Вызовы для нового патриарха

№8(974) 25 февраля – 3 марта 24 Февраля 2021

Окончание 2020 г. оказалось очень тяжелым для Сербской православной церкви — из земной жизни ушли сразу два видных ее иерарха.

30 октября от последствий коронавирусной инфекции скончался черногорский митрополит Амфилохий (Радович), который в 2020 г. стал известен во всем мире как духовный лидер протестов в Черногории.

Недовольство верующих Сербской православной церкви антицерковным законом, принятым по настоянию президента Черногории Мило Джукановича, привело к массовым протестам — и поражению президентской коалиции на парламентских выборах 2020 г. Положения закона, ущемляющие права верующих СПЦ, были отменены. А 22 февраля 2021 г. уже новое правительство Черногории наградило администратора Черногорско-Приморской митрополии СПЦ епископа Иоанникия за защиту святынь, прав и свобод граждан Черногории.

20 ноября 2020 г. СПЦ лишилась своего предстоятеля — патриарха Иринея (Гавриловича), также ставшего жертвой COVID-19. Встал вопрос о выборах нового патриарха.

Следует отметить, что с 1960-х годов выборы предстоятеля Сербской православной церкви проходят по особой процедуре. Сперва на соборе архиереев выбираются три кандидата. А потом дело предоставляется жребию: имена этих трех архиереев записываются и кладутся в конверты, и, по общей молитве, старейший монах церкви достает один из конвертов.

Процедура не уникальная. Процедура жребия, основанного на общей молитве, применялась еще апостолами — когда выбирался новый апостол на место Иуды. В 1917 г. таким же образом выбирали московского патриарха. Как считается, подобный род избрания позволяет максимально защитить итоги голосования от недобросовестного вмешательства со стороны политиков.

Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич)

На этот раз тремя выбранными кандидатами стали епископ Бачский Ириней (Булович), митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич) и епископ Баня-Лукский Ефрем (Милутинович). Старец Матфей из монастыря Сисоевац вытащил конверт с именем митрополита Порфирия.

Новый сербский патриарх родился 22 июля 1961 г. в городе Бечее. Монашество принял в 1986 г. — причем интересно, что постригался иеромонахом Иринеем, ныне — епископом Бачским, также получившим поддержку значительного числа сербских иерархов. Именно под руководством Иринея Порфирий проходил монашескую аскетическую школу, а затем и сам стал игуменом монастыря Святых Архангелов в Ковиле, куда в начале 1990-х стали массово приходить молодые монахи.

Строгую монашескую школу Порфирий сочетает с образованностью. Длительное время обучался в Белградском и Афинском университетах, докторскую диссертацию по теологии защитил в Афинах. Разнообразно было его социальное служение: организовывал реабилитацию наркозависимых, помогал жертвам деструктивных сект, работал по организации взаимодействия церкви и армии. Некоторое время был главой Республиканского радиовещательного агентства.

Отдельно, разумеется, следует отметить его служение в качестве предстоятеля Загребско-Люблянской митрополии, охватывающей территорию Словении и северной Хорватии, включая столицу. Православные жители на этих территориях составляют меньшинство, к тому же в Хорватии им постоянно приходится сталкиваться с предубеждениями, а то и враждебностью католического большинства. Митрополиту Порфирию удавалось в этих достаточно непростых условиях сохранять православную общину, выстраивать диалог со светскими властями с позиции религиозного меньшинства — в общем, приобрести достаточно ценный опыт церковно-политической дипломатии.

А этот опыт может пригодиться, потому что Сербской православной церкви вместе с Сербией предстоит столкнуться с рядом серьезнейших вызовов. И первый из них — это, конечно же, проблема Косово и западного давления на Сербию, с тем чтобы она наконец признала отделение этой автономной области.

Особую роль в этом вопросе церковь играет потому, что Косово для сербов — это в первую очередь именно религиозная святыня, с большим количеством древних храмов. А битва с турками-османами на Косовом поле в 1389 г. является важной, если не основной частью национально-религиозного самосознания. С ней связан т. н. косовский миф: по легенде, начальники сербского войска перед битвой получили возможность выбрать «царство земное или Царство Небесное» — и предпочли проиграть сражение на земле, но не лишиться награды на небесах.

«Косово и Метохия для сербов не просто только миф, — заявил патриарх Порфирий в первом же своем выступлении после интронизации. — Косово и Метохия для нас — это завет, и этот Косовский завет связан с Новым Заветом, основание которого — святость. Поэтому Косово для нас нить, пуповина, которая связывает с нашей духовной и исторической колыбелью, с сутью нашего самосознания. Мы — часть Косово, и Косово — в нас, наших святынях, в кириллице и Косовском завете».

Другой важной проблемой становится проблема малочисленного черногорского и сильного македонского расколов. Если черногорские раскольники слабы и более не имеют однозначной поддержки государства, то неканоническая Македонская церковь по-прежнему поддерживается властями Северной Македонии, а Сербская православная церковь в Северной Македонии (Охридская митрополия) преследуется ими.

Представители неканонической Македонской церкви рассчитывают на свое признание со стороны Константинопольского патриархата — примерно по той же схеме, какая имела место в случае с Православной церковью Украины. Поэтому достаточно сложной задачей для патриарха Порфирия становится выстраивание отношений с другими поместными церквями. В первую очередь, конечно, речь идет о Русской и Константинопольской.

Для нового патриарха (как, впрочем, и для большинства сербов) характерны русофильские настроения. Как он заявлял когда-то, «с Россией нас связывает вопрос идентичности, и это вопрос веры. Нас объединяет Православная Церковь. У нас абсолютно одинаковые ценности, одинаковый взгляд на мир. Конечно, не только с русскими, но и с греками и со всеми православными народами. Однако из-за кровного родства в особой степени и наша история, и наше самосознание переплетены с русским народом».

В то же время это не означает полной поддержки Русской православной церкви. Собственно, многие (и достаточно русофильски настроенные) иерархи СПЦ критиковали РПЦ за, скажем, отказ от участия во Всеправославном совещании на Крите в 2016 г. (отказ ряда поместных церквей, в т. ч. Русской, не позволил ему стать действительно всеправославным). Однако в главном вопросе, отравляющем отношения между Москвой и Фанаром, позиция Порфирия, как и Сербской православной церкви, однозначна: «Мы очень сожалеем и скорбим о нарушении единства Святого Православия. Необходимо восстановить былую блаженную любовь и единство святых Поместных Церквей Божиих. Нет ничего более необходимого и драгоценного, чем любовь, мир и единодушие среди нас, братьев во Христе Боге. Убежден, что будет найден способ решить этот болезненный вопрос в духе священных канонов».

Но это не означает некоей «равноудаленности». «Позиция Сербской Православной Церкви сформулирована соборно и ясно выражает, что нераскаянные украинские раскольники не признаются даже членами Церкви, не говоря уже о признании нормальной автокефальной Православной Церковью», — отметил Порфирий в январе 2020 г.

Позиция новоизбранного патриарха была отмечена и в поздравлении митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия: «...зная Вас как архипастыря «достойного, делателя неукоризненного, верно преподающего слово истины» (2 Тим. 2:15), а также как поборника сохранения канонического порядка в Православной Церкви, мы радуемся вместе со всей полнотой Святой Сербской Церкви о Вашем избрании и молимся о даровании Вам крепости и силы для совершения возложенного на Вас высокого и ответственного Предстоятельского служения. При сем уповаем, что добрые братские отношения, сложившиеся между Сербской и Украинской Православными Церквами, при Вашем Предстоятельском служении будут развиваться и укрепляться во Христе».

С поздравлением к Порфирию обратился и глава ПЦУ Епифаний, несмотря на непризнание ПЦУ Сербской православной церковью: «Приветствую собрата избранного Патриарха Порфирия с принятием призвания быть Предстоятелем сестринской Сербской Православной Церкви».

Вполне предсказуемо поздравление главы ПЦУ осталось без реакции. А вот поздравление предстоятеля УПЦ Онуфрия было упомянуто на официальном сайте СПЦ — среди предстоятелей поместных церквей мира.

При этом именно поздравление Епифания было опубликовано на официальной странице посольства Украины в Сербии. И это заставляет перейти от Сербии к Украине. Тем более что этот прецедент уже далеко не первый — как раз год назад масштабно «отметилось» посольство Украины в соседней Черногории.

«...идеологические предпочтения большинства сотрудников системы украинского МИДа не являются секретом — и смена власти в Киеве не внесла в этом смысле корректив. В этом и пришлось убедиться на примере заявления украинского посольства в Черногории. В преддверии визита митрополита Онуфрия на официальной странице посольства было опубликовано заявление, где он именовался «высокопоставленным церковным чиновником Русской православной церкви». Также в посольстве сочли нужным процитировать заявление пресс-службы ПЦУ.

...При этом активность посольства в Черногории не ограничилась одним заявлением в Facebook. По местным СМИ был разослан пресс-релиз, содержащий комментарий представителей ПЦУ о визите митрополита Онуфрия в Черногорию. Еще более интересным заявлением отметилось уже упоминавшееся посольство в Черногории. Чрезвычайный и Полномочный Посол Наталья Фиалка пообщалась с местными СМИ... Так, по мнению г-жи посла, украинская церковь существует с Х в., однако затем Российская империя оккупировала Украину и насильно забрала имущество украинской церкви в пользу российской, а советская власть его национализировала» (см. «Церковный вопрос» в повестке МИДа», «2000», №10(944) 6—12.03.2020).

Тогда народный депутат Андрей Деркач подал заявление в Голосеевское управление полиции ГУ НП в Киеве по поводу признаков уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 161 Уголовного кодекса Украины («Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии»). По его заявлению было открыто уголовное производство — и это, на данный момент, все, что известно. Прошел уже почти год.

И тогда, год назад, могло казаться, что это своего рода «самодеятельность» дипломатических чиновников, в большинстве своем сохранивших посты со времен президентства Порошенко. Вопросы к новому президенту можно было ставить разве что в том смысле, что не проводится необходимая кадровая работа.

Однако теперь, сохранив свои места, дипломатические чиновники вновь оказываются в идеологическом «мейнстриме». И достаточно активно предпринимают на внешнем направлении действия, угрожающие религиозному миру внутри Украины.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Сыщик в законе

Журналистские расследования мало чем отличаются от деятельности частных детективов

Шедевры, копии, подделки

Право управлять и властвовать не гарантировано бессрочно

Не с Европой единой нам жить суждено

Немалый потенциал в экономике, политике и иных сферах Украина способна обрести, если...

Смертельные весенние ручьи

Борьба с гололедицей и посыпание дорог составами, содержащими соль, привели к тому, что...

Свобода глазами киевлян

опрос взрослого населения Киева относительно восприятия свобод в повседневной жизни

Если ты попался в сети. Социальные

Зависимость от соцсетей является психическим расстройством и требует...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка