Терроризм — это болезнь

№16 (555) 22 - 28 апреля 2011 г. 21 Апреля 2011 0
Минск. Станция метро «Октябрьская»

В обществе активно обсуждается недавний теракт в столице Беларуси. Как при любом резонансном событии, взглядов на случившееся множество, впрочем, как и желающих заработать на чужом несчастье дивиденды. Поэтому мы решили расставить некоторые акценты и заодно попытаться разобраться, насколько террористическая угроза реальна для Украины.

Председатель КГБ Беларуси Вадим Зайцев заявил, что исполнители теракта в минском метро использовали «...взрывчатку, не имеющую аналогов. Это было особое взрывчатое вещество, которое представляет огромный интерес для экспертов. Причем во время теракта 3 июля 2008 года в День независимости в Минске также использовалась взрывчатка, аналогов которой не знали ни в одной из спецслужб. Во время теракта в метро также использовались компоненты этой взрывчатки». На вопрос, где преступники ее взяли, он ответил: «В интернете...»

В связи с этим — первый вопрос: а не смогут ли наши доморощенные «плохие парни» подобным образом получить доступ к аналогичным технологиям? Ведь не только в интернете можно найти инструкции по изготовлению взрывных устройств и прочих орудий преступления, но и на любом книжном рынке.

Не стоит забывать, сколько людей во время службы в армии получили диверсионную подготовку. Все ли они удовлетворены своим нынешним положением и нет ли среди них тех, кто за хорошее вознаграждение способен повторить минский сценарий? Кто-то отслеживает подобные вопросы у нас? В Америке или ФРГ, например, это четко контролируется государством.

Александр Лукашенко предположил, что взрыв в метро организован извне. В свою очередь КГБ Беларуси сразу после события озвучил три версии теракта: дестабилизация обстановки в стране, причастность к взрыву экстремистов, а также поступок нездоровых людей. Но удивляет то, как на проблеме белорусов пытаются спекулировать и зарабатывать «дивиденды» все желающие. Как и следовало ожидать, версии западной прессы, белорусской оппозиции и любителей блогов по поводу организаторов взрыва в минском метро отличаются от официальных версий спецслужб. Попробуйте угадать, кто виноват по их версии? Правильно: подозревается «преступный» режим Лукашенко и его союзники в России.

Но и реакция властей Беларуси на такое поведение блогосферы вполне прогнозируема и адекватна. Правоохранители сразу задержали троих «распространителей провокационных слухов, сеющих в стране панику», которые сообщали в блогосфере недостоверную информацию о волне взрывов. А оппозиционные сетевые ресурсы Беларуси были «атакованы» хакерами. Похоже, это и есть видимая часть «адекватного ответа» на «брошенный стране вызов», о котором упоминал Лукашенко на экстренном совещании силовиков.

Реакция общества и власти

В отличие от многих стран, прежде в Беларуси терактов практически не было. Можно было предположить, что подобное несчастье из-за отсутствия опыта реагирования станет сложной проблемой для местных силовиков и населения. Но эксперты отметили, что то, как госструктуры и жители Минска справились с ЧП в первые часы после взрыва, вызывает по меньшей мере уважение.

Одна из причин этого — за годы правления Лукашенко власть смогла «приучить» белорусов к определенной солидарности и взаимовыручке. Достаточно привести несколько примеров: в первые часы после трагедии, когда почти не работал общественный транспорт, таксисты и водители маршруток в Минске развозили людей из центра города по домам бесплатно. Хотя «по сценарию» они были «обязаны» взвинтить цены за услуги...

Во-вторых, паника была лишь в первые минуты после взрыва. А затем люди начали массово помогать друг другу. Давки не было. По лежащим людям никто не бежал. Даже те пострадавшие, кто мог передвигаться, не разбежались по больницам и домам, а возвращались назад и выносили на руках пострадавших без сознания. Люди с легкими ранениями терпеливо стояли в очереди и ждали, пока машины «Скорой помощи» заберут всех критических больных. А операторы мобильной связи объявили, что не будут взимать плату за звонки, совершенные в Минске вечером в понедельник, на какие бы номера ни звонили их абоненты.

«Свободная» пресса любит перемывать косточки белорусским силовым структурам. Но белорусская милиция и спасатели сработали четко и слаженно. Пожарные машины были на месте происшествия спустя пять минут после взрыва, наряды «Скорой помощи» — примерно в то же время. ГАИ быстро взяла под контроль центральную часть проспекта Независимости и отвела с места происшествия частный автотранспорт. Уже через час после ЧП патрульные наряды милиции оцепили все вокруг в радиусе нескольких километров. Кстати, милиция не позволяла журналистам снимать слишком «жестокие» кадры. Медперсонал оказывал пострадавшим не только физическую, но и психологическую помощь. В центрах переливания крови срочно собирали своих доноров.

Минск. Вход на станцию метро «Октябрьская»

Украинский вариант

Говорить, что вопрос противодействия терроризму является для нашей страны чем-то новым, некорректно. Прежде всего организация борьбы с терроризмом в Украине и необходимое ее обеспечение силами, средствами и ресурсами осуществляется Кабинетом Министров. Центральные органы исполнительной власти принимают участие в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, определенной законами и принятыми на их основе нормативно-правовыми актами.

После принятия в 2003 г. закона «О борьбе с терроризмом» в государстве активизировалось развитие сил, способных выполнять эти задачи. Это в первую очередь антитеррористические подразделения «Альфа» СБУ, другие формирования спецназначения ВС и правоохранительных органов.

Для организации и проведения антитеррористических операций и координации деятельности всех структур, которые ведут борьбу с терроризмом или привлекаются к антитеррористическим операциям, согласно указу Президента Украины от 11 декабря 1998 г. создан Антитеррористический центр при СБУ (АТЦ). Он призван заниматься: разработкой программ борьбы с терроризмом; сбором и оценкой информации о состоянии и тенденциях развития терроризма; организацией и проведением антитеррористических операций; координацией деятельности структур по борьбе с терроризмом; взаимодействием со спецслужбами и правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями.

Структурно АТЦ состоит из Межведомственной координационной комиссии и штаба, а также координационных групп при региональных органах Службы безопасности. Деятельность этих групп при региональных органах СБУ отражает структурированность деятельности Антитеррористического центра в соответствии с административно-территориальным устройством государства.

Как работаем на самом деле?

СБУ утверждает, что в стране все необходимые меры в сфере борьбы с терроризмом предпринимаются. Во всяком случае в 2010 г. было раскрыто 135 случаев террористического характера, запрещен въезд в страну 34 гражданам, которые подозреваются в причастности к террористическим организациям. Из незаконного оборота изъято 672 единицы огнестрельного оружия, 199 кг взрывчатки, 5 самодельных взрывных устройств, на объектах инфраструктуры Евро-2012 проведено 9 учений антитеррористической направленности, предупреждено более 50 конфликтов на религиозной и национальной почве. Это — на официальном сайте СБУ.

Руководитель СБУ Велерий Хорошковский по этому поводу считает: «Статистика — вещь необходимая, но когда мы говорим о преступлениях, она не может быть единственным критерием эффективности работы. Я не могу сказать, много это или мало. Если мы говорим о терроризме, то благодаря тому, что указанные проявления нами выявлены, сегодня народ Украины по большому счету может спать спокойно. К счастью, наша страна находится в относительно спокойном положении, мы не являемся государством с повышенной террористической угрозой. Тем не менее отдельные случаи были, и они своевременно нами выявлялись».

Традиционно в нашей стране проблему террористической угрозы связывали в первую очередь с Крымом. Безусловно, для этого были определенные основания. Ведь только в прошлом году там выявлено несколько тайников с оружием, принадлежащих радикальным группировкам. Но сейчас руководство СБУ утверждает, что уровень террористической опасности в Крыму снизился, но это связано не только с работой силовиков, а прежде всего с усилением власти в автономии, слаженностью ее работы.

С шефом СБУ не совсем согласен вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергей Тигипко: «Борьба с терроризмом — важное дело, однако для Украины намного более актуальной является борьба с коррупцией. Именно под эту задачу необходимо «заточить» законодательство о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем».

Так он прокомментировал недавнее решение правительства о принятии пятилетней стратегии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и внесении в Верховную Раду двух законопроектов, направленных на усиление ответственности за отмывание грязных денег и упрощение процедуры ареста и конфискации активов террористических организаций.

Генерал СБУ Василий Крутов, признанный специалист в сфере борьбы с терроризмом: «Теракт может коснуться любой страны без исключения, не только Украины. На сегодняшний день нет ни одного государства в мире, которое могло бы быть защищено от проведения на его территории террористических актов, каким бы огромным политическим, экономическим или военным потенциалом оно ни обладало.

Любое государство, в том числе и наше, сегодня должно опасаться проявлений именно системного терроризма, как это мы неоднократно видели на примере Российской Федерации. Именно такого уровня проявлений системного терроризма у нас, cлава Богу, нет. Но у нас есть очень много факторов, которые могут привести к различным преступлениям террористической окраски.

Обезопасить себя на 100% практически невозможно, потому что мы имеем дело с уникальным явлением. Это не просто вид преступления, это явление, за которым стоит огромнейшая индустрия. Прежде всего индустрия, которая базируется на достаточно развитой научно-технической базе. Совершить террористический акт — не так уж и сложно — технически, физически, а защититься от него чрезвычайно сложно. Если куда-то есть свободный вход, то уже нет оснований говорить о гарантии безопасности.

У нас есть система, но сказать, насколько она адекватна такому уровню организации теракта, как в Белоруссии, я затрудняюсь. Например, в России давно выстраивается достаточно мощная система, но тем не менее время от времени все-таки террористические акты осуществляются. Хотя огромное их количество своевременно пресекается».

Выводы из вышесказанного напрашиваются противоречивые. С одной стороны, в Украине определенные шаги по недопущению и пресечению террористической угрозы предпринимаются. Но с другой — не только Беларусь, но и такие продвинутые в сфере борьбы с терроризмом страны, как Россия, Израиль и США, с различной периодичностью подвергаются террористическим атакам.

И оптимальный антитеррористический рецепт известен пока один: устранить угрозу могут не только крутые парни из антитеррористических подразделений, а системная деятельность государства по недопущению политических, идеологических, экономических и других предпосылок террористической деятельности.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Шанс для Президента

У Зеленского есть уникальная возможность оправдать звание народного президента

Колея растраченных иллюзий

Избавиться от «идеологических оков» означает консервацию нынешней...

Призрачный эффект wunderwaffe

Кроме государства Украина, у отечественной железнодорожной отрасли нет других...

Куда посылают мэров

Правил игры нет, политическая система не работает, будущее туманно, неотвратимо и...

Потеря связи с людьми — путь к политическому краху

Отсутствие связи избирателя и депутата способно привести к политическому краху не...

Штабной период

Штабная форма управления таким сложным механизмом, как экономика, не может быть...

Загрузка...

«Большой брат» будет следить за нами круглосуточно

Замена бумажных трудовых книжек электронными — это тотальный контроль над каждым...

Круговая оборона «Пьемонта»

В противостоянии с поляками украинские националисты прибегают к такой же риторике,...

Планшет, не заслуживающий беспокойства

Хочу поздравить всех пользователей Windows 7, коих в мире насчитывается 400 млн. человек. 14...

Лучший случай — организованный

Политическая воля позволяет поддерживать режим свободной конкуренции, предотвращая...

«Трудовое евангелие» от власти: украинцы с правами...

Власть хочет оставить работника один на один с интересом и волей работодателя

Зе-дрессировка

Зе-команда пытается официально институционализировать карманную организацию...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка