Все время на повороте

11 Мая 2007 0

Поспешное принятие в конце минувшего года поправок к законам Украины «О государственной исполнительной службе» и «Об исполнительном производстве» поставили государственную исполнительную службу (ГИС) в прямую зависимость от местных администраций.

Реформа! Реформа! Неужели дела так плохи?

С государственными исполнителями так или иначе сталкиваются едва ли не каждый второй предприниматель и каждый десятый гражданин Украины. Только за второй квартал 2006 г. по решению судов Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции фактически исполнил 1млн. 268 тыс. 774 исполнительных документа и взыскал свыше 2,3 млрд. гривен (сайт Департамента государственной исполнительной службы www.dvs.gov.ua).

Смысл первого реформирования ГИС в 2005 г., на который ушел практически весь 2006 год, заключался в получении большей финансовой самостоятельности и независимости службы. Впервые с 1993 г. госисполнители перестали подчиняться областным управлениям юстиции, а главу департамента стал утверждать премьер-министр.

По мнению специалистов, фактическое выделение службы в самостоятельное подразделение привело к тому, что реальных взысканий средств с должников в прошлом году в среднем по Украине стало на 24,6% больше, чем за тот же период 2005 года.

Если говорить о ГИС в Днепропетровской области, которая по итогам прошлого года прочно утвердилась в тройке лидеров по взысканиям, то при уменьшении количества и фактического исполнения дел за 12 месяцев 2006 года по сравнению с 2005-м существенно, на две трети увеличились суммы взысканий (см. таблицу).

По мнению экспертов, принятие поправок к вышеупомянутым законам отбрасывает ГИС на старые позиции. Действительно, как и в прежние времена, главу службы будет назначать министр юстиции, а областных подразделений — начальник облюста.

В принципе, как было и раньше, возвращение ГИС на круги своя в прежнюю ипостась двойного подчинения (министерства и облуправления юстиции) предоставляет возможность вмешиваться и влиять на работу госисполнителей губернаторам, председателям РГА, местным прокурорам, налоговикам и силовым структурам.

К слову, когда в 2005 г. принималось решение о выделении ГИС в самостоятельное подразделение, невзысканные долги в Украине за первое полугодие достигли 33 млрд. гривен! Собственно, снижение задолженности по той же Днепропетровской области специалисты объясняют исключительно получением большей самостоятельности, а статистические данные соответствуют действительности.

Между тем главный аргумент сторонников возвращения к прежней системе функционирования ГИС — недостаточный контроль ее работы. Неужели управления юстиции смогут осуществлять его должным образом, фактически не отвечая за показатели?

Кроме того, как отреагирует Евросоюз, выделивший на реформирование украинской исполнительной службы несколько миллионов евро?

Возврат ГИС в прежний формат, по мнению «отцов» поправок, не скажется на финансировании и не возьмет ни копейки из госбюджета. Возможно, хоть в пятимиллионной сумме, положенной той же ГИС в Днепропетровской области на транспортные, технические и прочие расходы в 2007 г., не заложены издержки на внесение изменений в Единый государственный реестр исполнительных производств (ЕГРИП).

Дополнения и изменения в положение о ЕГРИП проделывают серьезную дыру в бюджете ГИС. Дело в том, что регистрация одного исполнительного документа в реестре обходится исполнителям в 2,5 грн., а ежемесячная плата за стоимость пакета услуг по поддержке, сопровождению и техническому обслуживанию ЕГРИП для одного структурного подразделения ГИС составляет 725 грн. В итоге за поддержку реестра только в Днепропетровской области служба госисполнителей должна перечислить госспецпредприятию «Информационный центр» Минюста свыше 800 тыс. грн.!

А что взамен? Теоретически физические и юридические лица, включая ГИС, обязаны за получение одной выдержки из реестра платить 34 грн. «Информцентру». Средства за регистрацию и ежемесячную плату, перечисляемые на счета «Информцентра», выделяются из денег, полученных с должника за затраты на проведение исполнительных действий, 50% которых в 2006 году шли на поощрение самых ретивых сотрудников ГИС.

Их боятся больше, чем ненавидят

Как показала практика, принудительное взыскание, помимо юридической и физической подготовки, фундаментальных знаний психологии, требует материального поощрения исполнителей.

С января прошлого года этот мощный стимул наконец-то заработал на полную катушку, когда у госисполнителя появилась альтернатива: стать мздоимцем и неспокойно спать либо получать солидные премии за каждое удачное исполнение взыскания.

За одно дело госисполнитель может получить максимум 510 грн. за имущественное взыскание и 85 — за неимущественное.

Ведомственное СМИ ГИС Днепропетровской области — «Вестник государственной исполнительной службы» — опубликовало список первой десятки лидеров. Размер премиальных на человека колеблется от 20,6 тыс. грн. до 2,2 тыс. Всего в 2006 г. госисполнителям выплатили 158,742 тыс.

Скорее всего, именно щедрые премии стали катализаторами фантастического роста удовлетворенных взысканий. Почти в десять раз по сравнению с 2005 г. увеличились показатели отдела принудительного исполнения решений днепропетровской ГИС, а рекордсменами стали госисполнители Терновского района Кривого Рога, увеличившие свою производительность в 26(!) раз.

Впрочем, есть в области такие районы, где премии, если и получают, то очень смешные — от 15 до 52 грн. Причины разные. Это и экономическая отсталость региона, нехватка кадров, и широкий круг знакомств, где госисполнителю едва ли не каждый второй — друг, знакомый или родственник.

Кроме того, руководители органов ГИС в шести районах области, Вольногорска, Никополя, Первомайска и Днепродзержинска ни разу не обратились к областному руководству с представлением о премировании своих сотрудников. Жаба, простите, давит, поскольку премии за удачные взыскания руководству не полагаются?

В любом случае финансовые стимулы заставляли оперативников ГИС творчески подходить к вопросу удовлетворения потребностей государства и обиженных людей. Поэтому исполнительную службу стали бояться больше, чем ненавидеть. После известных дополнений к законам будет наоборот.

Тем не менее КПД взыскания долгов никогда не станет 100%, поскольку действие исполнительных документов (177 в 2006 году) может быть приостановлено по основаниям, предусмотренным статьями закона «Об исполнительном производстве» (около 14% дел в 2006 г. — ст. 34, 35, 40).

Эти статьи, в частности, предусматривают приостановку исполнения взыскания по многим мотивам, например, смерть должника, отсутствие у него денег или какого-либо достойного реализации имущества, ярко выраженный патриотизм в виде отбытия срочной воинской обязанности, наконец переход на нелегальное положение.

Имеются и другие объективные и субъективные причины, влияющие на взыскание задолженностей. Классическими методами принудительного взимания долгов были и остаются наложение ареста на счета и имущество предприятия или отдельного индивидуума.

Механизм взыскания — не перпетуум-мобиле

С последним несколько сложнее, поскольку, когда бизнесмена вдруг клюнет жареный петух, оказывается, что крутой миллионер нищ не только духом, но и материально. Целый автопарк престижных иномарок принадлежит не ему, а теще, куму, свату, брату (ненужное зачеркнуть).

Аналогичная ситуация с «хатынками» на Южном берегу Крыма, в Швейцарии и прочем дальне-ближнем зарубежье. Да и счета в банках бумажному «нищему» при близком рассмотрении не принадлежат. Дабы отделить мух от котлет, законодатели в прошлом году логично инициировали составление реестра доверенностей на управление авто, чтобы бизнесмены-банкроты не успели их оформить задним числом.

Что же касается юридических лиц, то выбить накопленные долги из них тоже задача не из легких.

Днепропетровская агрофирма «Наукова» имеет в своем активе 323 исполнительных документа на общую невыплаченную сумму сотрудникам аж 461 тысяча гривен. Гремевшее когда-то своими показателями на всю страну хозяйство фактически утратило свой золотой запас — свыше двух тысяч голов элитного крупного рогатого скота, который сейчас идет с молотка.

Если коров агрофирмы «Наукова» худо-бедно продать еще можно, то найти покупателя на неликвидное имущество в виде «убитой» автотехники того же кооператива «Чкаловский» — проблема. Разве что по цене лома.

Действительно, 6 транспортных единиц со скрипом продали за... 2,5 тысячи. Другие 7 единиц техники дважды(!) так никто и не сподобился купить. Аналогичная ситуация и с продажей так называемой недвижимости, которая на поверку оказывается развалившимся клубом или хлевом. Причем госисполнители сталкиваются с подобными феноменами на каждом шагу.

Главной причиной, усложняющей или делающей невозможным исполнение решений о взыскании задолженности по зарплате и другим выплатам, связанным с трудовыми правоотношениями, является то, что предприятие-должник экономически не активно, т. е. не работает и банковские счета его чисты, как погоны рядового.

Что же касается предприятий-должников ЖКХ, то изъять и продать их основные средства производства (теплотрассы, трубы, теплопункты) нереально, ибо это чревато социальным взрывом со стороны оставшихся без воды и тепла граждан. Вот и приходится ГИС постоянно взимать задолженность с арестованных счетов коммунальщиков-должников и их дебиторов. По этой схеме в 2006 году взыскали 553,5 тыс. гривен.

Не редкость, когда руководители предприятий, не успев спрятать концы, то бишь — имущество, в «воду», идут на откровенное нарушение закона, зная, что кара будет куда меньше полученной выгоды.

Директор ООО «Новоивановское», например, продал 200 тонн арестованного ячменя, заплатив по решению суда... 1700 грн. штрафа, что составляет менее 10% стоимости украденного ячменя!

На самых наглых беспредельщиков-руководителей днепропетровская облГИС направила правоохранителям в прошлом году 10 представлений на привлечение к уголовной ответственности. И что? Четыре вернули на доработку, по двум отказали, еще по двум — полная тишина и лишь по двум(!) представлениям дела таки возбудили.

После всего изложенного остается только удивляться 64%-ному КПД механизма взысканий в 2006 году государственной исполнительной службы Днепропетровской области.

Вина и кара

Откровенно говоря, коррупция в рядах госисполнителей имеет место быть. Дабы «не допущать» и пресекать, все 800 с лишним днепропетровских сотрудников ГИС ежегодно подают декларации о доходах и имущественном положении не только своем, но и членов семьи.

А искушений действительно много. Госисполнитель может под благовидным предлогом, не даром, разумеется, приостановить взыскание, что даст возможность должнику вывести активы и другие ценности из-под долгового пресса.

И наоборот, — открыть исполнительное производство по корыстным мотивам безо всяких законных оснований. Собственно, по выше обозначенным причинам прокуратура в прошлом году вынесла свыше 25 постановлений о привлечении к дисциплинарной ответственности оперативников ГИС.

Тем не менее, изучая коррупционную статистику в 2006 г., можно сделать утешительный вывод: в отличие от прежних лет, только один привлечен к уголовной ответственности, трое уволены, еще несколько человек получили выговоры. Большинство оправданы. И дело не в «крышевании» руководителями ГИС подчиненных, а скорее в незнании некоторыми работниками прокуратуры закона «Об исполнительном взыскании».

Например, прокуратура указывает на надуманность отказа в исполнительном взыскании. На самом деле госисполнитель действовал строго в рамках закона. А вот судебные клерки, которые готовили резолютивную часть исполнительного документа, напутали с адресами должников, о чем госисполнитель уведомил суд и попросил уточнить. В ответ — тишина.

И таких случаев — подавляющее большинство, хотя корреспондент «2000» отнюдь не собирается утверждать, что все 829 сотрудников ГИС Днепропетровщины белые и пушистые.

Своя вакцина роднее

39% киевлян априори доверяют вакцине против COVID-19, которая будет когда-либо...

Движение с перегрузом

Занявшись восстановлением дорог, в т. ч. за счет средств из фонда борьбы с...

Заработок по версии официальной статистики

Эффективным методом повышения уровня доходов украинцев было бы снижение тарифов на...

Чтобы не повторилось зверство человеческое, имя...

Последние социологические опросы показали,  что более 30%  европейцев и более 50%...

Жизнь на работе

Пандемия и последующий карантин засветили слабые места всех без исключения бизнесов....

Відкладений у часі смертний вирок

Про перипетії героїчного змагання з коронавірусом сьогодні не говорить тільки...

Призрак сотрудника

Украинцам понравилось работать дома: в стране значительно вырос спрос на удаленный...

Все в сад!

Стали известны наиболее прибыльные ниши для интернет-бизнеса во время карантина

Супермаркет – безотходное производство

Рыба – источник полноценного белка с огромным количеством незаменимых аминокислот....

Титановый человек

Старшее поколение прекрасно помнит, какого вкуса и цвета было сгущенное молоко. Оно...

Эволюция государственности

От золота Полуботка – до личного металлоискателя

Игра с судьбой страны

Деградация государственных институтов Украины очень хорошо видна на примере органов...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка