«Трудовое евангелие» от власти: украинцы с правами гастарбайтеров

№01—02(937) 17 — 23 января 2020 г. 15 Января 2020 5

8 ноября на сайте ВР опубликовали текст проекта закона «О труде». Фактически этот документ станет новым Трудовым кодексом страны.

Власть анонсировала серьезную перезагрузку трудовых отношений еще в начале осени прошлого года. Законопроект во всех отношениях раскрывает смысл сентябрьского месседжа главы комитета социальной политики ВР Галины Третьяковой, которая заявляла: «Мы будем пытаться создать для вас, для бизнеса, очень простые и дешевые условия открытия и закрытия рабочего места именно для того, чтобы вы создавали таких рабочих мест побольше в стране. Хотим, чтобы вы миллион создали таких рабочих мест на протяжении пяти лет. Но это означает, что мы будем немного наезжать на права и дискриминировать наемного работника».

Новый год и новый этап законодательного «турборежима» власть начнет как раз с трудового законодательства. Эти изменения, которые серьезнейшим образом влияют на экономическую ситуацию в стране и трансформируют модель производственных отношений, будут иметь далеко идущие последствия.

Первый звоночек трудового произвола

О сути и характере преобразований трудовых отношений, которые готовила Зе-команда, можно было сделать выводы по еще одному документу. 12 декабря в Раде поддержали законопроект №1233 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (касательно устранения норм, которые нарушают права и законные интересы работодателей Украины)».

Автором документа выступил глава комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Закон предусматривает существенное уменьшение штрафов для работодателей за нарушения трудового законодательства. Финансовые санкции уменьшаются в разы и сводятся к очень «демократичным» размерам. В некоторых случаях речь идет вообще об отмене штрафных санкций и замене их предупреждениями.

Благожелательный по названию закон о защите прав работодателей по своей сути крайне антисоциален: власть намерена защищать интересы работодателей за счет ущемления прав наемных работников. Об этом недвусмысленно заявляют специалисты, которые проанализировали документ.

У отечественных законодателей есть одна весьма вредная привычка — напрочь игнорировать профессиональные замечания к законопроектам Главного научно-экспертного управления ВР. Труд одной из наиболее компетентных структур Рады, к сожалению, зачастую остается невостребованным.

В замечаниях к закону Гетманцева эксперты обращают внимание на несколько важнейших моментов. Во-первых, указывается на необоснованность снижения штрафов за нарушение трудовых отношений: «Прежде всего следует обратить внимание на то, что предложенные в проекте инициативы столь радикального снижения размеров ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства в отношении своих работников, по нашему мнению, являются весьма сомнительными с точки зрения его эффективности в качестве поддержки ведения бизнеса, поскольку угроза платить такие «большие» штрафы существует только для нарушителей законодательства. Добросовестные, законопослушные работодатели, действующие в рамках законодательства и не нарушающие законные права наемных работников, не будут платить указанные штрафы».

Во-вторых, отмечается вопиюще дискриминационный характер закона в отношении наемных работников, что противоречит Конституции: «...считаем, что предложенное в проекте радикальное снижение размеров штрафов и их замена предупреждением если и будет иметь позитивный эффект для бизнеса, то прежде всего за счет снижения уровня гарантий трудовых прав работников, которых будут принимать на работу без официального оформления и соблюдения минимальных гарантий по оплате труда и другим вопросам, что, на наш взгляд, не в полной мере согласуется с определением Украины, в частности, как социального государства (ст. 1 Конституции Украины)».

Этим законом власть четко показала суть готовящихся преобразований трудовых отношений — работодатель должен получить максимум преференций, послаблений и прав, а работнику, в сухом остатке, уготована правовая дискриминация.

Трудовое гетто

Но вернемся к «основному блюду» трансформации трудового законодательства от Зе-реформаторов — законопроекту №2708 «О труде».

С резкой критикой документа уже выступила Международная конфедерация профсоюзов (ITUC). По мнению представителей организации, принятие законопроекта приведет к таким результатам: упрощенное увольнение работников в любой момент по желанию работодателя; краткосрочные индивидуальные трудовые договора; договора с нефиксированным рабочим временем; сверхурочная работа станет нормой и будет оплачиваться в 5 раз меньше, чем раньше; отмена некоторых социальных гарантий; перевод работника на другое рабочее место без его согласия и снижение защиты матерей с маленькими детьми еще больше облегчает их увольнение; фактическая ликвидация профсоюзов.

Международное профсоюзное движение также отмечает, что, разрабатывая законодательные изменения, украинская власть не обратилась за консультациями к Международной организации труда, что нарушает несколько конвенций МОТ. Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шаран Барроу отметил: «Правительство Украины стоит на стороне олигархов и многонациональных корпораций и выступает против работников, общественности и профсоюзов. ...Мы осуждаем украинское правительство за безрассудное нарушение своих международных обязательств, по которым страна рискует потерять важную поддержку в Европе и поддержку мирового сообщества».

Впрочем, г-н Барроу далек от украинских реалий и не понимает, что для нашего правительства важна позиция только одной международной структуры — МВФ. Законопроект изобилует антисоциальными и дискриминационными нормами в отношении работников: фактическая ликвидация 8-часового рабочего дня (возможность установления 12 рабочих часов в день); уменьшение ставки сверхурочных выплат (120% вместо двойного тарифа); создание множества дополнительных возможностей для быстрого увольнения работников (например, даже по такой экстравагантной причине, как «утрата доверия» работодателя); формирование графика отпусков работодателем, узаконивание возможности отзыва работника из отпуска; сокращение льготных отпускных для матерей с несовершеннолетними детьми и работников вредных производств; ликвидация социальных гарантий для уязвимых категорий трудовых сотрудников (женщины в декрете, пенсионеры и т. д.) И это далеко не полный список «сюрпризов».

Законопроект был резко раскритикован и Министерством юстиции. Многостраничный документ ведомства с критикой законопроекта четко резюмирует: «Проект не отвечает Конвенции по правам человека и практике Европейского суда по правам человека».

Зе-реформаторы, начиная рекламную кампанию изменений к трудовому законодательству, сразу выбрали объектом нападок советский Кодекс о труде от 1971 г. Критикуя его несовершенство и «отсталость» от новых экономических реалий, «слуги» нацелились и на ликвидацию функций социальной защиты, которые в нем заложены.

Де-факто трудовая реформа

Зе-команды является попыткой вычленения трудовых отношений как «вещи в себе», которая никак не связана с социальной политикой государства. В этой парадигме нет никаких дополнительных факторов и механизмов защиты — только прямое противопоставление интереса работодателя и интереса наемного работника. Власть хочет оставить работника один на один с интересом и волей работодателя.

Множество моментов в новом трудовом законопроекте по своему смыслу невольно заставляют вспомнить труд Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Структурно анализируя характер и масштабы эксплуатации наемных работников, а также живописуя бытовые и социальные условия рабочих, Энгельс проиллюстрировал использование трудовых ресурсов в качестве топлива для индустриального котла Англии ХІХ в.

В пояснительной записке к законопроекту авторства министра экономического развития Тимофея Милованова указано: «В течение длительного времени становления в Украине рыночной экономики действующий Кодекс не успевает за тенденциями развития рынка труда, среди которых потребность в учете процессов глобализации и конкуренции и, как следствие, необходимость бизнеса к оптимизации расходов, в т. ч. и на социальную инфраструктуру, увеличение иностранного инвестирования в национальную экономику, существенное изменение отношения сторон трудовых отношений к традиционным формам их организации. При этом достигается одна из главных задач государственного регулирования — обеспечение достойного уровня оплаты труда и недопущение бедности среди работающих».

Милованов открытым текстом говорит об «оптимизации расходов бизнеса» за счет прав наемных работников. Как поражение рабочего класса в правах будет стимулировать рост занятости и повышение оплаты труда, остается загадкой. Власть действительно полагает, что дискриминация работников и использование их в качестве «топлива» для развития бизнеса и разгона экономики является правильным и целесообразным шагом.

В то же время правительство не выдвигает никаких стратегических целей и структурных маркеров, за счет которых будет расти и развиваться экономика. Непонятно, под какой базис экономического прорыва власть готовит создание «трудового гетто» в стране.

Польша становится еще привлекательнее

В декабре прошлого года г-н Милованов, рассуждая о зарплатах в Польше и Украине, заявил, что отечественные зарплаты достигнут польских показателей через 7 лет: «Догонять еще долго, но сделать это возможно... Сегодня зарплата в Польше примерно в 3,5 раза больше. Если мы догоняем зарплату в Польше на 20% в год, то за 7 лет мы увеличим свою зарплату в относительном измерении к зарплате в Польше в 3,58 раза. То есть сравняем зарплаты».

С точки зрения украинского рабочего, одним из преимуществ работы в собственной стране является возможность защитить свои права на свой труд «дома». Дискриминировав наемных работников, власть отбирает последние доводы о преимуществах трудоустройства в Украине. На таких же «птичьих правах» и за большие деньги украинцы предпочтут работу в Польше, укрепляя тамошнюю экономику. Формальных целей, которые декларирует правительство по стимулированию занятости, уменьшению безработицы и повышению оплаты труда, никак нельзя достичь посредством ущемления трудовых прав работников. Препарирование этих проблем лежит совершенно в иной плоскости управленческого и законодательного инструментария.

Поражение рабочих в правах и ликвидация социальных функций государства в системе координат трудовых отношений не даст никаких положительных эффектов в плане развития экономики. Скорее наоборот, «трудовая дерегуляция» может стать дополнительным мотивом к трудовой миграции и усилить процесс депопуляции в Украине.

Система трудовых отношений в спайке с процессом подготовки кадров и потребностей рынка труда, напротив, нуждается в более тщательном регулировании и планировании. Какими бы преференциями, послаблениями или дополнительными правами ни наделила власть отечественный бизнес, при наличии кадрового голода и дискриминированных работников экономика работать не будет. Разве что польская.

В идее власти по сокращению прав наемных работников прослеживается надежда на «инвестиционное чудо». Мол, создавая максимально благоприятные условия для работодателей в плане использования трудовых ресурсов, в Украину хлынут инвестиции.

О добрых и чудотворных «инвесторах» в Украине говорят еще с момента обретения независимости. Это стало уже частью национального мифотворчества. Дискриминация трудового класса украинцев в Украине никак не будет способствовать воплощению «инвестиционной сказки» в жизнь.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Эксперт: карантин не влияет на масштаб трудовой...

В эфире информационного блока "День.LIVE" президент Ассоциации компаний по...

Число работающих детей в мире превысило 160 млн - ООН

За последние четыре года число работающих детей и подростков во всем мире увеличилось...

64% украинцев после 40 лет отказывают в трудоустройстве...

16% людей до 40 лет утверждают, что при трудоустройстве возраст  — это проблема....

Новый локдаун может повлиять на рынок труда Украины

Очередной локдаун, который начнется в Киеве с 5 апреля и, вероятно, будет введен по всей...

Уряд схвалив законопроєкт щодо посилення захисту...

8 лютого на позачерговому засіданні Уряд схвалив проєкт Закону "Про внесення змін до...

Роботодавці м. Києва готові платити найбільше...

Наразі найоплачуваніші вакансії в базі столичної служби зайнятості має такий вигляд:...

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка