Долгая и снежная украинская зима

№35 (872) 31 августа – 6 cентября 2018 г. 29 Августа 2018 4.3

Черкасская область — единственная во всей стране, которая за полгода не освоила ни копейки из переданного в область бюджета для дорожного фонда. Черкасских дорожников можно занести в книгу рекордов Украины как уникальных людей, которым не нужны деньги. Наверное, чиновникам лень даже украсть их, так как средства продолжают лежать на счетах. Деньги есть, а дорог в Черкасской области нет.

Семен СИДОРЧЕНКО, Умань

Умозаключение нашего читателя следует перефразировать: а есть ли вообще дороги в Украине, которые бы по качеству соответствовали европейским?

Перевес фур и коррупция

Весной нынешнего года в соцсетях разыгралась целая баталия — пользователи на конкретных примерах доказывали, что в их областях самые плохие дороги. Волну критики вызвала трасса Киев—Одесса на участке от Белой Церкви до Умани. Один из пользователей оценил ее так: «Просто ужас. По полю, наверно, лучше ехать».

В ответ журналист Александр Ментель назвал дорогу Николаев—Кропивницкий «резервацией для индейцев». Нашлись и такие, кто посоветовал Гройсману взять министров и съездить в Черкассы, а также в Николаевскую и Кировоградскую обл., где чиновников «скоро начнут бить, возможно, даже ногами». В г. Смела к такому варианту были готовы. Нелестно отзывались автомобилисты и о трассах Киев—Львов и Киев—Харьков.

Советник главы «Укравтодора» Александр Кава, объясняя, что случилось с некогда лучшей в стране трассой Киев—Одесса, рассказал, что многие ее участки исчерпали установленный срок эксплуатации и нуждаются в капремонте, а ямочного ремонта хватает максимум на два года.

Итоги дискуссии подвел житель Одессы Сергей Дибров, который на своей странице в Фейсбуке написал следующее: «Если вы собрались поездить на автомобиле по Украине весной, то лучше поездку все-таки отложить. Весной украинские дороги разбиты после длинной морозной и снежной зимы, езда не доставляет никакого удовольствия и опасна для водителя и для машины.

Если вы решили покататься по Украине летом, то эту затею тоже лучше отложить. Летом украинские дороги ремонтируют после затяжной и снежной украинской зимы. Поэтому во многих местах идут работы, ограничена скорость, есть опасность выброса гравия. Там, где работы не идут, остаются ямы с весны.

Если вы решили поездить по Украине осенью, сразу скажу, что это не лучшая затея. Осенью украинские дороги заполнены грузовиками-зерновозами. Многие из них едут с перегрузом и давят дороги. Их многокилометровые очереди перед элеваторами и терминалами усложняют движение на не особо широких дорогах, которые не до конца отремонтированы после долгой морозной снежной украинской зимы.

Зимой украинские дороги тоже не сахар. Снег, конечно, заполняет ямы, которые остались с прошлой зимы, дороги становятся ровнее. Но снег — не лучший наполнитель, с ним иногда случаются казусы. Например, он может растаять, его могут убрать. Поэтому зимой на дорогах нужно быть внимательным, там одно из двух: или гололедица, или ямы. Я к чему? Если вы надумали покататься по Украине на машине, то это не лучшая затея, и лучше ее отложить».

Следует также отметить, что ситуация на дорогах страны не меняется со дня обретения ею независимости. Что же делать?

Журналист Александр Дубинский предлагает свой рецепт. На своей странице в Фейсбуке он написал: «Если Гройсман хочет привести в порядок дороги, то нужно не выделять на это космические бюджеты, а решить главную дорожную проблему — перевес фур, которые эти дороги разбивают. И убрать коррупцию на весовых комплексах, которые это должны контролировать. Еще можно заняться технологиями. И заменить полив дырок смолой из чайника перед укаткой чем-то более современным».

У экспертов схожее мнение. Директор Национального секретариата CoST Ukraine Наталья Форсюк (деятельность этой международной организации со штаб-квартирой в Лондоне связана с обеспечением прозрачности и подотчетности строительства, осуществляемого за счет публичных средств) утверждает, что государство не контролирует качество текущего среднего ремонта дорог, хотя в 2017 г. его доля составляла 87% работ. Этим занимается заказчик, например областная служба автодорог. До 2022 г. 98,8% дорожных работ «Укравтодора» — это текущий средний ремонт.

Большинство трасс в Украине построили в 60—90-х гг. по старым нормативам. Они рассчитаны на нагрузку в 7,5 т на ось, нынешний норматив — 11,5 т. Большинство дорог страны рассчитаны на вес в 24 т (26% — до 36 т), в то время как сегодня по ним катаются фуры весом 35—40 т.

Еще одна причина — неэффективные ямочные ремонты, от которых собираются отказаться только в 2020 г. Некоторые эксперты полагают, что ямочный ремонт позволяет чиновникам осваивать не по назначению до 80% выделенных средств.

Славомир Новак

Между тем, по словам главы «Укравтодора» Славомира Новака, в 2017 г. площадь ям на трассах составляла 12—18 тыс. кв. м. Это площадь Житомира.

Нельзя обойти вниманием еще одну застарелую проблему. В 2010—2011 гг. дорожный сбор был включен в акциз на автомобильное топливо, якобы должен был восторжествовать принцип: кто больше ездит и разбивает дороги, тот и больше платит. Однако на самом деле этого не произошло, хотя ежегодная сумма составляла 30 млрд. грн. Объясняется это тем, что никакого целевого распределения средств не было, деньги уходили в общий бюджет.

В ближайшие годы ситуация не слишком изменится. По словам старшего научного сотрудника Национального института стратегических исследований Геннадия Рябева, за распределением средств на дороги никто не следит, некоторые трассы остаются бесхозными, «Укравтодор» и местные власти только кивают друг на друга, а «Укртрансбезопасность», призванная выявлять нарушения в эксплуатации и ремонте дорог и наказывать виновных, со своими задачами не справляется.

Некоторые специалисты считают, что Украине следует отказаться от асфальтовых дорог, потому что они быстро изнашиваются и на девятый год эксплуатации требуют капремонта, в то время как цементобетонные можно не ремонтировать 20 лет. В Европе треть новых дорог — цементобетонные, а у нас только 1,4%. При этом для строительства и ремонта асфальтобетонных дорог нужен битум, который импортируется из Беларуси и России, хотя материалы для цементобетонного дорожного покрытия производятся в Украине.

Бетонные дороги выдерживают больший вес, а стоят примерно столько же, сколько и асфальтовые, но их обслуживание обходится на 40% дешевле. Яркий тому пример — цементобетонная дорога Киев—Варшава, на которой за 10 лет не делался ямочный ремонт. Недаром же в аэропортах во всем мире взлетно-посадочные полосы делают бетонными.

«Не блестящие» мосты

А теперь вернемся к вопросу, затронутому нашим читателем. На нем следует остановиться особо, поскольку далеко не всем понятно, о чем идет речь.

ВР в конце 2016 г. приняла два закона, предусматривающих создание Государственного дорожного фонда (ГДФ). В первом документе «О внесении изменений в закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли» речь шла о том, что в госбюджете должны ежегодно предусматриваться расходы на финансирование строительства, реконструкции, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования. Для этого в составе специального фонда госбюджета создали ГДФ.

Формирование доходной части фонда должно происходить за счет акцизного налога с горючего и транспортных средств; ввозной пошлины на нефтепродукты, ТС и шины к ним; платы за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные. Он должен также формироваться за счет средств специального фонда госбюджета, полученных путем привлечения государством кредитов (займов) от банков, иностранных государств и международных финансовых организаций на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования, и платы за проезд по платным автодорогам общего пользования государственного значения.

Средства ГДФ должны направляться на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, а также на ремонт и содержание автодорог общего пользования государственного значения. На субвенцию из госбюджета местным бюджетам на финансирование вышеупомянутых работ на дорогах местного значения, на выполнение долговых обязательств по заимствованиям, полученным государством или под государственные гарантии, на развитие и содержание сети дорог общего пользования, финансовое обеспечение мер безопасности дорожного движения.

Во втором документе «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины по усовершенствованию механизма финансового обеспечения дорожной отрасли» было предусмотрено создание ГДФ в составе специального фонда госбюджета, приведен перечень источников формирования фонда и направления расходования его средств.

Оба закона вступили в силу с 1 января 2018 г. Таким образом, Украина впервые за всю историю получила гарантированное финансирование на развитие дорог. В этом году Кабмин утвердил План строительных работ на 2018—2022 гг., которые будут осуществлены за эти средства.

Однако не следует ожидать, что в ближайшем будущем ситуация с дорогами коренным образом изменится. В этом году на них пойдет 50% ГДФ, в 2019-м — 75%, а в 2020-м — 100%. В частности, в 2018 г. направят 33 млрд. грн., а в 2020-м — 75,9 млрд. Из 33 млрд. грн., предусмотренных на 2018 г., 60% пойдет на дороги государственного значения, за которые отвечает «Укравтодор», 35% — на дороги местного значения (ответственные — главы ОГА), и 5% предусмотрено на безопасность движения. Всего, по словам премьер-министра Владимира Гройсмана, до 2022 г. потратят 300 млрд. грн., которых хватит на ремонт более чем половины украинских дорог.

Советник главы «Укравтодора» Александр Кава утверждает, что в этом году удастся отремонтировать 4 тыс. км дорог государственного значения. По его словам, в феврале 2018 г. «Укравтодор» передал под ответственность областных госадминистраций 123 тыс. км дорог, оставив себе 46,9 тыс. км — это основные национальные международные и региональные транспортные коридоры.

Харьковская обл. в этом году на ремонт дорог получила 656 млн. грн., Винницкая — 623, Житомирская — 617, Полтавская — 558, Донецкая — 557, Днепропетровская — 553, Киевская — 550, Львовская — 583,2 млн. грн.

Владимир Омелян

В конце июня министр инфраструктуры Владимир Омелян на своей странице в Фейсбуке написал: «В 2018 г. бюджет областных дорог превышает 11 млрд. грн. Поэтому, когда вы видите, что местные дороги не ремонтируются, имеете полное право спросить руководителя области: «В чем дело?». Не ждите — требуйте».

Мининфраструктуры опубликовало инфографику, согласно которой, помимо Киева (69%), более пятидесяти процентов средств, предназначенных для ремонта дорог, освоили две области: Ивано-Франковская — 65% и Хмельницкая — 54%, более 40% — Киевская (48%), Винницкая (47%), Черновицкая (47%) и Сумская (41%). Десять областей не преодолели отметки 20%, три области — 10%, а Черкасская обл. вообще не освоила ни копейки.

В конце июля ситуация в областях несколько изменилась. В пятерку лучших вошли Ивано-Франковская (89%), Хмельницкая (77%) обл., Киев (77%), Винницкая (69%) и Черновицкая (57%) обл. Худшие результаты в Луганской (13%), Закарпатской (13%), Ровенской (14%), Черкасской (15%) и Полтавской (15%) обл.

Среди причин такого состояния дел директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Виктор Сасин назвал неготовность местных властей к освоению средств (не успели подготовить документацию и провести тендеры, не хватает специалистов и опыта) и отсутствие на местах достаточного количества компаний-подрядчиков. К тому же у чиновников странная позиция: не успеем освоить субвенцию из дорожного фонда — ничего страшного не произойдет, деньги уйдут в госбюджет.

Руководитель Офиса финансового и экономического анализа ВР Виктор Мазярчук считает, что деньги на депозитах в областных администрациях и органах местной власти могут задерживаться по той причине, что чиновники либо копят их на большие проекты, либо стригут проценты.

По состоянию на 1 июля 2018 г. на депозитных счетах органы местной власти разместили 15 млрд. грн. Наибольшие вложения имеют Донецкая (3,9 млрд. грн.), Днепропетровская (2,2 млрд. грн.) и Харьковская (1,1 млрд. грн.) обл. Поскольку центральная власть давить на местную не может, возникает вопрос, как заставить ОГА снять эти деньги со счетов и направить на реализацию неотложных проектов, включая дорожные работы.

Владимир Омелян в сердцах заявил, что ему придется сменить от трех до пяти руководителей областных автодоров, в чьих регионах низкое качество дорог несопоставимо с целевым использованием средств дорожного фонда.

Следует отметить, что «Укравтодор» привлекает не только отечественных, но и зарубежных подрядчиков. Одна из китайских компаний должна за полтора года отремонтировать 164 км дорог на $95,5 млн. Компания из Турции выиграла 7 тендеров на 2,3 млрд. грн. В середине августа дорогу Н-11 в Николаевской обл. начало ремонтировать ОАО «Дорожно-строительный трест №4» (Брест), которое входит в белорусский государственный холдинг «Белавтодор». Тендер проходил на площадке ProZorro. Общая стоимость работ — 92 млн. 103 тыс. грн.

Ничем не лучше ситуация с мостами. Министр инфраструктуры Владимир Омелян на днях заявил, что она «не является блестящей и вызывает определенные основания для волнений». По его словам, из 6 тыс. мостов, которые числятся на балансе «Укравтодора», около тысячи — аварийные, и еще около половины нуждаются в ремонте. В рамках дорожного фонда в этом году планируется восстановить капитальным образом 44 мостовых сооружения. Всего по программе развития автомагистралей до 2022 г. предполагается ремонт мостов на общую сумму 25 млрд. грн.

Существуют приоритеты — мосты через Днепр, в Западной Украине и на востоке страны. Эти мосты — государственного или международного значения, любое нарушение их деятельности приведет к блокированию трасс на важных направлениях.

Остается только отметить, что планы правительства в отношении ремонта наших дорог выглядят не вполне реалистично. Руководитель «Укравтодора» Славомир Новак заявил по этому поводу: в Украине 170 тыс. км дорог, из которых 50 тыс. км — государственного значения, и если планировать восстановление только 5 тыс. км в год, то на это потребуется 50 млрд. грн. в год. Речь идет о дорогах государственного значения. На полное восстановление всей сети дорог нужно минимум 10 лет.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Кабмин принял программу развития автомобильных дорог...

Планируется, что с 2020 года ямочный ремонт будет только аварийным и станет исключением,...

«Укравтодор» предупреждает, что дороги могут стать...

Глава «Укравтодора» Новак объяснил, почему не стоит ожидать улучшения качества...

Загрузка...

В валютных колебаниях виноваты... «черные фермеры»

Вот уже несколько лет агросектор является основным поставщиком валюты в Украину.

Контрабандисты пересели на БПЛА?

На украинских границах дроны стали обыденностью, и это неудивительно, ведь боевые...

Миротворческая операция на востоке Украины под...

Глубокое реформирование наших Вооруженных сил стало возможным благодаря...

«Салатный» скандал от McDonald's

О гиганте и лидере глобальной индустрии быстрого питания — McDonald's — вновь пишут...

«День сурка» под открытым небом

Старые автобусные остановки в селах Шаргородского, Томашпольского, Тростянецкого...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка