Декларация сближения с «Джавелинами»

№32(829) 11—17 августа 2017 г. 11 Августа 2017 4.1

От заседания трехсторонней контактной группы (ТКГ), состоявшегося в Минске 2 августа, ожидалось гораздо больше, чем от остальных подобных мероприятий, которые проходят дважды в месяц (как правило, с более чем скромным результатом). На этом заседании должен был решиться вопрос о том, насколько успешными оказались телефонные переговоры лидеров «нормандской четверки» 24 июля.

О том, что снова — ничего нового

До сих пор результаты этого разговора были представлены в трех версиях, появившихся в следующей хронологической последовательности.

1. Пресс-релизы: сначала с Банковой, затем — из Кремля. Судя по ним, никаких договоренностей достигнуто не было, все ограничилось заявлением о готовности продолжать контакты.

2. Совместное заявление президента Франции и канцлера Германии, появившееся на сайте правительства ФРГ как сообщение замглавы пресс-службы немецкого кабмина Ульрики Деммер. В нем говорилось о неотложных мерах, призванных «продвинуть политико-дипломатический процесс», которые необходимо принять на заседании ТКГ или при участии группы. В частности, о приверженности «хлебному» перемирию, о скорейшем завершении разведения войск в Станице Луганской, определении новых участков разведения из списка, предложенного Берлином и Парижем, «шагах сторон навстречу друг другу для возобновления экономических отношений».

3. Материал, появившийся на сайте Ангелы Меркель утром 25 июля. В нем подтверждался факт договоренностей, но в отличие от предыдущего заявления отсутствовала какая-либо конкретика. Получалось, что стороны лишь высказались «за все хорошее» — ведь не упоминались ни Станица Луганская, ни новые зоны разведения, ни экономические вопросы.

Заседание ТКГ традиционно проводил спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик. Он приветствовал «договоренности, достигнутые лидерами «нормандской четверки» во время телефонного разговора 24 июля по защите объектов жизненно важной гражданской инфраструктуры», а также «поддержку усилий по отведению тяжелого вооружения и разведению сил».

Дипломат сообщил: «В группе по безопасности стороны продолжили дискуссии по обеспечению безопасности вокруг объектов жизненно важной гражданской инфраструктуры и продвинулись в обсуждении списка новых зон разведения».

С украинской стороны встречу, как обычно, прокомментировала Дарка Олифер — пресс-секретарь Леонида Кучмы, представляющего в группе наше государство. Она написала в Фейсбуке: «В контексте договоренностей лидеров стран «нормандского формата» от 24 июля ТКГ призвала представителей ОРДЛО обеспечить взятые на себя обязательства и прекратить стрелять». Кроме того, по ее словам, группа осудила заявления о создании «Малороссии».

А вот что она сообщила относительно разведения войск: «Стоит вопрос обеспечения мониторинга ситуации на Донбассе со стороны СММ ОБСЕ в круглосуточном режиме семь дней в неделю с использованием технических средств наблюдения, после чего будет обеспечено дальнейшее разведение сил и средств на согласованных участках. Во время разведения сил и средств представители ОРДЛО не должны устанавливать дополнительные фортификационные сооружения и минные поля, также не могут продолжаться ни инфильтрация войск, ни поставки новых боеприпасов из РФ на территорию ОРДЛО».

От российского представителя Бориса Грызлова заявлений по поводу заседания не последовало, со стороны самопровозглашенных «республик» также не было никаких комментариев относительно безопасности.

Что касается экономических вопросов, то Сайдик выразил удовлетворение в связи с тем, что «ситуация с поставками воды в ОРДЛО стабилизируется» — и еще в конце июля «был погашен долг ОРДЛО за поставки воды с августа прошлого года». А представительница «ЛНР» Виктория Талакина сообщила, что стороны обсудили «вопросы, связанные с подготовкой экспертного совещания, посвященного экологическим рискам предприятий Донбасса».

Т. о. заседание показало, что решение принципиальных вопросов провалилось. Случилось это либо потому, что в контактной группе не смогли реализовать договоренности, достигнутые в ходе разговора лидеров «нормандской четверки», либо из-за того, что западные участники формата решили отыграть назад все конкретные соглашения.

В пользу последнего предположения свидетельствует совершенно безликий (по сравнению с пресс-релизом правительства ФРГ) документ на сайте Меркель. А также отсутствие каких-либо комментариев по поводу заседания ТКГ и ситуации на Донбассе из Берлина и Парижа.

Так, в подтексте слов о «шагах навстречу друг другу для возобновления экономических отношений» явно имелись в виду не поставки воды в неподконтрольные районы Луганщины (к тому же этот вопрос на момент встречи уже успешно решался), а взаимосвязанная проблема блокады и решения «республик» о временном управлении предприятиями. Но об этом по завершении заседания ТКГ никто ничего не сказал.

По вопросу безопасности у всех сторон отсутствовало упоминание проблемы Станицы Луганской, без решения которой дальнейшее разведение сил нереально. В совместном заявлении Меркель и Макрон требовали определить новые зоны разведения, а Сайдик лишь зафиксировал «продвижение в обсуждении».

Сообщение Олифер показывает, что позиция Киева по разведению войск заключается в следующем: чтобы оно произошло на отдельных участках, «республики» должны совершить ряд действий на всей подконтрольной им территории, а ОБСЕ — по всей зоне наблюдения. Тогда как Украина не берет на себя никаких дополнительных обязательств. Это выглядит нереалистично.

Как видно из отчетов наблюдателей, они и так ведут работу ежедневно без перерывов: ведь большая часть взрывов фиксируется ночью. Кстати, на всех трех участках разведения (включая Станицу Луганскую, где оно никак не состоится) круглосуточно работают видеокамеры СММ. Вероятно, то же будет и в новых зонах.

Так чего же хочет от миссии Олифер? Конечно, надо иметь в виду, что ее записи — это в большей степени инструмент пропаганды, чем источник информации. Ведь вряд ли вся ТКГ, включая Россию, осуждает «Малороссию» и призывает к перемирию только сепаратистов. Закономерно, что сам Сайдик на эти темы не высказывался ни сейчас, ни ранее.

Поэтому можно предполагать, что реальная позиция Украины несколько иная. Например, слова о недопустимости возведения новых минных заграждений и фортификационных сооружений могут касаться только участков разведения (хотя подобные действия и так запрещены рамочным документом). Несомненно, если бы Киев действовал существенно гибче, чем задекларировала Олифер, встреча в Минске оказалась бы явно результативнее.

Не было подтверждено и «хлебное перемирие». На протяжении почти двух недель до заседания ТКГ уровень взаимных обстрелов был весьма низким — не более сотни взрывов в сутки в обеих областях. Такого не было очень давно, как минимум больше года. Однако после этой встречи количество взрывов в Донецкой области сразу выросло.

Безусловно, ТКГ достигает отдельных частных договоренностей: об оценке экологических рисков, об установке видеокамеры на здании Донецкой фильтровальной станции (ДФС). Однако практический результат подобных решений ограничен.

По всей видимости, обе стороны хотят получить под программу безопасности предприятий западные деньги (может, кое-что и получат). Но что касается многострадальной ДФС, то утверждение замглавы СММ Александра Хуга, будто установка камер сразу уменьшает интенсивность обстрелов, опровергается регулярными интенсивными перестрелками в районе Широкино. В последнее время камера еженедельно фиксирует там свыше 2 тысяч нарушений прекращения огня (с обеих сторон суммарно).

О диалектике обороны и наступления

Если подняться над частными вопросами, то становится очевидно, что в Киеве полагают: Украине нет никакого резона предпринимать шаги по урегулированию, раз уж на носу поставки американского оружия, в частности, противотанковых комплексов «Джавелин», а также возможные уступки со стороны России (что, на мой взгляд, гораздо менее вероятно).

Сразу после визита Курта Волкера в Украину и его европейского вояжа за поставки Киеву летального оружия высказались и госдеп, и Пентагон, и советник президента США по нацбезопасности Герберт Макмастер. А в скором времени американский спецпредставитель посетит Москву.

Поэтому замысел представляется достаточно ясным: Волкер предложит России пойти на уступки, которые, по его мнению, позволят ей сохранить лицо, но сделают излишними поставки оружия Украине. Ну а не согласится — значит, «Джавелины» у Порошенко почти в кармане.

Многие эксперты считают, что такие поставки приведут к эскалации конфликта. Вот что, например, пишет бывший советник президентов Никсона, Форда и Рейгана консерватор Пат Бьюкенен. Его статья «Похищают ли российскую политику Трампа?» завершается так:

«Волкер планирует углубление американского вмешательства в украинскую гражданскую войну, которое сможет обескровить и сломать украинских союзников России и убедить Путина отступить и принять то, что мы считаем справедливым решением.

Но верит ли в это Трамп? Верит ли он, что конфронтация с Путиным, которая увеличит потери его армии (т. е. российской. — С. Б.) и его союзников в Украине, заставит российского президента отступить и уйти из Крыма, Луганска и Донецка — как ушел Никита Хрущев с Кубы в 1962-м? А что, если Путин откажется и выберет конфронтацию?»

Впрочем, в середине статьи Бьюкенен фактически ответил на этот вопрос: «Это война, которую Владимир Путин вряд ли позволит Киеву выиграть. Если украинская армия, вооруженная оружием США, снова пойдет на восток, она может столкнуться с поддержанной Москвой контратакой и отступить, а российская армия — взять Донбасс под постоянный контроль».

Впрочем, думаю, изначальный план Волкера не предполагает непременного наступления украинской армии.

Логика здесь может быть следующая. И первые, и вторые Минские соглашения, которые на Западе однозначно считают невыгодными для Украины (причем вторые больше, чем первые), были подписаны после поражений ВСУ — в 2014-м на значительной территории Донбасса, а в 2015-м — в Донецком аэропорту и под Дебальцево. Но эти договоренности не реализовываются.

Американцы допускают, что дабы склонить Киев к реализации соглашений, самопровозглашенные «республики» при поддержке РФ могут начать наступление. В случае поражения Украины будет подписан документ, еще более невыгодный, чем Минские соглашения. А вот поставки оружия нашей стране, на их взгляд, предотвратят такой сценарий, т. к. приведут к неприемлемым потерям наступающей стороны.

Ведь «Джавелины», о которых идет речь, — прежде всего оборонительное оружие. Впрочем, война представляет собой диалектику обороны и наступления, поэтому если украинская армия будет атаковать, эти комплексы ей все равно пригодятся.

Правда, своего слова еще не сказал Трамп. Но, думается, оно предопределено. Ведь сейчас ситуация выглядит принципиально иной, чем в последний раз, когда в Америке активно говорили о передаче оружия Украине, т. е. в январе — начале февраля 2015 г.

Тогда доклад, предлагающий такие поставки, представили отставники из числа дипломатов, военных и сотрудников Пентагона (в частности, его подписали бывший замгоссекретаря Строуб Тэлботт, экс-послы в Киеве Стивен Пайфер и Джон Хербст). Разумеется, «за» была и республиканская неконсервативная оппозиция Обаме во главе с сенатором Джоном Маккейном.

Но в администрации вслух никто в поддержку этой инициативы не высказывался. Были лишь утечки, будто ее одобряют генерал Филип Бридлав, министр обороны Чак Хэйгел (который, однако, был фактически в статусе исполняющего обязанности, ибо еще в ноябре 2014-го Обама анонсировал его отставку), а также помощник президента по нацбезопасности Сьюзан Райс. И все это на фоне активизации военных действий на Донбассе.

В итоге никаких поставок не последовало, и не было даже слухов о том, что в администрации Обамы имелись серьезные разногласия по этому поводу.

Сейчас на линии соприкосновения обстановка гораздо спокойнее. Зато в администрации Трампа о поставках оружия говорят куда определеннее — дело не только в утечках, которые выглядят посерьезней, чем в 2015 г., но и в публичной позиции советника президента Макмастера.

Трамп сейчас пытается перейти в контрнаступление внутри США. Речь идет о возбуждении уголовных дел о ненадлежащем обращении с конфиденциальной государственной информацией представителями администрации Обамы и окружением Хиллари Клинтон. Скорее всего, президент сочтет, что для успеха потребуются дополнительные доказательства того, что он не является российским агентом. А передача оружия Украине — едва не лучшее доказательство такого рода.

На эти поставки, похоже, надеются не только Порошенко или оппозиция типа «Самопомочі». Следует обратить внимание на заявление сопредседателя Оппоблока Юрия Бойко по поводу урегулирования ситуации на Донбассе, прозвучавшее 1 августа на канале «112»:

«Реальный механизм — это создание дорожной карты в рамках «нормандского формата», участие американцев в этой работе, наше предложение о введении «голубых касок» на линию разграничения, чтобы остановить стрельбу и наконец перейти к политическому процессу урегулирования в рамках Минских соглашений... Сейчас надо менять их формат, менять наполнение».

Фактически это декларация сближения Оппоблока и власти в вопросе Донбасса, выражение общей надежды на то, что США додавят Россию. Правда, фразеология «оппозиционера» и президента различается. Бойко, по сообщению пресс-службы ОБ, даже говорил, что ужесточение санкций против России не повлияет на решение конфликта. Однако единственная конкретика в его заявлении — это слова о миротворцах и участии США в «нормандской группе», что как раз соответствует пожеланиям официального Киева.

Соответствуют им и намеки на пересмотр Минских договоренностей: изменение наполнения — это изменение текста. И «новая дорожная карта» явно о том же. Ведь на самом деле никакой дорожной карты нет, а таковой можно считать лишь Минские соглашения.

Ну а главное, что против поставок американского оружия не выступают ни Оппоблок, ни прочие парламентские силы. Возможно, в т. ч. и потому, что в отличие от санкций, дающих в лучшем случае косвенную выгоду, здесь речь идет о конкретном имуществе, которое достанется Украине.

Об обострении паспортного фактора

4 августа Михеил Саакашвили неожиданно оказался в Польше, продемонстрировав, что лишение украинского гражданства для него не помеха в перемещении по миру.

«Я поехал в аэропорт в Америке, сел на самолет, они посмотрели на мой паспорт — не было никаких вопросов», — заявил политик.

Конечно, в украинском паспорте Саакашвили нет никаких отметок о недействительности. Но этого и не требуется: информация об аннулировании документов передается зарубежным партнерам в рабочем порядке и сразу попадает в соответствующие базы данных.

Как это работает, видно на примере экс-чемпиона мира по шахматам американца Бобби Фишера, который лишился возможности вернуться на родину после участия в турнире на территории подсанкционной Югославии.

В декабре 2003-го госдеп аннулировал паспорт Фишера. Он узнал об этом лишь 13 июля 2004 г., когда при попытке вылететь из Японии на Филиппины был арестован за незаконное проникновение на территорию страны. США тут же потребовали выдать Фишера как уголовного преступника. В заключении шахматист письменно заявил о своем отказе от американского гражданства, подал прошение о предоставлении политического убежища и иск о незаконном аресте.

Адвокаты утверждали: чемпион не знал о том, что его паспорт аннулирован. А арест в любом случае незаконен, поскольку на момент приезда в Японию документ был действителен. Фишер провел в тюрьме восемь месяцев. О готовности предоставить ему гражданство заявили ФРГ, Черногория и Исландия. В последнюю страну он был депортирован 24 марта 2005 г., там и провел последние годы жизни.

У Саакашвили подобных проблем не возникло. Тот факт, что при всей неповоротливости бюрократической машины за неделю он решил все свои паспортные вопросы, получив возможность спокойно покинуть США, показывает: содействие ему было оказано на очень высоком уровне.

Если экс-президент Грузии въехал в Польшу не по американскому паспорту, а по какому-то особому документу, либо если польские пограничники не стали обращать внимание на то, что его украинский паспорт аннулирован, то можно говорить о наличии соответствующих договоренностей (обратим внимание, как быстро они были достигнуты). Впрочем, это очевидно и по тому, что Саакашвили принял участие в официальных мероприятиях, посвященных годовщине Варшавского восстания.

Т. е. легко предположить, что вояж в Польшу США организовали специально — дабы продемонстрировать поддержку Саакашвили и неприятие действий украинской власти, направленных против него.

Правда, утром 8 августа стало известно, что бывший глава Одесской ОГА выехал в Литву. Польские СМИ связывают это с тем фактом, что сразу после его прибытия в страну прокуратура Грузии направила в Варшаву запрос на информацию о персоне, в отношении которой три года назад якобы был оформлен международный ордер на арест, и о необходимости принять соответствующие меры в связи с международными обязательствами Польши.

Вполне вероятно, аналогичный запрос будет направлен и в Вильнюс. Но дело в том, что Литва — пожалуй, единственная страна, чей официальный представитель публично покритиковал решение Киева лишить Михеила Саакашвили гражданства. Министр иностранных дел Линас Линкявичус 5 августа сказал, что экс-президенту должна быть предоставлена «возможность защитить свои права в прозрачном судебном разбирательстве», а 8 августа принял вместе с ним участие в акции перед посольством РФ в связи с годовщиной российско-грузинской войны.

Официальной реакции Киева на визит Саакашвили в Польшу не последовало, но скандала в отношениях двух стран на минувшей неделе избежать не удалось.

К 100-летию восстановления государственности министерство внутренних дел Польши представило дизайн нового паспорта. Среди прочего на его страницах будет изображен Мемориал орлят во Львове, возведенный в память поляков, погибших при защите этого города от войск Западно-Украинской Народной Республики. Таким образом, по словам главы ведомства Мариуша Блащака, «отдается должное всем, кто пролил свою кровь за свободу Польского государства».

7 августа МИД нашей страны выступил с заявлением: «Украина рассматривает такие намерения как недружественный шаг, негативно влияющий на развитие стратегического украинско-польского партнерства».

Действительно, изображение объектов, находящихся на территории другого государства, на денежных знаках, паспортах и т. п. выглядит как минимум намеком на территориальные претензии.

Задели поляки не только Украину. Среди рисунков, которые вынесены на онлайн-голосование, — Острая Брама, одна из достопримечательностей Вильнюса. Так что, вероятно, речь все-таки идет не о продуманном антиукраинском демарше, а об очередном проявлении своеобразного политического стиля нынешнего руководства Польши. Такое впечатление, будто оно специально ищет конфликты по всему периметру собственных границ — причем на ровном месте.

Как бы то ни было, «Орлята» уже утверждены в качестве изображения на паспорте, а Острая Брама в числе 13 сюжетов лишь претендует на оставшиеся шесть вакансий, которые определятся голосованием.

О НАК как СП ЕС и США

Нешуточные страсти разгораются в отечественной энергетике. Глава Минэнерго Игорь Насалик обрушился с резкой критикой на НАК «Нафтогаз Украины»: «Я считаю бестолковой политику «Нафтогаза» относительно транспортной системы — они уже ее для себя зачеркнули и не рассматривают в 2019 году. Мало того, с такой позицией НАК мы можем дойти до того, что «Укртрансгаз» может быть технически не готов к прокачке газа».

В свою очередь экс-вице-президент ПАО «Укртрансгаз» Игорь Бурак заявил: «Нет никакой гарантии, что система будет работать грядущей зимой на 100% безотказно, а потенциальные риски минимизированы, насколько это возможно».

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев не остался в долгу: «В прошлом году громкие заявления министра о недостатке газа в украинских хранилищах стали одной из главных причин спекулятивного роста цен на газ в ЕС. Это стоило Украине нескольких десятков миллионов долларов, на которые выросла цена импортируемого топлива. Теперь последовали заявления о неспособности украинской газотранспортной системы прокачивать газ. Есть такие друзья, с которыми и враги не нужны».

Отношения между «Нафтогазом» и Минэнерго (первый находится в прямом подчинении второго) испортились давно. Хотя уволить строптивого 38-летнего главу НАК — сугубо технический вопрос, находящийся в прямой компетенции Кабмина. Но этого не происходит — и вполне понятно почему.

Напомню, месяц назад в ходе блиц-визита в Киев госсекретарь Рекс Тиллерсон провел всего две встречи: с Петром Порошенко, а также с представителями гражданского общества в количестве четырех человек, среди которых оказался и глава «Нафтогаза». В этой связи я отметил: «По сведениям из разных источников, влияние посольства США в этой госкорпорации чрезвычайно велико».

Собственно, в этом очевидная причина непотопляемости Андрея Коболева. А нынешнее обострение, судя по всему, вызвано тем, что «Нафтогаз Украины» намерен назначить на должность президента «Укртрансгаза» гражданина Польши Павла Станчака.

Вся проблема в том, что, как планируется, «Укртрансгаз» передаст свое имущество и функции оператора отечественной ГТС будущему совместному предприятию с Евросоюзом — «Магистральным газопроводам Украины». Вот и идет борьба за контроль над транзитной трубой и доходами, которые она приносит.

«Нафтогаз» и его европейские консультанты пытаются оформить единоличный контроль над «Укртрансгазом» и оттеснить правительство», — объясняет суть конфликта член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

В этом СП 50% должен получить европейский инвестор, остальное — НАК как представитель государства. Однако, объясняет Корольчук, «менеджмент «Нафтогаза» отстаивает интересы европейских бизнес-структур, близких к ЕБРР и Всемирному банку».

Иначе говоря, речь идет о борьбе между европейским и украинским капиталом за контроль над доходами от транзита газа из РФ в Европу. По сути новую компанию «Магистральные газопроводы Украины» будут полностью контролировать европейские финансовые структуры и американцы, которые стоят за Коболевым.

Впрочем, как мне представляется, учитывая специфику отношений Польши с заокеанским и европейскими партнерами, Станчак будет представлять интересы американцев — в предприятии, которое по факту станет совместным для США и ЕС, но отнюдь не для Украины.

Понятно, что такой сценарий мало устраивает украинскую власть. Но, судя по всему, возможности противостоять его реализации ограничены словесными уколами министра энергетики в адрес подчиненного, с которым он ничего не может сделать — хотя формально располагает всеми необходимыми полномочиями.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

США и Южная Корея обсудили возможность размещения...

Обсуждались «все имеющиеся возможности» воздействия на Северную Корею

Трамп: США готовы применить ядерное оружие для защиты...

США и Япония подтвердили обязательства по взаимной защите и заверили друг друга в...

Южная Корея отказывается размещать ядерное оружие...

Страна намерена последовательно проводить политику нераспространения ядерных...

Волкер встретится с Сурковым в Минске для обсуждения...

На повестке дня этой встречи будет стоять рассмотрение дальнейших шагов по Украине

Определены время и место встречи Волкера и Суркова

Предполагают, что стороны обсудят выполнение Минских соглашений и скандал с...

Загрузка...

Броня для первого лица

Лидеры государств, как и простые смертные, вынуждены передвигаться на автомобилях....

«Око небесное» Маши Берлинской

У нас — підкреслюю — на четвертому році війни(!) — жоден безпілотник не...

Навстречу китайским муравейникам

Хотите жить в просторной квартире — переезжайте в пригород

Исход из столицы

Эксперты компании «Альянс Новобуд», отслеживающие ситуацию на рынке...

Храните деньги дома

В строительную отрасль возвращаются инвестиции. Пока робко, но тенденции спроса на...

Финская модель

Микаэля Гранлунда призвали на службу в вооруженные силы Финляндии 7 лет назад. В...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка