Децентрализация телевидения

№12 (858) 23 — 29 марта 2018 г. 21 Марта 2018 1 3.5

Новые технологии всегда дарят новые возможности для бизнеса, но порой за технологиями не успевают бумажки и государство. Один из самых ярких примеров этого — судьба в Украине OTT, перспективной технологии доставки видеоконтента потребителю.

OTT (от англ. over the top, «поверх») — это технология, которая позволяет передавать видеоданные по любой сети без привязки к оператору связи и провайдеру. Радикальное и главное отличие от широко распространенной в Украине технологии «интернет-телевидения» IPTV в том, что дабы организовать свой сервис, ни вы, ни ваши потребители не должны быть привязаны к конкретной сети. Быть как источником, так и потребителем услуги можно где угодно на планете, лишь бы там имелся доступ к интернету. Типичные примеры, работающие по такой технологии, — онлайн-кинотеатры вроде Megogo или Netflix, сервисы видеосвязи Skype, Viber и пр.

Интересно, что у нас отсутствует как регистрация, так и учет ОТТ-провайдеров. Между тем активно работают не только зарубежные игроки, вроде Amazon Prime, но и локальные, зарегистрированные как юридические лица в Украине. Например, в данном секторе предоставляет услуги divan.tv, megogo, свой сервис есть у «Воли» и т. д.

Хотя, по приблизительным оценкам маркетологов, OTT-телевидением пользуется в стране около миллиона домохозяйств, эта сфера все еще находится полностью вне контроля Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания — государство не имеет и не ведет соответствующей статистики.

С одной стороны, это великолепно — возможности на поле, где нет надзора государства, безграничны. С другой — неурегулированность данной ниши вызывает ряд серьезных проблем и для тех, кто желал бы вести бизнес с использованием технологии ОТТ. Например, если вы пожелаете открыть свой маленький онлайн-кинотеатр, где будете выкладывать честно приобретенную лицензионную продукцию — скажем, сверхмодный зарубежный сериал, который вы оперативно и великолепно озвучили, вам придется конкурировать с сервисами, которые просто украли контент (в том числе и ваш) и выставили на свои услуги заниженные цены.

Потребителю для того, чтобы получить доступ к вашему контенту, придется пользоваться услугами интернет-провайдеров и операторов связи. Последние могут в ручном режиме вставлять вам палки в колеса — например, искусственно урезать скорость доступа абонентов. Им ведь не нужен конкурент, который уводит клиентов от их традиционной подписки на интернет-телевидение по стандартам IPTV, привязанное к конкретной сети!

И таких нюансов множество. Чтобы проанализировать некоторые из них, BRDO (Regulation Delivery Office, Офис эффективного регулирования — экспертный центр, работающий с Кабмином и финансируемый ЕС) провел оценку регуляторного поля Украины. Оказалось, что в стране полностью отсутствует регулирование деятельности по предоставлению аудиовизуальных услуг с использованием технологии ОТТ. ОТТ-провайдеры не регистрируются и не лицензируются. На них даже не распространяются требования по распространению на территории Украины иностранных телепрограмм — если ОТТ-провайдеры являются нерезидентами.

Занятно, некоторые отечественные ОТТ-провайдеры с 2014 г. сами просили ввести их лицензирование! Это парадоксальное на первый взгляд требование вызвано тем, что согласно нашему законодательству лицензированные операторы должны были включать в обязательный пакет своих программ продукцию ведущих эфирных каналов — ретранслируется она бесплатно как часть выполнения социальной функции.

А вот ОТТ-провайдеры вынуждены были, в отличие от конкурентов, покупать у телекомпаний такие программы и платить немалые деньги за их использование. Но в конце 2016 г. неравенство исчезло — правительство разрешило не включать эфирные программы в обязательный пакет, и борьба за лицензирование потеряла для игроков смысл. Напротив, их устраивает оставаться в тени как можно дольше.

Так, провайдеры, которые являются нерезидентами Украины и зарабатывают на местном рынке, не платят в бюджет государства ни копейки.

Чтобы оценить возможные потери от такой ситуации, стоит взглянуть на мировой рынок. По информации компании Digital TV Research Limited, глобальный рынок OTT-телевидения составил в прошлом году 46 млрд. долл., и вырастет он к 2022 г. до 83 млрд. долл.

Оценить отечественный рынок в абсолютных цифрах чрезвычайно сложно. BRDO предлагает считать прибыль «чистых» (не предлагающих других услуг) отечественных OTT-операторов примерно на уровне 48,1 млн. грн. за 2016 г. Для сравнения: доходы операторов IP-телевидения («телевидение от интернет-провайдера») за тот же период оцениваются в 106,5 млн. грн., а за первое полугодие 2017 г. — в 84,8 млн. грн.

Это только старт. В КНР, например, OTT-телевидение принесло в прошлом году 4,67 млрд. долл., а к 2022 г. китайский рынок должен вырасти до 12,2 млрд. долл. Учитывая относительную неразвитость этого сектора в Украине, наличие огромного количества конечного оборудования, готового к работе с технологией (в частности смартфоны), страну ждет взрывной бум в данной сфере бизнеса.

И первыми от такого взрыва как выиграют, так и пострадают потребители. Пострадают — потому что в Украине напрочь отсутствует госконтроль за техническим качеством услуги, соблюдением стандартов ОТТ-технологий, нет и требований к качеству таких услуг.

А низкое качество может быть вызвано не только небрежностью ОТТ-оператора, но и злой волей вашего провайдера, нарушающего принцип «сетевого нейтралитета», — когда доступ к любой информации или сервису осуществляется без дискриминации. Интернет-провайдеры могут действовать в своих интересах, сознательно обрезая скорость доступа к чужим сервисам ОТТ.

Вместе с тем проблемы ОТТ-бизнеса в Украине создают и новые соседние ниши. Так, выиграют IT-компании, вовремя предложившие программное обеспечение, приложения, которые будут использоваться в телеустройствах, — это позволит уменьшить потери от пиратства, несанкционированного просмотра платного контента. Операторам необходимо программное обеспечение для идентификации пользователей — чтобы минимизировать системное мошенничество со стороны операторов сетей, сознательно занижающих количество пользователей.

Крайне востребована автономная система для оперативного определения нелегальных приложений, позволяющих устройствам и их пользователям получать нелегальный доступ к платным услугам. В идеале такие приложения должны не только вовремя идентифицироваться системой, но и блокироваться в магазинах мобильных приложений.

Развитие ОТТ-операторов может подтолкнуть и отечественных производителей видеоконтента. Netflix, например, давно снимает свои высокорейтинговые сериалы. Сообщалось, что Megogo заказывал «Укранимафильму» продолжение знаменитого мультсериала «Казаки».

Иными словами, выиграют не только те, кто предложит новую модель OTT-бизнеса или создаст свой сервис передачи видео в рамках этой технологии, но и те, кто научится гибко реагировать на потребности как операторов, так и их клиентов — предлагая сопутствующие товары и услуги.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

В валютных колебаниях виноваты... «черные фермеры»

Вот уже несколько лет агросектор является основным поставщиком валюты в Украину.

Контрабандисты пересели на БПЛА?

На украинских границах дроны стали обыденностью, и это неудивительно, ведь боевые...

Миротворческая операция на востоке Украины под...

Глубокое реформирование наших Вооруженных сил стало возможным благодаря...

«Салатный» скандал от McDonald's

О гиганте и лидере глобальной индустрии быстрого питания — McDonald's — вновь пишут...

Долгая и снежная украинская зима

Когда вы видите, что местные дороги не ремонтируются, имеете полное право спросить...

Загрузка...

«День сурка» под открытым небом

Старые автобусные остановки в селах Шаргородского, Томашпольского, Тростянецкого...

Там, где стреляют, строить никто не хочет

В конце 2017 г. ВР изменила статус Государственной специальной службы транспорта (ГССТ),...

Чиновникам построили «улей»

Автоматизация административных услуг и процессов в Украине вышла на новую стадию....

Четверть страны — против реформ

67% населения оценивает реформы по тому, что о них говорят из телевизора

Новые киевляне: от иглы до медузы

Пока пресная вода — не стратегический продукт

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Орхип Панько
25 Марта 2018, Орхип Панько

реклама, рассчитанная на тупаков.это работать будет до первого закона о пиратстве. и то! нахрен мне напрягаться, если все уже есть на голандских серваках...... а TV на компе смотрит такое малое количество людей, что не берусь даже приблизительно спрогнозировать эту статистическую погрешность)))) тем более на смартфонах.... книг больше читают чем телек смотрят..... короче менеджер ты некудышний, первое правило - целевая аудитория)))))

- 0 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка