Юрий и его Фурия

№39(715) 26 сентября — 2 октября 2014 г. 22 Сентября 2014 7 3

Оператор беспилотника может реализовать сразу две почти взаимоисключающие «мальчишеские» мечты — стать и летчиком, и разведчиком // Фото НПП Атлон-АвиаВойна на Донбассе с технической точки зрения стала феноменальным успехом беспилотников. Впрочем, это же можно считать и феноменальным провалом. Провалом — потому что украинская армия оказалась абсолютно не готова к противостоянию, в котором от «игрушечных самолетиков» зависят жизни сотен людей и успех масштабных операций. Успехом — потому что нет сегодня на востоке техники более желанной и востребованной, чем эти самые БПЛА — беспилотные летательные аппараты.

Об особенностях работы дронов на фронте в эксклюзивном интервью «2000» рассказал представитель новейшей воинской специальности — оператор БПЛА Юрий (пока оставим его фамилию без огласки) из спецподразделения «Фурия», работающий преимущественно в интересах одного из добровольческих батальонов.

— Юрий, на какой модели и как давно вы летаете? Какие задачи выполняете — визуальная разведка, корректировка артогня?

— Мы используем конструкцию А1-С «Фурия», созданную НПП «Атлон Авиа». Летаем практически с начала конфликта. Задачи выполняем самые разнообразные — сильнейшая нужда есть во всевозможных видах поддержки.

Сегодня на фронте любой летающий аппарат абсолютно любой конфигурации чрезвычайно полезен — начиная от настоящих фронтовых штурмовиков и заканчивая «игрушечными» квадрокоптерами и вертолетиками.

— БПЛА по ряду организационных причин не могут быть приняты на вооружение частями ВС, даже если волонтеры будут предлагать их пачками. Поэтому дронами в основном пользуются добровольческие подразделения. Но решаете ли вы задачи для вооруженных сил, чувствует ли армейское командование потребность в беспилотниках?

— Конечно, мы работаем и на ВС — мы же воюем вместе.

Работаем практически для всех —от пограничников до артиллерии и спецназа. Пограничники, например, просто разрываются и очень просят такой помощи.

Был даже случай, когда нас на танк променяли! Батальону нужен был танк, а военным — самолетик. На время и поменялись.

И совершенно точно — на всех уровнях, от командиров низшего звена до Генштаба — есть понимание того, что ситуацию с БПЛА надо исправлять. Это я могу уверенно утверждать.

— В армии нет не только «официальных» БПЛА, но даже концепции их применения — тактики, инструкций, боевых уставов, наставлений... Как осуществляется управление вашей работой? Например, для подразделений какого уровня вы работаете?

— Выполняем разные задачи — для подразделений выше и ниже батальонного уровня. При штурме можем работать в интересах роты и даже взвода.

Неповоротливая государственная машина оказалась абсолютна не готова к катастрофической нехватке БПЛА в войсках — и хоть как-то восполнять острую нужду вынуждены гражданские конструкторы за деньги гражданских же меценатовНеповоротливая государственная машина оказалась абсолютна не готова к катастрофической нехватке БПЛА в войсках — и хоть как-то восполнять острую нужду вынуждены гражданские конструкторы за деньги гражданских же меценатов

— Сколько вас в экипаже?

— У нас два человека — пилот и механик. Последний, когда у него появляется время, может взять на себя управление видео, стать наблюдателем.

— Встречались ли вы с противодействием средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) противника — попытками электронного перехвата управления, глушения управляющего сигнала, глушения сигнала GPS? Работают ли по вам средства ПВО?

— Для ПВО мы слишком маленькие и холодные — датчики наведения ракет рассчитаны на горячие двигатели, а мы летаем на электричестве.

С глушением GPS не сталкивался, с перехватами управления тоже, и ни один профессионал не подтвердил мне реальную возможность такого сценария.

«У нас был даже случай, где нас на танк променяли! Батальону нужен был танк, а военным – самолетик. На время и поменялись»

А вот глушение управляющего, видеосигналов происходит регулярно, причем мощность этих усилий со временем заметно нарастает.

— Как удается выходить из ситуации, когда пропадает телеметрия? Автопилот берет на себя управление и проскакивает мертвую зону?

— Да, ведь противник применяет преимущественно не слишком мощные переносные комплексы, поэтому радиус их эффективного действия невелик — скажем, километр. С масштабным накрытием больших территорий я не встречался.

— Какой технический параметр дрона вам хотелось бы увеличить в первую очередь?

— Тут можно долго перечислять! Но прежде всего желательно бы увеличить время полета — сейчас мы проводим в воздухе около 1,5 часа. Очень бы хотелось иметь в качестве системы наблюдения тепловизор — он решает многие актуальные вопросы.

— Нужна ли вам такая опция, как посадка аппарата с парашютом? Слышал, некоторые операторы бьют машины при посадке.

— Для меня лично это уже не проблема — это важно для тех, кто не имеет значительного опыта. Я могу садиться в самых экстремальных условиях — сейчас летаем даже при порывах ветра до 15 м/с. Наше крыло хорошо держит ветер.

— Немножко смешной и наивный вопрос: приходилось ли сталкиваться в воздухе с беспилотниками противника? Возможна ли гипотетическая ситуация воздушного боя между БПЛА?

— Смешной и наивный ответ — честно говоря, даже хотелось иногда повстречаться. Но пока не доводилось.

— Насколько противная сторона активно применяет беспилотники? Их больше или меньше, чем у Украины?

— У противника их в десятки раз больше! Причем это не столько «бытовые» дроны, как у нас, а профессиональные военные изделия, сертифицированные и поставляемые в российскую армию — «Орланы», Zala и т. д.

— Есть ли на фронте нужда в дешевых квадрокоптерах? Некоторые волонтеры считают, что лучше собирать деньги на что-то более существенное. Ведь такие машины недолго могут находиться в воздухе и годятся лишь для разведки переднего края.

— Личное мнение — да, нужны. Но необходимы модификации, которые позволили бы увеличить дальность полета, получить устойчивый видеосигнал, использовать те же тепловизоры... Последнее, пожалуй, было бы самым эффективным шагом — во-первых, именно ночью производится большинство обстрелов, а во-вторых, ночью и коптер не видно (хотя и слышно) — что позволило бы значительно уменьшить потери летательных аппаратов от вражеского огня даже при работе на небольшой высоте.

— На востоке среди операторов БПЛА бытует байка, как в Афганистане советские разведывательные беспилотники превращали в ударные, крепя к ним в качестве боеприпаса гранату с выдернутой чекой, помещенную в граненый стакан. К вам часто приходят из передовых частей с просьбой повторить этот трюк?

— Постоянно! Но почему байка? В Афгане это были реальные вещи. На Донбассе правда, такое не используется. И, если кто-то расскажет, не поверю.

— Вы участвуете в боевых действиях в роли, отличной от оператора БПЛА? Или вас берегут, не дают в руки автомат?

— Нет, я только летаю. Во-первых, на другое просто времени нет — на день приходится от двух до шести вылетов. Во-вторых, мы находимся достаточно далеко от переднего края — километрах в 10—15. Оптимальная глубина, на которую работаем, — 25 км.

Транспортировочный кейс для комплекса БПЛА А1-С "Фурия"

— Был ли у вас до этого опыт в микроавиации — моделировании, пилотировании моделей?

— Никакого. Но я почувствовал уверенность буквально с первой недели, даже с первого полета. Когда за вами гонится медведь, вы сможете влезть на дерево, которое в обычное время вам кажется неприступным.

— Какие качества важны для оператора БПЛА?

— Нужна ориентация в пространстве. А еще все это очень похоже на компьютерную игру — думаю, хорошие геймеры могут стать и хорошими операторами дронов.

— Не появилась ли у вас тяга к большой авиации?

— Да у меня всегда была тяга к большой авиации! И, честно говоря, страсть эта только разжигается. Это такой же наркотик, как, скажем, лыжи.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Проникновение в тело на фоне Уголовного кодекса

Если мужчина крепко обнял женщину и прижал к себе, означает ли это, что он подпадает под...

Украинский Ring: полезный умный гаджет или всевидящий...

История успеха базирующегося в Украине стартапа Ring, приобретенного в феврале 2018 г....

Украина создает роботов-убийц

Использование роботов ради сохранения жизни людей позволяет вести войны вечно

В 2019 г. Украина получит 6 турецких БПЛА Bayraktar TB2

Турецкий производитель беспилотных летательных аппаратов Baykar произведет и поставит в...

Каков «дух» — таковы и сидельцы

Получается, что открывать с помпой малозначительные объекты — это наша новая...

Александр Ватутин: «Не послушай Сталин Хрущева, дед...

Когда Ватутин оставил Житомир, Сталин был в ярости. С этого момента между ними...

Комментарии 7
Войдите, чтобы оставить комментарий
Igor Alekseev
03 Октября 2014, Igor Alekseev

Какая нафиг Фурия? Это обычный 200 баксовый RVJet купленный в магазине RANGE VIDEO у Вовы! вот картинка http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/8/6/2/4029268.jpg

RANGE VIDEO это магазин торгующий китайскими РЦ шняжками, известен как магазин "У Вовы" Так как вледелец - рассовый украинец сваливший в США и явно комплексующий от того что он украинец (Тщательно скрывает знание русского языка при переписке с клиентами но пару раз спалился, ответив на письма на русском языке)

- 0 +
Екатерина III
03 Октября 2014, Екатерина III

Все правильно. Стандартный украинский откат в 75%

- 0 +
Алексей Лернер
03 Сентября 2015, Алексей Лернер

Согласен на все 100%.

- 0 +
Дмитрий
02 Октября 2014, Дмитрий

Самое интересное, что на передний край в непосредственное соприкосновение с противником не пускают, в воздухе его дроны ни разу не встречались с дронами противника, зато точно называет «Орланы», Zala и что они стоят на вооружении в российской армии. Высокому уровню профессионализма не перестаю удивляться :)

- 0 +
Алексей Лернер
03 Сентября 2015, Алексей Лернер

А не пускают потому что нет многих вещей защиты, потому как это всего лишь open source ресурс. Контора готовых решений) Как с ними еще люди работают и верят им не понимаю...

- 0 +
Михаил Маркович
23 Сентября 2014, Михаил Маркович

Если пренебречь разницей калибров, то впечатление такое, что читаешь интервью какого-нибудь Вернера фон Брауна.

- 4 +
Михаил Маркович
22 Сентября 2014, Михаил Маркович

. . . и совесть чистая-чистая. Непользованная.

- 8 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка