Украинская архитектура будущего: «коллективная, невесомая, общественная»

№38 (875) 21 — 27 сентября 2018 г. 19 Сентября 2018 2

Крупные города Украины — Киев, Харьков, Одесса и Львов — входят в число самых очаровательных городов Европы. Они уникальны изобилием топографических и архитектурных находок, но отыскать на их территории достойное внимания здание или общественное пространство, возведенное после 80-х гг., становится все сложнее.

Stage («Сцена») — созданный в Днепре прототип нового культурного пространства: деревянный павильон-сцена привлек внимание жюри престижной «Европейской премии за урбанистическое общественное пространство» как новый подход к архитектуре в Украине

И Днепр (ранее Днепропетровск) — яркий пример. Многие характерные фишки города — великолепная модернистская набережная, построенная в 70-е гг.; очаровательная (вопреки ее монументальности) главная улица; чудесные парки; изумительный, но не доведенный до ума метрополитен — пребывают в опустошении или забвении.

Кроме того, местные олигархи (как и в большинстве других украинских городов) своевольно и своенравно изувечили городской ландшафт небоскребами и торговыми центрами, при этом спокойно наблюдая за тем, как все вокруг приходит в упадок. Народный капитализм дополняет существующую картину кластерами киосков — именно там, где наиболее уместно смотрелись бы общественные пространства.

Вот почему известие, что проект из Днепра в этом году удостоен отдельного упоминания организаторов «Европейской премии за урбанистические общественные пространства», стало глотком свежего воздуха, многообещающим индикатором того, что в Украине — в отличие от заносчивого северо-восточного соседа — все может развиваться иначе.

Упомянутый проект называется Stage («Сцена») — это деревянный павильон, возведенный в парке им. Шевченко за собранные в результате краудфандинга средства, а построен он из дерева из фанеры.

На первый взгляд, «Сцена» ничем не отличается от череды остальных неожиданно возникающих проектов, но у него куда более серьезные амбиции. Судя по пресс-релизу, проект основан на коллективной работе. Его «коллективно реализовывали в сети архитекторы из Украины, Польши, Дании и Италии», а будущие пользователи, представляющие десятки местных некоммерческих организаций, работали над обоснованием проекта, издавали материалы о нем за счет собранных средств, а затем занимались непосредственно строительством.

В рамках столь амбициозного начинания украинская архитектура будущего выглядит коллективной, невесомой и общественной, а не индивидуалистической, помпезной и полностью приватизированной.

Среди организаторов отдельного упоминания заслуживают Катерина Русецкая, Андрей Палаш, польский писатель-дизайнер Куба Снопек и архитектор проекта Томас Свиетлик. Кроме того, тут следует упомянуть и многочисленную международную команду, оказывавшую помощь в трансформации идеи в реальное сооружение — как через интернет, так и непосредственно на месте.

Я поинтересовался у Снопека, не оказала ли влияние на проект революция 2014 г. Он ответил: «Насколько я могу судить, в текущий момент в Украине бушует гражданская активность — в самых разнообразных ее проявлениях. Могу предположить, что эта активность существовала здесь всегда. Майдан стал одновременно и кульминацией уже существующей гражданской энергии, и своеобразным началом, активно стимулирующим новые для Украины процессы, которые идут снизу вверх». По его словам, здесь «все еще наблюдается прилив энтузиазма, желание создать нечто новое». К сожалению, если говорить об архитектуре, особых результатов такой настрой не принес.

Снопек считает, что Stage — это еще и попытка создать некий контраст бескрайним просторам города, игравшего в советском военно-промышленном комплексе роль показательной витрины.

«Перед тем, как приступить к работе над дизайном, в марте 2017 г. я приехал в Днепр на разведку. Здесь у меня состоялись встречи с представителями нескольких десятков творческих сообществ, пытавшихся провести в городе различные мероприятия. Это были действительно совершенно разные сообщества: художники, музыканты, поклонники кино и т. п. Тем не менее их объединяли два момента. Во-первых, эти группы неизменно и традиционно малочисленны. Во-вторых, они всегда выбирают самые разные места для проведения мероприятий — квартиры или небольшие помещения в старых офисных зданиях», — поясняет Снопек.

По его убеждению, в городской инфраструктуре нет ничего, что соответствовало бы целевому назначению. «Сам по себе город чрезвычайно любопытен», — говорит он, поясняя, что монументальные пространства Днепра чрезмерно велики и помпезны для их текущего предназначения. По мнению Снопека, в городе какое-то время уже идет процесс смены масштаба (с гигантского на минималистичный). «Мы просто обратили на это внимание и придали данному явлению архитектурную форму», — поясняет он.

Впрочем, наиболее интригующий момент упомянутого проекта в том, что он закладывает амбициозный фундамент для создания новых общественных мест — театральных, политических и просто эффектных — на смену нейтральному фону в виде череды кафе и магазинов. Это подход Яна Гейла к корректному европейскому стилю прибрежных общественных пространств: по иронии судьбы, в последнее время именно этот подход стремительными темпами распространяется в России. К сожалению, ему пока практически не удается укорениться во все еще однозначно хаотичной «внеплановой» Украине.

«Самое важное отличие общественных пространств в концепции Яна Гейла от «Сцены» состоит в том, что «Сцена» — проект некоммерческий», — считает Снопек. «Это часть общественного парка, его создает и им управляет некоммерческая организация».

«Сцена» пропагандирует сама себя: внимание привлекают заложенные в нее идеи и происходящие на ней процессы. В былые времена на этом месте функционировал «Зеленый театр». По словам Снопека, организаторы сохранили за «Сценой» и эту функцию. Более того, само строительство выглядело «представлением» — процессом, при котором аспекты дизайна и функциональности абсолютно публичны и видны. А это весьма редкое явление для города, где для архитектуры и планирования характерны непрозрачность и запутанность в вопросах финансов.

Вот почему тот факт, что «Сцена» создавалась за счет собранных обществом средств, и в родном городе многих украинских олигархов, — уже говорит о многом.

Снопек видит определенную иронию в том, что им пришлось собирать средства с миру по нитке для реализации некоммерческого общественного проекта, но это однозначно была единственная возможность реализовать задуманное. А как еще построить то, что не приносит прибыль? В конце концов, это гораздо интереснее открытия очередного художественного музея или кафе в популярном уголке Москвы.

Оуэн ХАТЕРЛИ*

*Британский писатель и журналист, специализирующийся на архитектуре и политике и считающий себя коммунистом («по крайней мере в том смысле, в котором это слово используется в «Манифесте коммунистической партии»). Автор книг «Воинствующий модернизм» (2009), «Путеводитель по новым руинам Великобритании» (2010), «Ландшафты коммунизма: история в зданиях» (2015), «Трансъевропейский экспресс» (2018) и «Приключения Оуэна Хатерли в постсоветском пространстве» (2018).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Пенсионное накопительство: плакали ваши денежки

Те, кто поверит в накопительную систему, просто потеряют свои деньги, которые исчезнут...

Полчаса в руках — 150 лет на свалке

Если все останется как есть, то очень скоро все живописнейшие места страны превратятся...

Вера Савченко: «Если беззаконие возводится в закон,...

Надежда Савченко останется за решеткой не только до президентских, но как минимум до...

Как отфильтровать недобросовестность

Желательно выявлять проблемных игроков еще на этапе отбора к участию в торгах

Прекрасный стимул на фоне долгов

Мы строим столько новых трасс, сколько выходит из эксплуатации

Найдутся ли деньги на ударный беспилотник?

Продолжительность рабочего полета ударного БПЛА на крейсерской высоте 12 200 м будет до...

Загрузка...

Такие родные квадратные метры

Отобрать жилье смогут, если коммунальные долги перевалят за 83 460 грн.

Покупка первого кредитного жилья в Европе: рейтинг...

Киев на втором месте в рейтинге худших столиц для «ипотечников».

Врачи за марихуану

Осталось преодолеть стереотипы общества

Военная медицина: от подкупа до шантажа

Армия постепенно избавляется от старой схемы госзакупок

Депозит — враг субсидий

Если ПФУ посчитает какие-то данные недостоверными, он сможет изменить размер пенсии....

Соль и лошадиные копыта

После применения песко-соляных смесей снег нужно убирать вместе с ними, однако...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка