Телевизор душит смартфон

№29-30 (915) 19—25 июля 2019 г. 17 Июля 2019 5

Введению 5G мешает даже популистская поддержка «технологии для нищих» — аналогового ТВ

Украина всегда сильно отставала с мобильной интернет-связью. С введением 3G мы запоздали минимум на 10 лет. С 4G — на пятилетку, и до сих пор покрытие не превышает площадь, где живут 60—65% населения. В Чехии, для сравнения, этот показатель 98,8%. В мире готовится еще более серьезный технологический прорыв с форматом 5G — но готова ли к нему наша страна?

Мобильная интернет-связь — это не просто возможность быстро качать фильмы на телефон. Как говорил министр инфраструктуры Владимир Омелян, «внедрение сети 5G добавляет к росту ВВП минимум 2,5%». Омелян, конечно, тот еще эксперт, и даже в данном случае его цифры взяты с потолка. Но в одном он прав: новые стандарты связи — это платформа для развития новых форм бизнеса, своеобразный технологический локомотив экономики.

Все дело в том, что, например, 5G предполагает увеличение скорости передачи данных в десятки раз, до 10 Гб/с, уменьшение задержек тоже в десятки раз, до 1 мс. Надежность подключения с 5G вырастает в сотни раз, как и количество устройств, которые можно подключить на одной и той же площади.

Все эти технические улучшения на деле означают не количественный рост показателей, а революционный прорыв. Например, многие устройства смогут работать в энергоэффективном режиме при непрерывном подключении к интернету. Да, 5G косвенно решает и проблему высокого энергопотребления.

Это позволяет организовать связь между самыми разными приборами, т. н. межмашинную связь, или связь «интернет-вещей». Эксперты уверяют, что данный скачок в области связи приведет к четвертой промышленной революции — т. н. «индустрии 4.0».

Тут, конечно, есть много «но» — те же «2,5% ВВП» от Омеляна невозможны автоматически, потому что и население, и бизнес должны быть готовы воспользоваться техническими возможностями. Но задача государства — сделать так, чтобы данный инструмент заработал так скоро, как только возможно, не повторяя позора с распределением 3G- и 4G-лицензий, серьезно затормозившего отрасль. Ведь в Украине тендер на лицензии 3G был проведен лишь в 2015 г., после многолетней череды скандалов, а на 4G — лишь в 2018 г.

Чем эфир похож на нефть

Весной этого года президент Порошенко подписал указ о скорейшем введении 5G (в 2020 г.). Увы, это явно популистская бумага — реальная проблема лежит в области регуляторного поля государства, где до сих пор царят явно устаревшие нормы.

Для начала надо понять: радиочастоты — это наш общий национальный ресурс, к тому же очень ограниченный. Право пользования радиочастотами — это товар, который государство продает бизнесу. Лишь в некоторых диапазонах, — конечно, в других — работают военные, авиадиспетчеры, спецслужбы и пр. Товар этот недешевый: так, в 2018 г. государство заработало 200 млн. грн. на продаже лицензий и 2,5 млрд. грн. получило в виде рентной платы.

Но украинское государство не просто торгует радиочастотами (как в большинстве стран). У нас, увы, нет принципа технологической нейтральности. Иными словами, государству почему-то есть дело до того, по какой технологии вы будете передавать свои данные в выделенном вам диапазоне. Мешает ли это бизнесу? Взгляните на соседнюю Польшу — там технологию 4G запустили еще в 2010 г.

Для использования 5G актуальны пока что три диапазона, которые уже определены в ЕС: 26 ГГц, 3,6 ГГц и 700 МГц.

Самый интересный диапазон 700 МГц. Инженеры посчитали: чтобы покрыть всю Украину 4G на 2,6 ГГц, нужно 97,6 тыс. базовых станций, а в диапазоне 700 Мгц — всего 4,1 тыс. Но 700 МГц в Украине все еще используется для передачи архаичного аналогового телевизионного сигнала! Диапазон давным-давно должны были освободить (международное соглашение подписано Киевом еще в 2006 г.), но дату отказа от «аналога» постоянно переносили по политически-популистским мотивам. Последний раз прекратить аналоговое вещание должны были 31 августа 2018 г., но перенесли дату на 31 декабря 2019 г.

В диапазоне в 3,6 ГГц единственной лицензией владеет странная и никому не известная компания «Аэро телеком». Выяснить, чем она занимается, невозможно, реальных услуг абонентам, похоже, она тоже не предоставляет. По-видимому, единственная цель этой структуры — застолбить лакомую лицензию на перспективный диапазон. Тем более что права эти выкуплены до 2025 г.

В диапазоне 26 ГГц лицензии принадлежат тоже лишь одной структуре — крупной телекомпании «Датагруп».

Чтобы понять, почему нынешние отношения в сфере торговли эфиром устарели, достаточно взглянуть на несколько красноречивых фактов.

Так, Концепция госпрограммы эффективного использования радиочастотного ресурса принята Кабмином еще в 2008 г. Более чем за десятилетие концепция так и не была реализована.

В 2009 г. Кабмин разработал проект постановления, утверждающий упомянутую госпрограмму. Но постановление так и не было принято, а программу невозможно найти в открытых для публики документах.

В программе работы правительства на 2019 г. («План приоритетных действий») значится, что к ноябрю Кабмин должен принять ряд документов, которые приводят национальные правила игры в соответствие с актами ЕС. Это в первую очередь изменения в Национальной таблице распределения полос радиочастот и в Плане использования радиочастотного ресурса Украины. Акты эти не приняты, и об их разработке ничего не известно.

Согласно утвержденным документам Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации, и Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины еще в 2017 г. должны были выполнить ряд пунктов. Например, гармонизировать процедуры выделения радиочастотного ресурса в соответствии с требованиями ЕС; обеспечить технологическую нейтральность; ввести процедуру радиочастотного мониторинга; упростить процедуры натурных испытаний и пр. Ни одно из заданий выполнено не было!

Кстати, в коалиционном парламентском соглашении было предусмотрено еще в 2015 г. создать условия для развития телекоммуникационных сетей четвертого и пятого поколений, а также имплементировать дорожную карту внедрения общегосударственного широкополосного доступа к интернету. Дорожная карта не только не имплементирована — она даже не была создана.

Мегагерцы не уродили

Эксперты Офиса эффективного регулирования (BRDO) проанализировали нормативно-правовое поле, в котором производится распределение прав на использование радиочастот, и вычленили шесть ключевых проблем, которые тормозят развитие сферы мобильного широкополосного доступа к интернету.

Одна из самых удивительных и на первый взгляд экзотических — в Украине меньше частот для мобильной связи, чем в Европе. Нет, на территории нашей страны работает не другая физика — просто государство не продает доступ операторам в ряд диапазонов.

Например, нынешним монополистам мобильной связи очень интересен диапазон 800 МГц. Работа здесь позволяет значительно увеличить покрытие и качество связи — если пустить сюда игроков, можно покрыть всю Украину практически за полгода.

Но лицензию из операторов мобильной связи здесь имеет только Lifecell, да и тут есть нюансы с 4G — для снижения расходов не хватает принципа технейтральности, о чем чуть ниже. В данном диапазоне также работают компании, предоставляющие услуги CDMA-связи. С точки зрения финансов, это чистая обуза — платят они очень мало. И значительно выгоднее отобрать все нынешние лицензии и продать их заново на аукционе — это принесет в бюджет, по самым скромным подсчетам, свыше 10 млрд. грн.

Одновременно решится и проблема перераспределения ресурса в пользу мобильщиков — ведь другие компании просто не смогут конкурировать. Для потребителя этот сценарий также максимально выгоден — качество и спектр услуг мобильной связи резко вырастет.

С другой стороны, нынешние игроки рынка не слишком, кажется, интересуются диапазонами для 5G — 700 МГц и 3,6 ГГц. Дело в том, что операторы считают, что еще не выдоили рынок 4G и вкладываться в новую технологию нет смысла. Впрочем, это как гонка вооружений — стоит только кому-то начать, и включиться вынуждены будут все.

Но и сами эти диапазоны не слишком доступны — их, как упоминалось, используют далекие от мобильной связи компании. Парадоксально, но лицензии и арендная плата для них значительно ниже!

Логичным выглядит решение поднять плату до уровня «мобильной» — это принесет и деньги, и технологическое развитие в критически важную для всего общества отрасль.

Тут приходится вспомнить об отсутствии в Украине принципа технологической нейтральности. Представьте, что газету покупателям предлагают приобрести по разной цене — в зависимости от того, читают ее невооруженным глазом, в очках, в контактных линзах или с помощью лупы. Примерно так поступает государство с нашими радиочастотами. Лицензия продается не только на частоту, но и на технологию передачи в ней информации.

Это нередко приводит к ситуации, когда диапазоны, критически важные для мобильной связи, заняты под иные нужды. И нужды эти обычно и интересны более узкому кругу лиц и почти не приносят денег в бюджет. Например, 3G и 4G операторы развивают сегодня в диапазонах выше 1800 МГц. Но из-за технических особенностей в диапазоне 900 МГц разворачивание сетей стоило бы намного дешевле — примерно в 1,4—2,7 раза.

Это приводит к страшным перекосам на рынке. Так, сегодня более 65% спектра в диапазоне 900 МГц и единственная подходящая по широте полоса частот принадлежит «Киевстару». Естественно, это не стимулирует рынок — сам «Киевстар» не то чтобы очень спешит как развивать услугу, так и конкурировать по цене за потребителя.

Любопытно, что у нас вообще не так-то просто понять, кому какая частота принадлежит и на каких условиях: государственная бюрократия едва ли не сознательно создала такую запутанную систему, где только сам бюрократ и является источником ценных сведений. Которыми, естественно, бесплатно не захочет делиться. Конечно, это откровенная нелепость — стране давно нужен прозрачный формат предоставления данных о ситуации с нашим общим радиочастотным ресурсом.

Проблема, которую решить одновременно и очень легко, и крайне непросто, — санитарные нормы на электромагнитное излучение. Дело в том, что от разрешенных уровней силы излучения базовых станций зависит как качество приема сигнала, так и инвестиции оператора мобильной связи: при более низких нормах станций нужно больше.

Соответственно лоббисты телекоммуникационных компаний постоянно предлагают пересматривать нормы в сторону увеличения допустимой нормы излучения. В 2017 г. такое увеличение уже состоялось — нормы подняли в 4 раза!

Но этого операторам мобильных сетей кажется недостаточно. Они отсылают к законодательству ЕС и рекомендациям ВОЗ, где санитарные требования более либеральны — они больше в 45 раз. Поднять лимиты можно простым приказом Минздрава — но тут все зависит от того, какую волну критики и паники поднимут уже политические оппоненты.

Справедливости ради следует отметить, что повышение разрешенного порога излучения для многих может парадоксальным образом уменьшить получаемую дозу — чем сильнее сигнал базовой станции, тем слабее излучает ваш мобильник. А последний для большинства и вносит самую существенную лепту в получаемую электромагнитную порцию.

Эксперты BRDO обращают также внимание на одну весьма специфическую проблему — в стране не существует критерия эффективности использования радиочастотного ресурса. Казалось бы, какое значение имеет вроде бы сугубо бюрократический, бумажный показатель? На самом деле его отсутствие приводит ко множеству проблем, столкновению интересов и даже к коррупционным рискам. Каждая дискуссия о перераспределении лицензий выливается в подковерную и порой грязную борьбу, ведь всегда можно представить свою позицию как самую полезную обществу и государству — критериев полезности в данной сфере просто нет.

Неудивительно, что определение эффективности использования радиочастотного ресурса сознательно не вносится в законодательство уже несколькими составами Рады, хотя Нацкомиссия настаивает на этом как минимум 15 лет!

У вас плохо ловит телефон в помещении, в подвале? Вы без проблем найдете в интернете уйму предложений о продаже спецтехники для усиления сигнала — хотя такая техника создает множество проблем соседям и самому мобильному оператору. Это еще одна общая для страны проблема. Кроме того, помехи создают пользователи нелицензированной, контрабандной техники — например, радиотелефонов, которые работают в «неправильном» для Украины диапазоне.

Полиция очень часто демонстрирует полную импотенцию: если у вас в квартире работает репитер мобильного сигнала, найти легальный способ доказать это и наказать вас почти невозможно. Ведь нужно доказать, что источник радиопомех принадлежит именно вам. Единственное рациональное решение — ввести в законодательство норму, которая накладывает санкции на собственника объекта, с территории которого излучаются помехи.

Скороспелая пятерка

Аналитики Офиса эффективного регулирования считают, что решение только приведенных выше проблем — для этого, кстати, можно обойтись даже без специального закона, только подзаконными актами — позволит за полтора года увеличить доступность 3G и 4G, покрыв территорию, на которой живут 95% населения. И затем приведет к «дальнейшему внедрению 5G».

Но проблема внедрения 5G на самом деле гораздо более широкая, чем распределение радиочастотного ресурса. И дело не только в том, что на рынке пока еще отсутствуют обкатанные решения в виде смартфонов и сервисов для конечного пользователя, которые будут побуждать того тратить значительные средства на 5G.

5G в ближайшее время не решит главную проблему Украины в области «цифрового неравенства» — дискриминацию жителей удаленных населенных пунктов. Сегодня если в вашем селе нет кабельного интернета — вы автоматически в очень скверном положении. Покрытие базовыми станциями 5G обойдется операторам в сотни миллиардов гривен — на порядок выше, чем 4G. С учетом того, что траты украинского пользователя на мобильную связь очень низки по сравнению с европейскими, операторы еще очень, очень долго могут отказываться от разворачивания 5G-сетей.

Между тем 56% всего сельского населения Украины не имеет доступа к фиксированному широкополосному интернету — в села к этим 8,3 млн. человек провайдерам просто невыгодно тянуть кабель. Что является грандиозной проблемой — все это невероятное число наших граждан не имеют возможности вовлекаться в полной мере в формат современных экономических отношений. Выпадение этих соотечественников из целых секторов сферы услуг, образования, медицины, финансов серьезно тормозит экономический рост всей страны. Всемирный банк приводил подсчеты, согласно которым 1% проникновения интернета дает 0,14% роста ВВП. Поэтому обеспечение всех граждан, всех территорий доступом к широкополосному интернету — один из способов борьбы с бедностью в национальном масштабе.

Государству не стоит ждать магии 5G — нужно уже сегодня пользоваться всеми доступными технологиями и рычагами, чтобы покрыть страну надежным широкополосным доступом.

P. S. Когда верстался номер, стало известно, что президент Владимир Зеленский подписал указ «О некоторых мероприятиях по улучшению доступа к мобильному интернету».

Указ предусматривает довольно стремительный план действий, согласованный с регуляторными органами.

Уже к 1 августа 2019 г. должны быть приняты меры для того, чтобы освободить частоты в диапазоне 790—862 МГц под потребности мобильных операторов.

К 1 октября 2019 г. освободить должны радиочастоты в диапазонах 880—915 МГц и 925—960 МГц. Более того, будут приняты меры для устранения фрагментации диапазона разными пользователями — т. е. созданы условия, чтобы у операторов были достаточной полосы диапазоны для построения 3G- и 4G-сетей.

Это решительный и давно ожидаемый шаг, который наверняка встряхнет отрасль и заметно улучшит покрытие мобильным интернетом. Можно предполагать, что потребитель заметит существенные перемены уже в течение года.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...

Загрузка...

С «Останкино» на Кремль

За пять лет нового витка обструктивных1 противодействий защищенному Конституцией...

Водородной может быть не только бомба

По данным ВОЗ, около 80% неинфекционных заболеваний провоцирует вода

Призрак подземелья

До 70% дозы естественного облучения мы получаем от распада радона. Самое любопытное, что...

Мудрость Ярослава Мудрого и архаизация сознания масс

«Слово о законе и благодати» можно рассматривать как идеологическую подготовку...

Нашу еду уничтожают болезни, но повода для паники нет

Чтение новостей подводит к закономерному (и простительному) выводу — подлинная чума...

Загрузка...

Ликбез по модернизации

Николаев с полным правом может считаться одним из лидеров в развитии сферы...

Хвалебная ода каннабису

«Каждый имеет право на свободное развитие своей личности» и потому может курить...

Министерство бывшей угольной промышленности

На смену прагматичному подходу сохранения экономических связей пришла воинствующая...

Субсидиантам обещают скидки

О масштабной поддержке государством и международными донорами энергомодернизации...

Догнать и перегнать Азарова

Накануне евромайдана тогдашний премьер-министр Николай Азаров обещал украинцам...

Как на стероидах

Большинство этих людей по сути — гастарбайтеры. Но живут и заработанное тратят они в...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка