Украинская архитектура будущего: «коллективная, невесомая, общественная»

№38 (875) 21 — 27 сентября 2018 г. 19 Сентября 2018 2

Крупные города Украины — Киев, Харьков, Одесса и Львов — входят в число самых очаровательных городов Европы. Они уникальны изобилием топографических и архитектурных находок, но отыскать на их территории достойное внимания здание или общественное пространство, возведенное после 80-х гг., становится все сложнее.

Stage («Сцена») — созданный в Днепре прототип нового культурного пространства: деревянный павильон-сцена привлек внимание жюри престижной «Европейской премии за урбанистическое общественное пространство» как новый подход к архитектуре в Украине

И Днепр (ранее Днепропетровск) — яркий пример. Многие характерные фишки города — великолепная модернистская набережная, построенная в 70-е гг.; очаровательная (вопреки ее монументальности) главная улица; чудесные парки; изумительный, но не доведенный до ума метрополитен — пребывают в опустошении или забвении.

Кроме того, местные олигархи (как и в большинстве других украинских городов) своевольно и своенравно изувечили городской ландшафт небоскребами и торговыми центрами, при этом спокойно наблюдая за тем, как все вокруг приходит в упадок. Народный капитализм дополняет существующую картину кластерами киосков — именно там, где наиболее уместно смотрелись бы общественные пространства.

Вот почему известие, что проект из Днепра в этом году удостоен отдельного упоминания организаторов «Европейской премии за урбанистические общественные пространства», стало глотком свежего воздуха, многообещающим индикатором того, что в Украине — в отличие от заносчивого северо-восточного соседа — все может развиваться иначе.

Упомянутый проект называется Stage («Сцена») — это деревянный павильон, возведенный в парке им. Шевченко за собранные в результате краудфандинга средства, а построен он из дерева из фанеры.

На первый взгляд, «Сцена» ничем не отличается от череды остальных неожиданно возникающих проектов, но у него куда более серьезные амбиции. Судя по пресс-релизу, проект основан на коллективной работе. Его «коллективно реализовывали в сети архитекторы из Украины, Польши, Дании и Италии», а будущие пользователи, представляющие десятки местных некоммерческих организаций, работали над обоснованием проекта, издавали материалы о нем за счет собранных средств, а затем занимались непосредственно строительством.

В рамках столь амбициозного начинания украинская архитектура будущего выглядит коллективной, невесомой и общественной, а не индивидуалистической, помпезной и полностью приватизированной.

Среди организаторов отдельного упоминания заслуживают Катерина Русецкая, Андрей Палаш, польский писатель-дизайнер Куба Снопек и архитектор проекта Томас Свиетлик. Кроме того, тут следует упомянуть и многочисленную международную команду, оказывавшую помощь в трансформации идеи в реальное сооружение — как через интернет, так и непосредственно на месте.

Я поинтересовался у Снопека, не оказала ли влияние на проект революция 2014 г. Он ответил: «Насколько я могу судить, в текущий момент в Украине бушует гражданская активность — в самых разнообразных ее проявлениях. Могу предположить, что эта активность существовала здесь всегда. Майдан стал одновременно и кульминацией уже существующей гражданской энергии, и своеобразным началом, активно стимулирующим новые для Украины процессы, которые идут снизу вверх». По его словам, здесь «все еще наблюдается прилив энтузиазма, желание создать нечто новое». К сожалению, если говорить об архитектуре, особых результатов такой настрой не принес.

Снопек считает, что Stage — это еще и попытка создать некий контраст бескрайним просторам города, игравшего в советском военно-промышленном комплексе роль показательной витрины.

«Перед тем, как приступить к работе над дизайном, в марте 2017 г. я приехал в Днепр на разведку. Здесь у меня состоялись встречи с представителями нескольких десятков творческих сообществ, пытавшихся провести в городе различные мероприятия. Это были действительно совершенно разные сообщества: художники, музыканты, поклонники кино и т. п. Тем не менее их объединяли два момента. Во-первых, эти группы неизменно и традиционно малочисленны. Во-вторых, они всегда выбирают самые разные места для проведения мероприятий — квартиры или небольшие помещения в старых офисных зданиях», — поясняет Снопек.

По его убеждению, в городской инфраструктуре нет ничего, что соответствовало бы целевому назначению. «Сам по себе город чрезвычайно любопытен», — говорит он, поясняя, что монументальные пространства Днепра чрезмерно велики и помпезны для их текущего предназначения. По мнению Снопека, в городе какое-то время уже идет процесс смены масштаба (с гигантского на минималистичный). «Мы просто обратили на это внимание и придали данному явлению архитектурную форму», — поясняет он.

Впрочем, наиболее интригующий момент упомянутого проекта в том, что он закладывает амбициозный фундамент для создания новых общественных мест — театральных, политических и просто эффектных — на смену нейтральному фону в виде череды кафе и магазинов. Это подход Яна Гейла к корректному европейскому стилю прибрежных общественных пространств: по иронии судьбы, в последнее время именно этот подход стремительными темпами распространяется в России. К сожалению, ему пока практически не удается укорениться во все еще однозначно хаотичной «внеплановой» Украине.

«Самое важное отличие общественных пространств в концепции Яна Гейла от «Сцены» состоит в том, что «Сцена» — проект некоммерческий», — считает Снопек. «Это часть общественного парка, его создает и им управляет некоммерческая организация».

«Сцена» пропагандирует сама себя: внимание привлекают заложенные в нее идеи и происходящие на ней процессы. В былые времена на этом месте функционировал «Зеленый театр». По словам Снопека, организаторы сохранили за «Сценой» и эту функцию. Более того, само строительство выглядело «представлением» — процессом, при котором аспекты дизайна и функциональности абсолютно публичны и видны. А это весьма редкое явление для города, где для архитектуры и планирования характерны непрозрачность и запутанность в вопросах финансов.

Вот почему тот факт, что «Сцена» создавалась за счет собранных обществом средств, и в родном городе многих украинских олигархов, — уже говорит о многом.

Снопек видит определенную иронию в том, что им пришлось собирать средства с миру по нитке для реализации некоммерческого общественного проекта, но это однозначно была единственная возможность реализовать задуманное. А как еще построить то, что не приносит прибыль? В конце концов, это гораздо интереснее открытия очередного художественного музея или кафе в популярном уголке Москвы.

Оуэн ХАТЕРЛИ*

*Британский писатель и журналист, специализирующийся на архитектуре и политике и считающий себя коммунистом («по крайней мере в том смысле, в котором это слово используется в «Манифесте коммунистической партии»). Автор книг «Воинствующий модернизм» (2009), «Путеводитель по новым руинам Великобритании» (2010), «Ландшафты коммунизма: история в зданиях» (2015), «Трансъевропейский экспресс» (2018) и «Приключения Оуэна Хатерли в постсоветском пространстве» (2018).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

От космоса до подземного арсенала

Главное в проектировании — системный профессиональный подход, это лучшее лекарство...

Ясли вместо четырех стен

Неравноправие заключается в том, что в особый период в отпуск по уходу за ребенком не...

Химический кнут для экономики. Он же пряник

Зависимость Украины от импорта минеральных удобрений стала реальностью, это один из...

Набережная на болоте

В 2015 г. концентрация только азота диоксида в жилой зоне Ирпеня вокруг асфальтового...

Калории для ОСМД

Для проведения полной термомодернизации зданий в Украине, при существующих темпах,...

Загрузка...

Какая украинка не мечтает стать генералом?

Не может быть различий в правах и обязанностях между женщиной-полковником и мужчиной в...

Страна в адском трафике

Наркодилеры оказались прогрессивнее иных бизнесменов, освоив торговлю запрещенными...

Минобороны «отвоевывает» земли

С начала 2018-го МО вернуло 25 тыс. га незаконно отчужденных территорий

Министерство возможностей

Существующая система социальной поддержки ветеранов не способна удовлетворить ни их...

Заграничное турне в тюрьму на три года

Украина стала объектом посягательства. Расследованием будет заниматься СБУ

Плати алименты, чтобы не лишиться ребенка

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по созданию...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка