Живи где хочешь, но за регистрацию заплати

№46 (883) 16 — 22 ноября 2018 г. 14 Ноября 2018 1 5

НАМ ПИШУТ

В ВР зарегистрирован законопроект «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». Считается, что он упростит получение админуслуг из-за реформы системы регистрации места проживания. Ее условия не менялись с советских времен, сейчас нужно собирать справки и подтверждения, чтобы доказать факт и право проживания в квартире или доме. Якобы даже отменят отметку о проживании в паспорте, справки о месте жительства и составе семьи.

По-новому определяется значение прописки в качестве основания для обретения или лишения прав на имущество либо жилье. А еще планируют бороться с массовой регистрацией по одному адресу: если больше трех семей прописано в одном месте, регистрацию заблокируют всем, а потом потребуют подтвердить, что все эти люди действительно проживают по этому адресу.

Кто авторы законопроекта, есть ли шанс, что он будет принят и действительно ли случится революция с институтом прописки, которой так долго ждали граждане?

Оксана ЗАГОРУЛЬКО, Полтава

Проект закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» поступил в парламент 18 октября и пока только рассматривается в соответствующих комитетах.

Одна бумажка — и вы в базе данных

Инициаторами закона выступили Сергей Березенко, Сергей Алексеев, Александр Черненко и Александр Дехтярчук (БП), к ним присоединились Антон Геращенко («Народный фронт»), Сергей Кираль и Ярослав Маркевич («Самопоміч»), а также Ярослав Москаленко («Воля народу»).

Что нового предлагают народные избранники? В ст. 197 Админкодекса исчезнет наказание за проживание граждан без регистрации места жительства. Зато добавится ст. 1971, согласно которой представление недостоверных сведений с целью регистрации места проживания влечет наложение штрафа в 50—100 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ). Если нарушитель в течение года после наказания снова совершит те же действия, его оштрафуют уже на 100—200 НМДГ.

В ст. 18 закона «Об общем среднем образовании» появится дополнение. Если количество поданных заявлений на зачисление в начальную школу превышает возможности указанного учреждения, руководитель обязан обратиться в орган регистрации места жительства для подтверждения факта проживания детей на территории обслуживания этого учебного заведения для реализации их права на первоочередное зачисление в школу.

В ст. 8 закона «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью» внесут дополнение, согласно которому информацию о месте жительства лиц с инвалидностью с детства, ребенка с инвалидностью или родителей (усыновителей, опекуна или попечителя), подавших заявление, должностные лица управления труда и соцзащиты получают бесплатно из реестра территориальной общины.

В законопроекте также оговорено, что гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, постоянно или временно проживающие в стране, обязаны в течение 30 календарных дней после снятия с регистрации места проживания и прибытия на новое место зарегистрироваться, включая детей до 14 лет. Родители или другие законные представители обязаны зарегистрировать место проживания новорожденного ребенка в течение 90 календарных дней со дня госрегистрации его рождения, если это не было сделано на основании других сведений.

Для регистрации гражданин или его представитель подает в орган регистрации (в т. ч. через центр предоставления админуслуг, а также через Единый государственный портал административных услуг или интегрированную с ним соответствующую информационную систему органа регистрации) заявление в бумажной форме. Для регистрации детей в возрасте до 14 лет заявление можно подавать в электронном виде.

При подаче электронного заявления подтверждение полномочий лица в качестве законного представителя, за исключением случаев, когда законными представителями являются родители (усыновители), удостоверяется цифровой подписью нотариуса.

Факт подачи заявления в электронном виде один из родителей ребенка подтверждает сведениями, которые поступают в режиме реального времени из Госреестра актов гражданского состояния.

Регистрация места жительства по заявлению законного представителя осуществляется с согласия других представителей. В случае подачи электронного заявления согласие подтверждается квалифицированными цифровыми подписями лиц, которые его дают, или удостоверяется цифровой подписью нотариуса.

По желанию родителей регистрация места проживания новорожденного осуществляется на основании сведений, поступивших из Госреестра актов гражданского состояния при госрегистрации рождения ребенка.

Орган регистрации отказывает в регистрации/снятии с регистрации места проживания, если человек не подал необходимые документы или в них содержатся недостоверные сведения, в т. ч. противоречащие данным, внесенным в госреестры и реестры территориальных общин. Откажутся регистрировать лицо, не достигшее 14-летнего возраста, а также если жилье расположено на территории населенных пунктов, где органы госвласти временно не осуществляют свои полномочия.

Ошибки в сведениях, представленных для регистрации, в связи с изменением в установленном порядке нумерации домов и наименований улиц не являются основанием для отказа. В этом случае орган регистрации вносит правильные данные в реестр территориальной общины и документы заявителя.

За регистрацию (снятие с нее) админсбор составляет 0,0085 размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года (15 грн. в 2018 г. — Авт.). Если сроки регистрации нарушены, сбор составит 0,0255 (45 грн.).

Информация о призывниках, военнообязанных и резервистах, которые зарегистрировали свое место жительства или сообщили о месте пребывания в соответствующем населенном пункте, вносится в Единый государственный реестр военнообязанных в автоматическом режиме из реестра территориальной общины.

В ст. 11 закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния» появится дополнение. Госреестр актов гражданского состояния осуществляет информационное взаимодействие с информационно-телекоммуникационными системами госорганов, а для регистрации места проживания новорожденного при госрегистрации его рождения — также с информационно-телекоммуникационными системами органов местного самоуправления.

Информационное взаимодействие осуществляется в электронном виде в режиме реального времени информационно-телекоммуникационными средствами с применением средств технической и криптографической защиты информации.

Порядок информационного взаимодействия Госреестра актов гражданского состояния с информационно-телекоммуникационными системами госорганов устанавливается центральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 13, госрегистрация рождения ребенка производится по заявлению родителей или одного из них по месту его рождения или по месту жительства родителей или одного из них.

Заявление заполняется в электронном виде работником органа государственной регистрации актов гражданского состояния. Если заявление подается в роддоме, орган госрегистрации может уполномочить работника роддома на заполнение заявления. Экземпляр заявления воспроизводится в бумажной форме и подписывается заявителями.

Ошибки в сведениях, указанных в заявлении о государственной регистрации рождения ребенка, не являются основанием для отказа в предоставлении соответствующей услуги, если они не вызывают сомнений в достоверности сведений.

Если госрегистрация рождения ребенка производится по месту жительства родителей или одного из них, то по их желанию местом рождения в актовой записи может быть определено фактическое место рождения или место жительства родителей.

В случае смерти родителей или если они по другим причинам не могут зарегистрировать рождение ребенка, госрегистрация проводится по заявлению родственников, других лиц, уполномоченного представителя учреждения здравоохранения, в котором родился ребенок или в котором находится.

При госрегистрации рождения ребенка, не достигшего одного года со дня рождения, сведения о нем вносятся в Единый государственный демографический реестр с присвоением уникального номера записи.

Если родители ребенка на момент его рождения были гражданами Украины, в Едином государственном демографическом реестре указывается принадлежность ребенка к украинскому гражданству.

Особый интерес представляет новая редакция ст. 5 закона «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц».

По желанию заявителя к заявлению о получении справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица также вносятся сведения, необходимые для регистрации места жительства указанного лица.

Эти сведения в порядке информационного взаимодействия передаются из Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах в информационно-телекоммуникационные системы органов местного самоуправления.

Порядок информационного взаимодействия Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах с информационно-телекоммуникационными системами органов местного самоуправления устанавливается центральным органом исполнительной власти.

Факт регистрации места жительства не является основанием для лишения внутренне перемещенного лица каких-либо прав на жилье (в т. ч. потери или прекращения права пользования им) и на другое имущество, находящиеся по адресу заброшенного места жительства.

В ст. 9 закона «О жилищно-коммунальных услугах» появится запись, согласно которой начисление (перечисление) потребителю жилищно-коммунальных услуг платы в связи с изменением количества зарегистрированных в жилье лиц осуществляется только в случае, если оно фактически произошло. Т. е. если количество лиц, постоянно проживающих в жилье потребителя, изменилось на самом деле, а не по документам.

«Перчаткам» — бой

В пояснительной записке авторы законопроекта указали, что действующий механизм учета населения в Украине приводит к накоплению в реестрах территориальных общин информации о месте проживания, которая до 30%, а в отношении детей — до 63% не соответствует действительности (граждане предпочитают проживать без регистрации или регистрируются не по месту проживания).

При этом около 1,5 млн. внутренне перемещенных лиц находятся вне учета реестров территориальных общин, что приводит к нарушению их избирательных прав.

Как следствие — бюджетные средства, предназначенные на содержание реестров и органов регистрации, используются неэффективно, а государство не в состоянии должным образом выполнять свои функции. Кроме того, госорганы при предоставлении услуг гражданам вынуждены проверять место их жительства (например, при предоставлении социального жилья, жилищных кредитов, субсидий, других пособий и т. д.).

Одна из причин такого положения дел — сложная процедура регистрации места жительства, которая к тому же отнимает много времени. Для регистрации необходимо собрать 3—5 документов и согласований и прибыть с ними в орган регистрации или центр предоставления админуслуг (ЦПАУ). Возможность подать заявление и документы через интернет или по почте отсутствует. Каждый человек, перед тем как быть зарегистрированным, проверяется органом регистрации путем изучения представленных документов и согласований. Нередки случаи, когда гражданину приходится ждать результаты такой проверки несколько дней.

Поскольку основанием для регистрации является не фактическое проживание в жилище, а только наличие права на проживание в нем, граждане регистрируются не там, где фактически проживают, а там, где могут документально подтвердить право на проживание. При этом, например, договор аренды, заключенный в письменной форме, а таких договоров заключается до 95%, не признается органами регистрации как документ. С другой стороны, согласия владельца жилья достаточно для фиктивной регистрации (например, для манипулирования местными выборами или получения льгот). Есть случаи регистрации 200—300 человек в одной квартире.

Связь регистрации места проживания с правом проживания в жилье также создает условия для манипулирования имущественными и жилыми правами на него. Так, документы о регистрации места проживания сохраняются только три года, поэтому после уничтожения документов о предоставлении согласия владельцем жилья на жительство лица в нем будет свидетельствовать лишь факт регистрации.

Проблемы учета населения обостряются тем фактом, что реестры территориальных общин автономны и не взаимодействуют. Указанное приводит к регистрации того же лица в нескольких местах одновременно. Кроме того, лишь незначительная часть реестров ведется в электронном виде или имеет связь с интернетом. Поэтому не только регистрация, но и получение информации из реестров (например, справки о месте жительства) превращается для гражданина в длительный процесс.

По мнению разработчиков документа, если новый закон будет принят, то снизится административная нагрузка на граждан. Вводится декларативный принцип регистрации места проживания, который успешно применяется в Нидерландах, Германии, Латвии и в ряде штатов США.

Для регистрации или снятия с регистрации будет подаваться только заявление-декларация; не нужны никакие документы и согласования; внесение отметок в паспорта о месте проживания станет необязательным —- только по желанию лица. Граждане будут подтверждать место проживания лишь в случаях, определенных законом.

Расширяются способы обращения за услугами. Декларацию можно будет подать в любом органе регистрации или ЦПАУ (не только по месту жительства), а также через интернет или по почте. Услуги будут предоставляться в электронном виде, что значительно сократит время.

Повысится эффективность работы органов госвласти и местного самоуправления. Реестры территориальных общин будут функционировать в электронном виде и обмениваться информацией между собой и с госреестрами (например, с Единым государственным демографическим реестром) в автоматическом режиме. Для обеспечения работы указанных реестров органы местного самоуправления имеют право создавать или использовать уже созданные собственные информационно-телекоммуникационные системы либо безвозмездно пользоваться информационно-телекоммуникационной системой миграционной службы.

Отменяется бумажный документооборот; для граждан устраняется необходимость подавать справки о месте жительства или составе семьи; исключается возможность дублирования регистрации в различных реестрах территориальных общин. Органы госвласти и местного самоуправления будут обмениваться информацией о месте проживания лица без его привлечения.

Вводятся механизмы, которые обеспечат соблюдение законности в сфере регистрации места проживания, в частности, будут предотвращать злоупотребления. Подтверждать свое проживание будут не все граждане, как это делается сейчас при регистрации, а лишь незначительная часть, примерно 0,32% зарегистрированных. Лицо, подтверждающее проживание, сможет подать документальные данные лично, в электронном виде или по почте или указать предприятия, организации и учреждения, где органы регистрации спросят необходимую информацию.

Кроме того, гражданину предоставляется возможность, если он этого сам пожелает, предоставить данные по месту нахождения. Это обеспечит права тех, кто фактически проживает в жилье, но не может подтвердить это документами.

Инициировать подтверждение лицом факта проживания смогут только владелец жилья и те, кто в нем проживает (посторонним такое право не предоставляется), а также органы госвласти или местного самоуправления, имеющие документально подтвержденную информацию о том, что лицо не проживает в жилье. В список входит руководство школы в случае, если желающих быть зачисленным в первый класс больше, чем учреждение может принять.

Прекратятся случаи массовой регистрации по одному адресу (т. н. адреса массовой регистрации или «перчатки»). Если с помощью программных средств выяснится, что зарегистрировано более трех семей, такая регистрация подлежит временному блокированию и требованию подтверждения факта проживания.

Аннулирование регистрационных действий будет осуществляться только в случае предоставления лицом недостоверных сведений, блокировка — применяться как временная мера, чтобы предотвратить использование недостоверных сведений о регистрации.

Лицо получает право обжаловать решение органа регистрации без обращения в суд; законом урегулируются отношения органов регистрации и контрольных органов.

Исключается регистрация места жительства по несуществующему адресу, поскольку перечень адресов жилья будет предлагаться субъекту обращения при заполнении электронной формы заявления.

Отсутствуют какие-либо негативные последствия для собственников жилья в случае фиктивной регистрации в их квартирах. Законодательно устанавливается, что факт регистрации не является основанием для приобретения лицом жилья или лишения его каких-либо прав на него и другое имущество, находящихся по адресу зарегистрированного или снятого с регистрации места жительства.

С целью предупреждения принятия незаконных решений, в т. ч. судебных, устанавливается, что в случае возникновения спора (например, при несогласии собственника жилья) ни одно решение не может основываться лишь на факте регистрации для подтверждения законности проживания в жилище, вселения/выселения лица из него; подтверждения факта проживания, в т. ч. с целью его приватизации или приобретения права на наследование, начисления платы за пользование жильем и за жилищно-коммунальные услуги; подтверждения факта аренды, установления или отмены каких-либо прав и обязанностей других лиц, проживающих в жилье.

Например, для правоохранительных органов, исполнительной службы и т. д. только факт регистрации лица в жилье без наличия других доказательств его обитания не является основанием для проведения соответствующих процессуальных действий.

Согласно прогнозу, после принятия закона сократится срок оказания услуг и количество документов (лицо будет подавать один документ — заявление). Уменьшится количество граждан, которые должны лично посещать органы регистрации.

Внутренне перемещенные лица будут иметь равные с другими членами общин права и учитываться так же, как и другие граждане Украины.

Поскольку за год совершается около 2 млн. регистрационных действий, указанные улучшения приведут к весомой экономии средств и времени для граждан, органов госвласти и местного самоуправления.

Блокируйте, сколько влезет

Мы подробно осветили все нововведения законопроекта, чтобы читатели смогли сами их оценить. Трудно сказать, дойдет ли он в нынешнем виде до финала, поскольку вызывает опасения у некоторых граждан. Заложенный в документ декларативный принцип регистрации, безусловно, прогрессивен. Он хорошо работает в странах с устоявшейся экономически-правовой системой, с низким уровнем коррупции и развитой компьютерной инфраструктурой.

В проекте закона четко оговорено, что факт регистрации лица в жилье без наличия других доказательств его обитания не является основанием для проведения соответствующих процессуальных действий для правоохранительных органов, исполнительной службы и т. д.

Но кто может гарантировать, что органы регистрации по ошибке или за вознаграждение не зарегистрируют в квартире жильца, о котором хозяин и понятия не имеет? Избежать этого можно только одним способом: получить письменное согласие собственника жилья на регистрацию, заверенное нотариусом. Однако в законопроекте этого нет. В итоге велика вероятность того, что хозяевам придется заниматься бесконечным блокированием регистрации тех, кто пожелал прописаться в их квартиры или дома. Как написал один пользователь Фейсбука, «владельцу автоматически сообщат, что у него кто-то зарегистрировался, а потом автоматически проинформируют, что он уже не владелец». Открывается неплохая лазейка для рейдеров.

Любой гражданин может однажды получить письмо с требованием документально подтвердить, что он живет в конкретном жилище. Один из вариантов такого подтверждения — придется пригласить представителей органов регистрации к себе домой. Как это будет происходить на практике, непонятно.

Законопроект вводит фактический запрет на регистрацию по адресу населенного пункта, расположенного на временно оккупированной территории, что противоречит ст. 6 закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». В результате миллионы украинцев могут остаться без регистрации места проживания.

Кроме того, предоставление недостоверных сведений с целью регистрации места жительства повлечет за собой штраф от 850 до 1700 грн., а в случае наложения повторного штрафа в течение года — до 3400 грн. При этом непонятно, что имеется в виду под термином «недостоверные сведения». Сегодня проживание граждан без регистрации влечет предупреждение. А за умышленную порчу паспорта или утрату его по неосторожности — предупреждение или штраф от 17 до 51 грн.

Следует отметить, что станет известна точная информация о фактическом местонахождении каждого жителя страны. Для контролирующих органов это хорошо, зато не столь приятно, например, для оппозиционных активистов, журналистов, общественных и политических деятелей, а также для призывников, которых можно безошибочно вычислить. Хороший подарок и для криминала, который получит возможность явиться в гости к строптивому бизнесмену или предпринимателю (узнать адрес проживания при новой системе не составит труда).

Есть и несомненные плюсы. Например, регистрацию нового места проживания и снятие с предыдущего можно сделать одновременно.

Многие владельцы квартир не спешат вносить их в Реестр вещных прав на недвижимое имущество, чтобы не платить налоги. После принятия закона им придется это сделать, чтобы знать, не подселили ли к ним виртуальных жильцов. Правда, стоимость аренды, безусловно, сильно возрастет.

Поддерживают скорейшее принятие законопроекта и некоторые украинцы. Например, Светлана, проживающая за рубежом, написала в Фейсбуке: «Во всем мире это совершенно простая процедура. Она не связана с материальным правом. У нас сейчас сняться с регистрации целая проблема, вплоть до судебных решений. Сколько людей, выехавших из Украины, не могут сняться с регистрации, хоть не живут более 20 лет! Этот абсурд пора менять».

По мнению юриста Андрея Вигиринского, государство получит весомый рычаг борьбы с теневыми отношениями — как трудовыми, так и в части начисления и уплаты налогов. Но только в том случае, если система будет гибкой и оперативной, а «любые услуги административного характера будут предоставляться с привязкой к месту жительства, и без нее не получится реализовать ничего из предусмотренных социальных прав».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Прибрежный Азов: ни рыбы, ни улиток

В Минагрополитики считают, что военное положение может существенно отразиться на...

Гори все ядерным пламенем!

Ядерная энергетика в мире воспринимается неоднозначно

Космические успехи. Лучше больше, да меньше

На фоне почти полной стагнации ракетостроения заурядные в прошлом события теперь...

36 рисков военной коррупции

Согласно ежегодному рейтингу, обнародованному международной организацией Transparency...

Загрузка...

«Хрущевская» оттепель

В Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ начали общественное...

Не желаете квартирантов — требуйте деньги за свою...

Как правило, такие вопросы возникают у разведенных супругов, что вполне понятно. С...

Пять мин под столичную экологию

Об экологических проблемах Киева говорят не первый год, но сейчас мы, похоже, подходим...

Буковина — это Румыния! утверждает черновицкая...

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — изучаем публикации изданий Буковины,...

Безналичный зачет

При администрации Виктора Януковича внедрить переход большинства торговых точек на...

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Аналитик
20 Ноября 2018, Аналитик

Насчет людей, выехавших из Украины, которые не могут сняться с регистрации, хоть не живут в ней уже десятки лет - это не абсурд, а успешное средство фальсификации выборов.
Счёт таких граждан идёт на миллионы, поскольку речь идёт не только о давно отсутствующих, но и временно находящихся на заработках. Не удивлюсь, если их число на много превышает возможности реальных участников выборного процесса и потому в состоянии обеспечить любой желаемый результат. Не даром так долго идёт подсчёт голосов в Украине.
Потому и менять систему регистрации власть будет только в сторону упрощения процесса внесения в реестр, и усложнения процедуры снятия. Это же надо! - В эпоху мобильной видеосвязи требовать личного присутствия перед столом чиновника лица, которое желает сняться с регистрации в связи с фактическим не проживанием уже много лет в стране!
Думаю, если запретить власти использовать списки регистрации для формирования перечня избирателей, а предпринимателям - для включения в перечни лиц, которых они якобы обслуживают - проблема с созданием адекватного закона о регистрации исчезнет.

- 0 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка