Дороги. Чиновники. И не дураки

№18-19 (653) 17 – 23 мая 2013 г. 16 Мая 2013 0

Ярослав ДМИТРЕНКО

В начале мая вице-премьер министр Александр Вилкул представил на заседании правительства концепцию стратегии развития автодорожного хозяйства Украины. Она предполагает значительное сокращение полномочий «Укравтодора», которому хотят оставить только функцию заказчика строительства дорог. Да и то не всех, а только государственного значения, протяженность которых в Украине составляет 52 тыс. км. Оставшиеся 117,7 тыс. км дорог местного значения согласно концепции будут переданы местным обладминистрациям и лично губернаторам, на которых хотят возложить персональную ответственность за их содержание.

Если предложение Вилкула примут, то стратегическим планированием развития автодорог будет заниматься Министерство инфраструктуры. А контролем их качества — «Укртрансинспекция».

По информации пресс-службы вице-премьера, концепция была разработана на основе анализа лучших европейских практик развития и управления автодорожным хозяйством. «Неэффективно, когда планирование, функции заказчика и выполнение работ сосредоточено в одном ведомстве. Необходима новая система», — заявил Александр Вилкул, предложив реформировать «Укравтодор».

Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что ни одно из его предложений не является новацией.

О том, что дороги местного значения передадут местным властям, еще в 2006 г. говорил тогдашний министр транспорта и связи Виктор Бондарь. Если верить экс-министру, его ведомство уже тогда изучало эту возможность с властями регионов.

А о разграничении полномочий заказчика и исполнителя по строительству и ремонту автодорог два года назад говорил Виктор Янукович. В апреле 2011-го находясь с рабочей поездкой в Днепропетровске, он дал поручение Минэкономики и «Укравтодору» в двухнедельный срок разработать концепцию развития автодорожного хозяйства.

Идея с передачей функций контроля «Укртрансинспекции» тоже не нова. Она содержится в полномочиях ведомства, которое в прошлом году пришло на смену ликвидированной «Госавтотрансинспекции».

Если обо всех новациях, о которых вице-премьер Александр Вилкул говорит сегодня едва ли не как о личных достижениях, было известно уже несколько лет назад, почему же реформа «Укравтодора» только сейчас начинается?

Ответ на этот вопрос, вероятно, стоит искать этой весной, когда с дорог сошел снег и автомагистрали оказались такого жуткого качества, что вызвали единодушно негативный резонанс среди автолюбителей, которых поддержали масс-медиа. В полемику вокруг качества украинских автодорог был вынужден вступить Николай Азаров, вначале утверждавший, что виной всему — низкие акцизы на топливо, которых не хватает на латание дорожных дыр, но затем согласился, что не обошлось и без злоупотреблений на дорогах. А Виктор Янукович, который, подписав план действия по внедрению экономических реформ на 2013 г., предусмотрел в нем разработку до июня изменений в законодательство относительно системы управления автодорогами и передачу до конца года областным властям дорог местного значения.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности «Укравтодора» за 2010—2012 гг., по горячим следам проведенная Госфининспекцией, показала, что госагенству нанесен ущерб на сумму, превышающую 225 млн. грн. Были зафиксированы случаи недокладывания асфальтобетонной смеси во время строительных работ, факты сотрудничества с фиктивными фирмами, оплаты неподтвержденных материально-товарных ценностей, транспортных расходов и других уловок, за счет которых дорожники завышали расходы.

По информации главы Госфининспекции Петра Андреева, по итогам проверок «Укравтодора» и его подрядчиков было открыто 70 уголовных дел, 99 должностных лиц привлечено к дисциплинарной и 776 — к административной ответственности. Масштаб злоупотреблений впечатляет.

Ответственность же за затягивания давно обещанных реформ, как водится среди чиновников, теперь пытаются возложить на бывшего главу «Укравтодора» Владимира Демишкана. Анонимные источники через СМИ огласили версию о том, что этот человек активно препятствовал разделению функций «Укравтодора», поскольку продолжал влиять на деятельность госкомпании и после того, как в 2012 г. был избран в Верховную Раду. Мотивом для этого якобы было участие его супруги и доверенных лиц в уставном капитале некоторых компаний, регулярно выигрывающих тендеры на ремонт дорог, проводимые «Укравтодором».

Но главное — предприятие оказалось фактически не способным вести хозяйственную деятельность из-за того, что все свои самые крупные проекты реализовывало в кредит за счет средств, гарантированных Кабмином, а проценты по ним погашало из собственных средств. В 2012 г. из 9,4 млрд. грн. на выплату процентов «Укравтодором» было направлено 5,7 млрд. грн., а в нынешнем году на эти цели якобы необходимо потратить уже 8,4 млрд. грн.

Понятно, что г-н Демишкан был отнюдь не единственным, кто причастен к освоению средств на строительство дорог в Украине, да и не самым крупным подрядчиком «Укравтодора». Среди таковых в последние годы числились донецкая компания «Альтком» Александра Тисленко, которая в прошлом году освоила более 3,5 млрд. грн., «Уманьавтодор» бизнесмена Бахтияра Сапаева (3,2 млрд. грн.) и с десяток компаний помельче, в том числе «Юникод» и «Дорстрой», с которыми связывают бывшего главу «Укравтодора» и нынешнего нардепа-«регионала». Все они с помощью «Укравтодора» получали подряды на сотни миллионов гривен.

Поэтому история с затянувшейся реформой Госагентства автодорог — всего лишь не очень удачная попытка прикрыть масштабное разворовывание бюджетных средств внедрением передовых европейских методов планирования.

Остается не ясным, где возьмут деньги на ремонт местных дорог после того, как ликвидируют «Укравтодор», если раньше их не находилось? Как утверждает Александр Вилкул, «реформирование системы «Укравтодора» будет сопровождаться увеличением финансирования на содержание, ремонт и строительство дорог с предусмотренных на этот год 16,9 млрд. грн. до 40 млрд. грн. ежегодно». Уж не из кармана ли автолюбителей, повысив акцизы на топливо?

А даже если те самые недостающие 23 млрд. грн. все же найдутся, где уверенность, что ими правильно распорядятся? Казалось бы, разграничение полномочий планирования, работ и контроля — благо. Но в наших условиях появление нескольких хозяев на одной дороге может стать причиной еще больших растрат. Не к этому ли стремятся чиновники, пытаясь списать долги с фактически обанкротившейся госструктуры и передав местные дороги губернаторам.

на сайте TM Vilonna

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Перспективность открытых данных

В Украине проанализируют влияние открытия данных на различные отрасли экономики и...

Наследство Курченко: возрождение или коммерческая...

Оживление десятка интернет-порталов, нескольких печатных изданий и радиостанций...

Особенности национальной депутатской опеки

Депутат ВР Сергей Демченко широко известен как владелец здания, в котором размещался...

Заплати патент и катайся сколько влезет

Официальный «грач» будет платить по 393,6 грн. ежемесячно

«Центр занятости» Сороса

Новый призыв молодых «соросят», «либертарианцев», «слуг МВФ» и прочих...

Новые и не только космические приоритеты

«Укроборонпром» подлежит полной трансформации и должен стать управляющей...

Друга за долги

Продажа домашних питомцев на аукционах в Украине может стать нормой.

Кровавые фермы

В эпоху стремительного развития технологий и инноваций, остается место для...

Перед пустым залом

В Киеве разбегаются арендаторы офисной недвижимости

Дай лапу, Друг!

Во время карантина домашних питомцев cтали выбрасывать на улицу.

«Церковный вопрос» в повестке МИДа

Устав Украинской православной церкви однозначно указывает на то, что ее центр...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка