Укрзализныця: Почему польские реформы не становятся на украинскую колию

06 Декабря 2016 4.9

Балчун

Вскоре после евромайдана украинская власть начала активно пользоваться услугами иностранных специалистов. Создавалось впечатление, что только этими людьми Украина помощь заграницы и получила (ведь за кредиты придется расплачиваться). Сначала были украинская американка Наталия Яресько и прибалтийский финансист Айварас Абромавичус, потом мощным потоком пошли реформаторы из Грузии. Иных уж нет, а в общем-то, всех уж нет, и все они далече. В частности, если говорить о грузинских «легионерах», то украинскую власть покинули и Джаба Эбаноидзе, и храбрые воительницы Эка Згуладзе и Хатия Деканоидзе, и даже самый главный, Михеил Саакашвили, оставил в покое Одесскую область и перешел на чистую политику.

Поляки, нужно сказать, пошли попозже. Только этой весной, в апреле, с интервалом в несколько дней в украинскую власть влились Войцех Балчун и Лешек Бальцерович. И если известный польский экономист, «шоковый терапевт» 90-х Бальцерович вместо должности премьер-министра Украины, о чем шли слухи, получил формальный пост представителя президента в Кабмине (а также советника Порошенко и сопредседателя группы международных советников по поддержке реформ), то Балчун выиграл конкурс на пост главы Укрзализныци, крупнейшего предприятия и государственного монополиста в сфере железнодорожных перевозок в стране. В октябре к Балчуну присоединился бывший министр инфраструктуры Польши Славомир Новак, которого Кабмин назначил председателем Государственного агентства автомобильных дорог Украины.

В новое правление Укрзализныци по предложению Балчуна вошли менеджер PKP Cargo Марек Роберт Залесный, глава PKP PLK Ремигиуш Пашкевич и специалист по кадрам Желько Марчек.

Если работу Новака оценивать еще рано (хотя его польский бэкграунд не слишком вдохновлял еще в момент назначения), а о деятельности Бальцеровича рассуждать сложно, то Балчун вполне подходит для анализа. И, нужно сказать, в последнее время министр инфраструктуры Владимир Омелян именно этим и занимается и находит мало поводов для радости. К примеру, в последнем интервью «Радио Свобода» г-н Омелян посвятил немало времени разбору деятельности польского менеджера.

«Проблема коррупции в Укрзализныце очень серьезная. Я бы не привязывал это к одной фамилии, там их, к сожалению, гораздо больше. И это одно из заданий Балчуна — навести порядок в Укрзализныце, поставить ее на рельсы реформ, положить конец коррупции, хотя бы заметно ее уменьшить. Потому что злоупотреблений множество. И эти злоупотребления, к сожалению, не только в процентах, а в разы…» — печалился Омелян, прибавив, что в зависимости от номенклатуры эти злоупотребления могут составлять от 10 до 50%, а порой наблюдается и неоднократное превышение стоимости товаров.

Омелян отказался сравнивать Балчуна с Саакашвили — мол, калибр у этих людей совершенно разный, но  отметил, что поляк напрасно лезет в политику. «Основное задание Балчуна — работать. Политика — не его. Фактически прошло 7 месяцев работы, и тех существенных сдвигов, которые были обещаны им самим, тем более сдвигов, которых требовало Министерство инфраструктуры, Кабмин, к сожалению, пока не достиг», — отметил министр, добавив, что пока почему-то откладывается встреча наблюдательного совета правления Укрзализныци в присутствии премьер-министра, на которой можно было бы обсудить работу непосредственно Войцеха Балчуна. Ибо тот, по мнению Омеляна, все еще не наладил «работу самой железной дороги», и чрезвычайно большой ее ресурс «до сих пор фактически используется неэффективно».

Войцех Балчун — интересный человек. Чаще всего из его биографии берется музыкальная составляющая. Дело в том, что он играет на гитаре и является лидером польской рок-группы Chemia. Собственно, и в его ФБ-профиле о музыке говорится ничуть не меньше, чем об успехах украинской железной дороги. Но помимо игры на гитаре, Войцех работал в наблюдательном совете АО «Польские государственные железные дороги», затем был главой правления компании PKP Cargo, знает толк и в авиаперевозках, возглавлял совет директоров польской авиакомпании LOT. Поэтому — хотя в СМИ к Балчуну пристало определение «польский рокер» — изначально его представляли как специалиста по реформам в сфере транспортных перевозок.

И реформы были. Не так давно, 8 октября, все тот же Омелян написал позитивный пост о переменах на железной дороге, завершив его смайликом с большим пальцем после обращения к Войцеху Балчуну.

Чем тогда был так доволен министр? Тем, что в этом году будет капитально отремонтировано до 100 пассажирских вагонов, а в следующем году — 200. «Сучасні, з вакуумними туалетами, — писал Омелян. — Начебто є рішення щодо безперебійної роботи вай-фаю в поїздах», — излучал он оптимизм. Обещал также европейский сервис, гигиену и удобства. «Відмовимося від подушок "на пір'ї" і ковдр у пилюці… І, так, знімемо фіранки чи, як дехто їх називає, "занавєски". Виключно ролети на вікнах» — даже так все было радикально. Еще было обещано отмыть вагоны от многолетней грязи.

Впрочем, главным поводом для гордости тогда была, конечно, декоммунизация названий станций и перевод до декабря всех билетов, названий, объявлений, информации на табло исключительно на украинский и английский языки. «Лише так змінюється держава!!» — резюмировал министр, в то время как пользователи Фейсбука смеялись над надписью exit to racks, под которой он, видимо, понимал «вихід до колій». Кстати, картинку не исправили до сих пор, что подчеркивает занятость чиновников — комментарии они читать не успевают, как и учить английский. С другой стороны, этот «выход к пыткам» передает суть реформ на железной дороге.

Прошло всего 2 месяца, и уже никаких больших пальцев, а только негатив по отношению к польскому рокеру-реформатору. Вот так все быстро меняется в украинской власти. Дело в том, что сам Войцех понял, что все не так просто, денег мало или совсем нет, а реформировать нужно много и, самое главное, в не самой благоприятной для этого процесса среде. Прежде всего — и это общее с вопросом украинской евроинтеграции — очень сложно что-то модернизировать, теряя даже то, что было, и ничего не получая взамен.

Выступая на заседании правительства 2 ноября, руководитель Укрзализныци посетовал, что с момента его прихода на предприятии продолжается технический дефолт. Что кредитный портфель составляет 43 млрд грн, из них 83% — в иностранной валюте. Что со счетов принудительно снято 780 млн грн и были проиграны судебные дела на 500 млн грн и 50 млн долл. Что Укрзализныця должна ремонтировать в год до 35 тыс. вагонов, а получилось запланировать ремонт только 19 тыс. В итоге в этом году резко сократилось число вагонов, что привело к проблемам в пиковый период пассажирских перевозок. Что удалось починить только 18 локомотивов вместо запланированных 132.

Итак, выяснилось, что украинские реформы — это не мажорный рок-н-ролл, а тягучая «сумна пісня». Но Войцех Балчун не для того получает большую зарплату (по разным сведениям, от 800 тыс. до 1,5 млн долл.), чтобы только констатировать существующую разруху. И он придумал, как выходить из кризиса: нужно повысить тарифы как на грузовые, так и на пассажирские перевозки (что характерно, на грузовые перевозки на 25%, а на проезд в пассажирских поездах — на 35%). Такое универсальное западное средство.

И это, собственно, и стало камнем преткновения в отношениях Балчуна и Министерства инфраструктуры. В самом деле, одно дело — спокойно искоренять коррупцию, делать exit to racks, снимать «фиранки». И совсем другое — повышать стремительно беднеющему населению еще и цены на ЖД-билеты, когда ему уже и так повысили все, что только можно.

Поэтому Владимир Омелян предложил Укрзализныце сначала «показать эффективность антикоррупционных мер, воплощение реформ» и только после этого повышать тарифы, но при обосновании этого малоприятного процесса.

Пожалуй, самым наглядным примером «эффективного воплощения реформ» стали главные железнодорожные ворота страны — киевский вокзал, а если точнее, один из эскалаторов в его холле. Швейцарский подъемник Schindler был установлен во время реконструкции в 2001 г., проходил капремонт в 2006-м и 2011-м. Но в июне 2016 г. сломался, да так и замер на полгода. Ремонт или установку нового эскалатора оценивают в 11–20 млн грн (в зависимости от производителя).

Сумма относительно небольшая, и многие украинские депутаты и политики, судя по е-декларациям, вполне могли бы установить подъемник за собственные средства. Но благотворителей не нашлось, а Войцех Балчун, видимо, тоже был занят более важными задачами, чем поиск инвесторов и ремонт эскалаторов. Наверное, выбирал цвет жалюзи в вагонах. Только после возмущения общественности и вмешательства лично министра Омеляна эскалатор заработал, но только в пиковые часы. Но то, что проблему неработающего эскалатора приходится решать министру, ясно указывает, как налажена вся система внутри Укрзализныци.

Инфографика Лига.нет

«У контексті пасажирських перевезень теж питання дуже чутливе. І тут не може бути прямої відповіді, мовляв, у нас такий фінансовий стан, і тому ми підвищуємо тарифи. Я хочу, щоб українська монополія надавала якісний продукт і за це отримувала більше грошей, а не просто піднімала тарифи», — заявлял Омелян.

Для Балчуна все уже обоснованно — международное правление, в которое входят специалисты из Польши, Сербии и Украины, финансовый план на 2017 г. одобрило, а отрицательное общественное мнение пытаются сформировать «те, кто получает сверхприбыли за счет низких грузовых тарифов и дешевой национальной валюты». Видимо, эти же могущественные люди не хотят 35-процентного подорожания плацкарты.

«С начала моей миссии в Украине я слышу два слова: quick wins (быстрые победы) i PR. Интересно, что бы на это ответили коллеги из Германии или других европейских стран, в которых системные реформы железной дороги внедряются уже много, много лет? В Германии — более 20 лет:). Я думаю, что они бы или рассмеялись, или покрутили бы пальцем у виска. Реформирование железной дороги, особенно такой большой, как Укрзализныця, требует времени. Если к этому добавить еще и немыслимые в западном мире масштабы патологий, то должны говорить о годах, и то это при условии безусловной политической поддержки», — написал Балчун в Фейсбуке.

От осознания масштаба патологий польскому специалисту даже поплохело. Прямо на рабочем месте. «Прибыли врачи ведомственной больницы, выслушали, обследовали: УЗИ, все такое. Не буду строить конспирологических версий: может, действительно — обычное пищевое отравление, стресс, перегрузки. Попытка быстро вернуться к работе успехом не увенчалась», — писал он в конце ноября. Может, злодейские ЖД-реакционеры повесили в кабинете шефа те самые антисанитарные «фиранки» или он случайно съел что-то, предназначенное для посетителя украинского вагона-ресторана?

В общем, все говорит о том, что Войцех Балчун станет «еще одним упавшим вниз», как поется в песне не польского, но тоже любящего Украину иноземного рокера. Может быть, Балчун напишет много песен о своей работе в Укрзализныце или перепоет песню упомянутого БГ «Поезд в огне», а компания последует его совету и получит «своего, хорошо укорененного в местной реальности украинского менеджера». Который, конечно, тоже повысит тарифы, потому что денег ведь все равно нет.

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Криклий - «Укрзалізницю» готовят к IPO

27 декабря Кабинет министров Украины утвердил план мероприятий по реформированию...

Обещаем и отменяем

Новых «воздушных ворот», обещанных нам уже бывшим министром инфраструктуры...

Омелян пообещал поднять украинский флаг над...

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян пообещал, что Киев поднимет...

Омелян раскритиковал Зеленского: «цирк на...

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян назвал «цирком» новый указ...

Порт «Южный» обещают переименовать

Морской порт «Южный» должен стать «Південним»

Омелян не отказывается от планов отменить поезда из...

По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, поезда из Киева и Львова в Москву...

Загрузка...

Потеря связи с людьми — путь к политическому краху

Отсутствие связи избирателя и депутата способно привести к политическому краху не...

Штабной период

Штабная форма управления таким сложным механизмом, как экономика, не может быть...

«Большой брат» будет следить за нами круглосуточно

Замена бумажных трудовых книжек электронными — это тотальный контроль над каждым...

Круговая оборона «Пьемонта»

В противостоянии с поляками украинские националисты прибегают к такой же риторике,...

Планшет, не заслуживающий беспокойства

Хочу поздравить всех пользователей Windows 7, коих в мире насчитывается 400 млн. человек. 14...

Лучший случай — организованный

Политическая воля позволяет поддерживать режим свободной конкуренции, предотвращая...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка