Детей, оставленных без присмотра, в Ярославле не съедят

№47(843) 24—30 ноября 2017 г. 22 Ноября 2017 5

О России часто отзываются как о стране-бензоколонке. Но несмотря на то что нефтегазовые доходы действительно составляют значительную часть бюджета, в России развиваются и другие отрасли экономики и бизнеса, причем как крупного, так и среднего с малым. Хотя эти истории не так часто появляются на первых полосах газет и журналов, СМИ, особенно местные, все же пишут о том, как на дальневосточных гектарах возникают козлятники и пчеловодческие хозяйства, а на Чукотке организовывают по-московски модные фестивали городского дизайна и устанавливают арт-объекты из китовой кости.

Итальянская моцарелла с русским характером

Санкции, введенные против России, и ее ответные санкции вызвали неожиданные перемены в экономике северного соседа. В свежем выпуске журнала «Эксперт» опубликована серия статей об успешном бизнесе по-русски. И это вовсе не водка с балалайками, как представляют некоторые, а утилизация ядерных отходов, промышленная химико-техническая обработка и даже производство сыра.

Еще 3—4 года назад трудно было даже представить, что градообразующим предприятием какого-либо российского города может стать производство сыра, тем более сыра для гурманов — моцареллы. Но именно так произошло в Севске (7000 жителей) в Брянской обл. (это, кстати, всего в 30 км от украинской границы). Производство моцареллы обеспечивает 93% доходной части местного бюджета.

«Эксперт» рассказывает об опыте компании Umalat, которая занимается производством свежих сыров. Ее наработки в сфере маркетинга вполне могут использовать и украинские производители. Продукция компании, а это такие сыры, как маскарпоне, моцарелла, рикотта, сулугуни, чечил и другие, стала особенно популярна после введения Москвой эмбарго на поставки пищевой продукции из Европы.

Но к успеху «Умалат» шел долго. Как рассказал ее основатель Алексей Мартыненко, идея варить сыры пришла к нему 13 лет назад, когда он впервые попробовал настоящий сулугуни на Кавказе. Сначала Алексей делал сыры у себя на дому, затем перевел производство на заводские рельсы. Но выпускать качественную продукцию в заводских масштабах оказалось нелегко.

«Сначала мы начали брынзу производить. Потом купили линию для производства моцареллы. У нас был первый опыт сразу с итальянским технологом, но не с гуру. Купили оборудование, запустили процесс. Вроде пошла моцарелла. Итальянец этот уехал — и моцарелла закончилась, просто перестала получаться. Мы его второй раз пригласили. Он вроде снова все наладил. Уехал, а она опять закончилась. И так два года мучались с моцарелльной линией. Никак не могли добиться стабильного вкуса. Мы перестраивали, подкручивали. Расстраивались», — рассказывает Алексей.

После этого Мартыненко принял было решение свернуть производство вовсе, но судьба свела его с создателем итальянской промышленной технологии моцареллы, который благополучно отдыхал на пенсии. Итальянец согласился вспомнить молодость и приехал налаживать производство в России. «Оказалось, этот процесс даже не просто в технологиях. Это процесс, который во многих вещах. Это вообще культура производства. Если вы что-то не так сделали, молоко не то купили, не того качества, не охладили его правильное время и правильным образом, то оно не созрело правильным образом, и тогда pH неправильный. Надо, чтобы в воде, которая у нас проходит процесс ультрафильтрации, ни одной бактерии не было. Всего порядка ста параметров, которые на разных этапах контролируются. И если их не соблюдать, то ничего не получится», — говорит директор компании.

Несмотря на высокое качество продукции, в большие сети попасть компании было непросто. Они требовали деньги за «входной билет», ретробонусы. Кроме того, свежие сыры хранятся относительно недолго, что автоматически снижает интерес крупных сетей. В итоге на полках продукция оказывается с наценкой в 70—100%, а в таких регионах, как Камчатка и Сахалин, и того дороже.

Тем не менее компании удается обеспечивать рост на 30% в год. В 2014-м, когда были введены санкции, спрос увеличился и в какой-то момент, по словам Мартыненко, вдвое превысил предложение. Потребовалось быстро наращивать мощности. В 2016 г., например, в расширение производства было вложено 300 млн. руб. Директор «Умалата» утверждает, что отмены санкций компания не боится — у нее уже есть свой клиент, во многом благодаря грамотной маркетинговой стратегии.

На один лишь хороший вкус и грубую лобовую рекламу компания полагаться не стала. Заходили на рынок через «образ жизни»: «Мы придумали Unagrande YogaClub — приложение для смартфона. У нас где-то 60 тыс. пользователей, и мы реально уже самая большая школа йоги. Мы не берем денег, мы показываем рекламу. Спонсируем каждое лето День йоги. Тысяча человек занимаются в городских парках на наших ковриках, — рассказывает предприниматель.

И это первая часть на пути к лояльности. «У нас есть в Фейсбуке «Клуб любителей моцареллы», в Инстаграме — «Cочетайзер». Здесь мы пятые по объему аудитории в России. Мы знакомим с рецептами, как использовать наши сыры. Еще работаем над книгой о свежем сыре с итальянскими и русскими шеф-поварами», — рассказывает Мартыненко.

В штате «Умалата» 290 человек; большинство из них — рабочие без специального образования, остальные — технологи, маркетологи, менеджеры по продажам, финансисты. Средняя зарплата в компании — 50 тыс. руб. в месяц (22,4 тыс. грн.).

В себестоимости сыра 80% — стоимость молока, 10% — затраты на персонал, 2% — упаковка, 3% — логистика, 1% — энергоносители, 4% — прочие накладные расходы. Примерно 3% общей выручки уходит на продвижение.

Выручка «Умалата» в 2016-м составила около 2 млрд. руб. (896 млн. грн.). Но, как ни парадоксально, вложения на сегодняшний день еще не окупились из-за больших трат, процентов по кредитам и необходимости постоянно вкладываться в наращивание мощностей. «Я, акционер, получаю только зарплату, да и то лишь последние два года как генеральный директор», — признается Мартыненко.

«Газпром» идет во все стороны

Говоря о российском бизнесе, все же нельзя не затронуть крупные компании-монополисты, которые стали синонимом тех самых нефтегазовых доходов. У нас особенно пристально следят за успехами и неудачами «Газпрома», что объяснимо, учитывая доходы от транзита российского газа, которые пока что получает Украина.

Как пишет «Коммерсант», компания продолжает поддерживать очень высокие темпы экспорта газа в Европу, несмотря на то что эффект предыдущей холодной зимы и низких запасов в хранилищах уже почти исчерпан. По данным «Ъ», доля «Газпрома» на рынке ЕС по итогам января—сентября выросла до 34%, что объясняется ростом спроса, в основном со стороны электроэнергетики, и умеренной конкуренцией с газом из Норвегии и сжиженным газом. В итоге «Газпром» уверенно идет к новому историческому рекорду по объемам экспорта газа в Европу и Турцию, который может превысить в этом году 190 млрд. куб. м.

Хотя поставки СПГ в Европу существенно выросли по сравнению с прошлым годом, их динамика в четвертом квартале, видимо, изменится из-за роста «азиатской премии» — производителям СПГ будет выгоднее перенаправить танкеры в Азию за более высокую цену. Это может освободить нишу для дополнительных поставок «Газпрома».

В то же время в течение всего года поставки «Газпрома» поддерживало то, что прошлая зима была холодной, и европейцам было необходимо закачать большой объем газа в подземные хранилища. На конец третьего квартала общая закачка в ПХГ в Европе составила 22,3 млрд. куб. м (на 1,6 млрд. кубометров меньше, чем в 2016-м), однако на данный момент уровень запасов почти достиг показателя прошлого года. Если эта зима будет теплой, наличие существенных запасов в ПХГ окажет давление на поставки «Газпрома» в начале следующего года.

Для нашей страны рост объемов экспорта российского газа, с одной стороны, позитивен, ведь значительная часть транзита продолжает идти по украинским трубам. Но с другой — растущее потребление все больше склоняет Европу в пользу «Северного потока-2», а введение этого газопровода в эксплуатацию будет означать существенное падение прокачки голубого топлива через территорию Украины.

Правда, европейские перспективы «Газпрома» могут быть преувеличены. Несмотря на вышеуказанные цифры, в Международном энергетическом агентстве убеждены, что доля «Газпрома» в европейском импорте уже достигла максимума. До 2040 г. поставки «Газпрома» в ЕС будут составлять примерно 150 млрд. куб. м. Россия будет наращивать экспорт трубопроводного газа только за счет китайского рынка, убеждены в МЭА, речь может идти о поставках 50—55 млрд. куб. м в год. Для этого «Газпрому» надо ввести в эксплуатацию трубопровод «Сила Сибири» в Китай, а затем либо увеличить его пропускную способность, либо успеть построить еще один (www.vedomosti.ru).

Поддельные поделки

Впрочем, бизнес не обязательно должен быть крупным. Газета «Труд» сообщает о необычном виде услуг, набирающем популярность в России. Это целая индустрия продажи поделок для школы и детского сада. Теперь родители, у которых нет времени выполнять со своими чадами творческие задания, могут справиться с ними одним щелчком мыши. Правда, вряд ли дети получат какую-то пользу от такой поделки, кроме хорошей оценки.

«Выбор поражает воображение. Интернет-площадки частных объявлений пестрят заманчивыми предложениями. Есть и специализированные сайты, на которых представлены только поделки для разного рода творческих конкурсов: попроще, посложнее, подешевле, подороже, на 3, 5, 7, 10 и 12 лет. Встречаются настоящие произведения искусства, которые точно будут оценены по достоинству на любом вернисаже», — пишет «Труд».

При этом такое удовольствие обойдется недешево. За поделку, которую не стыдно предъявить учителю или отправить на школьный конкурс, придется выложить не меньше 500 руб., т. е. более 200 грн.

«Предложение пользуется отличным спросом. В неделю декоратор-частник может реализовывать по 10—15 поделок, а интернет-магазины — на порядок больше. По словам продавцов, среди покупателей преобладают мамы с двумя и более детьми, у которых нет времени на совместное творчество с каждым из детей. Рассчитывать на помощь бабушек, дедушек и пап можно далеко не всегда, а школы и детские сады придумывают и объявляют все больше детских творческих конкурсов. Вот и приходится выкручиваться», — рассказывает издание.

Именно многодетные матери — целевая аудитория быстро растущего рынка. Как правило, верхняя ценовая планка ограничена 1000 руб. (примерно 450 грн.), а среди критериев один из важнейших — «чтобы не сильно выделяться». Хотя бывают и противоположные случаи, когда состоятельные родители решают обеспечить своему нерадивому чаду победу на каком-то конкурсе и за день делают магазину кассу.

«Разумеется, школьные учителя и детсадовские воспитатели в курсе происходящего — и совсем не в восторге от новых сервис-услуг. Мнение педагогов однозначно: своими действиями родители не облегчают жизнь никому, кроме продавцов поделок. Во-первых, взрослые осознанно лишают детей возможности для творческого развития, во-вторых, отказывают себе в удовольствии провести время за совместным со своим чадом занятием. Скорее всего, претензий по этому поводу дети родителям никогда не предъявят, но свою печать на отношения это все равно наложит», — пишет «Труд».

Психологи с педагогами согласны. Подобное поведение взрослых уже в самом раннем возрасте деформирует психику детей и приучает их к тому, что все в жизни покупается и продается, а для победы любые средства хороши.

Хипстеры добрались до Чукотки

Все знают, что Россия — огромная страна, там люди живут даже на Крайнем Севере. Но о том, как именно они живут, обитатели больших городов редко задумываются. Рассказ переехавшей на Чукотку из Крыма Валерии Асафовой, опубликованный в «Русском репортере», позволяет приоткрыть завесу тайны и увидеть частичку северной жизни.

Выпускница Московского архитектурного института оказалась в чукотском поселке Лаврентия практически случайно — мужу, также архитектору, предложили проектировать дома в этом суровом крае, и Валерия поехала с ним. До этого на ее счету был успешный проект «Улица детства», реализованный в крымской Евпатории. Его идея в том, чтобы вовлекать детей в создание так называемой городской среды, которую активно развивают в Москве и других крупных городах. Оказавшись на Чукотке, девушка решила заняться привычным делом и предложила организовать там ландшафтный (ленд-арт) фестиваль «Край света».

Валерия признается, что если бы знала, сколько трудностей будет подстерегать ее на пути, она бы не взялась за эту задачу. Но недаром говорят, что новичкам везет — она подала заявку и через два месяца выиграла грант департамента образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа. После этого работа закипела, если она может кипеть в условиях Крайнего Севера.

«Интернета нет. Мои друзья в Москве даже не верят. «А по скайпу можно тебе позвонить?» — «Да нету скайпа!» Ни добраться, ни выбраться. Регулярный рейс на гражданском вертолете в отдаленные села на Чукотке выглядит так: сто человек стоят у вертолета и не знают, кто из них улетит. В вертолет входит 25 человек. Билет заранее купить невозможно, деньги передают уже внутри, как в маршрутке: «Передайте пять тысяч». Один раз так попробовать даже весело. А как жить? Транспорт здесь водный или воздушный. Аэропорт может принять самолет не в любую погоду. Дождь прошел — полоса мокрая, и все. Два раза мы сидели в Анадыре по десять дней, ожидая летной погоды. Когда после этого в Краснодаре самолет задержали на три часа, народ сильно возмущался, а нам было смешно», — рассказывает девушка.

Тем не менее, несмотря на трудности, ей удалось вовлечь местных ребят в создание арт-объектов, которые отражали местную культуру. Это и скамейки из китовой кости, и пункт бук-кроссинга, оформленный рисунками в традиционных мотивах, и поэтическая электростанция, расписанная стихами чукотского поэта, и даже веревочный парк, который отражает древнюю легенду.

«Мы решили, что вместе с детьми будем создавать такие объекты, которые не только расскажут о культуре народов Севера, но и будут интересны и функциональны: на скамейках можно сидеть, на детских площадках — играть, на танцевальных — выступать местным ансамблям. И действительно, эти новшества приобрели популярность. Традиционные строительные материалы, которые мы использовали, — кости, камни, плавник и дерево, которое море выносит на берег. С одной стороны, отсылка к прошлому, с другой — посыл в будущее. Надписи мы выполнили на чукотском, эскимосском и русском языках; уже этого было достаточно, чтобы у детей появился интерес к родным языкам, которые сейчас забываются», — рассказывает Валерия.

Кстати, веревочный парк наглядно демонстрирует изобретательность, которую приходится проявлять на Чукотке. «Веревочный парк — это тоже была идея ребенка. Он пришел и сказал: «Давайте сделаем, как бывает в больших городах!» Я его спросила: «Вова, ну как ты себе это представляешь? У нас тут ни одного дерева нет». Но потом, как обычно, решение нашлось. Вместо деревьев мы взяли метровые катушки от кабеля и соорудили веревочный парк, только невысокий. Даже в других поселках он стал знаменит — потому что дети часто проездом бывают в Лаврентия».

Постепенно в создание городской среды и арт-объектов стали втягиваться и взрослые. Причем для них это не только хобби, но и способ познакомить детей с культурой предков, которую те почти забыли.

«Старшие понимают, что ситуация складывается драматическая, и стараются рассказывать о своих традициях — но получается так, что рассказывают они друг другу. На таких встречах никогда нет молодежи. Если ничего не изменить, связь времен прервется. Мне хотелось как-то объединить разные поколения. И некоторым ребятам это стало интересно. Не могу сказать, что мы что-то исправили, но, надеюсь, заронили какие-то чувства и мысли», — говорит Валерия.

Бармалей как призыв к каннибализму

Иногда излишняя креативность может не довести до добра. Сразу несколько ярославских изданий описали курьезный случай, который произошел с одним из ресторанов сети семейных кафе «АндерСон». Дело в том, что в кафе шесть лет висела шуточная табличка «Дети, оставленные без присмотра, могут быть съедены или проданы в рабство».

«Ситуация с оставляемыми «ненадолго» детьми в наших кафе начала нас уже сильно беспокоить, а писать «администрация не несет ответственности за оставленных детей» было не в нашем языке и формате, — рассказала о появлении таблички владелица сети кафе Анастасия Татулова. — И к ней по-разному относятся, но она действенная точно, потому что заметная».

Но однажды кто-то из родителей усмотрел в шуточной надписи угрозы и подал жалобу уполномоченному по правам ребенка Ярославской обл. Тот в свою очередь передал обращение в прокуратуру, и очень скоро там пришли к выводу, что надпись «пропагандирует торговлю людьми и каннибализм».

«Тут вроде бы и смешно. Получается, и «крокодил на небе солнце проглотил» — это экологическая катастрофа. Но омбудсмен передал материалы в прокуратуру, а оттуда дело на полном серьезе пошло в суд. С требованием привлечь к административной к ответственности за жестокое обращение с детьми и пропаганду детского насилия», — пишет городское издание 76.ru.

К счастью, мировой судья Кировского района в табличке ничего страшного не усмотрела. «Суд считает, что установленные в кафе «АндерСон» таблички по тематике, содержанию и художественному оформлению соответствуют физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В процессе воспитания ребенок получает информацию из прочитанных ему, а потом и прочитанных им самим сказок, преданий, былин и т. п., в которых сказочные герои могут съесть друг друга, и данная информация не вызывает у детей никакого состояния ужаса или паники. В противном случае можно вести речь о запрете распространения любого вида художественных или литературных произведений как российского, так и мирового фольклора, что является абсурдом», — сказано в решении суда.

Так здравый смысл победил бюрократию и крючкотворство, почти как в сказке.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

«Письма счастья» возвращаются?

Нацполиция возобновила фотофиксацию превышения скорости на дорогах. Пока что в...

На ноль делить нельзя, даже если очень хочется

Говорить о нынешних успехах отечественной экономики сложно: мы пока не преумножаем...

Парад зеленых идей

В начале ноября в Эдинбурге состоится финал крупнейшего в мире ежегодного конкурса...

Американский компромисс в украинско-польской истории

В сегодняшнем обзоре региональной прессы: польский дипломат на страницах львовского...

Сценарий бюджетный. Военно-избирательный

Молодежному жилищному строительству будет выдано 38 кредитов на общую сумму 29 млн. грн.

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка