У мины нет обратного хода

№15 (861) 13 — 19 апреля 2018 г. 11 Апреля 2018 2

7 тыс. кв. км подконтрольной украинскому правительству части Луганской и Донецкой областей, а также 9 тыс. кв. км оккупированного Донбасса нафаршированы различными боеприпасами, готовыми взорваться в определенной ситуации. Это сплошное минное поле не на годы, а на десятилетия.

Саперам нужно помогать

Самое ужасное, что почти каждая третья смерть среди гражданского населения, а еще больше — среди раненых, вызвана взрывами мин, неразорвавшихся снарядов, ракет, всевозможных военных ловушек и «адских» самоделок.

В прошлом году и с начала 2018-го саперы ВСУ, ГСЧС и Государственной специальной службы транспорта более 1,1 тыс. раз выезжали на мероприятия по разминированию. Обычно они предшествовали работам по восстановлению разрушенной инфраструктуры (газопроводов, водопроводов, электросетей, железнодорожных путей) в приближенных к фронту участках. С начала боевых действий удалось проверить около 26 тыс. га территорий и уничтожить более 346 тыс. взрывоопасных предметов. Каждый из них способен принести смерть не менее чем 10 лицам.

Такой очисткой земель в настоящее время на украинском востоке занимается около 50 расчетов, в состав которых входит почти три сотни специалистов. Много времени и сил военные и представители неправительственных организаций тратят на маркировку земель и дорог, потенциально опасных в минном отношении. Также определенный ресурс идет и на уменьшение рисков с помощью информационных кампаний среди местного населения.

Однако в государстве пора наконец позаботиться не только вообще о существовании структур, занимающихся этой проблематикой, но и поднять решение соответствующих задач на более высокий уровень. В частности, и это признают практически все специалисты, имеющие отношение к аспектам противоминной деятельности, Украина требует немедленного принятия современной профильной нормативной базы и создания эффективной институциональной вертикали, которая организовывает, проводит такие мероприятия и отвечает за их качество. Имеется в виду система, соответствующая международным стандартам противоминной деятельности IMAS.

Сейчас основная нагрузка в решении этой проблемы делегирована Минобороны, в т. ч. разработка законодательства по вопросам противоминной деятельности. Причем нормирования требуют многие аспекты. К примеру, пострадавшие от взрывоопасных предметов до сих пор не имеют юридически закрепленного статуса. Это не позволяет говорить об адекватности их социальной защищенности и высоком уровне медицинского сервиса, в частности что касается жертв среди гражданских.

Из достижений стоит отметить совместную разработку оборонного ведомства и ГСЧС, при содействии Координатора проектов ОБСЕ в Украине, автоматизированной системы управления информацией о противоминной деятельности с помощью программного обеспечения IMSMA. Она содержит перечень координат территорий, загрязненных взрывоопасными предметами, и результаты разминирования и контроля качества последнего. Эта информация должна быть публично доступной.

Свою работу в этом направлении уже начал Минздрав, данные которого в дальнейшем интегрируют в единую АСУ. Минобороны решает и больной вопрос современного технического обеспечения саперов. Им здесь помогают международные партнеры в рамках нескольких программ. К примеру, на днях Центру разминирования Главного управления оперативного обеспечения ВСУ (в Каменце-Подольском) представители ОБСЕ передали современное оборудование для одной группы разминирования.

Максим Комиссаров: «80% всех боеприпасов уничтожают подразделения ВСУ»

— Самое главное, что нам нужно одновременно как стратегически, так и оперативно добиться разработки и принятия законодательства и национальных стандартов в сфере противоминной деятельности на основе международных, — отмечает начальник Управления экологической безопасности и противоминной деятельности МОУ полковник Максим Комиссаров. — Это позволит Украине построить эффективную и скоординированную систему противоминной деятельности. Минобороны в свое время прорабатывало законопроект «О противоминной деятельности». Но его отклонили еще на «комитетском» этапе. С учетом замечаний и современных тенденций мы разработали другой профильный законопроект, который сейчас проходит внешнее согласование в органах исполнительной власти. В нем заложены комплексные решения этой очень актуальной для Украины проблемы.

Поиск собственной модели

Что касается прогнозов по срокам очистки Донбасса от мин и сколько средств для этого понадобится, то Максим Комиссаров утверждает, что ООН дает такие среднестатистические данные: на разминирование последствий 1 года войны нужно положить 10 лет очистки.

— Учитывая, что процесс можно ускорить, надеюсь, мы справимся быстрее, чем за 40 лет, — говорит Максим Владимирович. — Особенно если примем соответствующие законы. В любом случае это работа на долгие годы. По смете разминирования: трудно сказать, что существует фиксированный тариф стоимости очистки, скажем, квадратного метра земли. Все зависит от загрязнения территории, наличия болот, рек, характера рельефа, почв, городская ли это местность или необитаемая, и т. п. Например, в Хорватии в разные годы стоимость разминирования варьировала от 0,2 до 3 евро за кв. м. У нас есть ориентировочные данные о наших расходах в Украине: на разминирование 1 кв. м площади уходит от 3 до 30 грн.

— Существует ли механизм ответственности лиц, проводящих разминирование, за качество таких работ?

— Конечно, случаи подрыва на уже очищенных территориях бывают, такова жизнь. Но, к сожалению, законодательно этот процесс полностью не урегулирован. Мы разрабатываем национальные стандарты противоминной деятельности, регламентирующие алгоритм проведения очистки участков, контроль качества таких работ и порядок передачи территории. Тогда можно четко исследовать, на каком этапе произошла ошибка, и найти виновного.

Контроль качества в таком случае должен быть прерогативой независимой структуры. А согласно международному опыту, за противоминную деятельность ответственность однозначно несет государство, и никто другой. Поэтому это подразделение, контролирующее качество разминирования, должно быть государственным.

Мы предлагаем, чтобы контроль был трехступенчатым. На первом этапе его проводит подразделение, непосредственно разминировавшее участок. На втором — результат проверяет старший начальник. А уже третий этап является внешней проверкой качества очистки на заложенную заказчиком глубину. К примеру, если землю будут использовать как сельхозугодия, то безопасная глубина разминирования — 30 см. Если участок предназначен для многоквартирного жилищного строительства, безопасной является глубина 6 м. От таких условий и зависят стоимость, продолжительность, техническая сложность работ. Сейчас такого нормативного механизма в государстве не существует. Мы знаем, что должны разминировать, проверять и после всего нести ответственность за работу. Но здесь не хватает правового поля.

— А кто в Украине имеет право давать оценку минной опасности и разминировать местность в соответствии с международными нормами?

— У нас пока есть три международные организации — The HALO Trust, Датская группа по разминированию (DDG) и Швейцарский фонд противоминной деятельности (FSD). Они готовы проводить такую оценку. Но тут есть проблема, опять-таки на законодательном уровне. Поэтому эти организации проводят только неполные работы по разминированию, поскольку не имеют надлежащих разрешений. То есть не несут полной ответственности за качество разминирования.

Находя взрывоопасный предмет, они сообщают нашим саперам или ГСЧС. 80% всех таких боеприпасов в стране уничтожают подразделения ВСУ, хотя в соответствии с законодательством вся территория государства в этом разрезе подопечна именно ГСЧС. В общем, операторами противоминной деятельности могут стать после нормативного урегулирования все структуры, способные пройти оценку соответствия и далее выполнять задания по разминированию. А заказчиками могут быть местные громады, районная или областная власть, предприятия, ведомства и т. п.

Недавно мы проводили «круглый стол», где представили концепцию законопроекта, который дает зеленый свет развитию в государстве эффективной системы противоминной деятельности. Последняя имеет серьезное преимущество — она открыта, позволяет привлечь максимально субъекты всех секторов хозяйства и управления.

Кстати, ее элемент можно уже увидеть на сайте Минобороны в разделе «Противоминная деятельность». Это интерактивная карта с данными о текущем состоянии гуманитарного разминирования.

Женевский международный центр гуманитарного разминирования разработал рекомендации по организации и проведению противоминной деятельности. Существует и богатый международный опыт.

Украина сейчас в поиске собственной модели. В любом случае все идет к тому, что при Кабмине создадут национальный орган противоминной деятельности, у которого будет свой рабочий инструмент — координационный центр противоминной деятельности. Он будет контролировать качество и планировать соответствующие операции по разминированию, изучать риски и т. п.

Рассмотрим несколько примеров таких систем в разных государствах, пострадавших от вооруженных конфликтов. В Хорватии проблематикой разминирования занимаются МВД и коммерческие структуры, исполняющие заказы на определенные работы. Однако контроль качества остается за государством. Турция в своем минобороны имеет центр по разминированию, занимающийся планировочными мероприятиями, но к работам там привлекают как государственных, так и частных операторов — организации, прошедшие оценку соответствия и способные проводить этот процесс.

В наибольшей степени нам подходит модель Таджикистана, где к процессу разминирования привлечены как государственные, так и коммерческие структуры, но под ведомственным контролем и гарантией государственной ответственности.

Система, которую предлагает сейчас утвердить Минобороны, базируется практически на существующих структурах, и она очень открытая, что благосклонно воспринимают международное сообщество и доноры. Очередь за законодателем.

О необходимости образования под эгидой Кабмина координационного органа противоминной деятельности говорят многие эксперты и чиновники. В частности, министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш:

«Несколько законопроектов застряли в Верховной Раде. Надо всем органам власти обратить на это больше внимания. Разминирование — это не только уничтожение мин или остатков боеприпасов. В зоне боевых действий живет несколько сот тысяч людей. Они должны быть обучены безопасно обращаться с боеприпасами, и чтобы не подрываться, нужно маркировать территорию. Это большой комплекс проблем, на который не обращают должного внимания».

Отметим, что в перспективе на базе Центра разминирования Главного управления оперативного обеспечения ВСУ планируют создать центр по усовершенствованию противоминной деятельности. Он будет иметь надлежащую международную сертификацию и ряд лицензионных полномочий — как на контроль качества выполнения работ по разминированию, так и на сертификацию подразделений, привлекаемых к таким мероприятиям.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Во Львове из-за сообщения о минировании вокзала...

При обследовании помещения железнодорожного вокзала взрывоопасных предметов не...

В Киеве задержали экс-сотрудника МВД, который ездил по...

Служба безопасности Украины задержала мужчину, который ездил по Киеву на машине с...

МВД Украины наращивает присутствие в Азовском море

Подразделения Министерства внутренних дел Украины увеличивают свое присутствие в...

Глава МВД Австрии предложил прямо на судне проверять...

По мнению министра, такая система поможет решить «проблему репатриации»

Загрузка...

От космоса до подземного арсенала

Главное в проектировании — системный профессиональный подход, это лучшее лекарство...

Ясли вместо четырех стен

Неравноправие заключается в том, что в особый период в отпуск по уходу за ребенком не...

Химический кнут для экономики. Он же пряник

Зависимость Украины от импорта минеральных удобрений стала реальностью, это один из...

Набережная на болоте

В 2015 г. концентрация только азота диоксида в жилой зоне Ирпеня вокруг асфальтового...

Калории для ОСМД

Для проведения полной термомодернизации зданий в Украине, при существующих темпах,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка