Знаковая любовь к номерным знакам

№24 (76) 15 - 21 июня 2001 г. 15 Июня 2001

Навсегда ли производство «продукции строгой отчетности» для автомобилей монополизировало украинско-британское ЗАО с иностранными инвестициями?

«Динамо-Силейр». Впервые название этого предприятия мне довелось услышать около года назад по случаю презентации в ГАИ МВД Украины новых — именных — номерных знаков.

Журналистам демонстрировали непривычные глазу номера — «Мэр», «Павло», «Шева» и с гордостью говорили, что теперь каждый желающий может заказать себе любой знак. Платите денежки и цепляйте себе на здоровье, лишь бы в номере было не более семи символов.

На вопросы, где будут изготавливать эти чудо-знаки, представители Госавтоинспекции дружно отвечали: «На Днепропетровском заводе «Динамо-Силейр». И заученно, как по команде, добавляли: «Оно выиграло объявленный Кабмином тендер».

Сейчас выясняются весьма любопытные подробности, связанные с этим предприятием, в прошлом называвшимся несколько иначе — Днепропетровским экспериментальным заводом спортметаллоизделий «Динамо».

В апреле 1992 года тогдашним первым замминистра внутренних дел генерал-лейтенантом Владимиром Корнейчуком был подписан приказ, согласно которому именно этот завод наделялся «исключительным правом изготавливать номерные знаки для автотранспортных средств». Руководителям органов внутренних дел строго-настрого предписывалось «не допускать фактов изготовления такой продукции другими предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от форм собственности и хозяйствования».

Трудно судить, чем руководствовался генерал Корнейчук, определяя днепропетровское предприятие единственным монополистом в этом номерном деле. Будем думать, исключительно проблемами сохранности продукции строгой отчетности, каковой номерные знаки и являются.

Шло время, завод работал на полную мощность и снабжал всю страну указанными знаками. Наверное, он спокойно бы занимался этим и по сегодняшний день, если б у днепропетровцев не появились конкуренты.

Началось все с... поездки в Польшу. Полтавский предприниматель Андрей Кондратюк зашел в один из тамошних магазинов и с удивлением обнаружил, что, наряду с различными товарами первой необходимости, в нем можно запросто купить номера на автомобиль, причем очень дешево. Их тут же, на месте, изготовят, продадут и спасибо скажут.

Андрей Максимович, человек прагматичный, сразу смекнул, что в этом есть свой резон. И не долго думая решил наладить производство на малом частном предприятии «Вьюга».

Надо сказать, раздобыть, приобрести и привезти из Германии соответствующее оборудование для производства номерных знаков оказалось куда проще, чем в Украине добиться разрешения их выпускать.

Госавтоинспекция грудью встала на защиту родного предприятия и не имела ни малейшего желания кому-либо уступать назначенное ему право либо делить его с кем бы то ни было.

Менялись министры, их заместители, руководители управлений, начальники служб и отделов, а отписки, которые получал Кондратюк, были похожи, словно близнецы-братья.

«МВД Украины определило производителем номерных знаков Украинско-британское закрытое акционерное общество с иностранными инвестициями Днепропетровский завод «Динамо-Силейр». Оно уже выпускало такую продукцию с обеспечением соответствующего режима... Начиная с 1995 года данное предприятие изготавливает номерные знаки на уровне мировых образцов по качеству и с высокой степенью защиты от подделки и полностью удовлетворяет Украину в этой продукции».

«МВД Украины считает нецелесообразным организовать изготовление номерных знаков на других предприятиях».

«МВД уже определило производителя номерных знаков для транспортных средств. Их качество и объемы полностью устраивают потребности Госавтоинспекции. Учитывая вышеизложенное, необходимости заказывать номерные знаки на другом предприятии не усматриваем».

«Производственные мощности позволяют в полном объеме удовлетворять потребности государства в номерных знаках, поэтому иметь еще одного производителя нет необходимости».

Все остальное в том же ключе.

Другой бы на месте Кондратюка давно оставил эту затею. Другой, но не он. Андрей Максимович упорно продолжает бомбардировать МВД, ГАИ, Генпрокуратуру, СБУ, Высший арбитражный суд, другие инстанции письмами с требованием положить конец монополизму «Динамо-Силейр».

Чего же хочет предприниматель на протяжении пяти с лишним лет? Он утверждает, что выпускаемые на его МЧП номерные знаки будут обходиться владельцам автомобилей... дешевле, чем это происходит сейчас.

В одном из писем, адресованном Службе безопасности Украины, Кондратюк пишет:

«Добиваюсь разрешения у государства права производства номерных знаков и никак не добьюсь ответа, почему при отсутствии такого запрета со стороны того же государства не могу такое право получить. Вполне очевидно, что эти простые жестянки как продукция обыкновенного назначения, которую я произвожу дешевле, чем государство, интересуют не только меня. Никто меня уже не переубедит в том, что финансовые потоки от реализации этих жестянок попадают отнюдь не тем, кто их выпускает, тем более не в государственную казну. Поэтому и такое противодействие со стороны должностных лиц... Я хочу знать, почему потребитель покупает сегодня эту продукцию с рентабельностью где-то под 200 процентов?! Почему цена не может быть рыночной, как это происходит во всех цивилизованных странах? Где я в конце концов работаю — в державе, обязанной заботиться о своих согражданах путем удешевления товаров и услуг, или там, где более сильный диктует свои условия и правила игры...»

Как нетрудно догадаться, и на это письмо была получена формальная отписка. Дважды Кондратюк пытался обжаловать приказы МВД и указания ГАИ в арбитражном порядке, и оба раза ему отказывали. Предприниматель апеллировал к третьей власти, оспаривая законность тендера, в результате которого монополистом в изготовлении номерных знаков стало «Динамо-Силейр» (Кондратюк считает, что это был не тендер, а конкурс, к тому же проведенный с нарушениями). Безуспешно.

Его не слышат. Ему по-прежнему присылают бюрократические ответы. А еще угрожают по телефону, чтобы прекратил лезть не в свое дело, иначе будет хуже.

— Один из бывших теперь уже заместителей министра, — говорит Андрей Максимович, — так мне и заявил: «Брось ты этим заниматься, ничего у тебя не выйдет». Но я человек упрямый и своего обязательно добьюсь, чего бы ни стоило. Это уже дело принципа — доказать, что, даже если у меня нет никакой «крыши» над головой, все равно победить косность можно.

В прошлом году МЧП «Вьюга» получило-таки в МВД Украины добро на производство этой продукции для УГАИ Полтавской, Сумской, Черкасской областей. Опыт наглядно показал целесообразность деятельности нескольких предприятий на рынке этого специфического товара. Довольны производители, довольны и партнеры.

Но, видимо, кого-то это не устраивало: в мае нынешнего года начальник УГАИ МВД Украины запретил сотрудничество указанных управлений Госавтоинспекции с МЧП «Вьюга». Игра без правил продолжается. Ибо УГАИ Полтавской области, имея аналогичный завод под боком, вынуждено будет размещать заказы... нетрудно догадаться, где.

Газета — не арбитр и не адвокат, чтобы безоговорочно склоняться на чью-либо сторону в затянувшемся споре. Наверное, Кондратюк тоже не во всем идеален. И все ж его аргументация представляется автору более убедительной. Уже хотя бы потому, что монополия, более того, монополия искусственно созданная и удерживаемая, всегда настораживает, порождая кривотолки, слухи и слушки.

Не хотелось, чтобы принадлежность «Динамо-Силейр» к столь уважаемому ведомству, каким является МВД, отягощала их еще и какой-то личной заинтересованностью отдельных высокопоставленных (в прошлом, да и нынешних) персоналий, чьи фамилии вслух предпочитают не называть.

Это касается, кстати, не только знаков. Говорят, некоторые министерские тыловики до недавнего времени прямо указывали подчиненным на местах, услугами каких предприятий им пользоваться, а каких игнорировать.

— Зачем же нам размещать заказ на обувной фабрике за тридевять земель, если под боком — своя простаивает? — изумлялись подчиненные.

— Сказали — выполняйте! — звучало в ответ. — И попробуйте не сделать!

...На недавней коллегии МВД Юрий Смирнов терпеливо слушал одного из своих заместителей, а потом, как бы размышляя вслух, обронил:

— Вы тут нам рассказывали о положительных результатах. Свою причастность к ним чувствуете?

— Чувствую, — откликнулся замминистра. — Не на 100 процентов, конечно, но и моя доля есть.

— А к имеющимся недостаткам вы лично причастны? — дожимал Смирнов.

— И к ним тоже, — тихо произнес генерал.

— А если бы сейчас провести анонимное анкетирование, то какую бы вы оценку заработали?

Заместитель секунду помолчал и выдавил:

— Думаю, двойку-тройку.

— Вот! — резюмировал министр. — Вот отсюда все и пошло-поехало.

Тот, кого с таким пристрастием допрашивал Смирнов, еще недавно кураторствовал и в вопросах производства номерных знаков.

Очень хочется узнать: что это за знаковая любовь такая у нашей ГАИ к украинско-британскому СП, насколько она взаимна, долговечна и платонична.

Для него это уже дело принципа — доказать, что даже без «крыши» победить косность можно

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Камо грядеши, Україно?

Положення доповіді підтверджуються численними фактами і цифрами, що роблять...

Недальновидная «трехходовка»

Передача имущественного комплекса «Мотор Сич» государственному госоргану со...

«Метод Смелянского»

«Укрпочта» получила возможность дополнительно зарабатывать на видах услуг, не...

«Непрестижные» сварщики, «ненужные» медсестры

Государственная служба статистики опубликовала любопытнейшую отчетность под...

Сотрудничество со временем

Время не допускает вольностей, если они переходят грань естественных вещей

Сети смерти

Суицидальная попытка представляет собой крик о помощи в невыносимой ситуации, а не по...

Сыщик в законе

Журналистские расследования мало чем отличаются от деятельности частных детективов

Шедевры, копии, подделки

Право управлять и властвовать не гарантировано бессрочно

Не с Европой единой нам жить суждено

Немалый потенциал в экономике, политике и иных сферах Украина способна обрести, если...

Вызовы для нового патриарха

Дипломатические чиновники — вновь в идеологическом «мейнстриме»

Смертельные весенние ручьи

Борьба с гололедицей и посыпание дорог составами, содержащими соль, привели к тому, что...

Свобода глазами киевлян

опрос взрослого населения Киева относительно восприятия свобод в повседневной жизни

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка