Институт образовательной аналитики (да, у нас имеется и такое госучреждение) провел масштабное репрезентативное исследование украинского учителя. Портрет получился в некоторых чертах заметно отличающимся от шаблонных, расхожих представлений.
Одно из самых распространенных заблуждений — то, что молодой, не закосневший учитель станет предлагать вашему ребенку самые новые и современные подходы. Это, увы, не так.
Как показывает исследование, чем моложе учитель, тем реже он использует инновационные методы обучения. Среди тех, чей педагогический стаж до 5 лет, каждый пятый не применяет их вообще!
22,4% украинских педагогов никогда не приглашают в класс экспертов, представителей разных профессий или социальных групп.
Но вот молодые педагоги это не делают вообще никогда (статистика не учитывает, конечно, единичные исключения)!
Среди молодых специалистов (до 30 лет) — максимальное количество и тех, кто не использует в своей работе методические приемы, которые формируют в учениках навыки компетентности.
Но меняется ли школа вообще, становится ли современнее? Судите сами — пресловутая «работа с учебником» остается в арсенале 83,7% учителей.
42,9% процентов педагогов до сих пор уверены, что учитель должен «передать ученикам весь массив знаний, которым владеет».
Только 27,6% предлагают ученикам готовить проекты и столько же — презентации и демонстрации. Причем больше всего любят «работу с учебником» те, кому за 60.
Больше 60% учителей постоянно задают на уроках одинаковые, однотипные задания.
Только 2% отказались от такой практики и только 3,1% больше не применяют на уроках монологи-лекции.
В Украине сложилась достаточно странная тенденция, которую сложно объяснить — чем моложе классы, тем моложе учителя. Если в начальной школе работает 38% педагогов возрастом до 30 лет, а в старших классах их всего 19%, то уже учителя, кому за 60, почти все преподают лишь в старшей школе.
Это важный вопрос — почему самые квалифицированные кадры (а формальная квалификация педагогов, как правило, напрямую зависит от опыта и возраста — те, кому за 60, практически все являются специалистами высшей категории) не идут работать в начальную школу?
Кстати, весьма неожиданный факт: почти треть самых юных, начинающих учителей с квалификацией «специалист» ищет и приглашает на работу сам работодатель. Это может говорить как о нехватке мотивированных кадров, так и о том, что хороший директор вынужден сам охотиться за хорошей молодежью.
В селе почти 40% учителей работают в учебном заведении свыше 25 лет. В городе таких 26%. Это говорит о том, что молодежи сложно найти работу там, где старшее поколение крепко держится за место. А последнее — причина того, что учителям в возрасте просто невозможно найти альтернативную работу в сельской местности, где параметры для маневра сильно ограничены.
Молодым же специалистам нелегко еще и потому, что им не дают возможность заработать — 7% учителей до 30 лет вынуждены работать на полставки, тогда как большинство педагогов в возрасте от 41 до 50 лет имеют больше, чем одну ставку.
Учителя старше 60 лет практически никогда не соглашаются работать меньше чем на полную ставку.
Поэтому показатель тех, кто имеет дополнительную занятость (50%), в возрастной группе учителей до 30 лет.
Несмотря на то что Министерство образования твердит о снижении бюрократически-бумажного бремени, больше четверти учителей — 27,6% — вынуждены тратить свыше 6 часов в неделю на оформление школьной документации.
Примерно такое же количество педагогов тратит еще свыше 6 часов на написание поурочных планов.
46,9% учителей вынуждены готовиться к урокам и проверять тетради учеников дома.
Электронный журнал используют только 9,2% учителей, а электронные дневники есть только в 4,1% школ.
Только 21,1% украинских педагогов используют в обучении мультимедиа.
Интересна ситуация с компьютерными технологиями: даже в возрастной группе от 31 до 40 лет 4% учителей никогда не работают с компьютером. А в возрасте от 51 до 60 лет — уже 7%. В этой же последней группе 50% педагогов используют компьютер в обучении лишь иногда.
Самое любопытное, что собственный сайт чаще всего имеют педагоги в возрасте от 41 до 50 лет (45%). Среди молодых таких много меньше — лишь 29% (до 30 лет). Всего же в средних образовательных школах лишь 33% учителей имеют собственный сайт.
Подавляющее большинство горожан обновляет информацию на нем не чаще раза в неделю. А сельские учителя — не чаще раза в месяц. Причем самые активные в этом плане — учителя в возрасте от 41 до 50 лет — 23% обновляют сайт каждый день!
В результате только 4,5% учеников пользуются цифровыми образовательными технологиями.
Только четверть педагогов принимают активное участие в инновационных процессах в школе.
64,3% предпочитают пассивно наблюдать за переменами.
При этом 8,2% считают, что никакие перемены и не нужны — в эту группу попадают все, кто старше 60 лет.
Самые активные преобразователи — учителя в возрасте от 51 до 60 лет — 43,3% стараются что-то перестроить.
Кроме учителей старшего поколения, самые пассивные — молодые. 85,7% из них следят за происходящим со стороны.
И что удивительно, больше половины (51%) учителей утверждают, что их устраивает работа в школе. Не устраивает она только 4,1% педагогов.
Причем меньше всего удовлетворены молодые!
Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Подготовка собак в искусственных условиях ведет к потере племенных качеств: у собаки...
Воспользоваться сайтом Единого реестра специалисты советуют не только должникам, но и...
Столица располагает значительными территориальными резервами...
Ввиду многолетней продемократической риторики само слово «внесудебный» должно...
Евроскептиков пугают мрачные перспективы разорения отечественных производителей,...
Уже в феврале — под лозунгами о реформах и развитии — начнется движение по пути...
Когда в отечественном небе будут десятками летать новые машины, появится и зарубежный...
В субботу, 6 февраля, украинские исследователи Антарктиды, а вместе с ними все, кому не...
Коллекторам запретят взаимодействовать с должниками с 20 часов до 8.00
Начало 2021 г. ознаменовалось новым витком давления на запорожское предприятие АО...
24 декабря состоялось знаковое событие в истории вертолетостроительной отрасли нашей...
В XXI веке даже самая дикая экстремистская организация понимает важность публичного...
Комментарии 0