Жесткая оценка ПАСЕ политической ситуации в Украине

№5(805) 3 — 9 февраля 2017 г. 03 Февраля 2017 4.8

Спустя практически три года после «евромайдана» оценку происходящему в Украине дала Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Наша страна находится под мониторингом ПАСЕ, а документ, о котором идет речь, — Резолюция 2145 (2017) практически камня на камне не оставила от пиар-усилий нынешнего Киева представить дела в Украине как некий прогресс.

К сожалению, текст Резолюции из 24 пунктов, формально разбитых на 14, не был подробно изложен в Украине. Публикации по этому поводу — преимущественно пиар-статьи о том, что могло бы быть в тексте Резолюции или чего там нет. Но внятного изложения, а тем более анализа, как именно в Европе воспринимают происходящее в нашей стране, так и не появилось.

Пройдемся по пунктам

Начинается Резолюция из яркого, но бессодержательного утверждения о якобы «амбициозной программе реформ в украинской власти, направленных на удовлетворение потребностей украинского населения во время «революции достоинства». То, что последние два слова взяты в тексте Резолюции в кавычки, само по себе свидетельствует о переоценке европейцами событий в Украине 2014 года.

В Резолюции констатируется, что в нашей стране «достигнут значительный прогресс в изменении правовой базы, необходимой для проведения реформ». Но после этого сказано: «важно, чтобы эти законодательные изменения были реализованы в изменения в политическом поведении и на практике».

Это — крайне удачная формулировка, чтобы сказать: да, законы приняты, но более ничего существенного в Украине не происходит.

Что же касается других пунктов Резолюции, то есть в документе и формулировка, которой приветствуется сотрудничество ПАСЕ с Украиной по правам человека, по трем направлениям — децентрализация, судебная система и избирательное законодательство. О децентрализации сказано и еще раз, в той части Резолюции, где речь идет о «важности конституционной реформы» в Украине, а вопросы децентрализации увязаны с реализацией Минских договоренностей.

Александр Соловьев

Уверен, что децентрализация является велением времени для современной Украины. Для объективности подчеркну, что нынешняя власть действительно кое-что сделала для децентрализации. Если говорить о бюджетной политике, то Киев действительно передает на места значительные финансовые средства.

Но Украина только в начале пути построения реальной децентрализованной политической системы.

Во-первых, децентрализацией надо уметь пользоваться, а для этого — неустанно объяснять, что на места передаются не только права, но и обязанности. Необходимо повсеместно растолковывать, что передача финансовых средств из Киева призвана мотивировать местные органы власти самостоятельно принимать решения.

Во-вторых, правоохранительная система Украины должна эффективно сопровождать выделение средств регионам. Все случаи нецелевого использования или разворовывания бюджетных денег должны пресекаться силой закона. Если же этого не произойдет, то вместо политической децентрализации Украина получит расползание коррупционного монстра по всей стране.

В-третьих, нашей стране необходима серьезная политическая дискуссия о том, какая децентрализация нужна Украине. Следует учесть все риски от передачи власти на места. Непродуманные решения могут стимулировать фактически сначала экономический, а затем политический сепаратизм.

Именно поэтому, а это в-четвертых, децентрализация должна пройти между всеми политическими крайностями, увязать реальные права регионов с полномочиями столичного центра. И вот только такая продуманная, системная децентрализация может действительно повлиять на выполнение Минских договоренностей, в том случае, если Киев проявит достаточно политической мудрости, чтобы и децентрализировать страну, и не поставить под удар территориальную целостность нашей Родины.

После полноценной дискуссии о том, какой должна быть децентрализация, обновленную украинскую политическую систему следует, безусловно, закрепить в новой Конституции Украины.

Некоторые изменения следует внести в уже существующую практику децентрализации. Несмотря на то что в действующей Конституции Украины закреплен принцип идеологического плюрализма, нынешняя власть упрямо реализует так называемые «законы о декоммунизации». Фактически же они предлагают в качестве государственной идеологии архаичную систему координат украинского интегрального национализма в исполнении первой половины ХХ века. Попытка навязать всей Украине этот идеологический продукт провоцирует новые расколы в нашем обществе. Никто не имеет права указывать нашим людям или решать за них, кого в Украине считать героем.

Возвращаясь к тексту Резолюции — вызывает как минимум удивление упоминание об «эффективной защите прав человека» и о какой-то «борьбе с коррупцией» в Украине.

О какой вообще «эффективной защите прав человека» в Украине можно говорить, если они ежедневно нарушаются не только в конфликте на востоке Украины, но и на формально мирной территории Украины?

Как минимум дважды, в августе прошлого года и в январе нынешнего, влиятельные и всем известные международные организации Amnesty International и Human Rights Watch со всей ответственностью ставили перед официальными лицами украинской власти вопрос о внесудебном варварском содержании под стражей лиц, якобы подозреваемых в участии в вооруженном конфликте. Речь идет о тех, кого не только насильственно удерживали без всякого решения суда, но и делали это в условиях, которые можно приравнять к пыткам.

Неужели ПАСЕ неизвестно то, что знают в Amnesty International и в Human Rights Watch?

О теме «борьбы с коррупцией»

Неужели кто-то в Киеве или в Страсбурге может хоть что-либо припомнить не о намерениях, а о результатах борьбы с коррупцией? О судебных приговорах, вступивших в законную силу? Никто не может ни слова об этом сказать и в ПАСЕ, а потому в п.10 Резолюции и сказано, что «повсеместная коррупция в Украине» является фактом и что «длительное отсутствие выраженного и конкретного прогресса в этой области, в том числе в отношении судебных преследований и обвинительных приговоров, потенциально может уменьшить последствия масштабной реформы органов власти и, в конечном счете, подрывает доверие общества к политической и судебной системе в целом».

Эта оценка объективна, но она явно запоздала. Неужели кому-то в Страсбурге до сих пор действительно не ясно, что украинское общество уже давно пришло к выводу: все события после «евромайдана» привели к власти в нашей стране новое поколение воров и коррупционеров?

В русле традиций нацеленной на поиск политического компромисса европейской демократии в Резолюции указывается на обеспокоенность ПАСЕ ужесточением политических дискуссий в Украине. Говорится и о необходимости «преодоления разногласий и вражды между политическими силами для обеспечения стабильности и укрепления демократии в стране».

Да, этого действительно хотелось бы. Но для начала необходима крайне дефицитная для нынешней Украины добрая воля большинства политических сил начать разговаривать, дискутировать друг с другом, а не поливать оппонентов грязью на всех возможных площадках. И такая добрая воля практически невозможна, ибо она не нужна и даже мешает части людей в украинской власти, настроенных не просто на уничтожение политических оппонентов, но и на продолжение войны на востоке Украины, как и на продолжение чудовищных социальных экспериментов над многострадальным народом Украины.

В Резолюции указывается, что «поляризация и напряженность сказались на медиасреде, ибо они возникли в недопустимой политической обстановке, включительно с нападениями на журналистов и средства массовой информации».

В целом соглашусь и с этим. Это мягкая, но точная оценка, но ее авторы знают, что никакого прогресса в расследовании резонансных убийств журналистов в Украине нет. Нет и никакого результата в виде вступивших в законную силу судебных решений и в отношении такого резонансного преступления, которым является поджог телеканала «Интер» в сентябре прошлого года.

В Резолюции сказано, что ПАСЕ «выражает обеспокоенность по поводу публикации имен и адресов большого количества журналистов, аккредитованных в Донбассе, которые поставили под угрозу их личную неприкосновенность». Считаю эту формулировку недостаточно жесткой.

В июне прошлого года дипломатические представительства в Киеве официально потребовали от киевских властей навести порядок с сайтом «Миротворец» и удалить персональные данные журналистов, неизвестно кем заподозренных в нарушении законов Украины и на основании этих подозрений обвиненных в сотрудничестве с «сепаратистами». Тем самым безопасность этих представителей СМИ была поставлена под угрозу. Но наведен ли порядок с персональными данными журналистов? В большей ли они сейчас безопасности? Уверен, что нет.

В Резолюции дипломатическим языком сказано и о том, чего нынешняя украинская власть не делает и никогда не будет делать. Например, о том, что в ПАСЕ приветствуют прогресс в расследовании и вновь призывают власти провести полное расследование насилия и гибели людей во время «евромайдана», а также событий внутри и вокруг дома профсоюзов в Одессе.

Но ведь нет никакого прогресса в расследовании названных преступлений. А благодушное пожелание ПАСЕ будет выполнено — но наверняка не при нынешней власти.

Очень мягко в Резолюции сказано, что ПАСЕ «выражает свою обеспокоенность в связи с проблемами прав человека, которые были подняты в связи с законом о люстрации» и «настоятельно призывает Верховную Раду безотлагательно принять поправки к этому закону, которые были подготовлены в сотрудничестве с Венецианской комиссией».

Считаю, что в Европе полностью отдают себе отчет в том, что люстрация в том виде, в котором ее провели в Украине, — это система политических репрессий, расправы с неугодными, устранение политических конкурентов — и ничего общего в ней нет с верховенством права.

В Резолюции ПАСЕ нашлось место упоминанию и о новациях нынешней власти в отношении политики в сфере использования языков. При этом довольно мягко говорится о том, что ПАСЕ «выражает обеспокоенность тем, что некоторые проекты направлены на сокращение текущих прав национальных меньшинств».

Если мы действительно хотим строить Украину как по-настоящему правовое, демократическое государство, тогда необходимо признать неприемлемыми любые действия в отношении нарушений базовых прав человека, включая и политику в сфере языков, — от кого бы они ни исходили.

Провоцирование очередной напряженной ситуации в отношении использования государственного украинского языка и русского языка преследует цель начертить новые расколы в обществе. Считаю, что это продуманная и сознательная политика, цель которой предельно цинична: отвлечь людей от по-настоящему важных социальных проблем и вовлечь их в конфликты. Такая политика, кстати, не только противоречит, она полностью несовместима ни с какой децентрализацией.

В целом же Резолюция ПАСЕ представляет собой любопытный документ. Факты, претензии и рекомендации к украинской власти в ней изложены правильно. Но услышит ли это власть? Вопрос остается открытым. Пока люди во власти представляют Украину, они могут многое изменить в государственной политике. Или не делать этого, что тоже вероятно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Лучше быть толстым и высоким

Немецкая автомобилестроительная корпорация BMW (Bayerische MotorenWerke) объявила об отзыве почти...

Безналичное будущее цифровых расчетов и мобильных...

Оценить по достоинству значимость повсеместной распространенности какого-то явления...

Дефицит боеготовности: в чем причина медлительности...

Держать вооруженные силы в постоянной боевой готовности накладно

В бою без «дашки» как без рук

25-я отдельная воздушно-десантная бригада в прошлом году отметила 15-летие

Армия: матрасы уже не ватные

На продовольственное обеспечение войск в 2018-м предусмотрено 3,5 млрд. грн.

Загрузка...

Оборонительный трансформер

Если в какой-то госструктуре есть коррупция, это не означает, что мы должны такую...

Без паники

Срок действия пошлины 30 евро на тонну заканчивается 15 сентября 2018 г.

Каша с дымком и модульные военные городки

Иногда кажется, что боевые подразделения лучше приспособлены к жизни в боевых...

Слишком зависимая независимость

Случаи давления на судей путем инициирования уголовного преследования имеют массовый...

Двигай, двигай, о-о-о, двигай быстрее, еще быстрее,...

28,5 млрд. посещений за год, 800 запросов в секунду, 10 225 205 Гб скачиваний в день — это...

Правила хорошего фона

Утром — энергичные ритмы, задающие бодрый темп и настраивающие покупателя на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка