Телевизор душит смартфон

№29-30 (915) 19—25 июля 2019 г. 17 Июля 2019 5

Введению 5G мешает даже популистская поддержка «технологии для нищих» — аналогового ТВ

Украина всегда сильно отставала с мобильной интернет-связью. С введением 3G мы запоздали минимум на 10 лет. С 4G — на пятилетку, и до сих пор покрытие не превышает площадь, где живут 60—65% населения. В Чехии, для сравнения, этот показатель 98,8%. В мире готовится еще более серьезный технологический прорыв с форматом 5G — но готова ли к нему наша страна?

Мобильная интернет-связь — это не просто возможность быстро качать фильмы на телефон. Как говорил министр инфраструктуры Владимир Омелян, «внедрение сети 5G добавляет к росту ВВП минимум 2,5%». Омелян, конечно, тот еще эксперт, и даже в данном случае его цифры взяты с потолка. Но в одном он прав: новые стандарты связи — это платформа для развития новых форм бизнеса, своеобразный технологический локомотив экономики.

Все дело в том, что, например, 5G предполагает увеличение скорости передачи данных в десятки раз, до 10 Гб/с, уменьшение задержек тоже в десятки раз, до 1 мс. Надежность подключения с 5G вырастает в сотни раз, как и количество устройств, которые можно подключить на одной и той же площади.

Все эти технические улучшения на деле означают не количественный рост показателей, а революционный прорыв. Например, многие устройства смогут работать в энергоэффективном режиме при непрерывном подключении к интернету. Да, 5G косвенно решает и проблему высокого энергопотребления.

Это позволяет организовать связь между самыми разными приборами, т. н. межмашинную связь, или связь «интернет-вещей». Эксперты уверяют, что данный скачок в области связи приведет к четвертой промышленной революции — т. н. «индустрии 4.0».

Тут, конечно, есть много «но» — те же «2,5% ВВП» от Омеляна невозможны автоматически, потому что и население, и бизнес должны быть готовы воспользоваться техническими возможностями. Но задача государства — сделать так, чтобы данный инструмент заработал так скоро, как только возможно, не повторяя позора с распределением 3G- и 4G-лицензий, серьезно затормозившего отрасль. Ведь в Украине тендер на лицензии 3G был проведен лишь в 2015 г., после многолетней череды скандалов, а на 4G — лишь в 2018 г.

Чем эфир похож на нефть

Весной этого года президент Порошенко подписал указ о скорейшем введении 5G (в 2020 г.). Увы, это явно популистская бумага — реальная проблема лежит в области регуляторного поля государства, где до сих пор царят явно устаревшие нормы.

Для начала надо понять: радиочастоты — это наш общий национальный ресурс, к тому же очень ограниченный. Право пользования радиочастотами — это товар, который государство продает бизнесу. Лишь в некоторых диапазонах, — конечно, в других — работают военные, авиадиспетчеры, спецслужбы и пр. Товар этот недешевый: так, в 2018 г. государство заработало 200 млн. грн. на продаже лицензий и 2,5 млрд. грн. получило в виде рентной платы.

Но украинское государство не просто торгует радиочастотами (как в большинстве стран). У нас, увы, нет принципа технологической нейтральности. Иными словами, государству почему-то есть дело до того, по какой технологии вы будете передавать свои данные в выделенном вам диапазоне. Мешает ли это бизнесу? Взгляните на соседнюю Польшу — там технологию 4G запустили еще в 2010 г.

Для использования 5G актуальны пока что три диапазона, которые уже определены в ЕС: 26 ГГц, 3,6 ГГц и 700 МГц.

Самый интересный диапазон 700 МГц. Инженеры посчитали: чтобы покрыть всю Украину 4G на 2,6 ГГц, нужно 97,6 тыс. базовых станций, а в диапазоне 700 Мгц — всего 4,1 тыс. Но 700 МГц в Украине все еще используется для передачи архаичного аналогового телевизионного сигнала! Диапазон давным-давно должны были освободить (международное соглашение подписано Киевом еще в 2006 г.), но дату отказа от «аналога» постоянно переносили по политически-популистским мотивам. Последний раз прекратить аналоговое вещание должны были 31 августа 2018 г., но перенесли дату на 31 декабря 2019 г.

В диапазоне в 3,6 ГГц единственной лицензией владеет странная и никому не известная компания «Аэро телеком». Выяснить, чем она занимается, невозможно, реальных услуг абонентам, похоже, она тоже не предоставляет. По-видимому, единственная цель этой структуры — застолбить лакомую лицензию на перспективный диапазон. Тем более что права эти выкуплены до 2025 г.

В диапазоне 26 ГГц лицензии принадлежат тоже лишь одной структуре — крупной телекомпании «Датагруп».

Чтобы понять, почему нынешние отношения в сфере торговли эфиром устарели, достаточно взглянуть на несколько красноречивых фактов.

Так, Концепция госпрограммы эффективного использования радиочастотного ресурса принята Кабмином еще в 2008 г. Более чем за десятилетие концепция так и не была реализована.

В 2009 г. Кабмин разработал проект постановления, утверждающий упомянутую госпрограмму. Но постановление так и не было принято, а программу невозможно найти в открытых для публики документах.

В программе работы правительства на 2019 г. («План приоритетных действий») значится, что к ноябрю Кабмин должен принять ряд документов, которые приводят национальные правила игры в соответствие с актами ЕС. Это в первую очередь изменения в Национальной таблице распределения полос радиочастот и в Плане использования радиочастотного ресурса Украины. Акты эти не приняты, и об их разработке ничего не известно.

Согласно утвержденным документам Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации, и Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины еще в 2017 г. должны были выполнить ряд пунктов. Например, гармонизировать процедуры выделения радиочастотного ресурса в соответствии с требованиями ЕС; обеспечить технологическую нейтральность; ввести процедуру радиочастотного мониторинга; упростить процедуры натурных испытаний и пр. Ни одно из заданий выполнено не было!

Кстати, в коалиционном парламентском соглашении было предусмотрено еще в 2015 г. создать условия для развития телекоммуникационных сетей четвертого и пятого поколений, а также имплементировать дорожную карту внедрения общегосударственного широкополосного доступа к интернету. Дорожная карта не только не имплементирована — она даже не была создана.

Мегагерцы не уродили

Эксперты Офиса эффективного регулирования (BRDO) проанализировали нормативно-правовое поле, в котором производится распределение прав на использование радиочастот, и вычленили шесть ключевых проблем, которые тормозят развитие сферы мобильного широкополосного доступа к интернету.

Одна из самых удивительных и на первый взгляд экзотических — в Украине меньше частот для мобильной связи, чем в Европе. Нет, на территории нашей страны работает не другая физика — просто государство не продает доступ операторам в ряд диапазонов.

Например, нынешним монополистам мобильной связи очень интересен диапазон 800 МГц. Работа здесь позволяет значительно увеличить покрытие и качество связи — если пустить сюда игроков, можно покрыть всю Украину практически за полгода.

Но лицензию из операторов мобильной связи здесь имеет только Lifecell, да и тут есть нюансы с 4G — для снижения расходов не хватает принципа технейтральности, о чем чуть ниже. В данном диапазоне также работают компании, предоставляющие услуги CDMA-связи. С точки зрения финансов, это чистая обуза — платят они очень мало. И значительно выгоднее отобрать все нынешние лицензии и продать их заново на аукционе — это принесет в бюджет, по самым скромным подсчетам, свыше 10 млрд. грн.

Одновременно решится и проблема перераспределения ресурса в пользу мобильщиков — ведь другие компании просто не смогут конкурировать. Для потребителя этот сценарий также максимально выгоден — качество и спектр услуг мобильной связи резко вырастет.

С другой стороны, нынешние игроки рынка не слишком, кажется, интересуются диапазонами для 5G — 700 МГц и 3,6 ГГц. Дело в том, что операторы считают, что еще не выдоили рынок 4G и вкладываться в новую технологию нет смысла. Впрочем, это как гонка вооружений — стоит только кому-то начать, и включиться вынуждены будут все.

Но и сами эти диапазоны не слишком доступны — их, как упоминалось, используют далекие от мобильной связи компании. Парадоксально, но лицензии и арендная плата для них значительно ниже!

Логичным выглядит решение поднять плату до уровня «мобильной» — это принесет и деньги, и технологическое развитие в критически важную для всего общества отрасль.

Тут приходится вспомнить об отсутствии в Украине принципа технологической нейтральности. Представьте, что газету покупателям предлагают приобрести по разной цене — в зависимости от того, читают ее невооруженным глазом, в очках, в контактных линзах или с помощью лупы. Примерно так поступает государство с нашими радиочастотами. Лицензия продается не только на частоту, но и на технологию передачи в ней информации.

Это нередко приводит к ситуации, когда диапазоны, критически важные для мобильной связи, заняты под иные нужды. И нужды эти обычно и интересны более узкому кругу лиц и почти не приносят денег в бюджет. Например, 3G и 4G операторы развивают сегодня в диапазонах выше 1800 МГц. Но из-за технических особенностей в диапазоне 900 МГц разворачивание сетей стоило бы намного дешевле — примерно в 1,4—2,7 раза.

Это приводит к страшным перекосам на рынке. Так, сегодня более 65% спектра в диапазоне 900 МГц и единственная подходящая по широте полоса частот принадлежит «Киевстару». Естественно, это не стимулирует рынок — сам «Киевстар» не то чтобы очень спешит как развивать услугу, так и конкурировать по цене за потребителя.

Любопытно, что у нас вообще не так-то просто понять, кому какая частота принадлежит и на каких условиях: государственная бюрократия едва ли не сознательно создала такую запутанную систему, где только сам бюрократ и является источником ценных сведений. Которыми, естественно, бесплатно не захочет делиться. Конечно, это откровенная нелепость — стране давно нужен прозрачный формат предоставления данных о ситуации с нашим общим радиочастотным ресурсом.

Проблема, которую решить одновременно и очень легко, и крайне непросто, — санитарные нормы на электромагнитное излучение. Дело в том, что от разрешенных уровней силы излучения базовых станций зависит как качество приема сигнала, так и инвестиции оператора мобильной связи: при более низких нормах станций нужно больше.

Соответственно лоббисты телекоммуникационных компаний постоянно предлагают пересматривать нормы в сторону увеличения допустимой нормы излучения. В 2017 г. такое увеличение уже состоялось — нормы подняли в 4 раза!

Но этого операторам мобильных сетей кажется недостаточно. Они отсылают к законодательству ЕС и рекомендациям ВОЗ, где санитарные требования более либеральны — они больше в 45 раз. Поднять лимиты можно простым приказом Минздрава — но тут все зависит от того, какую волну критики и паники поднимут уже политические оппоненты.

Справедливости ради следует отметить, что повышение разрешенного порога излучения для многих может парадоксальным образом уменьшить получаемую дозу — чем сильнее сигнал базовой станции, тем слабее излучает ваш мобильник. А последний для большинства и вносит самую существенную лепту в получаемую электромагнитную порцию.

Эксперты BRDO обращают также внимание на одну весьма специфическую проблему — в стране не существует критерия эффективности использования радиочастотного ресурса. Казалось бы, какое значение имеет вроде бы сугубо бюрократический, бумажный показатель? На самом деле его отсутствие приводит ко множеству проблем, столкновению интересов и даже к коррупционным рискам. Каждая дискуссия о перераспределении лицензий выливается в подковерную и порой грязную борьбу, ведь всегда можно представить свою позицию как самую полезную обществу и государству — критериев полезности в данной сфере просто нет.

Неудивительно, что определение эффективности использования радиочастотного ресурса сознательно не вносится в законодательство уже несколькими составами Рады, хотя Нацкомиссия настаивает на этом как минимум 15 лет!

У вас плохо ловит телефон в помещении, в подвале? Вы без проблем найдете в интернете уйму предложений о продаже спецтехники для усиления сигнала — хотя такая техника создает множество проблем соседям и самому мобильному оператору. Это еще одна общая для страны проблема. Кроме того, помехи создают пользователи нелицензированной, контрабандной техники — например, радиотелефонов, которые работают в «неправильном» для Украины диапазоне.

Полиция очень часто демонстрирует полную импотенцию: если у вас в квартире работает репитер мобильного сигнала, найти легальный способ доказать это и наказать вас почти невозможно. Ведь нужно доказать, что источник радиопомех принадлежит именно вам. Единственное рациональное решение — ввести в законодательство норму, которая накладывает санкции на собственника объекта, с территории которого излучаются помехи.

Скороспелая пятерка

Аналитики Офиса эффективного регулирования считают, что решение только приведенных выше проблем — для этого, кстати, можно обойтись даже без специального закона, только подзаконными актами — позволит за полтора года увеличить доступность 3G и 4G, покрыв территорию, на которой живут 95% населения. И затем приведет к «дальнейшему внедрению 5G».

Но проблема внедрения 5G на самом деле гораздо более широкая, чем распределение радиочастотного ресурса. И дело не только в том, что на рынке пока еще отсутствуют обкатанные решения в виде смартфонов и сервисов для конечного пользователя, которые будут побуждать того тратить значительные средства на 5G.

5G в ближайшее время не решит главную проблему Украины в области «цифрового неравенства» — дискриминацию жителей удаленных населенных пунктов. Сегодня если в вашем селе нет кабельного интернета — вы автоматически в очень скверном положении. Покрытие базовыми станциями 5G обойдется операторам в сотни миллиардов гривен — на порядок выше, чем 4G. С учетом того, что траты украинского пользователя на мобильную связь очень низки по сравнению с европейскими, операторы еще очень, очень долго могут отказываться от разворачивания 5G-сетей.

Между тем 56% всего сельского населения Украины не имеет доступа к фиксированному широкополосному интернету — в села к этим 8,3 млн. человек провайдерам просто невыгодно тянуть кабель. Что является грандиозной проблемой — все это невероятное число наших граждан не имеют возможности вовлекаться в полной мере в формат современных экономических отношений. Выпадение этих соотечественников из целых секторов сферы услуг, образования, медицины, финансов серьезно тормозит экономический рост всей страны. Всемирный банк приводил подсчеты, согласно которым 1% проникновения интернета дает 0,14% роста ВВП. Поэтому обеспечение всех граждан, всех территорий доступом к широкополосному интернету — один из способов борьбы с бедностью в национальном масштабе.

Государству не стоит ждать магии 5G — нужно уже сегодня пользоваться всеми доступными технологиями и рычагами, чтобы покрыть страну надежным широкополосным доступом.

P. S. Когда верстался номер, стало известно, что президент Владимир Зеленский подписал указ «О некоторых мероприятиях по улучшению доступа к мобильному интернету».

Указ предусматривает довольно стремительный план действий, согласованный с регуляторными органами.

Уже к 1 августа 2019 г. должны быть приняты меры для того, чтобы освободить частоты в диапазоне 790—862 МГц под потребности мобильных операторов.

К 1 октября 2019 г. освободить должны радиочастоты в диапазонах 880—915 МГц и 925—960 МГц. Более того, будут приняты меры для устранения фрагментации диапазона разными пользователями — т. е. созданы условия, чтобы у операторов были достаточной полосы диапазоны для построения 3G- и 4G-сетей.

Это решительный и давно ожидаемый шаг, который наверняка встряхнет отрасль и заметно улучшит покрытие мобильным интернетом. Можно предполагать, что потребитель заметит существенные перемены уже в течение года.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Сыщик в законе

Журналистские расследования мало чем отличаются от деятельности частных детективов

Шедевры, копии, подделки

Право управлять и властвовать не гарантировано бессрочно

Не с Европой единой нам жить суждено

Немалый потенциал в экономике, политике и иных сферах Украина способна обрести, если...

Вызовы для нового патриарха

Дипломатические чиновники — вновь в идеологическом «мейнстриме»

Смертельные весенние ручьи

Борьба с гололедицей и посыпание дорог составами, содержащими соль, привели к тому, что...

Свобода глазами киевлян

опрос взрослого населения Киева относительно восприятия свобод в повседневной жизни

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка