Заграничное турне в тюрьму на три года

№37 (874) 14 — 20 сентября 2018 г. 12 Сентября 2018 0

ВР приняла за основу законопроект №7017 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за незаконное пересечение государственной границы». «За» проголосовал 241 народный депутат.

Согласно документу, в УК появится ст. 331, в соответствии с которой «пересечение государственной границы Украины лицом, имеющим гражданство (подданство) государства-агрессора, или другим лицом в интересах государства-агрессора, противоречащих национальным интересам Украины, любым способом вне пунктов пропуска через государственную границу Украины или в пунктах пропуска через государственную границу Украины без соответствующих документов или с документами, содержащими недостоверные сведения, наказывается лишением свободы на срок до трех лет».

За те же самые деяния — повторные или совершенные группой лиц — можно попасть за решетку на срок от 3 до 5 лет. А если при этом будет применяться оружие, то наказание возрастет на срок от 5 до 8 лет.

Авторы законопроекта в пояснительной записке указали, что «суверенитет и территориальная целостность нашего государства после почти 23 лет его независимости стали объектом посягательства.

Оккупация Крыма, военная агрессия на востоке страны позволили убедиться в последствиях так называемой «гибридной» войны. Кроме вооруженного вмешательства, государство-агрессор также пытается вызвать внутренние противоречия и конфликты на территории Украины, ведет пропагандистскую и информационную войну и т. п.

Например, нередки случаи, когда на территорию Украины незаконно проникают граждане государства-агрессора, в том числе являющиеся представителями военных и правоохранительных формирований, что также несет угрозу национальной безопасности Украины.

Так, 30 июня 2017 г. на административной границе с аннексированным Крымом в Херсонской обл. пограничники совместно с военнослужащими Вооруженных сил Украины задержали двух сотрудников ФСБ России, которые, по их словам, якобы «выполняли роль нарушителей границы во время учений, однако сбились с маршрута, потеряли ориентировку» и, таким образом, оказались на материковой части Украины.

Очевидно, что незаконное проникновение на территорию Украины представителей государства-агрессора уже само по себе несет большую общественную опасность.

Вместе с тем законодательство Украины предусматривает за такие действия только административную ответственность. Наказание за них прописано в ст. 2041 Кодекса об административных правонарушениях и заключается в наложении штрафа на правонарушителя в размере от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или применении административного ареста на срок до пятнадцати суток.

Те же действия, совершенные группой лиц или лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за аналогичное правонарушение, влекут наложение штрафа от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Таким образом, вид ответственности и размер санкции, предусмотренные за незаконное пересечение границы представителями государства-агрессора, в сегодняшних условиях являются несоизмеримыми с общественной опасностью таких деяний.

Следует отметить, что до 2004 г. законодательством Украины за такие действия была предусмотрена уголовная ответственность. Однако в 2004 г. соответствующая статья (331) из УК была исключена.

Однако сейчас существует общественная необходимость криминализации незаконного пересечения границы с определенными квалифицирующими признаками, что в свою очередь будет способствовать защите государственного суверенитета и территориальной целостности Украины».

Главное научно-экспертное управление ВР, рассмотрев законопроект, пришло к выводу, что по результатам рассмотрения в первом чтении его целесообразно вернуть на доработку. В управлении отметили, что процедура реагирования Украины на пересечение границы лицами, пребывание которых в нашей стране создает угрозу ее национальным интересам, безопасности, суверенитету и территориальной целостности, урегулирована в законе «О санкциях». В частности, согласно п. 21 ч. 1 ст. 4 закона, одним из видов санкций является отказ в предоставлении и отмена виз резидентам иностранных государств, применение других запретов въезда на территорию Украины.

Юристы посчитали, что в действующем УК следовало бы установить уголовную ответственность за незаконное пересечение государственной границы любым лицом. Но в том случае, если ему был запрещен въезд в Украину или такое действие было сопряжено с применением насилия и (или) оружия, а также было совершено группой лиц.

Некоторые объективные признаки предлагаемого законопроектом состава преступления являются слишком оценочными, а следовательно, допускают их субъективное толкование, что недопустимо для законодательства об уголовной ответственности. В частности, из содержания части первой статьи 331 УК (в редакции проекта) неясно, что следует понимать под понятиями «интересы государства-агрессора», «национальные интересы Украины» и другие.

Кроме того, в данном случае логично возникает вопрос: будут ли признаки состава преступления, если, например, человек, пересекающий государственную границу Украины, действует в «интересах государства-агрессора», которые не «противоречат интересам Украины», и кто именно и каким образом должен это определять?

Законопроект также имеет отдельные технико-юридические недостатки. Во-первых, без внесения изменений в ст. 216 УПК расследованием таких преступлений будет заниматься Нацполиция. Однако такими полномочиями следовало бы наделить следственные органы безопасности. Ведь именно они проводят досудебное следствие по уголовным производствам по ст. 3321 «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее».

На рассмотрении ВР находятся проекты законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за незаконное пересечение государственной границы» (№7017-1) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по восстановлению уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы Украины» (№8131), направленные на урегулирование почти аналогичных отношений. Поэтому проекты № 7017, 7017-1 и 8131 должны рассматриваться одновременно.

Комитет ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности в свою очередь согласился с выводами научно-экспертного управления в отношении законопроекта №7017.

Он также отметил, что в альтернативном законопроекте №7017-1 предлагается дополнить УК новой статьей 331 «Незаконное пересечение государственной границы лицом, имеющим гражданство (подданство) государства-агрессора» аналогичного содержания, как и в законопроекте №7017.

Устанавливается, что действие ст. 3321 УК «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее» применяется только для лиц, имеющих гражданство (подданство) государства-агрессора.

Юристы отметили, что предложенные изменения в ст. 3321 законопроекта юридически необоснованны, поскольку субъектом нарушения порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее признаются лица, имеющие гражданство (подданство) государства-агрессора. То есть в случае принятия данного законопроекта граждане Украины, других государств (не признанных государством-агрессором), а также лица без гражданства за аналогичные нарушения, совершенные с целью причинения вреда интересам государства, к уголовной ответственности привлечены не будут.

В результате комитет принял решение вернуть законопроекты №7017 и №7017-1 на доработку. Каким на выходе получится закон, неизвестно. Во всяком случае соавтор законопроекта №7017 Ирина Луценко пообещала его доработать. Уголовным преступлением будет считаться незаконное пересечение госграницы, совершенное с целью причинения вреда интересам государства, пересечение границы лицами, которым запрещен въезд на территорию Украины, а также представителями силовых структур государства-агрессора. Расследованием таких преступлений будет заниматься СБУ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

«Представляет национальную опасность»: советнику...

Отмечается, что Служба безопасности Украины посчитала Мюррея лицом, которое...

Пушилин обвинил в убийстве Захарченко СБУ и западные...

По его словам, убийство было совершено при содействии пятого департамента...

ВР в первом чтении одобрила уголовный срок для...

За первое правонарушение — лишать свободы на срок до 3 лет, а за повторное — до 5...

ГПС: на границе в Херсонской области в воздухе...

Зафиксировано повышенное содержание «токсических промышленных веществ»

Загрузка...

Плати алименты, чтобы не лишиться ребенка

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по созданию...

Скрипит, трещит, но пока держится

По неофициальным данным, теневой рыбный рынок оценивается

Не проспать бы бесплатную воду

Луганщина, Буковина, Ровенщина — таков сегодня «маршрут» нашей постоянной...

Оловянный щит родины

Взаимовыгодному сотрудничеству с отечественной наукой, госконцерн...

Осенью украинская армия получит канадские...

«Министерство международных дел Канады не разглашает никаких подробностей о...

Теперь военных не отравят

На днях в Минобороны состоялась передача уникального мобильного лабораторного...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка