать свои добавки. Но, по мнению нефтяников, улучшение качественных показателей топлива требует специальных, капиталоемких технологий, и к сиюминутной проблеме реализации ВКД это не имеет никакого отношения. На данный момент использование ВКД при производстве бензинов может ухудшить качество нефтепродуктов и нанести вред автомобильному парку. Нефтяники согласны, что стимулировать предприятия для модернизации и выпуска экологически чистого топлива необходимо. Однако они считают, что это должна быть широкомасштабная программа с привлечением науки, новых технологий, производителей ВКД и НПЗ.Надо изучить опыт и ошибки других стран, беря во внимание, что в мировой практике ВКД до сих пор широко не применяются, хотя деньги на изучение этой темы выделяются.

Помимо того, владельцы НПЗ категорически против оказания давления на заводы. «Если нефтяники идут навстречу аграриям по ценам, то они не должны за наш счет решать проблемы со сбытом ВКД», — утверждает президент «ТНК-ВР-Украина» Александр Городецкий.

Таким образом, становится очевидным, что на сегодня Кабинет Министров оказался неспособным предъявить рынку четкую, прозрачную и всеобъемлющую программу реформирования ТЭК.Пока лишь правительство проводит в жизнь исключительно отдельные популистские меры в той части отрасли, которая могла бы спокойно функционировать без вмешательства государства. Речь идет о нефтерынке. Здесь, как мы убедились, не обошлось без ошибок.

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Игра с судьбой страны

Деградация государственных институтов Украины очень хорошо видна на примере органов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка