Сытый желудок или автоматы Калашникова?

№14 (860) 6 — 12 апреля 2018 г. 04 Апреля 2018 0

НАМ ПИШУТ

«2000» опубликовали интервью со старшим оборонным советником посольства США в Украине Cтивеном Cильверстайном (№11 от 16 марта с. г.) и стратегическим советником высокого уровня от Канады Джил Синклер (№12 от 23 марта с. г.), в которых они рассказали о том, какую помощь оказывают их страны в проведении военных реформ в Украине.

Наша страна стремится перейти на стандарты НАТО. А можно доступно объяснить, что это такое и что мы должны сделать? Судя по недавним заявлениям, Украина считает, что наши ВСУ уже на 90% выполнили требования этих стандартов. А вот блогеры, которые по приглашению американцев ездили в штаб-квартиру альянса, громко удивляются: судя по темам, которые обсуждались на их встрече, Украине до выполнения натовских стандартов еще очень далеко. Примерно о том же говорят и некоторые американские эксперты в Украине.

Какие обязательства взяла на себя Украина? До какой даты она должна их выполнить, и на какой стадии переход на эти стандарты сейчас? Полторак заявил, что ВР поддержала проект закона «О национальной безопасности и обороне», в котором тоже речь идет об этих стандартах. Кроме того, недавно НАТО присвоил Украине статус страны-аспиранта. Что это означает и почему альянс изменил отношение к нашей стране?

Василий БЕЛОБОРОДЬКО, Киев

Когда речь заходит о стандартах НАТО, многие украинцы вспоминают стрелковое оружие: у нас на вооружении советские автоматы Калашникова под патроны калибра 7,62 и 5,45 мм, а в ЕС — штурмовые винтовки 5,56 мм. На самом деле это только одно из тысячи отличий нынешней украинской армии от натовской.

Нюансы человеческого и денежного ресурса

В Североатлантический альянс входят 29 стран, каждая из которых имеет собственные вооруженные силы (за исключением Исландии), в которых используются различные системы управления войсками и собственные стандарты. Чтобы эффективно взаимодействовать в рамках НАТО, они подписали международные договоры,

т. н. соглашения по стандартизации (Standardization Agreement, Stanag), число которых перевалило за 1300.

Stanag — это общие «правила игры» стран НАТО, в которых подробно регламентируются все военные аспекты, введена единая терминология, общий порядок действий тех или иных подразделений, штабные процедуры, каким топливом заправлять технику, размеры горловин в баках, что входит в аптечки, как осуществляется эвакуация раненых и даже процедура допроса пленных.

Например, Stanag 4569 обуславливает уровень защиты лиц, находящихся в легком бронированном автомобиле, 6022 — стандарт для данных метеорологического сообщения, 4628 — протокол связи для военного применения, 4512 — стандартизация пехотного оружия, 3150 и 3151— классификация единой системы питания войск, 2222 — единые требования к капелланам, а 2019 — совместная военная символика.

В обобщенном виде стандарты НАТО делятся на три категории: административные — управление войсками и обмен информацией, порядок работы с документацией; материальные — единые требования к вооружению и военной технике, а также кодификация систем обеспечения; оперативные — планирование при использовании войск.

Ярким свидетельством того, насколько эта система сложна и трудоемка, служит тот факт, что Польша переходила на стандарт НАТО восемь лет, Чехия — девять, а Литва —10. Между тем Македония подала заявку на членство в НАТО еще в 1996 г., однако до сих пор не может обеспечить стандарты альянса. Представьте себе, существуют «визуальные техники оповещения (сигнал рукой) в пешем порядке», согласно которым любой солдат должен знать как минимум семь различных приемов подачи сигналов. В самом НАТО разработка только одного стандарта занимает от четырех месяцев до двух лет.

Собственно говоря, НАТО отнюдь не настаивает на немедленном переходе армии Украины на ее стандарты. В середине февраля нынешнего года генсек альянса Йенс Столтенберг заявил, что вопрос членства Украины будет рассматриваться, основываясь на прогрессе в проведении реформ в нашей стране. К слову, в конце 2014 г. он утверждал, что прежде чем подать заявку на вступление в НАТО, украинские власти должны начать борьбу с коррупцией и создать эффективно работающий госаппарат. Кроме того, Украина должна четко определиться с границами государства, в частности со статусом Крыма и юго-восточных территорий.

В начале февраля 2018-го бывший министр обороны Украины Анатолий Гриценко высказал мнение, что страна не может вступить в НАТО не из-за украинской армии, а по ряду гражданских параметров — недостатка справедливого правосудия, нормальных выборов, прозрачности бюджетных финансов, противодействия коррупции и т. д.

В ноябре 2017 г. представитель Украины в НАТО Вадим Пристайко заявил, что альянс недоволен ходом реформ, необходимых для сближения Киева с ним. По его словам, программа перехода на новые стандарты «грандиозная по размеру и объему обязательств», слишком амбициозна для выполнения.

— Мы порой забываем, что каждое задание должно иметь ресурс — человеческий и денежный. К сожалению, иногда берем обязательства, не выделяя для него ресурсы, — отметил г-н Пристайко, подчеркнув, что Украина не отказывается от обязательств по адаптации стандартов НАТО.

В середине февраля 2018-го тональность г-на Пристайко поменялась. На Мюнхенской конференции по безопасности он заявил следующее: «Есть, условно говоря, полторы-две сотни стандартов, которые, например, касаются того, чтобы пилоты могли переговариваться на одном языке, чтобы свой/чужой отличали, как разворачиваются войска, какие требования для пересечения границы и т. д. Таких стандартов мы примерно четвертую часть уже выполнили. Темп есть». И выразил надежду, что ВСУ смогут перейти на стандарты до 2020 г.

Императив на годы вперед

В итоге многие отечественные эксперты склоняются к мысли, что в обозримом будущем Украину в НАТО вряд ли примут, хотя никто нам не мешает потихоньку переходить на стандарты альянса, что, собственно, и происходит, начиная с 2014 г.

26 мая 2015 г. указом главы государства была утверждена «Стратегия национальной безопасности Украины», в которой подчеркивались агрессия России, неэффективность действующей системы обеспечения национальной безопасности и обороны, коррупция и неэффективная система государственного управления, экономический кризис, истощение финансовых ресурсов государства, снижение уровня жизни населения, угрозы энергетической и информационной безопасности и т. д.

В ряду мер по исправлению ситуации указывалось на «внедрение интегрированной системы образования, боевой и специальной подготовки персонала органов сектора безопасности и обороны с привлечением преподавателей, инструкторов из государств—членов

НАТО, ЕС». Также в документе говорилось о «совершенствовании бюджетной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны Украины путем поэтапного увеличения бюджетных расходов органов сектора безопасности и обороны на развитие, боевую подготовку и оперативную деятельность в соответствии с практикой государств—членов НАТО».

В новой редакции военной доктрины от 24 сентября 2015 г. говорилось, что Украина считает приоритетной задачей углубление сотрудничества с НАТО и достижение до 2020-го. полной совместимости ВСУ с соответствующими силами стран—членов НАТО. Отказываясь от внеблокового статуса, Украина намерена изменить подходы к обеспечению национальной безопасности, приоритетным считая «участие в усовершенствовании и развитии евроатлантической и европейской систем коллективной безопасности». «Для этого Украина будет интегрироваться в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью получения членства в ЕС, а также углублять сотрудничество с НАТО для достижения критериев, необходимых для членства в этой организации», — говорилось в документе.

В ноябре 2015 г. министр обороны Украины утвердил план выполнения основных мероприятий по переходу ВСУ на стандарты НАТО, содержащий конкретные меры с четкими сроками их выполнения до 2020 г. Он подчеркнул, что в армии уже внедрено 115 стандартов НАТО, на основе которых разработано 64 национальных и военных руководящих документа. Разработан перечень из 402 стандартов

НАТО, которые требуют первоочередного внедрения.

Летом 2016-го на саммите НАТО в Варшаве был принят комплексный пакет помощи Украине. Документ предусматривает структурную реформу ВСУ и системы командования, оптимизацию логистики и совместные тренировки, закупку западного оборудования и обучение его эксплуатации, переориентирование украинского ОПК на стандарты НАТО — всего 40 пунктов сотрудничества и помощи.

Окончательную точку относительно НАТО поставил глава государства, который во время пресс-конференции, состоявшейся 28 февраля, заявил, что в Конституции Украины необходимо закрепить европейскую и евроатлантическую интеграцию, чтобы это стало «императивом для всех политсил на годы вперед». По его словам, совместно с партнерами НАТО разработан стратегически важный законопроект о национальной безопасности Украины, в котором «предусмотрен переход нашего сектора безопасности на стандарты НАТО».

Законопроект №8098 «О национальной безопасности Украины» зарегистрирован в ВР. В ст. 3 документа указано, что «фундаментальными национальными интересами Украины являются государственный суверенитет и территориальная целостность, демократический конституционный строй, недопущение вмешательства во внутренние дела Украины; устойчивое развитие национальной экономики, гражданского общества и государства для обеспечения роста уровня и качества жизни населения; интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, безопасное, правовое пространство, членство в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора, развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами».

Согласно ст. 15, министр обороны Украины назначается на должность ВР по представлению главы государства из числа гражданских лиц. Заместители министра тоже будут гражданскими, а не военными.

В пояснительной записке авторы законопроекта указали, что действующее законодательное регулирование отношений в сфере национальной безопасности имеет серьезные недостатки. В частности, в законе «Об основах национальной безопасности Украины» недостаточно четко определена сфера нацбезопасности. Закрепленный на законодательном уровне перечень угроз нацбезопасности Украины и меры реагирования на них не отвечает практикам государств — членов Европейского Союза и НАТО, затрудняет определение приоритетов государственной политики в сфере национальной безопасности и своевременную реакцию на изменения ситуации безопасности.

10 марта Петр Порошенко написал в Фейсбуке, что приветствует решение НАТО предоставить Украине статус страны-аспиранта и поблагодарил за поддержку Киева.

«Это стало признанием реального состояния наших отношений с НАТО. Благодарен за твердую позицию поддержки Украины, для которой одним из ключевых приоритетов национальной безопасности является достижение критериев членства в альянсе. Наша следующая амбиция — План действий по членству для Украины», — написал глава государства.

Вице-премьер по вопросам евроинтеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе пояснила: «Это означает, что в альянсе осознали, что Украина изменила свое внутреннее законодательство и определила для себя четкую цель членства в НАТО».

Лукавая аспирантура

Давайте более подробно рассмотрим, что изменилось для нашей страны после того, как она получила статус аспиранта НАТО. Глава ВР Андрей Парубий заявил, что «мы шаг за шагом бесповоротно идем к нашей мечте, Украина будет в НАТО».

Если корректно перевести соответствующее сообщение НАТО от 9 марта 2018 г., то станет понятно, откуда взялся термин «аспирант». Это калька с английского слова aspirations, которое более корректно переводится как «стремление». Дословно в сообщении альянса сказано: «Двери НАТО остаются открытыми для любой европейской страны, которая в состоянии взять на себя обязательства членства и вносить вклад в безопасность евроатлантического региона. В данный момент четыре страны-партнера заявили о своих стремлениях (aspirations) вступить в НАТО: Босния и Герцеговина, Грузия, бывшая югославская Республика Македония и Украина». Т. е. НАТО в очередной раз констатировало общеизвестный факт, что Украина стремится стать членом альянса.

Согласно справке о требованиях к странам-претендентам, опубликованной под этим сообщением, такие государства сначала приглашаются к углубленному диалогу, а затем им предложат участвовать в ПДЧ (план действий по членству), но это не гарантирует вступление в альянс.

В связи с этим следует подчеркнуть, что на ПДЧ Украина претендовала еще в 2008 г., но вопрос так и остался открытым (упоминание об этом с сайта альянса исчезло). Т. е. ПДЧ нашей стране не предоставили. Между тем углубленный диалог относительно стремлений Украины к обретению членства в НАТО ведется с 2005 г., но с тем же результатом.

Руководитель фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко заявил, что за 10 минувших лет ПДЧ нашей стране не дали по целому ряду причин: слабая экономика, а также конфликты с соседними странами. Для вступления в НАТО нужно согласие всех стран—членов альянса, что сложно при напряженных отношениях Украины с Венгрией и Польшей. Кроме того, вступление нашей страны в НАТО может заблокировать Россия через Италию, Чехию и Венгрию.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев расценивает статус страны-аспиранта «протокольно-символическим моментом, ритуальным, а не реальным шагом Запада».

Глава Центра Балто-Черноморских исследований Ирина Верещук также считает, что «решение о предоставлении Украине ПДЧ может означать, что государства-члены достигли консенсуса по вступлению Украины, но до завершения войны вряд ли мы такое решение получим».

Экономически эффективный переход

А теперь о том, как на деле происходит переход украинской армии на стандарты НАТО.

В ноябре 2017 г. начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко подчеркнул, что украинская армия не сможет осуществить быстрый переход на оружие стандартов Североатлантического альянса, потому что много вооружения и военной техники производства бывшего СССР. Однако «уже есть первые примеры в продвижении», девять батальонов подготовлено по таким стандартам, а десятый приступил к выполнению этой задачи.

23 февраля 2018 г. г-н Муженко заявил об отборе офицеров на обучение стандартам Североатлантического альянса. Генштаб утвердил кандидатуры более 250 чел., 98% которых участвовали в АТО. Из них 90% прошли курс английского языка и являются офицерами тактического звена. Они будут отправлены для обучения в высшие военно-учебные заведения других стран. Именно по такому принципу осуществляется подбор и отправка офицеров последние два года.

21 марта Муженко сообщил, что Силы специальных операций ВСУ будут совместимыми с NATO SOF (Special Operations Forces, Силы специальных операций НАТО). Правда, не уточнил, когда это произойдет.

По данным ВСУ, 20 стандартов НАТО уже внедрено в систему вещевого обеспечения солдат, 126 — в работу Минобороны и систему питания. Также при МОУ планируется открыть Центр доктрин и тактики НАТО, а оборонное предприятие «Антонов» перейдет на стандарты НАТО до 2020 г.

Следует также отметить, что при МОУ функционирует проектный офис реформ (ПОР), созданный приказом №426 министра обороны в августе 2015 г. Его задача — комплексное и экспертное ведение процесса реформирования МОУ. Он состоит из 40 чел., пришедших из волонтерского движения и бизнеса, и занимается экономическим, материально-техническим и медицинским обеспечением ВСУ. Отчитывается только перед министром обороны.

ПОР утверждает, что уже есть определенные успехи в реформировании армии. Например, в системе госзакупок. Раньше управление этим процессом осуществлялось в ручном режиме, переговоры с поставщиками проводились закрыто, было много бумажных процедур и велика вероятность коррупции. Сегодня МО полностью перешло на электронные торги, благодаря чему существенно снизился человеческий фактор при выборе поставщика и удалось сэкономить около 200 млн. грн.

Что касается медицинского обслуживания, то раньше отсутствовала централизованная информация о раненых и существовали проблемы при оформлении документов. После создания единой медицинской информационной системы появились электронные медкарточки военнослужащих, полное взаимодействие между всеми медучреждениями, стали быстро оформляться документы при выписке раненых и больных.

При старой системе обеспечения 92,3% горючего приходилось на самовывоз, было много неэффективных перевозок, отсутствовал реальный контроль остатков на складах. Благодаря новой логистике введен централизованный подвоз, самовывоз сократился до 10%, пробег машин-заправщиков уменьшился вдвое.

Произошли внушительные изменения в системе питания военнослужащих. До реформы продукты закупались по нормам 60-х гг. (в меню 32 наименования), в частях отсутствовали профессиональные повара, всю армию снабжали только четыре компании. После реформы меню расширено до 248 продуктов, появились элементы шведского стола (салаты, йогурты и горячие напитки), собственные гражданские повара, а поставщиков выбирают через систему Prozorro.

В вещевом снабжении армии тоже наметились подвижки. Раньше ее потребности удовлетворялись в течение 5—20 дней, информация об излишках поступала раз в квартал и наблюдалась сложность в планировании. Теперь потребности военных удовлетворяют за 2—10 дней, информация об излишках поступает за 10—15 минут и планирование осуществляется с учетом размеров одежды и обуви военнослужащих.

Следует также отметить, что НАТО участвует в 40 программах помощи, нацеленных на реформирование ВСУ. В частности, под руководством Норвегии действует фонд по переподготовке и социальной адаптации украинских военнослужащих. Еще один фонд, возглавляемый Канадой, Германией и Великобританией, нацелен на реорганизацию и модернизацию структур и возможностей в области командования, управления, связи и компьютеризации с целью обеспечения совместимости систем управления и связи Украины и НАТО.

Под руководством Чехии, Нидерландов и Польши оказывается помощь, нацеленная на улучшение возможностей Украины по управлению системой снабжения и стандартизацией. Возглавляемый Румынией фонд поставляет в ВСУ оборудование и учебные программы по киберзащите.

В области гуманитарного разминирования Украина будет получать помощь под эгидой программы «Наука ради мира и безопасности». Решение проблем, связанных с последствиями военной деятельности советской армии, будет возложено на целевой фонд по уничтожению стрелкового и легкого оружия и противопехотных мин под председательством США.

Консультативную помощь Минобороны и Генштабу Украины оказывает 61 иностранный советник от 13 стран—членов НАТО, включая Нидерланды, Канаду, Норвегию, Великобританию, Данию, США, Германию, Литву, Чехию, Польшу, Венгрию, Румынию и Эстонию. Из них шесть стратегических советников при Комитете реформ МОУ от США, Великобритании, Литвы, Канады, Германии и Польши.

К слову, комитет реформ МОУ ведет журнал «Матрица достижения стратегических целей и выполнения основных задач военной реформы», в котором подробно указывается, что удалось сделать на пути к стандартам НАТО. Документ объемом 101 страница ставит целью «создание системы управления на основе нового распределения полномочий, функций, заданий, обязанностей и ответственности в сфере обороны, что отвечает принципам, принятым в государствах—членах НАТО».

Если вкратце, то многие пункты документа посвящены внедрению административных стандартов НАТО — интегрированная система закупок, управление карьерой военнослужащих, подготовка резервистов, военное образование, включая медицинское, логистика, создание сил специальных операций, оборонное планирование в соответствии с евроатлантическими принципами. Часть пунктов уже выполнены, конечный срок выполнения большинства — 2018—2020 гг.

МО не скрывает, что самым дорогим и трудоемким является внедрение технических стандартов. В 2017 г. ВСУ было передано 1300 ед. вооружения и военной техники (ВВТ) и более 22 тыс. ед. ракет и боеприпасов. Департамент военно-технической политики, развития вооружения и военной техники Минобороны утверждает, что ежегодное обновление ВВТ составляет 5%, что соответствует мировым показателям.

Но вся проблема в том, что новое вооружение соответствует стандартам старой советской армии, а не НАТО, хотя некоторые шаги, чтобы переломить ситуацию, предпринимаются. В ноябре 2017 г. Минэкономразвития сообщило, что провело закупку линии производства корпусов снарядов и гильз калибра 100—155 мм. Ведомство планирует переход на основной калибр, используемый странами НАТО — 155 мм. Все оборудование, которое закупается и будет поставляться в рамках этой программы, адаптируют под стандарты НАТО. Производиться эти снаряды, скорее всего, будут на ГАХК «Артем».

«Укроборонпром» в октябре 2017 г. продемонстрировал автоматический карабин M4-WAC-47, созданный ГП «Укроборонсервис» совместно с компанией Aeroscraft (США) на базе американской полуавтоматической винтовки AR-15. В основной версии М4 используется старый советский калибр 7,62х39, но благодаря замене верхней части карабина, которое можно осуществить в полевых условиях за 20 секунд, оружие адаптируется к 5,56х45 NАТО — основному патрону в странах альянса. «Укроборонпром» считает, что благодаря M4 «возможно реализовать плавный и экономически эффективный переход к внедрению нового для украинской армии натовского калибра стрелкового оружия. Это позволит эффективно использовать запасы существующих боеприпасов, избежать проблем с распределением и логистикой новых патронов и минимизировать риски».

А вот о сроках перехода на стандарты НАТО другого вооружения (танки, пушки, гаубицы, БТР, БМП и т. п.) никто даже не заикается. В сентябре 2017 г. на международной выставке MSPO-2017 был продемонстрирован танк PT-17, который является глубокой модернизацией старого Т-72 под стандарты НАТО. В частности на нем установлена новая пушка КБМ-2, выпущенная Харьковским КБ по машиностроению им. Морозова с натовским калибром 120 мм. Машину изготовили предприятия «Укроборонпрома» и польская компания Zaklady Mechaniczne Bumar-Labedy S.A. Однако предполагается, что

РТ-17 будут продавать Польше, а не поставлять в украинскую армию.

В конце прошлого года командующий Сухопутными войсками ВСУ Сергей Попко заявил, что украинская армия в будущем может перейти на артиллерию калибра 155 мм, которую используют в странах—членах НАТО. Когда это произойдет, не сказал. Да и немудрено, еще в конце 2015 г. «Укроборонпром» анонсировал разработку новой самоходной артиллерийской установки на гусеничной базе танка «Оплот» с гаубицей натовского калибра 155 мм, пообещав предоставить украинским войскам «решающее преимущество над артиллерией противника». Однако дальше обещаний дело так и не пошло.

Сегодня трудно спрогнозировать, когда будет совершен полный переход украинской армии на стандарты НАТО и вряд ли это произойдет в 2020 г.

Так что придется удовлетвориться прогнозом военного эксперта Михаила Жирохова, который предсказывает, что украинскую армию образца 2041 г. впишут в систему европейской безопасности.

Она будет вооружена ракетными комплексами «Сапсан» с дальностью стрельбы 240—480 км, модульным стрелково-гранатометным комплексом калибра 5,56 мм, созданным предприятием «Форт» вместо автомата Калашникова, модернизированными танками «Оплот» и украинской версией китайского самолета L-15, который будет применяться как штурмовик и истребитель-бомбардировщик. А в целом армия будет небольшой, хорошо сбалансированной, с подготовленным армейским резервом и возможностями развертывания в 25—30 армейских бригад в случае конфликта.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Борьба с пожарами в пожарном порядке

Если б не было кемеровского ада, то глава правительства и не знал бы, что есть закон о...

Из палаток — в «умные» казармы

«Наша задача — учить военных развертывать полевые лагеря в любых условиях и жить...

Лучше немцев только японцы

Во многих странах ежегодно определяют лучшие легковушки, а различные рейтинговые...

У мины нет обратного хода

7 тыс. кв. км подконтрольной украинскому правительству части Луганской и Донецкой...

Ветераны без вождя

Создав в сентябре 2014 г. Государственную службу по делам ветеранов и участников АТО...

Рыба ищет, где подороже

Украинские компании вывезли в 2017 г. рыбы на 40% больше, чем в 2016-м. И это вовсе не...

Загрузка...

Поле бесправного права

В работе банковской системы присутствует тонкая грань между мошенничеством и...

Гасите известь прямо в озере

В дачных прудах лучше всего выращивать неприхотливых карасей и карпов

Чи не пора стати українцям громадянами-рантьє

Рентні платежі за користування надрами для видобування корисних копалин не...

Какой художник без штык-ножа

Впервые за многие годы украинский суд вынес первый оправдательный приговор по ст. 263 УК...

Пароль — «марсиане»

Международные корпорации готовы включиться в битву за жителей глухомани

Лебединая песня хрущевки

обзор рынка вторичной жилой недвижимости Киева-2017

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка