Закрытое небо

№25(703) 20 — 26 июня 2014 г. 18 Июня 2014 0

В конце июня украинские власти, все же, намерены подписать с Евросоюзом соглашение о едином авиационном пространстве.

Украинские чиновники продолжают тешить себя надеждами подписать соглашение о едином авиапространстве с Европой. После того, как подписание этого договора не состоялось 5 июня, из-за нежелания представителей ЕС, в Министерстве инфраструктуры Украины назвали новую дату.

Теперь ожидается, что договор, открывающий украинские аэропорты для европейских авиаперевозчиков, а европейские — для украинских, будет подписан 27 июня, вместе с подписанием экономической части соглашения об Ассоциации Украины и ЕС.

В настоящее время авиасообщение между Украиной и другими странами ведется на основании двусторонних договоров, в которых четко оговаривается количество рейсов с обеих сторон между конкретными аэропортами (как правило, равное) и осуществляющие их авиакомпании-перевозчики.

Однако, с 2007 года Украиной ведутся переговоры о едином авиапространстве, позволяющее либерализовать порядок авиаперевозок. Его часто называют соглашением об «открытом небе». Хотя также называют и соглашение ОБСЕ, подписанное тремя десятками европейских стран, о воздушных облетах территорий других государств для контроля за перемещением войск и вооружения.

До Чемпионата Европы по футболу 2012 года на теме открытия европейских аэропортов для украинских авиаперевозчиков пиарился инфраструктурный вице-премьер в правительстве Николая Азарова — Борис Колесников. Затем его очередь занял Александр Вилкул. При последнем из них текст соглашения о едином авиапространстве с ЕС был парафирован 28 ноября 2013 года в Вильнюсе.

Подписать сам договор собирались в апреле 2014 года, а затем перенесли процедуру на начало июня. Но в последний раз европейская сторона озадачила украинских чиновников еще одним переносом на неопределенный срок «из-за не согласованной позиции Испании и Великобритании по поводу Гибралтара».

Где Украина, а где Гибралтар? Для справки, Гибралтар с XVIII века считается заморской территорией Великобритании. Однако, Испания считает его — своим и требует отдать ей участок суши, отделяющий Пиренейский полуостров Европы от Северной Африки и имеющий стратегическое значение для контроля судоходства в Средиземноморье.

Последний раз окологибралтарский конфликт активизировался прошлым летом, когда британцы начали строить на побережье искусственный риф для защиты морской фауны, сбросив в море около 70 бетонных блоков, а испанцы в ответ ужесточили режим пропуска через границу, посчитав, что строительство защитного сооружения в их территориальных водах препятствует лову рыбы местными рыбаками. Это доставило немало неприятностей жителям Гибралтара, которые в основном работают на испанской территории.

Сейчас этот конфликт находится в замороженном состоянии. Но какое отношение имеет к нему Украина? Да никакого. Если не принять во внимание, что отложив подписание соглашения об «открытом небе», европейские чиновники дали своим украинским коллегам прозрачный намек о том, что перед ними стоит не менее сложная проблема, чем «гибралтарская», в виде не урегулированного статуса неба над крымским полуостровом.

Еще в марте после аннексии Крыма — «Росавианавигация» подала заявку в «Международную организацию гражданской авиации» (International Civil Aviation Organization, ICAO) на признание неба над полуостровом воздушным пространством России. Однако, ICAO отказал в этом россиянам.

Как было заявлено представителями этой организации, решения относительно аэронавигационного обслуживания воздушных судов в Симферопольском районе может принимать только «Украерорух», а российские власти “не имеют законных оснований для вмешательства в работу органов обслуживания воздушного движения Украины и захвата воздушного пространства Крыма".

Кроме того, в ICAO рекомендовали авиаперевозчикам избегать полетов над Крымом из-за небезопасной ситуации, и использовать альтернативные маршруты для транзитных перелетов.

Вполне серьезно говорили и о том, что в отношении авиаперевозчиков, наладивших международные рейсы между Симферополем, Севастополем и аэропортами европейских стран могут применяться санкции в виде запрета на посещение Европы — побывавших в Крыму бортов. Последняя информация впоследствии не подтвердилась. Однако, авиакомпаний, готовых ослушаться рекомендации ICAO, оказалось не так уж много.

По информации международного аэропорта «Симферополь», в настоящее время из столицы Крыма осуществляются рейсы в Москву (Внуково, Домодедово и Шереметьево), Санкт-Петербург, Воронеж, Краснодар, Анапу, Ростов-на-Дону, Волгоград, Казань, Екатеринбург, Череповец, Оренбург, Новосибирск, Иркутск, Грозный, Якутск и некоторые другие города России. Эти рейсы осуществляются российскими авиакомпаниями.

Из иностранных, в Симферополе приземляются турецкие — Turkish Airlines, Atlasjet и Pegasus, казахстанская — Scat Airlines и узбекская — Uzbekistan Airlines.

Присутствие в аэропорту Симферополя даже нескольких иностранных перевозчиков говорит о том, что эскалации крымского конфликта в небе удалось избежать. Между тем, в ICAO дали время «Росавианавигации» и «Украероруху”, чтобы договориться о воздушном пространстве над Крымом в двустороннем порядке.

В настоящее время эскалацию воздушного противостояния между двумя странами, естественным образом, сдерживают финансовые интересы украинских перевозчиков, совершающих регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Калининград и другие города. Крупнейшей украинской авиакомпанией, осуществляющей такие перевозки являются «Международные авиалинии Украины» (МАУ).

Очевидно, что вслед за ограничениями на полеты российских авиакомпаний в Крым последуют аналогичные в отношении украинских — над российской территорией, в том числе для международных рейсов в третьи страны. А это серьезно ударит и по репутации, и по заработкам МАУ.

Примечательно, что структура собственности крупнейшей украинской авиакомпании до сих пор покрыта завесой тайны. Но еще в начале 2013 года украинские СМИ сообщили, что вследствие передела сфер влияния в украинском авиабизнесе, после банкротства авиакомпаний «Аеросвіт»и «Донбассаэро», собственником МАУ стал их бывший владелец — Игорь Коломойский. Свои доли в этой авиакомпании ему продали бывший вице-премьер Борис Колесников и брат экс-министра образования — Михаил Табачник.

Так это или нет, доподлинно не известно. Но если информация соответствует действительности (а опровержений на этот счет не наблюдалось), то днепропетровскому бизнесмену удается находить место в российском небе даже несмотря на негативное отношение к нему высшего российского руководства.

После необъяснимого срыва подписания соглашения о едином авиапространстве в начале июня некоторые наблюдатели выдвинули версию о том, что за этим событием следует искать происки все того же г-на Коломойского. Мотив — не желание пускать европейских авиаперевозчиков в украинские аэропорты.

Владелец украинского «Приватбанка» известен жестким стилем в отстаивании собственных бизнес-интересов, в том числе в сфере авиасообщения. В подтверждение можно вспомнить конфликт 2006—2007 гг. между принадлежащей ему авиакомпанией «Днеправиа» и немецким гигантом авиаперевозок — Lufthansa за право совершать рейсы на линии Днепропетровск-Франкфурт. Спор перевозчиков даже выносился на рассмотрение Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Однако, на этот раз, слухи о вмешательстве г-на Коломойского в стратегические отношения между Украиной и ЕС, похоже, сильно преувеличены. Более того, скорее всего, именно Европа не заинтересована в том, чтобы укреплять авиасообщение с нестабильным государством, которое находится в состоянии турбулентности.

Если раньше говорили о том, что соглашение с Украиной о едином авиапространстве исключительно выгодно европейским авиакомпаниям, которые смогут без ограничений «заходить» в любые украинские аэропорты и организовывать прямые рейсы с европейскими городами, конкурируя с местными перевозчиками. За счет этого пошатнется монополия немногочисленных местных авиакомпаний и снизятся цены на авиабилеты. А там, глядишь, европейские авиакомпании-лоукостеры помогут нам наладить и дешевые внутренние авиаперевозки, то теперь эти надежды расстаяли.

После девальвации гривны покупательная способность большинства украинцев еще более уменьшилась. Авиарейсы стали для нас еще менее доступными. По данным «Центра транспортных стратегий», в апреле т. г. объемы перевозок в стране, по сравнению с мартом снизились на 23%, за 22 дня мая — еще на 25%. Но эти данные не учитывают ситуацию с аэропортом Донецка. По итогам мая, эксперты прогнозируют падение пассажиропотока более чем на 30%.

Но даже если соглашение об открытом небе с ЕС в ближайшее время, все же, будет подписано, на его ратификацию уйдет еще какое-то время, как минимум до 2015 года. Хотя и так ясно, что до нормализации ситуации в стране, крупные международные перевозчики в Украине, тем более лоукостеры — на внутренних линиях, не появятся.  

Ярослав ДМИТРЕНКО

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

«Нет!» — 41 проценту украинцев

В 2017 г. в Соединенные Штаты по визе типа «B» въехали почти 6,4 млн. человек. Этот...

Визовый рекорд заробитчан

МИД Чехии сообщает о рекордном интересе иностранцев к въездным визам в страну: так, за...

Два взгляда на историю Украины

В этом году исполнилось 80 лет с начала Второй мировой войны и 75 лет со дня освобождения...

Словаки — братерський народ

Словацька громада в Україні зовсім невеличка: лише 6,4 тис. осіб згідно з даними...

Свобода от голода — основополагающее право человека

За собой государство оставляет крупные инфраструктурные проекты: строительство дорог...

Мировая рисовая держава?

В Украине рис можно выращивать на 255 тыс. га — от Херсона до Чугуева

Загрузка...

Затерянное шоссе

Дорог нет, но чиновники, которые делят деньги на их ремонт, — отнюдь не дураки

Хроники деградации медицины

Саботаж, фотофиксация заданий и поддельные паспорта на экзамене

Work and Travel USA: «Отношение как к грязи»

Участники программы SWT регулярно становятся жертвами запугивания и мести —...

Украина и табачная индустрия Европы

Электронные сигареты на ежедневной основе курят 20% украинских подростков

Дети и вооруженные конфликты

В опубликованном 29 июля ежегодном докладе генерального секретаря ООН «Дети и...

Как поднять уровень образования и науки

Опубликованная в июльском номере (от 19—25.07.2019) статья д. т. н., проф. Валерия Мазура...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка