Трехгорбый верблюд лучше одногорбого

№7(807) 17 — 23 февраля 2017 г. 15 Февраля 2017 1 4.5

Тем, кому осталось доработать до пенсии год или два, можно только посочувствовать. Будет ли проведена пенсионная реформа, и если да, то в каком направлении?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, какие законопроекты находятся на рассмотрении в ВР.

Старт реформе был дан после внесения правительством в парламент в мае прошлого года проекта закона №4608 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий».

Авторы предложили ввести с 1 июля 2017 г. накопительную систему пенсионного страхования. К участию в ней привлечь лиц, которым на эту дату осталось более 10 лет до достижения пенсионного возраста. Те, кому до пенсии осталось меньше, имеют право не платить страховые взносы.

Ставка взноса в накопительную систему устанавливается на уровне 2% с 1 июля 2017 г. и увеличивается на 1% ежегодно — до 5% с 1 января 2020 г. Государство гарантирует застрахованным лицам сохранность страховых взносов в размере уплаченных, с учетом уровня инфляции.

Согласно проекту закона, институт «специальных» пенсий должен быть отменен. С 1 июля 2017 г. предусматривалось назначение пенсий всем категориям пенсионеров, которые работают на «специальных» должностях, в одном законе и по единым правилам.

В законопроекте предполагалось введение накопительных профессиональных пенсионных программ для лиц, занятых определенной профессиональной деятельностью, связанной, как правило, с вредным, тяжелым и опасным характером работы. Участниками накопительной профессиональной пенсионной программы будут лица, которым на 1 июля 2017 г. исполнится не более 35 лет. Предложено пять категорий участников профессиональных пенсионных программ. Работодатель в пользу этих работников платит дополнительный вклад — в зависимости от категории — в размере от 2,5% до 15%.

Что касается реформирования солидарной составляющей пенсионной системы, то было предложено следующее. Унифицировать в одном законе определения размеров всех надбавок, повышений, ежемесячной дополнительной пенсии, доплат, ежемесячной выплаты целевой денежной помощи на проживание и компенсаций.

Осуществлять финансирование доплаты до минимального размера пенсии, который устанавливается на уровне прожиточного минимума, за счет госбюджета.

Временно «заморозить» (с 1 января 2017 г. до 1 января 2019 г.) показатель средней зарплаты за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии, на уровне показателя за 2013, 2014 и 2015 гг. для всех пенсий, которые будут назначаться в этот период.

Возобновить проведение ежегодных перерасчетов пенсий с 1 марта каждого года в связи с ростом средней зарплаты, а также провести перерасчеты пенсий в случае увеличения прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, независимо от факта работы пенсионера, в период с 1 апреля по 31 декабря 2016 г.

Главное научно-экспертное управление ВР в октябре прошлого года не оставило от законопроекта №4608 камня на камне. Оно указало, что предложение об отмене специального пенсионного обеспечения госслужащих с уменьшением размеров пенсий нарушает права граждан и противоречит сразу трем статьям Конституции.

Отмена специального пенсионного обеспечения выглядит дискриминационным, социально несправедливым шагом со стороны государства. Проблема устранения диспропорции в размерах пенсий между получателями пенсий по специальным законам и на общих основаниях должна решаться путем повышения уровня общего пенсионного обеспечения, прежде всего размеров тех пенсий, которые не обеспечивают достаточный жизненный уровень граждан.

Весьма сомнительными с точки зрения соответствия Конституции и международным стандартам в сфере судопроизводства выглядят также предложения по ограничению пенсионного обеспечения судей. Предложение о временном «замораживании» (с 1 января 2017 г. до 1 января 2019 г.) средней зарплаты приведет к занижению размеров пенсий гражданам, которые достигнут пенсионного возраста в этот период. И такая заниженная средняя зарплата будет зафиксирована в пенсионных делах этих граждан на будущее.

Юристы управления, поддержав в целом предложение о целесообразности введения накопительной системы, пришли к выводу, что этот процесс должен начаться только после объективного определения факта роста экономики в Украине, что даст возможность эффективного размещения и использования средств накопительной пенсионной системы. В противном случае собранные средства не дадут желаемого для нормального функционирования этой системы прибыли, что приведет к дискредитации самой идеи такого страхования.

После столь негативной оценки правительственного законопроекта в ВР поступило еще три альтернативных.

В проекте закона №4608-1 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования системы пенсионного обеспечения, установления единых принципов назначения пенсий и внедрения накопительного уровня пенсионного страхования» предлагается восстановить проведение ежегодных перерасчетов пенсий с 1 марта в связи с ростом средней зарплаты.

Предусматривается урегулировать правовой пробел, возникший 1 июня 2015 г. в связи с отменой пенсионного обеспечения по специальным законам. Одновременно для работников, которые уже отработали на то время необходимый стаж и оплатили взносы по повышенной ставке, — сохранить предоставленные пенсионные гарантии. Ввести второй уровень системы пенсионного обеспечения — накопительный с 1 июля 2017 г.

Авторы доработанного законопроекта № 4608-2 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования пенсионного обеспечения, внедрения единых принципов начисления пенсий и отмены привилегий в пенсионном обеспечении» предложили внести изменения в порядок исчисления страхового стажа и определения показателя средней зарплаты. Увеличить максимальную величину базы начисления единого взноса до уровня 300 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Кроме того, отменить спецпенсии, с учетом компенсации сумм взносов, уплаченных в солидарную систему по повышенной ставке. Пенсии, предназначавшиеся в порядке, отличном от общего, независимо от даты их назначения, выплачивать в размере, вычисленном согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Авторы проекта закона № 4608-3 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и содействия достижению бездефицитности бюджета Пенсионного фонда» предложили установить, в отличие от правительственного законопроекта, более жесткие условия введения накопительной системы. Так, положения законодательства, касающиеся Накопительного фонда, предлагается вводить в действие не ранее 1 января года, следующего за годом, в котором достигнута бездефицитность бюджета ПФУ.

Предполагается предоставить гарантии пенсионного обеспечения лицам, работавшим на «специальных» должностях и платившим страховые взносы в повышенном размере. Обновлять ежегодные перерасчеты пенсий с 1 марта каждого года в связи с ростом средней зарплаты.

18 января 2017 г. Комитет по вопросам соцполитики, занятости и пенсионного обеспечения ВР наконец-то определился с четырьмя вышеназванными законопроектами.

Он указал, что действующую в стране систему пенсионного обеспечения необходимо менять. В то же время основными угрозами при внедрении накопительной системы являются дальнейшее ухудшение финансового состояния ПФУ, обесценивание пенсионных накоплений вследствие инфляции и влияние финансово-экономического кризиса.

С учетом современного состояния экономики и уровня инфляции возникают сомнения относительно способности финансовых институтов государства в полной мере гарантировать сохранность страховых взносов в Накопительном фонде в размере фактически уплаченных взносов.

Требование об участии во 2-м уровне всех застрахованных (кроме 50-летних и старше) достаточно противоречиво. Ведь ясно, что не только за 10, но и за 15—20 лет величина накопленных средств не позволит существенно повлиять на размер получаемой пенсии, однако эти средства будут нуждаться в администрировании уже сегодня, а в будущем человек получит небольшую единовременную выплату.

Не предусмотрено повышение коэффициента страхового стажа за период участия в солидарной и накопительной системах. Таким образом, выплаты из солидарной системы для участников двух систем будут меньше, чем для участников исключительно солидарной системы.

Неоднозначными и дискуссионными являются некоторые новеллы законопроектов №4608-2 и 4608-3. Нельзя поддержать без финансово-экономического обоснования предложения по изъятию величины оценки одного года стажа (1,08%) за период участия в солидарной и накопительной системах.

То же касается введения нового показателя в формуле определения заработка для исчисления размера пенсии, увеличения максимальной величины базы начисления единого взноса, «замораживания» в формуле определения заработка для исчисления пенсии показателя средней зарплаты на уровне среднего размера за последние три года и т. д.

В итоге члены комитета пришли к выводу, что законопроект №4608 по результатам рассмотрения в первом чтении следует отклонить. Проект закона №4608-1 принять за основу. При доработке ко второму чтению нужно учесть новеллы законопроектов №4608-2 и №4608-3. В общем, слепить трехгорбого верблюда.

Вызывает сомнение, получится ли он, ведь правительство на достигнутом не остановилось и представит в ВР новый проект закона об основах накопительной системы и негосударственном пенсионном страховании, а также об усовершенствованиях действующей солидарной системы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В Украине дан старт реформе на рынке регулярных...

Изменения касаются Порядка проведения конкурса на регулярных автобусных маршрутах и...

Назван размер самой большой пенсии в Украине

Максимальный размер пенсий в Украине с 1 января 2018 года вырос на 3060 грн в связи с...

Данилюка, Реву и Розенко предлагают уволить из-за...

В бюджет не заложены средства на перерасчет пенсий работникам силовых ведомств

Порошенко дал старт секретной реформе системы...

Проект Концепции реформирования пресс-служба президента публиковать не будет

В Раде определились с размером минимальной пенсии...

С 1 октября для назначения и перерасчета пенсий будет применяться прожиточный минимум...

Вексельный измор

Мы — ветераны труда, дети войны. Среди нас металлурги, врачи, офицеры, моряки...

Загрузка...

Лучше быть толстым и высоким

Немецкая автомобилестроительная корпорация BMW (Bayerische MotorenWerke) объявила об отзыве почти...

Безналичное будущее цифровых расчетов и мобильных...

Оценить по достоинству значимость повсеместной распространенности какого-то явления...

Дефицит боеготовности: в чем причина медлительности...

Держать вооруженные силы в постоянной боевой готовности накладно

В бою без «дашки» как без рук

25-я отдельная воздушно-десантная бригада в прошлом году отметила 15-летие

Армия: матрасы уже не ватные

На продовольственное обеспечение войск в 2018-м предусмотрено 3,5 млрд. грн.

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Александр Юрченко
16 Февраля 2017, Александр Юрченко

Сегодняшние действия власти показали, что правительство проявляет свою точку зрения на право граждан получать пенсию, что, практически, сводится к позиции – хочу дам, хочу – не дам, а в дальнейшем – ой, беда, так что же делать?
Невольно, в очередной раз, возникает вопрос – до каких пор наши пенсионеры, отдававшие всю свою трудовую жизнь часть зарплаты, по сути, часть собственных, заработанных ими средств, часть своих денег, «на сохранение и в пользование» государства, с надеждой на использование этих средств в старости, оказываются, практически, как говорят в народе – у разбитого корыта!

- 12 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка