Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Украина и октябрьские выборы в Канаде

Станем ли Польшей через 50 лет?

№39(923) 27 сентября — 3 октября 2019 г. 25 Сентября 2019 5

Украина окончательно превратилась в страну, чей рынок насыщается исключительно импортной автомобильной техникой.

В фаворе железный секонд-хенд

С января по июль текущего года в страну было импортировано 341 286 легковых авто, общая таможенная стоимость которых составила $2,11 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го ввоз вырос в 3,2 раза. Импорт грузовых и специальных машин за тот же период увеличился на 22%, до 28 355 ед., а поставщики заработали $497 млн. против $467 млн. годом ранее. Закупка автобусов за границей обошлась Украине в $33,1 млн. На эту сумму было приобретено 1258 автобусов, что на 19% больше, чем за первые семь месяцев 2018 г.

С точки зрения географии, новые машины чаще всего покупают жители столицы и Киевской области (40%), далее следуют Днепропетровская обл. (7,2%), Харьковская (7,1%), Одесская (5,6%) и Львовская (4,3%). Приоритетные марки — Toyota, Renault, Nissan, KIA и Skoda.

Фактически наша страна в основном приобретает легковушки, что, впрочем, неудивительно на фоне стагнации экономики. Удивляет другое. В мае этого года Всемирный банк опубликовал доклад о реализации потенциала экономического роста Украины, в котором констатировал, что она «остается одним из беднейших государств региона».

Паритет покупательной способности у нас в три раза ниже, чем в Польше. В нашей стране зафиксирован очень низкий экономический рост, чтобы хотя бы сравняться по уровню доходов с соседними европейскими странами. Эксперты подчеркнули, что если темпы экономического роста останутся прежними, Украина сможет достичь уровня доходов современной Польши не ранее чем через 50 лет. При условии, что экономический рост не будет снижаться.

Между тем в 2018 г. директор ВБ по вопросам Украины, Белоруссии и Молдавии Сату Кахконен отметила, что если в 2014 г. за чертой бедности жили 15% населения нашей страны, то через 4 года — уже 25%.

Это подтверждает и отечественный Госстат: в 2018 г. за чертой бедности проживали 33,9% граждан. А если руководствоваться социологическими опросами, то 40% украинцев приобретают только необходимые продукты и товары.

Между тем бедная страна не только покупает импортные легковушки, но и еще бьет мировые рекорды. По данным AUTO-Consulting, летом нынешнего года в Украине зафиксирован рост продаж новых автомобилей на 18%. Летние месяцы оказались самыми успешными по продажам начиная с 2014 г. Усилиями всех дилеров было продано почти 23 тыс. авто. Но дело не в этом.

В июне и июле 2019 г. абсолютный рекорд цены установил бронированный Mercedes-Benz S600 — более $800 тыс. За ним скромно следуют Rolls-Royce (Phantom и Cullinan) по цене $570—670 тыс. Кроме того, украинцы приобрели несколько Bentley Bentayga и Continental GT и GTC по цене $300—380 тыс., Lamborghini Urus за $280—300 тыс., Aston Martin DBS за $380 тыс. Всего за три летних месяца было продано около сотни дорогих люксовых автомобилей ценой свыше $200 тыс. каждый.

Такая статистика воочию свидетельствует о том, что разделение на бедных и богатых в нашей стране обрело гипертрофированные масштабы. Эксперты отмечают, что пропасть между первыми и вторыми с каждым годом становится все шире.

Это наглядно показывает и автомобильная статистика. По данным «Укравтопрома», по итогам восьми месяцев текущего года доля импортного секонд-хенда в первичных регистрациях легковых авто составила 85%, тогда как годом ранее этот показатель равнялся 54%. Всего с начала года в Украине было зарегистрировано 298,5 тыс. подержанных легковых автомобилей, ввезенных из-за границы.

Кардинально повлияли на структуру первичного рынка легковушек снижение акцизных ставок для импортируемых б/у автомобилей и льготный период растаможки машин, ввезенных в режиме транзита или временного ввоза.

4,5 млрд. евро в минус

А теперь зададимся вопросом, куда подевалась наша собственная автомобильная промышленность, особенно легковая. Например, в августе этого года на украинских заводах было собрано 668 ед. автотранспортных средств. Как и в прошлом году, вся августовская статистика по легковым авто была сформирована крупноузловой сборкой автомобилей марки Skoda на заводе «Еврокар». За отчетный месяц было собрано 553 машины, что на треть больше, чем в августе 2018-го.

Всего с начала 2019 г. в Украине было выпущено 4230 ед. автотранспортных средств, что на 7% меньше, чем за первые восемь месяцев прошлого года.

В связи с этим уместно вспомнить, что в 2007-м ЗАЗ выпустил 280 тыс. машин, из которых более половины произвели по полному циклу. Экспорт составил 69 тыс., а годом спустя увеличился до 72 тыс. В 2013 г. ЗАЗ продал на внутреннем рынке страны 17 709 легковых авто. За семь месяцев 2019-го с конвейера сошло всего 40 машин.

В конце прошлого года было открыто производство о банкротстве завода, а в мае 2019-го он выставил на продажу свое имущество на общую сумму 419,3 млн. грн. В июле 2019-го в суде началось рассмотрение предложенного им кредиторам мирового соглашения в рамках санации. Однако угроза банкротства сохраняется.

Если беспристрастно разобраться в том, что погубило украинский автопром, то причин несколько. Все началось в 2008 г., когда Украина вступила в ВТО, после чего импортные пошлины на авто были снижены с 25% до 10%, а некоторые льготы для национальных производителей ликвидировали. В 2014 г. Украина подписала с ЕС соглашение о зоне свободной торговли и ввела экологический стандарт Евро-5, к чему отечественные производители не были готовы.

В результате ЗАЗ в 2015 г. произвел 3,9 тыс. машин. Последний удар по заводу осенью 2018 г. нанес парламент, снизивший акциз для автомобилей, ввезенных на еврономерах. Это привело к резкому увеличению импорта железного секонд-хенда из Европы.

Корпорация «УкрАВТО», которой принадлежит завод, считает, что основными факторами, обусловившими тяжелое положение предприятия, стали резкое падение внутреннего рынка новых автомобилей, потеря внешних рынков сбыта, агрессивная конъюнктурная среда и многократно выросшие в связи с резкой девальвацией гривни долговые обязательства по валютным кредитам.

ЗАЗ могли бы спасти иностранные инвесторы, но пока что таких не наблюдается. Почему? Ответ на этот вопрос в марте нынешнего года дала компания Skoda Auto, которой в Украине принадлежит завод «Еврокар». Представители последнего рассказали, что заводы Skoda работают со 120%-ной загрузкой мощностей, применяя многосменный рабочий режим, поэтому несколько лет назад возник вопрос расширения производственных мощностей. Было решено построить новый мультибрендовый завод (Volkswagen Group и Skoda Auto) в Восточной или в Юго-Восточной Европе.

Председатель Skoda Auto в 2017 г. приехал в Киев, где обсудил строительство завода с учетом удобной логистики, соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, наличия подготовленных трудовых ресурсов и более низкой стоимости рабочей силы по сравнению с европейскими странами. Однако за два прошедших года Украина так и не предложила условия, которые бы привлекли потенциального инвестора.

В нашей стране не работают таможенные и налоговые стимулы для деятельности индустриальных парков, хотя соответствующие законопроекты были приняты в первом чтении еще в 2016 г., не воплощена в реальность анонсированная 15-летняя Стратегия развития рынка электромобилей, не рассмотрены законопроекты по поддержке производства электромобилей, которые внесены в повестку дня еще в начале года.

В результате Украина не выдержала конкуренции в борьбе за 1,4 млрд. евро инвестиций, 5 тыс. новых рабочих мест и за возможность производства 300 тыс. автомобилей в год с уровнем экспорта 4,5 млрд. евро.

Собственно говоря, чехи не сообщили ничего нового. Дело в том, что в ЕС для автопроизводителей, желающих построить заводы, предусмотрены субсидии на отвод земли и передачу ее в собственность или аренду, подведение всех коммуникаций и т. д. Кредиты предлагают под 0,2% годовых. В Европе существуют специальные территории приоритетного развития, где действуют законы свободных экономических зон. Там предприятиям предоставляются преференции по ряду налогов.

К примеру, Словакия с населением 5,5 млн. чел. в 2018 г. произвела 225 415 ед. моделей Kia, 217 992 — Citroёn, 195 678 — Peugeot, 160 338 —Volkswagen, 841 018 — Audi, 36 057 — Skoda, Seat — 13 998. В 2015 г. Словакия стала мировым лидером по производству авто на тысячу жителей (184 авто). При этом доля продукции автопрома в общей структуре экспорта составила 35%.

Конечно, можно сослаться на ее выгодное географическое положение, а также на квалифицированную и относительно дешевую рабочую силу. Но это есть и в Украине. На самом деле словаки делают все возможное, чтобы привлечь иностранцев. В 2006 г. в Жилине открыла производство компания Kia Motors. Корейцам предложили господдержку проекта в $210 млн., бесплатный земельный участок и освободили от налога на фиксированный доход (19%) на 10 лет ($20,9 млн.).

Компания PSA Peugeot Citroёn вложила в организацию производства в Трнаве 614 млн. евро, в то же время получила льготы на $160 млн. Компании Jaguar Land Rover бесплатно выделили 730 га земли и компенсировали 9% инвестиций. В результате в страну пришло 1,5 млрд. евро.

Такой же экономической политики придерживается Турция: налоговые каникулы на срок от 2 до 5 лет и бесплатная земля с подводом к ней инфраструктуры. Из 14 существующих автомобильных заводов 11 созданы совместно с иностранными корпорациями. Если в 2002 г. в стране произвели 204 тыс. авто, то в 2017-м — 1,1 млн., а в 2018-м — 1 526 215 авто. Степень локализации производства составляет 50—70%.

Однако Украина многие годы предпочитает учиться на собственных ошибках, а не перенимать успешный зарубежный опыт. Результат налицо.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Децентрализация: ЗЕ-эпиграф к magnum opus Порошенко

Новая власть унаследовала от предшественников внушительный багаж реформаторских...

Еще одна кредитная история

Тактика недобросовестных кредиторов с введением потребителя в заблуждение станет...

Новых легковушек стало больше

В сентябре текущего года в Украине было продано 7,2 тыс. новых легковых автомобилей. По...

Дело Пукача: шантаж, угрозы и допущения

Еще в 2004 г. Юрий Кравченко порекомендовал Алексею Пукачу перейти на нелегальное...

ПРАВИЛА ВЫБОРА ФИНАНСОВОЙ КОМПАНИИ ДЛЯ ЗАЙМА ОНЛАЙН В...

Для получения краткосрочной ссуды на выгодных условиях не стоит полагаться на...

Загрузка...

Продажа украинской земли — непоправимая ошибка!

Ошибочные действия нынешней украинской власти начались с необоснованной и...

Мемуары взрывоопасны, особенно в США

Проблема не в системе засекречивания информации, а в том, как именно правительство...

«Не пущать!»

29 сентября избирательный штаб демократа Джо Байдена направил официальное послание...

Ненасилие и насилие в политике

Добро в борьбе со злом должно быть со стальными кулаками

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА КОЛЕЦ-ПЕЧАТОК И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Что может рассказать о человеке больше, чем его внешность и стильный внешний вид? Это...

Где купить инфракрасный обогреватель в Киеве

Выгоднее всего приобрести обогреватель инфракрасный в популярном сетевом...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка