Чиновникам построили «улей»

№33 (870) 17 — 23 августа 2018 г. 15 Августа 2018

Автоматизация административных услуг и процессов в Украине вышла на новую стадию. Наиболее известный волонтерский проект онлайн-сервисов – IGov – собираются передать на баланс Днепропетровской облгосадминистрации, а Госагентство по вопросам электронного управления объявило о модернизации центров предоставления админуслуг (ЦПАУ) и назвало первую десятку реформируемых учреждений.

Волонтеры вымыли руки

Платформа электронных сервисов IGov, после «революции достоинства» создававшаяся на энтузиазме сотнями украинских и зарубежных программистов, практически закончила свое волонтерское существование и стала государственной.

В прошлом месяце кураторы этой платформы объявили о ее передаче на баланс Днепропетровской облгосадминистрации. Что, по мнению создателей, должно облегчить ее функционирование.

Авторы проекта подошли к автоматизации госуслуг с размахом. И теперь у команды, которую возглавлял бывший руководитель электронного бизнеса «Приватбанка» Дмитрий Дубилет, есть наработки по переводу в интернет более 400 различных госуслуг.

При этом оценить реальное состояние подвижничества IT-сообщества крайне сложно. В одних случаях чиновники саботировали процесс перевода услуг в глобальную паутину, поскольку проект не государственный, а общественный. В других – не смогли выполнить необходимые технические требования. В третьих – имели место конкуренция и конфликт интересов между чиновниками и волонтерами.

Поэтому даже на родине волонтерской инициативы в Днепропетровской области зачастую невозможно получить ту или иную услугу в конкретном районе или населенном пункте.

Например, если получить сам биометрический паспорт можно было бы за один день, то на получение какой-нибудь справки (к примеру, о месте регистрации проживания, что входит в пакет необходимых документов), у моей знакомой в прошлом году ушло три недели.

Электронная очередь в соответствующий отдел государственной миграционной службы была недоступна. Стоять надо было в живую очередь и несколько раз переделывать справку, поскольку чиновники не признавали документы, выданные ОСМД по месту жительства.

Или еще пример. Закрыть субъект предпринимательской деятельности на портале IGov.org.ua оказалось невозможно. Но это за каких-то несколько часов удалось сделать на сайте Минюста, отвечающего за данную услугу.

При этом, как отметил советник председателя Днепропетровской ОГА Юрий Голик, только в этом регионе в электронный вид переведено более 300 сервисов. Немало онлайн-услуг доступно в Тернопольской, Херсонской, Хмельницкой и других областях. Некоторые полностью онлайн, а некоторые – в полуручном режиме.

Достоинством IGov, подчеркивает г-н Голик, является возможность легко их «копировать» и запускать в любом регионе. А г-н Дубилет считает, что после передачи платформы государству у чиновников будет меньше отговорок в диалоге о внедрении онлайн-услуг.

«В 99% случаев мы получали ответ: вы – негосударственная структура, поэтому мы будем осваивать бюджеты и запускать услуги сами», – говорит Дмитрий. Именно поэтому услуги часто запускались точечно, преимущественно в Днепре, где была сосредоточена большая часть волонтерской команды.

Передачу наработок областному КП, а не одному из центральных органов власти в Днепре также не считают препятствием для расширения сервисов платформы. Одна из новых функций, которую обещают создать на базе портала iGov после передачи ОГА, – полноценный кабинет жителя области.

Областные власти уверяют, что в том виде, как это задумано, подобного сервиса не реализовали еще ни в одном населенном пункте. Проект сначала будет спроецирован на все населенные пункты региона. А там, глядишь, такой же захотят «скопировать» и в других областях.

По мнению координатора IGov в г. Вышгород (Киевская обл.) Александра Сокиржинского журналисты могут оценивать проект, как «наполовину полный или наполовину пустой стакан». Но проект, он считает, удался. Множество людей сократили траты времени в очередях за получением различных документов. Чиновники утратили точку контакта с клиентом и получили вместо нее обязательство следовать регламенту.

Примерно 80% чиновников в Вышгороде их поддерживало. За счет этого удалось реализовать паспортные и родительские сервисы, а также обеспечить цифровую регистрацию заявок местным ЦПАУ.

Сейчас работа над проектом продолжается. Дальнейшая судьба IGov будет видна после передачи платформы Днепропетровской ОГА. Пока же волонтеры уверены в ее дальнейшем масштабировании.

Старые услуги по-новому

Между тем, в Госагентстве по вопросам электронного управления на прошлой неделе объявили о новой инициативе – реформировании первых 10 пилотных центров предоставления административных услуг (ЦПАУ). К 2020 г. их опыт планируют распространить уже на 600 центров по всей Украине.

Первые ЦПАУ (в украинской аббревиатуре эти учреждения известны как ЦНАП) начали создаваться в 2010 г. по инициативе местных органов власти, и более активно – с 2013 г., когда был принят закон об административных услугах.

По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) и Офиса реформы административных услуг, по состоянию на I квартал 2018 г. в Украине действовало 756 ЦПАУ, в т.ч. 452 – при районных госадминистрациях, 67 – в областных центрах и Киеве, а еще 135 – в городах областного подчинения.

В этих учреждениях работало в общей сложности 10151 администраторов, регистраторов и еще 2408 привлеченных работников.

Однако мониторинг их деятельности, проведенный в т.г. проектом реформы админуслуг, показал крайне низкую эффективность деятельности многих центров. Как выяснилось, 28% этих учреждений ежедневно предоставляют менее 20 услуг, а еще 50% – не более 50.

Только 11% ЦПАУ располагают такой услугой, как предварительная электронная запись на прием, 12% занимаются онлайн-консультированием, 18% – могут показать, как продвигается ваша очередь, 25% – располагают электронным документооборотом, а получить какой-либо документ в электронном виде можно только в 29% центров.

Очень часто неудовлетворительными были условия, в которых ожидали свою очередь посетители. Ведь 43% ЦПАУ находятся в помещениях площадью менее 50 кв. м.

Модернизация этих центров проводится в рамках программы «U-LEAD с Европой: Программа для расширения прав и возможностей на местном уровне, подотчетности и развития», финансируемой правительством Королевства Швеция и Шведским международным агентством по развитию и сотрудничеству (SIDA).

Заключается модернизация в присоединении ЦПАУ к информационной системе «Улей», разработанной Госагентством по вопросам электронного управления, которая и обеспечивает подключение к системе взаимодействия общегосударственных реестров «Трембита».

Чиновникам различных ведомств будет значительно легче общаться между собой через систему электронного документооборота. А это значительно ускоряет и сам процесс выдачи документов.

«Улей» обладает такими функциональными блоками, как работа с заявками, картами админуслуг, ведение справочников, статистика и контроль сроков, а также информирование населения. Это облачный сервис, не требующий присутствия IT-специалиста и дающий возможность удаленной работы.

Пилотные центры предоставления админуслуг для подключения к «Улею» отбирались из 100 кандидатов. В результате остановились на учреждениях в Украинке, Обухове, Ржищеве и Переяслав-Хмельницком (Киевская обл.), Каменец-Подольском (Хмельницкая обл.), Каховка и Новая Каховка (Херсонская обл.), Южный (Одесская обл.), Олевск (Житомирская обл.) и Черткив (Тернопольская обл.).

«Практика показывает, что полностью уйти от офлайн услуг невозможно. Но можно их сократить и оптимизировать. Проблема же малых населенных пунктов в том, что местные власти не имеют средств на дорогое программное обеспечение. Именно поэтому в список пилотных центров попали преимущественно небольшие города», – рассказали «2000» в пресс-службе Госагентства по вопросам электронного управления.

Немаловажно, что в процессе внедрения «Улья» проводится обучение чиновников и доведение до местных властей параметров, необходимых для функционирования системы. Ведь некоторые ЦПАУ до сих пор не имеют нормального доступа к высокоскоростному интернету.

Проект «U-LEAD с Европой» предполагает, что уже через три года к системе взаимодействия общегосударственных реестров будут подключены почти все ЦПАУ. Поэтому, скорее всего, именно через эти учреждения (по принципу единого окна) и можно будет получить большинство справок, выписок и других официальных документов.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Прости нас, Лакки!

Подготовка собак в искусственных условиях ведет к потере племенных качеств: у собаки...

Долг красен арестом имущества

Воспользоваться сайтом Единого реестра специалисты советуют не только должникам, но и...

Градоустройство столицы

Столица располагает значительными территориальными резервами...

Фантом национальной безопасности

Ввиду многолетней продемократической риторики само слово «внесудебный» должно...

Надо строить прагматичные отношения

Евроскептиков пугают мрачные перспективы разорения отечественных производителей,...

Украинский подвид паразитирующего реформизма

Уже в феврале — под лозунгами о реформах и развитии — начнется движение по пути...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка