Украина создает роботов-убийц

№3 (891) 18 — 24 января 2019 г. 16 Января 2019 0

Вот уже несколько лет украинская армия пребывает в состоянии «замороженного» конфликта с поддерживаемыми Россией сепаратистами, контролирующими районы Донбасса на востоке Украины. Конфликт пережил фазу маневренных боевых действий, осады населенных пунктов и аэропорта — она завершилась в 2015 г.

Роботизированный тактический комплекс «Фантом»

Сегодня противоборствующие стороны, разделенные участками ничейной земли и мощными укреплениями, тщательно отслеживают действия друг друга: периодически звучит снайперская стрельба, сопровождаемая артиллерийской канонадой и минометными обстрелами. Наносятся даже высокоточные удары с применением противотанковых ракет.

В ситуации, когда малейшее передвижение, замеченное противником, способно спровоцировать смертоносные обстрелы, действия украинцев, пытающихся свести к минимуму угрозу жизни военнослужащим, которые принимают участие в столкновениях, путем создания роботизированной боевой техники, выглядят оправданными.

В былые времена в Украине функционировала солидная часть военно-промышленного комплекса Советского Союза: здесь строили транспортники «Антонов», танки Т-64 и даже авианосцы. Опираясь на оставшуюся в ее распоряжении техническую базу, Украина стремится укрепить позиции в бушующем на востоке страны конфликте.

Самым известным беспилотным наземным транспортным средством Украины стал «Фантом» — модификация с колесной формулой 6х6 впервые была представлена на оборонных выставках еще в 2006 г. При скромных габаритах (3 м в длину и 1 м в высоту) роботизированная бронемашина оснащается пулеметом калибра 12,7 мм или 4 ПТУР «Барьер» украинского производства, способными уничтожать бронетехнику на дистанциях до 5 км.

Комплекс «Фантом-2» на выставке в Абу-Даби

Подъемно-поворотная пусковая платформа позволяет низкому колесному роботу успешно скрываться за рельефом местности, поражая при этом вражескую бронетехнику. Кроме того, «Фантом» можно использовать в разведывательных миссиях или для доставки грузов весом до 350 кг (к примеру, для снабжения передовых постов провиантом и амуницией или для эвакуации раненых с поля боя).

«Фантом» управляется в ручном режиме с «наземной станции управления» (по сути это огромный ноутбук с двумя мониторами и встроенными джойстиками). Дистанционное управление осуществляется либо по оптоволоконному кабелю длиной до 5 км, либо по защищенному радиосигналу (радиус действия до 10 км). К услугам оператора роботизированного комплекса установленные на «Фантоме» 5 фиксированных камер и 1 камера панорамного кругового обзора — все они с функцией ночного видения.

И тут необходимо упомянуть — именно системы дистанционного управления традиционно считаются ахиллесовой пятой любых наземных беспилотных транспортных средств. В отличие от БПЛА радиосвязь с «пехотными» роботами часто прерывается — например, из-за особенностей рельефа местности или — что еще хуже — в результате применения противником радиопомех.

Подавляющее большинство реально используемых сегодня наземных беспилотных транспортных средств — это роботы-саперы: операторы могут управлять ими в пределах прямой видимости. А вот в случае с боевым «пехотным дроном» оператор в идеале должен находиться в безопасном укрытии (как минимум — вдалеке от огня неприятеля).

Впрочем, россияне в ходе тестирования «Урана-9» в Сирии (более тяжелого и в теории более совершенного наземного робота) уже столкнулись с реальностью: при заявленной 3-километровой дальности управления реальная дальность в условиях легкой городской застройки составила весьма скромные 400 м. Иными словами, практичность и целесообразность использования «Фантома» напрямую будет зависеть от надежности систем его радио и оптоволоконной связи в реальных боевых ситуациях.

Мощность двигателя и запас хода — вот еще две проблемы, над решением которых бьются разработчики наземных роботизированных транспортных средств. «Фантом» оснащен гибридной энергетической установкой с отдельным двигателем для каждой колесной пары и генератором мощностью 30 кВт, обеспечивающим роботизированному БТР максимальную скорость на уровне 37 км/ч. Генератор периодически включается для подзарядки аккумулятора: при этом его можно отключать во избежание обнаружения «Фантома» тепловизорами. Процесс подзарядки от сети занимает 90 минут.

Дистанционно управляемая платформа Ironclad компании Global Dynamics из Львова

В 2017 г. представлена более серьезная модификация «Фантома» с колесной формулой 8х8. Эта модель оснащается 23-мм орудием, предназначенным для борьбы с пехотой и легкой бронированной техникой, или ракетной установкой РС-80 — блоком из 20 неуправляемых ракет калибра 80 мм. Энергетическая установка мощностью 80 кВт обеспечивает машину весом 2,6 т максимальной скоростью в 60 км/ч. Дальность связи по защищенному радиоканалу предположительно достигает 20 км. Судя по сообщениям СМИ, «Фантом-2» вызывает интерес у потенциальных покупателей из Северной Африки и Ближнего Востока.

Ярким контрастом на фоне мускулистого «Фантома-2» выглядит детище украинской компании Global Dynamics. Эта фирма недавно представила собственный наземный беспилотный боевой комплекс: дистанционно управляемая платформа Iron Clad с колесной формулой 4х4 весит всего 1,2 т. Представленная в двух модификациях роботизированная машина отличается абсолютной проходимостью в любых условиях. Как и «Фантом», она управляется по оптоволоконному и радиоканалу и оснащается гибридной дизельно-электрической силовой установкой. Впрочем, заявленная мощность — 12 кВт — говорит о том, что крейсерская скорость не превысит 20 км/ч. При этом толщина модульной брони Iron Clad, по данным СМИ, составляет всего 6 мм, а этого лишь с натяжкой достаточно для защиты от обстрела из легкого стрелкового оружия с приличного расстояния.

Дистанционно управляемая автоматическая турель в передней части (это лишь опция) может оснащаться стабилизированным тяжелым или средним пулеметом, обеспечивающим высокую кучность только на дистанции до 1 км. На заднем сегменте расположен грузовой отсек, рассчитанный для перевозки грузов весом до 136 кг (этот показатель будет существенно ниже при оснащении сухопутного дрона вооружением). Автономность хода составляет 4 часа при полной загрузке и до 10 часов — в облегченном варианте.

Миниатюрный наземный «беспилотник» ориентирован на участие в разведывательных операциях благодаря встроенным тепловизионным камерам и дальномеру. Теоретически Iron Clad может использоваться пехотными подразделениями и передовыми постами — как инструмент выполнения рутинных, но достаточно опасных патрульных миссий.

Боевая роботизированная платформа «Ласка» от компании «Инфоком» отличается еще более скромным весом (310 кг) и скорее напоминает оснащенный пулеметом квадроцикл. Мощность силовой установки «Ласки», оборудованной впечатляющим набором датчиков, составляет 19 л. с. Складывается впечатление, что «Ласка» создана для использования на минимальном удалении от оператора (от 100 до 300 м), при этом управление боевой платформой осуществляется роботизированной «умной перчаткой».

Впрочем, вопреки бравурным репортажам в СМИ, в вопросе о том, когда же в украинские вооруженные силы поступят упомянутые сухопутные дроны, ясности нет. Да и поступят ли вообще. Отсутствие подтвержденных заказов можно объяснять по-разному: либо в украинских ВС не считают беспилотные наземные боевые платформы приоритетным видом вооружений, либо интерес есть, а финансирования нет, либо комплексные испытания такой техники ведутся полным ходом — вот только кулуарно и без лишней огласки. И, конечно же, особое внимание разработчики обязаны уделить потенциально главной уязвимости сухопутных дронов перед средствами радиоэлектронной борьбы — безжалостно и смертоносно эффективно используемых российскими войсками в ходе войны на Донбассе.

Принцип, лежащий в основе дистанционно управляемой транспортной платформы, настолько прост, что в 2016 г. украинские граждане смогли за свой счет профинансировать разработку робота «Мисливець» — платформы, оснащенной пулеметом калибром 12,7 мм и камерой. Судя по выводам авторов статьи, опубликованной порталом Digital Forensic Research Lab, стоимость народной новинки эквивалентна $10 000.

В декабре 2016 г., судя по распространенному в интернете видео, примитивный на вид «Мисливець» использовался для пулеметного обстрела сепаратистов, засевших в одном из домов Авдеевки. Управление осуществлялось дистанционно с ноутбука. Очень сложно углядеть в «Мисливці» высокоточную боевую платформу: впрочем, точность не так уж и важна в деле подавления боевого духа вражеских войск.

Несколько позже киевская фирма Robotics анонсировала продажи модели «Мисливець-2» — эта модификация оснащена инфракрасной камерой, шифрованным каналом радиоуправления, аккумуляторной батареей, обеспечивающей автономность на протяжении 36 часов, и модернизированной системой управления с ноутбука. В мае 2018 г., по данным СМИ, украинская армия приступила к официальному тестированию «Мисливця». Звучали заявления о возможности использования платформы для эвакуации раненых с поля боя и об оснащении миниатюрного робота более серьезным вооружением — автоматическим гранатометом или пусковой ракетной установкой.

Роботизированный наблюдательно-огневой комплекс «Мисливець-2»

«Мисливець-2» все еще выглядит подобно тележке с установленным на ней пулеметом, но если эта платформа действительно способна с малыми расходами выполнять возложенные на нее задачи, организовать ее массовое производство (в отличие от более дорогих и внешне более совершенных прототипов) особого труда не составит.

Естественно, сама практика использования роботов ради сохранения жизни людей во время боевых действий выглядит парадоксальной, ведь она позволяет нашему обществу вести войны вечно. Доказательством существования этого парадокса стали бесконечные войны с использованием дронов, инициированные США.

Роботизация боевых действий в ХХI столетии выглядит явлением неизбежным (отчасти благодаря относительной дешевизне такой техники, что наглядно демонстрирует Украина), и нам остается надеяться лишь на одно: что этот тренд не спровоцирует масштабного уничтожения человеческих жизней — вместо их спасения...

Себастьян РОБЛЕН  — американский историк, авторитетный эксперт по военным конфликтам и вооружениям, обозреватель издания National Interest, автор популярного блога «Война скучна» (War Is Boring), автор массы аналитических и сопоставительных обзоров российских и западных образцов вооружения.

По материалам The National Interest

Справка «2000». The National Interest — американское аналитическое издание по военно-политической тематике с печатным журналом, выходящим 2 раза в месяц и сайтом NationalInterest.org. Издание отличается проверкой качества материалов и тщательным подбором экспертов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Всевидящее око Поднебесной

Свое влияние и высокую трибуну 88-летний финансист использовал, чтобы убедить мировое...

Зачем нам офицеры, если есть сержанты

К концу 2020-го Вооруженные силы Украины должны реализовать Концепцию развития...

Тайна в открытом доступе

Охранники торговых заведений, запрещая фото- и видеосъемку, как правило, ссылаются не...

«Укргаздобыча»: украденная победа

В команду УГД приходят не по родственным связям, а после докладов на конференциях,...

Острая кислотная недостаточность

Из-за несогласованного с потребителями решения правительства о квотировании импорта...

«Наша профессия новая, и не все осознают, что мы не...

Один из руководителей сказал мне: «К армии слово «коррупция» прошу не...

Загрузка...

Просроченный патрон врагу не страшен

История знает немало примеров, когда страны укрепили свою экономическую базу, сделав...

Гречка в газе

Расходы на коммуналку выросли в среднем на 700 грн. в месяц (4 тыс. грн. за сезон), а после...

Битье лишает сознания

«Нельзя винить только школу в том, что в ней столько насилия... Но вина школы в том,...

США сами знают, как бить своих детей

Почему Америка единственная в мире не ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка

Украине предстоит выбор: быть или не быть

В последнее время во многих странах люди впервые узнали, что есть такое государство...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка