Александр Шалит: «Если чиновники выкорчуют культуру, завтра не нужна будет экономика»

№24 (910) 14 — 20 июня 2019 г. 12 Июня 2019 5

Музыкальные школы в Украине могут погибнуть под катком реформы образования. Педагоги и родители не первый год бьют тревогу — это уже третья волна, которая на этот раз грозит превратиться в цунами.

Первую школы пережили еще во времена Ющенко, вторую — в 2013-м при Януковиче. В обоих случаях причина была прозаична: чиновники решили, что эстетическое образование детей за бюджетные средства — непозволительная роскошь для Украины. Против коммерциализации всеобщего доступного взбунтовалась общественность, и «покращення вже сьогодні» отложили до лучших времен. Эти времена пришли в 2017-м, вместе с новым законом «Об образовании», где за традиционными чиновничьими клише о развитии духовности, внедрении новых европейских стандартов, а также декоммунизации и модернизации угадывалась все та же конечная цель — снять с государства бремя заботы о детях, переведя первичное музыкальное образование на коммерческие рельсы.

Однако чиновники не ожидали, что их «реформаторские» шаги вызовут столь мощное сопротивление и выведут на акции протеста тех, для кого гораздо ближе и понятнее Революционный этюд Шопена, чем революционные потрясения в образовании детей.

Митинг против реформ в сфере эстетического образования

6 июня около 2 тысяч преподавателей украинских музыкальных школ вышли к зданию Минкультуры в Киеве с плакатами красноречивого содержания: «Государство без культуры и ценностей — просто территория», «Ампутация эстетического образования — преступление против будущего», «Минкульт! Не уничтожайте лучшее в мире эстетическое образование!», «Не допустим культурный геноцид!». После переговоров участников митинга с министром культуры Евгением Нищуком, который вышел к ним на встречу, пообещав отсрочить скандальный приказ, убрать из него «токсичные пункты» и внести изменения в законодательство, появилась надежда на оттепель во взаимоотношениях с властями и упразднение реформы, но не тут-то было...

Какой же «сюрприз» приготовили своим оппонентам чиновники? За что депутат от «Народного фронта» назвал уважаемых людей, воспитавших не одно поколение музыкантов, «жуликами»? Почему очередное «покращення» в нашей стране насаждается по разнарядке «сверху», без учета мнения общества и компетентных, грамотных специалистов? Какие перемены в эстетическом образовании «самой поющей нации» несет реформа музыкальных школ, и какими могут оказаться ее плоды?

Об этом мы говорим с председателем Совета директоров музыкальных школ, директором киевской музыкальной школы №35 Александром Шалитом.

— Александр Григорьевич, разговоры о реформе музыкального образования возникли не вчера. И до сих пор атаки чиновников на школы терпели фиаско... Сейчас мы наблюдаем третью волну этого «реформирования». Почему она поднялась именно сейчас?

— На этот вопрос очень трудно ответить. Нам рассказывают, что это требования МВФ, но мы не верим. Во времена премьерства Николая Азарова также ставился вопрос о том, чтобы перевести все наши учебные заведения на условия либо хозрасчета, либо самоокупаемости. Но хозрасчет предполагает получение прибыли, а самоокупаемость означает, что жалованье нам нужно зарабатывать самостоятельно педагогическим коллективом. Поэтому трудно сказать, откуда там ноги росли и на чем они хотели сэкономить. Мы отбивались всей общественностью и победили.

Сейчас напрямую о сокращении финансирования не говорят, эта тема завуалирована, поскольку закон об образовании, вступивший в действие с 26 сентября 2017 года, не предполагает реформирование «мистецької освіти». Там утвержден государственный стандарт для начальных классов, под который разрабатывают образовательные программы.

Вокал и театральное искусство — под нож

— Как вы думаете, почему попала под раздачу именно начальная музыкальная школа? Неужели это такая серьезная статья расходов для госбюджета?

— Вынужден признать, что достаточно серьезная, мы в позапрошлом году делали расчеты. Как это ни странно, обучение ребенка в музыкальной школе обходится дороже, чем содержание студента в Национальном университете им. Шевченко. Поскольку у нас в основном индивидуальное обучение, а оно стоит намного дороже, чем групповое. В тех же хореографических, театральных и художественных школах, где детей обучают в группах, расходы на порядок ниже. И получается, что самая дорогая у нас — музыкальная школа, потому что в ней предполагается индивидуальный урок. Коммерциализация образования в этой школе обойдется родительскому бюджету в 3500—4000 гривен. Естественно, для большинства семей это просто нереально.

Сегодня родители оплачивают около 7—10% стоимости обучения ребенка, остальное дотирует госбюджет. К примеру, в моей школе коллектив педагогов — 53 человека, админтехперсонал — уборщицы, сторожа, столяры и т.д. — еще 21 человек, и 370 детей. В пересчете на бюджетные деньги это в среднем 15 млн. гривен. А школ у нас в масштабах Украины — 1300. Вот и посчитайте, какая сумма набегает.

Если попытаться переложить финансовое бремя на плечи местных бюджетов, как это предлагает данная реформа, то в больших городах-миллионниках, таких как Львов, Харьков, Одесса и Киев, есть бюджетообразующие предприятия, которые могли бы отчислять средства на содержание школ. Но с другой стороны, под ударом окажутся райцентры, сёла городского типа — то есть мелкие населенные пункты, которым негде взять деньги. А в конечном итоге пострадают дети.

— В таком случае, можно понять логику действий чиновников: самая бедная страна Европы не в силах выдерживать такую нагрузку на бюджет.

— Возможно. Но наши чиновники должны понимать, что если они выкорчуют культуру, то завтра не нужна будет экономика. Вот почему Япония так сильно рванула после второй мировой? Да потому, что они в государственную программу заложили эстетическое развитие детей. Для того чтобы японский школьник мог получить аттестат зрелости, он должен знать сто народных песен. Потому что на экзамене его могут попросить спеть пятый куплет из третьей песни, или восьмой куплет из 25-й. И ребенок должен все это сдать, иначе не получит аттестат. Вот как в этой стране воспитывается то, что у нас называется «національна свідомість». И это должны понимать наши власть предержащие.

Ведь единственное, что мы сохранили от «загнивающего» Советского Союза, это система детского эстетического образования, которая действительно признана лучшей в мире. Не случайно сегодня англичане перешли на эту систему обучения детей. Те же поляки после внедрения децентрализации и развала системы эстетического воспитания сегодня вновь ее воссоздают по крупицам и приглашают наших педагогов работать туда. И самое интересное, что государство взяло на себя обеспечение этих школ, отменив оплату за обучение.

— Очевидно, опыт Польши наших чиновников не вдохновил. Давайте расскажем читателям, какие перемены несет нам украинская реформа, какова ее истинная цель и кто выгодополучатель?

— Сегодня у нас на ученика 1—4 класса закладывается 1086 учебных часов в год. Согласно новому учебному плану, предполагается 840 часов. Понятно, что чем меньше часов, тем меньше у ребенка возможности развиваться. Реформа сокращает до одного часа изучение музыкального предмета специальности, сольфеджио уже нет в перечне дисциплин, на коллективное творчество также выделяется всего один час. Соответственно, пострадают педагоги — серьезно увеличится нагрузка и уменьшится зарплата. Нам придется сокращать педагогические коллективы.

— То есть грядет массовое сокращение — педагогов, учебных часов и целых дисциплин? А почему именно вокал и театральное искусство попали под нож реформы?

— Это вопрос не ко мне. Его надо задать тем чиновникам, которые все это придумали. Они считают, что в Европе детей до 10 лет не обучают вокалу, так как это вредно для детского голоса. Я хотел бы задать вопрос нашим чиновникам от Министерства культуры: они вообще передачу «Голос дети» на канале «1+1» смотрят? Они видели, какие дети там поют, как и с какого возраста? Это же не самородки, которые вдруг взяли и запели, все они у кого-то учились.

Сегодня дети обучаются у нас сольному пению с подготовительного класса. А к 10 годам они уже становятся многократными победителями международных конкурсов. Нередко дети, окончившие нашу музыкальную школу, поступают в консерваторию, минуя среднее звено. В прошлом году, например, одна из выпускниц по классу сольного вокала поступила в две консерватории сразу — в Венскую и в Киевскую.

Наша Галя против их Бетховена

— А на содержательной части учебной программы реформа как-то отразилась? Меня потрясло видео в соцсетях, где чиновница говорит, что «нам не потрібні бетховени і бахи, нам треба, щоб дитина грала «Несе Галя воду». Причем дама говорит это абсолютно серьезно!

— Я хочу немного реабилитировать эту даму. Она не чиновница, а директор одной из музыкальных школ. И озвучивает не свои мысли, а просьбу родителей учеников, которые просят вместо зарубежной классики научить ребенка играть нашу «Несе Галя воду». Но одно дело обсуждать подобное в кругу друзей и совсем иное — «прославиться» на всю Украину. Понимает ли она как руководитель, на какой уровень опустила профессиональное музыкальное образование?

— После того как в апреле был опубликован приказ №352 от Минкульта, подписанный Нищуком, появилась петиция на сайте Кабмина с требованием отмены приказа, которая очень быстро стала набирать тысячи подписей. Появились протестные флешмобы, группы в соцсетях. В чем суть циркуляра и почему он так взбудоражил общественность?

— Петиция, которую подписали уже в первые дни 13 тысяч человек, направлена против приказа, который предлагает всем без исключения музыкальным школам Украины перейти с 1 сентября на «типову освітню программу», о которой мы с вами говорим. Мы категорически против подобной «реформы» образования, тем более что профессионалов и специалистов к ее разработке не приглашали, и результатом может быть только то, что она в очередной раз пробьет дно.

— Если реформа все же будет реализована, какими могут быть ее последствия в ближайшей и долгосрочной перспективе?

— В долгосрочной — просто-напросто отсутствие абитуриентов для поступления в специализированные учебные заведения. Вы же прекрасно понимаете, чтобы подготовить детей к среднему уровню, необходимо дать им равные стартовые условия, базовую подготовку. Начальный элементарный уровень должен включать все предметы классического музыкального образования.

Есть так называемое академическое музыкальное образование, которое формировалось около 150 лет и закладывалось в русском музыкальном офисе братьями Рубинштейнами. Этим же вопросом занимались Чайковский и Римский-Корсаков. В Украине была Глуховская певческая школа, которая готовила певцов для Санкт-Петербургской царской капеллы. Можно сказать, что корни классического музыкального образования уходят в глубину веков. И сегодня все то, что было создано и наработано поколениями музыкантов, нивелируется, уничтожается, и в результате наши школы превращаются в кружки художественной самодеятельности.

И еще к вашему вопросу о перспективах реформы. В 2005 году, после выступления с трибуны Верховной Рады, я сделал запрос в МВД по детской преступности. И там мне ответили, что ни один ребенок, который обучается в системе детского эстетического образования Украины, не является правонарушителем. Разве это не аргумент в пользу наших школ?В то же время ООН провела очередной мониторинг ситуации в Украине, и оказалось, что у нас потенциальных курильщиков и наркоманов среди детей и подростков — колоссальное количество. Вот что должно тревожить сегодня наших чиновников и законотворцев. Необходимо думать не о том, как школы эстетического воспитания по рукам и ногам реформой связать, а о развитии и духовном наполнении нации. Чтобы дети из уничтоженных реформой школ не ушли на улицу.

Десанты «фокусников» на полях реформы

— 6 июня в полдень вы провели у здания Министерства культуры всеукраинскую акцию с требованием к министру Нищуку отменить злосчастный 352-й приказ, запускающий реформу. Министр вышел к людям и пообещал разобраться. А на следующий день на сайте Минкульта был размещен любопытный текст: «С целью надлежащего и достоверного информирования и установления коммуникации с творческой образовательной средой...

Министерство культуры Украины внедряет эстафету рабочих встреч в формате фокус-групп с представителями управлений культуры каждого из регионов Украины». И далее по тексту — про «суть реформ», «обратную связь» и «опровержение неправдивой информации». Что вдруг пошло не так?

— Акция прошла нормально, министр к нам вышел, прозвучали обещания, однако на следующий день во время так называемой «години запитань до уряду» депутат от «Народного фронта» Виктор Еленский задал вопрос, суть которого сводится к следующему: у нас очень успешные реформы проходят в стране, а особенно в культуре. И что это, мол, за «кучка жуликов», которые не согласны с проведением реформ?

На это замминистра культуры госпожа Светлана Фоменко ответила, что поскольку у нас кадровый голод, то мы не могли со всеми директорами провести разъяснительную беседу, и вот сейчас, дескать, будем исправлять ситуацию — фокус-группы поедут по регионам. Иными словами, включается административный ресурс, начнут ломать через колено департаменты, те в свою очередь станут приглашать директоров и насаждать реформу на местах. В ближайшие дни уже запланирован первый десант фокус-группы в музыкальные школы Киевской области.

— ...после чего, как водится, случится единодушный одобрямс и реформу признают «выдающимся достижением».

— Все мы должны понимать, что насаждаемая реформа — это мина замедленного действия, которая закладывается под первичное звено — музыкальные школы, но рванут в результате и консерватории, и творческие коллективы.

Кстати, в реформе есть еще одна скрытая опасная деталь, на которую сейчас мало обращают внимания. Речь идет об аттестации педагогических работников. Положение об аттестации предполагает установление категорий и педагогических званий. Чтоб вам было понятно: у нас сегодня ставка преподавателя, который имеет квалификационную категорию специалиста 2-й категории, меньше ставки уборщицы, которая убирает туалеты. И для того чтобы ему получить высшую категорию, которую будет присваивать департамент культуры, он должен собрать тонну макулатуры, кучу справок, чтобы подтвердить свою профессиональную пригодность.

Я говорю не о Киеве сейчас, а, допустим, о Тернополе, у которого школы разбросаны на 300—400 км от областного центра и они должны эти документы подать в областной департамент культуры, а этот департамент культуры, не зная человека в глаза, на основании бумажек должен вынести вердикт — соответствует ли он занимаемой должности!

При этом основными критериями являются не качество обучения, успехи и участие ученика в конкурсах, а уровень посещаемости учеником класса данного преподавателя и анкета, которую должен подписать родитель ученика или учащийся старшего класса, оценив работу преподавателя. Понимаете, к чему это все приводит? Это либо коррупционная составляющая сумасшедшая, когда будут просто покупать эти справки! Либо издевательство над преподавателем. Потому что это не является показателем качества работы педагогического работника.

Не случайно письмо в защиту музыкальных школ от разрушительной реформы подписали корифеи музыкального искусства Украины — Мирослав Скорик, Евгений Станкович, Анатолий Кочерга, профессора Киевской национальной музыкальной академии им. Чайковского, представители Академии руководящих кадров культуры и искусства и многие другие.

Это обращение адресовано не министру культуры, а президенту Украины, и я очень надеюсь, что он нас услышит. Если мы сейчас разрушим корневую систему детского эстетического образования, то дальше нас ждет тупик и дальнейшее катастрофическое падение. Вот почему мы будем продолжать бороться за права наших детей и будущее нашей культуры, и призываем всех неравнодушных присоединиться к мирной протестной акции, которая состоится 19 июня в 10.00 у стен Министерства культуры Украины.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Венгрия предлагает восстановление отношений

Венгрия предложит план всеобъемлющего экономического сотрудничества с Украиной: 50...

Предвыборный митинг Порошенко на Львовщине забросали...

В команде экс-президента инцидент в Стрые расценили как провокацию

Результаты ВНО: у выпускников проблемы с математикой

За порогом «сдал — не сдал» осталась пятая часть абитуриентов

В Харькове митинговали против демонтажа палатки...

В центре Харькова состоялся митинг против сноса палатки волонтеров «Все для...

Загрузка...

Роботы как средство от контрабанды

В шкале коррупционной привлекательности приятель-таможенник оставил далеко позади...

Уряд дозволить красти мільярди

Порушники академічної доброчесності мають знати про невідворотність покарання за...

Как «Роттердам+» служит Меркурию

В Украине сотни тонн ртути содержатся только в обычных медицинских термометрах

Пересмотр границ и «дедекоммунизация»

В то время, как в столице решаются глобальные вопросы будущего Украины, в регионах тоже...

«Мы не за переименование улиц, а за строительство...

Только 9% респондентов настаивают на продолжении декоммунизации

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка