Бюджетный билет в небо

05 Октября 2020 0

Известный турецкий экстремал и инструктор по парапланеризму Хасан Каваль выложил в интернет видео, где он летает в кровати под облаками, заводит будильник и изображает сон на высоте более 1 км над уровнем моря.

После непродолжительного полета пилот приземляется на пляже, неподалеку от курортного поселка Олюдениз на юго-западном побережье Турции, который считается не только известным местом отдыха туристов, но и меккой международного парапланеризма.

Хасан Каваль на диване

Видео Хасана Каваля, набирающие миллионы просмотров, популяризируют не только местные курорты, но и демонстрируют возможности парапланеризма. А этот спорт активно развивается и в нашей стране. О его украинских особенностях «2000» беседуют с руководителем клуба Dnipro Sky Владимиром Бойковым-Новиковым и тандем-пилотом Евгением Василевко.

— Как вам видео с кроватью?

Владимир Бойков-Новиков:

— Полет на параплане в кровати или на диване показывает зрителям, что параплан — это очень просто. Но это, конечно, не так. Если вы внимательно смотрели видео, то заметили, что диван не в магазине куплен: каркас сварен из металлоконструкций и обтянут тканью под конкретную полетную нагрузку. Т.е. рекламному полету предшествовали тщательные расчеты и наверняка тестовые тренировки, чтобы в итоге получился эффектный ролик. Повторить это сможет только очень опытный пилот, и автору ролика можно поаплодировать стоя.

Но к спорту это имеет весьма отдаленное отношение. Главное здесь — самовыражение и деньги. Хотя и польза от таких полетов очевидна. Еще больше людей заинтересуется парапланеризмом и курортом Олюдениз, который, кстати, посещают и украинские парапланеристы.

Олюдениз и гора Бабадаг — действительно очень известное среди парапланеристов место, где не только летают, но и испытывают новые конструкции крыльев, а также проводят соревнования по воздушной акробатике.

Евгений Василевко

Евгений Василевко:

— Поскольку полет происходит над водой, это дает возможность испытывать крыло на различные нестандартные ситуации. Парапланерист сознательно выводит крыло на опасные режимы, которые заставляют его складываться и запутываться. Следующая задача — вернуть его в полетное положение. Чем выше класс крыла, тем большее необходимо вмешательство пилота для его вывода из опасного режима в нормальное полетное состояние. В крайнем случае дело закончится выбросом запасного парашюта, который значительно облегчит приводнение и сделает его практически безболезненным.

— Этим летом на некоторых проселочных дорогах в окрестностях Днепра можно было наблюдать необычную картину: машина с разматывающимся тросом тянет за собой человека с парашютом, который стремительно набирает высоту и уже через минуту после старта сливается с небом. Что это было и как высоко можно подняться, стартуя с обычного поля?

Владимир Бойков-Новиков:

— Не вдаваясь в подробности, давайте сразу оговорим, что параплан хоть и похож на парашют, но изготовлен для горизонтального планирования, а не для вертикального спуска. У него достаточно серьезные конструкционные особенности, которые позволяют ему подниматься на высоту до 4 км и пролетать по горизонтали порядка 300 км. Поэтому мы называем параплан — крылом, и никогда — парашютом.

То, о чем вы говорите, это парапланерный старт с помощью гидропассивной лебедки. Я оборудовал свою машину лебедкой, специально изготовленной и сертифицированной для буксировочных полетов. У нас есть команда, состав которой, экипировка и действия оговорены инструкцией Федерации парапланеристов Украины (ФПУ).

По команде пилота машина с лебедкой и буксировочным тросом начинает движение. После того как буксировщик набирает достаточную скорость и создает необходимую тягу, пилот разбегается, выводит крыло прямым стартом, и образуемая крылом подъемная сила поднимает его в воздух.

Евгений Василевко:

— При старте параплана очень важно загрузить крыло по весовой вилке параплана, правильно вывести крыло, соблюдать «курс на тягу» (курс на трос) и не допускать его заваливания в сторону, которое может привести к локауту. Чтобы получить допуск к лебедочным затяжкам, пилоты должны пройти серьезную подготовку и сдать экзамены по нескольким дисциплинам.

Автомобиль с гидропассивной лебедкой позволяет поднять пилота на высоту 600—800 м. Однако в любой момент подъема парапланерист может отсоединиться от буксировщика и продолжить полет самостоятельно.

Как правило, учебные полеты сводятся к освоению возможностей параплана. Опытные пилоты выполняют фигуры пилотажа, такие как глубокая спираль, винговер, задания на точность приземления и другие. И самое занимательное из этого — научиться обрабатывать восходящие термические потоки.

Если пилоту удается их поймать, а это случается достаточно часто, то ему удается набрать высоту до 3 км и летать практически на одной высоте с облаками. Хотя в отличие от Европы разрешенная высота для полетов легкой авиации в Украине составляет 1,5 км над уровнем моря, т.е. реально около 1,4 км.

Для тех, кто хочет познакомиться с небом, мы предлагаем тандемные полеты с пилотом соответствующей квалификации. После ознакомительных полетов некоторые начинают заниматься парапланеризмом по-настоящему.

— Поля, с которых вы стартуете, принадлежат фермерам. Как они относятся к этим занятиям?

Владимир Бойков-Новиков:

— Без согласия арендаторов земельных участков никаких полетов, конечно же, не было бы. И здесь надо сказать, что практически все фермеры, к которым мы обращаемся, с пониманием относятся к нашему занятию, к тому, что мы знакомим людей с небом, и разрешают нам использовать небольшие участки у дорог как стартовые площадки. Мы, конечно, соблюдаем все требования фермеров по поддержанию порядка и, если просят, катаем их родственников на параплане.

Как ни странно, единственный случай, когда мы получили отказ, — это был фермер — бывший летчик. Никаких доводов он не предоставил. Поэтому теряемся в догадках и ищем возможность договориться, потому что дороги подбираются с необходимой протяженностью, с отсутствием проводов и под конкретное направление ветра. В общем, не теряем надежды получить добро в следующем сезоне.

— Насколько я знаю, парапланеризм — один из самых молодых видов спорта на планете.

Владимир Бойков-Новиков:

— Профессионалы и энтузиасты парапланеризма все еще не пришли к единому мнению, кого считать изобретателем параплана и когда праздновать день его рождения. Эксперименты с изменением формы парашюта велись в США в середине 60-х гг. Изобретатели ставили перед собой разные цели. Например, Домина Джалберт разработал концепцию прямоугольного глайдирующего парашюта, или парашюта-крыла. Он был сшит из двух слоев ткани. Во время полета пространство между слоями наполнялось воздухом, и он мог скользить относительно воздуха подобно крылу, создавая подъемную силу.

В отличие от классического парашюта парашют Джалберта быстро планировал вперед, мог поворачивать в любую сторону и позволял парашютисту контролировать точность приземления. Благодаря ему в парашютном спорте появились новые дисциплины, такие как купольная акробатика и приземление на точность. Хотя изобретатель предусмотрел возможность использования своего парафойла (от слова «парашют» и «эйрфойл» — аэродинамический профиль) и при посадке космических кораблей.

Большой вклад в создание парапланеризма внесли участники программы по развитию парашютных систем НАСА — Френсис Рогалло и Дэвид Бэриш.

Первый еще в 1948 г. запатентовал концепцию треугольного крыла, полностью изготовленного из мягкого материала. Более поздние патенты Френсиса Рогалло описывают крылья, сшитые в форме открытых спереди параллельных труб, которые надуваются набегающим потоком воздуха при движении крыла — это очень похоже на современные парапланы. Поэтому считается, что крылья Рогалло стали прототипами для дельтапланов и парапланов.

Дэвид Бэриш рекламировал новые конструкции парашюта как летнюю альтернативу горнолыжным курортам. Его парашют позволял делать слеты с горок. Хотя уже в то время парашютисты и в США, и в Европе экспериментировали с парашютами и использовали глайдирующие парашюто-крылья в зимнее время, задавая начальную скорость с помощью лыж, а затем поднимались в воздух и планировали к подножьям.

Однако этим конструкциям было еще далеко до первых парапланов, которые стали появляться в конце 80-х, когда конструкторы значительно удлинили крыло (это хорошо повлияло на аэродинамику) и кардинально изменили стропную систему.

Евгений Василевко:

— Развитие парапланеризма идет в сторону активного уменьшения веса крыльев и подвесных систем, которые непосредственно крепятся к свободным концам параплана. И если еще десятилетие назад набор снаряжения для полетов весил порядка 20 кг, то сейчас он легко умещается в рюкзак весом не более 11 кг. Поэтому в мире даже появилась разновидность воздушного туризма — бивак-флай, когда спортсмен может взять с собой параплан и все необходимое для него, палатку, спальный мешок, запас продуктов и, используя воздушные потоки, путешествовать в горах, выбирая для ночевки места, пригодные для старта на следующий день. Наиболее благоприятны для такого активного отдыха горные массивы Каракорум в Пакистане и Гималаи в Индии и Непале.

— Давайте вернемся на землю. Насколько популярен парапланеризм в Украине? Много ли парапланеристов, и как вы организованы?

Владимир Бойков-Новиков:

— Как я уже говорил, украинских парапланеристов объединяет Федерация парапланеристов Украины (ФПУ), которую возглавляет профессиональный тандем-пилот — киевлянин Алексей Колесник. В составе ФПУ — порядка 400 пилотов. Но есть еще и т.н. «дикие» парапланеристы. Это люди, которые, как правило, не стремятся делать сложные маршрутные перелеты или высотные затяжки на лебедке, а собираются по несколько раз в год, чтобы провести вместе время, совершить несложный слет с горки или полетать на бризе.

Любители парапланеризма есть практически в каждом крупном городе. Как правило, они объединяются в клубы — такие как наш, Dnipro Sky. Мы зарегистрированы как неприбыльная негосударственная организация, которая занимается развитием парапланеризма в регионе. Для этого мы регулярно организуем полеты. Если позволяет погода — два раза в неделю, иногда и чаще.

Летом это высотные затяжки с помощью лебедки, в остальное время года — полеты в динамике (вдоль возвышенностей) или на бризе (вдоль обрывистых берегов Днепра и водохранилищ, где образуются восходящие потоки).

Кроме того, мы единственный парапланерный клуб в Украине, который практикует лебедочные затяжки с катера. Для этого мы оснастили катер мощным двигателем, позволяющим развить необходимую скорость, и подобрали несколько площадок на Днепродзержинском водохранилище под разное направление ветра. Этим летом к нам в гости специально приезжали коллеги из Харькова и Краматорска. Затяжки с катера им очень понравились. Тем более что их можно использовать для испытаний новых образцов крыльев, которые также производятся в Украине.

— Не могу не задать вопрос о карантине. Отразился ли он на вашей активности?

Владимир Бойков-Новиков:

— Парапланеризм не относится к коллективным видам спорта. Мы не собираем толп и не нуждаемся в зрителях. Поэтому карантин как таковой практически не отразился на полетах. Например, Евгений этим летом установил рекорд клуба и свой собственный по полетам на открытую дальность, преодолев расстояние 237 км.

— Можно об этом подробнее?

Евгений Василевко:

— Я стартовал поблизости от с. Лукашово на границе Днепропетровской и Запорожской областей и через 5 часов 47 минут приземлился в Полтавской области неподалеку от с. Большие Сорочинцы. Чтобы пролететь как можно большее расстояние, необходимо искать восходящие потоки, «выкручивать» их (слово из профессионального сленга парапланеристов, связанное с тем, что подъем в восходящих потоках практически повторяет движение птиц, которые парят по окружности, поднимаясь все выше и выше. — Авт.).

Как только поток исчерпал себя — летишь по ветру. Воздушная скорость параплана — 40—50 км/час. Скорость ветра в среднем 20—30 км. И уже путевая скорость относительно земли будет составлять 60—80 км/час. Тем самым параплан достаточно быстро преодолевает большие расстояния, и задача парапланериста, прежде чем параплан опустится на землю, поймать следующий поток, обработать его и заново набрать высоту. И так повторяется цикл за циклом.

Опытный пилот не является пассивным наблюдателем. Он считывает массу информации о состоянии облаков и земной поверхности, знает, где больше вероятность образования восходящих потоков.

— Не было дискомфорта — столько времени в небе?

Евгений Василевко:

— Подвесные системы делаются очень легкими и удобными. Пилот летит в комфортном положении. И если занят делом (поисками восходящих потоков. — Авт.), то время летит очень быстро.

Для опытных парапланеристов такой полет, как мой, не является чем-то необычным. Мировой рекорд в этой номинации был установлен в 2008 г. в ЮАР спортсменом из этой страны Невилом Хьюлеттом и составляет 502,9 км.

Однако, помимо соревнований на открытую дальность, Международная федерация аэронавтики (ФАИ) проводит много других: на дальность по прямой, дальность с возвращением, дальность по треугольнику, через три контрольные точки, скорость по треугольнику — 25 км и 100 км, максимальный набор высоты (рекорд, кстати, составляет более 4,5 км) и т. д.

— Жизнь наша, что уж говорить, беспокойная, нестабильная, полная стрессов и неожиданностей. Есть ли перспективы у парапланеризма в Украине?

Владимир Бойков-Новиков:

— В этом можно даже не сомневаться. Параплан — самый демократичный и относительно недорогой способ познакомиться с небом и ощутить новые незабываемые моменты. Когда хотя бы раз испытаешь полет под крылом параплана, все остальное кажется ненастоящим и недостойным серьезных переживаний. Во всем мире парапланеризм обретает все большую популярность не только как спорт, но и как разновидность туризма выходного дня. Украинцы не исключение. Поэтому, уверен, нас с каждым годом будет становиться все больше.

Что стоит за «повышением в звании» экзарха Фанара на...

Варфоломей с Порошенко заложили все основания для усугубления конфликта между...

В ожидании тени

В условиях неопределенности бизнес стремится вывести доходы «в тень» и...

Перспективность открытых данных

В Украине проанализируют влияние открытия данных на различные отрасли экономики и...

Наследство Курченко: возрождение или коммерческая...

Оживление десятка интернет-порталов, нескольких печатных изданий и радиостанций...

Особенности национальной депутатской опеки

Депутат ВР Сергей Демченко широко известен как владелец здания, в котором размещался...

Заплати патент и катайся сколько влезет

Официальный «грач» будет платить по 393,6 грн. ежемесячно

«Центр занятости» Сороса

Новый призыв молодых «соросят», «либертарианцев», «слуг МВФ» и прочих...

Новые и не только космические приоритеты

«Укроборонпром» подлежит полной трансформации и должен стать управляющей...

Друга за долги

Продажа домашних питомцев на аукционах в Украине может стать нормой.

Кровавые фермы

В эпоху стремительного развития технологий и инноваций, остается место для...

Перед пустым залом

В Киеве разбегаются арендаторы офисной недвижимости

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка