Юрий и его Фурия

№39(715) 26 сентября — 2 октября 2014 г. 22 Сентября 2014 7 3

Оператор беспилотника может реализовать сразу две почти взаимоисключающие «мальчишеские» мечты — стать и летчиком, и разведчиком // Фото НПП Атлон-АвиаВойна на Донбассе с технической точки зрения стала феноменальным успехом беспилотников. Впрочем, это же можно считать и феноменальным провалом. Провалом — потому что украинская армия оказалась абсолютно не готова к противостоянию, в котором от «игрушечных самолетиков» зависят жизни сотен людей и успех масштабных операций. Успехом — потому что нет сегодня на востоке техники более желанной и востребованной, чем эти самые БПЛА — беспилотные летательные аппараты.

Об особенностях работы дронов на фронте в эксклюзивном интервью «2000» рассказал представитель новейшей воинской специальности — оператор БПЛА Юрий (пока оставим его фамилию без огласки) из спецподразделения «Фурия», работающий преимущественно в интересах одного из добровольческих батальонов.

— Юрий, на какой модели и как давно вы летаете? Какие задачи выполняете — визуальная разведка, корректировка артогня?

— Мы используем конструкцию А1-С «Фурия», созданную НПП «Атлон Авиа». Летаем практически с начала конфликта. Задачи выполняем самые разнообразные — сильнейшая нужда есть во всевозможных видах поддержки.

Сегодня на фронте любой летающий аппарат абсолютно любой конфигурации чрезвычайно полезен — начиная от настоящих фронтовых штурмовиков и заканчивая «игрушечными» квадрокоптерами и вертолетиками.

— БПЛА по ряду организационных причин не могут быть приняты на вооружение частями ВС, даже если волонтеры будут предлагать их пачками. Поэтому дронами в основном пользуются добровольческие подразделения. Но решаете ли вы задачи для вооруженных сил, чувствует ли армейское командование потребность в беспилотниках?

— Конечно, мы работаем и на ВС — мы же воюем вместе.

Работаем практически для всех —от пограничников до артиллерии и спецназа. Пограничники, например, просто разрываются и очень просят такой помощи.

Был даже случай, когда нас на танк променяли! Батальону нужен был танк, а военным — самолетик. На время и поменялись.

И совершенно точно — на всех уровнях, от командиров низшего звена до Генштаба — есть понимание того, что ситуацию с БПЛА надо исправлять. Это я могу уверенно утверждать.

— В армии нет не только «официальных» БПЛА, но даже концепции их применения — тактики, инструкций, боевых уставов, наставлений... Как осуществляется управление вашей работой? Например, для подразделений какого уровня вы работаете?

— Выполняем разные задачи — для подразделений выше и ниже батальонного уровня. При штурме можем работать в интересах роты и даже взвода.

Неповоротливая государственная машина оказалась абсолютна не готова к катастрофической нехватке БПЛА в войсках — и хоть как-то восполнять острую нужду вынуждены гражданские конструкторы за деньги гражданских же меценатовНеповоротливая государственная машина оказалась абсолютна не готова к катастрофической нехватке БПЛА в войсках — и хоть как-то восполнять острую нужду вынуждены гражданские конструкторы за деньги гражданских же меценатов

— Сколько вас в экипаже?

— У нас два человека — пилот и механик. Последний, когда у него появляется время, может взять на себя управление видео, стать наблюдателем.

— Встречались ли вы с противодействием средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы) противника — попытками электронного перехвата управления, глушения управляющего сигнала, глушения сигнала GPS? Работают ли по вам средства ПВО?

— Для ПВО мы слишком маленькие и холодные — датчики наведения ракет рассчитаны на горячие двигатели, а мы летаем на электричестве.

С глушением GPS не сталкивался, с перехватами управления тоже, и ни один профессионал не подтвердил мне реальную возможность такого сценария.

«У нас был даже случай, где нас на танк променяли! Батальону нужен был танк, а военным – самолетик. На время и поменялись»

А вот глушение управляющего, видеосигналов происходит регулярно, причем мощность этих усилий со временем заметно нарастает.

— Как удается выходить из ситуации, когда пропадает телеметрия? Автопилот берет на себя управление и проскакивает мертвую зону?

— Да, ведь противник применяет преимущественно не слишком мощные переносные комплексы, поэтому радиус их эффективного действия невелик — скажем, километр. С масштабным накрытием больших территорий я не встречался.

— Какой технический параметр дрона вам хотелось бы увеличить в первую очередь?

— Тут можно долго перечислять! Но прежде всего желательно бы увеличить время полета — сейчас мы проводим в воздухе около 1,5 часа. Очень бы хотелось иметь в качестве системы наблюдения тепловизор — он решает многие актуальные вопросы.

— Нужна ли вам такая опция, как посадка аппарата с парашютом? Слышал, некоторые операторы бьют машины при посадке.

— Для меня лично это уже не проблема — это важно для тех, кто не имеет значительного опыта. Я могу садиться в самых экстремальных условиях — сейчас летаем даже при порывах ветра до 15 м/с. Наше крыло хорошо держит ветер.

— Немножко смешной и наивный вопрос: приходилось ли сталкиваться в воздухе с беспилотниками противника? Возможна ли гипотетическая ситуация воздушного боя между БПЛА?

— Смешной и наивный ответ — честно говоря, даже хотелось иногда повстречаться. Но пока не доводилось.

— Насколько противная сторона активно применяет беспилотники? Их больше или меньше, чем у Украины?

— У противника их в десятки раз больше! Причем это не столько «бытовые» дроны, как у нас, а профессиональные военные изделия, сертифицированные и поставляемые в российскую армию — «Орланы», Zala и т. д.

— Есть ли на фронте нужда в дешевых квадрокоптерах? Некоторые волонтеры считают, что лучше собирать деньги на что-то более существенное. Ведь такие машины недолго могут находиться в воздухе и годятся лишь для разведки переднего края.

— Личное мнение — да, нужны. Но необходимы модификации, которые позволили бы увеличить дальность полета, получить устойчивый видеосигнал, использовать те же тепловизоры... Последнее, пожалуй, было бы самым эффективным шагом — во-первых, именно ночью производится большинство обстрелов, а во-вторых, ночью и коптер не видно (хотя и слышно) — что позволило бы значительно уменьшить потери летательных аппаратов от вражеского огня даже при работе на небольшой высоте.

— На востоке среди операторов БПЛА бытует байка, как в Афганистане советские разведывательные беспилотники превращали в ударные, крепя к ним в качестве боеприпаса гранату с выдернутой чекой, помещенную в граненый стакан. К вам часто приходят из передовых частей с просьбой повторить этот трюк?

— Постоянно! Но почему байка? В Афгане это были реальные вещи. На Донбассе правда, такое не используется. И, если кто-то расскажет, не поверю.

— Вы участвуете в боевых действиях в роли, отличной от оператора БПЛА? Или вас берегут, не дают в руки автомат?

— Нет, я только летаю. Во-первых, на другое просто времени нет — на день приходится от двух до шести вылетов. Во-вторых, мы находимся достаточно далеко от переднего края — километрах в 10—15. Оптимальная глубина, на которую работаем, — 25 км.

Транспортировочный кейс для комплекса БПЛА А1-С "Фурия"

— Был ли у вас до этого опыт в микроавиации — моделировании, пилотировании моделей?

— Никакого. Но я почувствовал уверенность буквально с первой недели, даже с первого полета. Когда за вами гонится медведь, вы сможете влезть на дерево, которое в обычное время вам кажется неприступным.

— Какие качества важны для оператора БПЛА?

— Нужна ориентация в пространстве. А еще все это очень похоже на компьютерную игру — думаю, хорошие геймеры могут стать и хорошими операторами дронов.

— Не появилась ли у вас тяга к большой авиации?

— Да у меня всегда была тяга к большой авиации! И, честно говоря, страсть эта только разжигается. Это такой же наркотик, как, скажем, лыжи.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Меркель надеется на перемирие в Донбассе до начала...

Канцлер ФРГ Ангела Меркель пообещала приложить усилия для поиска решения конфликта в...

Волонтеров могут обязать аккредитоваться для поездок...

Волонтерам для поездок на фронт потребуется разрешение от Управления...

Пусть Макеевке поможет Тернополь! Сталин подскажет

Украина уже имеет грандиозный опыт восстановления Донбасса после боевых действий —...

Украинские военные задержали в Донбассе россиянина,...

Военнослужащие одной из механизированных бригад ВСУ задержали в зоне проведения...

Тука: Украина рассматривает силовой сценарий...

Украина изучает силовой сценарий разблокирования Азовского моря в ответ на действия...

Замглавы ЦИК хочет лишать гражданства жителей...

А также тех, кто добровольно получал российское гражданство

Загрузка...

Шахты и урановые рудники

Киевские спасатели похвалились, что первая женщина-водолаз, умница, красавица и мать...

Гардероб по натовскому стандарту

Кусок щебня легко может оторвать человеку незащищенный палец. А нормально...

Армейское ворье прижали к ногтю

Фактов обнародования случаев нарушений, связанных с нечестностью отдельных...

Казарма: комнаты на двух человек

Есть главный результат — фундаменты, стены, сооружения, коммуникации

Комментарии 7
Войдите, чтобы оставить комментарий
Igor Alekseev
03 Октября 2014, Igor Alekseev

Какая нафиг Фурия? Это обычный 200 баксовый RVJet купленный в магазине RANGE VIDEO у Вовы! вот картинка http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/8/6/2/4029268.jpg

RANGE VIDEO это магазин торгующий китайскими РЦ шняжками, известен как магазин "У Вовы" Так как вледелец - рассовый украинец сваливший в США и явно комплексующий от того что он украинец (Тщательно скрывает знание русского языка при переписке с клиентами но пару раз спалился, ответив на письма на русском языке)

- 0 +
Екатерина III
03 Октября 2014, Екатерина III

Все правильно. Стандартный украинский откат в 75%

- 0 +
Алексей Лернер
03 Сентября 2015, Алексей Лернер

Согласен на все 100%.

- 0 +
Дмитрий
02 Октября 2014, Дмитрий

Самое интересное, что на передний край в непосредственное соприкосновение с противником не пускают, в воздухе его дроны ни разу не встречались с дронами противника, зато точно называет «Орланы», Zala и что они стоят на вооружении в российской армии. Высокому уровню профессионализма не перестаю удивляться :)

- 0 +
Алексей Лернер
03 Сентября 2015, Алексей Лернер

А не пускают потому что нет многих вещей защиты, потому как это всего лишь open source ресурс. Контора готовых решений) Как с ними еще люди работают и верят им не понимаю...

- 0 +
Михаил Маркович
23 Сентября 2014, Михаил Маркович

Если пренебречь разницей калибров, то впечатление такое, что читаешь интервью какого-нибудь Вернера фон Брауна.

- 4 +
Михаил Маркович
22 Сентября 2014, Михаил Маркович

. . . и совесть чистая-чистая. Непользованная.

- 8 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка