Drive в драйвe, или Карго-культ Омеляна

06 Июня 2018 2 4.9

Hyperloop

Утвердив новую транспортную стратегию Drive Ukraine 2030, Правительство и Министерство транспорта и инфраструктуры превратило госуправление в священнодействие, а документы государственной важности в подобие записки об исцелении Николаю Чудотворцу или письма Санта Клаусу о подарке на Рождество.

Сами политики в этом процессе выступают медиаторами между просителями и высшими силами, играя роль харизматичных пасторов или камлающих шаманов.

Шаманство и камлания

Хотя стратегия Drive Ukraine 2030 была опубликована не в полном доступе, а в виде электронной презентации, уже при первом ознакомлении с ней, ничего кроме бурного возмущения документ не вызывает. До 2030 года осталось не так уж много времени, большинство пассажирских и пригородных поездов в XXI веке не снабжены элементарными удобствами, а члены правительства утверждают Стратегию, на 90% содержащую заведомо невыполнимые прожекты.

Чего только стоит утверждение, что к 2030 году через территорию Украины пройдет 5 из 11 маршрутов высокоскоростной трассы Hyperloop, соединяющей все материки планеты, в том числе по дну океанов!

Напомним, что Hyperloop – это прообраз нового вида транспорта, пока что существующий только в умах мечтателей: капсулы с пассажирами и грузами перемещаются в вакуумных трубах со скоростью до 1220 км/час.

Автор этой идеи – известный американский бизнесмен Илон Маск — персонально Hyperloop не занимается. Для него более близки коммерческие — электромобили и новые средства выведения спутников на орбиту.

Сама технология движения вакуумных капсул пребывает на стадии лабораторной отработки. Единственный опытный участок длиной полкилометра и стоимостью около $ 100 млн. построен в пригороде Лас-Вегаса.

И вот в феврале нынешнего года министр транспорта и инфраструктуры Украины Владимир Омелян делает заявление о возможности создания в Украине еще одной испытательной базы для развития Hyperloop. Вслед за этим в Днепре объявили о создании технопарка. Недавно стали известны некоторые параметры этого проекта.

Технопарк «Индустриальный форпост» собираются реализовать на 60 га, ранее принадлежавших Нижнеднепровскому трубопрокатному заводу (входит в состав компании «Интерпайп» Виктора Пинчука).

Указанную территорию предприятие передает городу, а местные власти с помощью частных инвестиций и бюджетного финансирования обеспечивают ее инженерно-транспортной инфраструктурой. В бывшей промзоне планируют построить выставочный и концертные комплексы, жилье, офисы, экспериментальные производства и другие объекты.

Общая стоимость создания «Индустриального форпоста» составит 2,7 млрд. грн. При этом город и центральный бюджет будут финансировать проект менее чем на 10% из каждого источника. Вопрос, кто из бизнесменов готов вложить в опытную вакуумную трубу более $ 80 млн., остается открытым.

Инициаторами «Индустриального форпоста», безусловно, движут самые добрые намерения. По словам Омеляна, «чрезвычайно важно, чтобы проект Hyperloop воплотился в жизнь. Не только для того, чтобы пришли абсолютно новые скорости. Сейчас в мире скорость – это основная ценность и то, за что клиенты готовы платить. Но и для того, чтобы украинские компании стали надежным поставщиком компонентов для нового вида транспорта Hyperloop для всего мира. Мы должны выйти в эту высокотехнологичную нишу, как в свое время сделали с авиацией и космосом».

Выдавать прожекты за реальность, а тем более включать в государственную стратегию схемы будущих трасс, которые энтузиасты Hyperloop рисуют в воображении и тиражируют в интернете, как-то странновато.

Или здесь не обошлось без влияния русских народных сказок, одним из любимых сюжетов которых является чудесное превращение дурачка в царевича? Живет себе такой, лежит на печи, а потом с помощью щуки или лягушки превращается в коронованную особу.

Правда, как утверждают исследователи русской словесности, это лишь на первый взгляд герой – дурак: идет туда, не знает куда, ездит на печи, бросается в котел с кипятком и повинуется побуждениям, лишенным всякой логики. На самом деле философия дурака – это отказ от деятельности рассудка, мешающего постижению высшей истины, свойственный только самым выдающимся мудрецам. В христианской философии так действуют юродивые, в исламе – дервиши, а в китайской - дзен-буддисты.

Постижение Дао министром транспорта Омеляном, а за ним и другими членами Кабмина с президентом, было бы хорошей новостью для всех жителей Украины. Но для простоты восприятия будем считать, что пропаганда Hyperloop в Украине чиновниками — это возможность освоить грандиозные инвестиции и немного наварить на этом, даже если конечная цель останется недостижимой.

Такими же малодостижимыми в следующем десятилетии кажутся и другие задачи, поставленные Drive Ukraine 2030. К примеру, в сфере ж/д транспорта власти ставят перед собой цель на 100% обновить локомотивы и вагонный парк, подняв среднюю (!!!) скорость движения по ж/д до 150 км/час.

По данным «Википедии», «Укрзалізниця» располагает парком около 4 тыс. тепло- и электровозов, более 7 тыс. пассажирских и 132 тыс. грузовых вагонов.

Достигнутые на этот счет договоренности с General Electric пока что включают поставку 30 дизельных тепловозов, т.е. чуть более 1% от имеющихся (без учета электровозов), эксплуатировать которые целесообразно лишь на неэлектрифицированных участках дороги. Но таковых в Украине всего лишь треть.

Поэтому далее решать проблему обновления тягового парка «Укрзалізниця» планирует совместно с Крюковским вагоностроительным заводом и мировыми лидерами – General Electric, Bombardier, Greenbrier — за счет импорта и создания совместных производств.

Что касается увеличения скоростей, даже если говорить исключительно о пассажирском сообщении, прошедшая в начале века модернизация скоростного движения показала, что существующие пути для этого явно не годятся. Свои возможности они уже исчерпали.

Поэтому стратегия Drive Ukraine 2030 предполагает замену существующей колеи 1520 мм европейским форматом — 1435 мм на направлениях Киев—Одесса, Киев—Львов, Киев—Харьков и Киев—Днепр. С экономической точки зрения — проект явно себя не окупит.

Конечно, можно предположить, что астрономически разбухшие расходы позволили бы вывести «Укрзалізницю» в ТОП-5 мировых компаний по финансовым показателям. Это тоже одна из стратегических целей Drive Ukraine. Для этого предполагается провести размещение акций «Укрзалізниці» на одной из мировых бирж. Но маловероятно, что кто-либо из глобальных инвесторов захочет оплатить это «планов громадье». Еще более сомнительно, что «Укрзалізниця» выйдет на биржу (с учетом ее нынешнего состояния).

В сфере авиасообщения ведомство Омеляна ставит задачу к 2030 году увеличить количество действующих аэропортов с нынешних 19 до 50, значительно нарастив региональный пассажиропоток.

В Минтрансе считают, что к этому времени пользоваться авиасообщением будет не менее половины населения Украины за счет привлечения на рынок низкобюджетных (low-cost) перевозок. На европейском направлении low-cost составит более 45%. Аэропорты станут настолько доступными, что добраться до них из любой точки страны наземным транспортом можно будет не более как за час.

Но если основные населенные пункты будут связаны скоростным ж/д сообщением, в том числе Hyperloop и современными автобанами (их планируют построить аж 10, в том числе до Керчи (!!!), а стоимость перелета в обозримом будущем все равно будет заведомо выше поездки наземным транспортом, зачем мне, скажите, пользоваться региональными аэропортами!

Может, они будут обслуживать десятки тысяч частных владельцев легкомоторных самолетов и вертолетов? Хотелось бы в это верить, но для этого прожиточный уровень рядовых украинцев должен возрасти в десятки раз и сравниться с уровнем жителей самых развитых стран Европы. А пока что остается констатировать, общая оценка инвестиций в транспорт до 2030 года авторами Стратегии оценивается в $ 60 млрд.

С верой в Теслу

В мифологии достижение сверхъестественных результатов и способностей невозможно без помощи богов и небесных покровителей. Презентация стратегии Drive Ukraine недвусмысленно показывает, что таковым в Минтрансе считают все того же Илона Маска. Помимо, размещения в Украине испытательного полигона для Hyperloop с последующим строительством заводов по производству компонентов и комплектующих для нового вида транспорта, одним из пунктов Стратегии является строительство в Украине завода Tesla Gygafactory. Завершается презентация Drive Ukraine-2030 крупным изображением Маска с надписью «Инфраструктура объединяет».

По состоянию на начало мая завод Gygafactory-1 (по производству литий-ионных аккумуляторов и трансмиссий для электромобилей в г. Рено (Невада, США) вышел на уровень производства 3 тыс. аккумуляторов в неделю, а в скором будущем увеличит объем до 5 тыс. батарей. От скорости производства зависит конечная стоимость электромобилей Tesla-3. Но даже в этом случае годовое производство составит всего лишь около 250 тыс. аккумуляторов в год.

В стремлении нарастить объем производства Илон Маск пошел на максимальную автоматизацию процессов, но вынужден был признать, что некоторые операции автоматизировать невозможно. В результате дорогостоящие роботы были «уволены», а на их место нанимались сотни новых рабочих.

На фото Маск и Tesla

Производство электромобилей Tesla остается убыточным, и сам Маск признает, что пока не представляет, когда оно выйдет в прибыль. Однако спрос на электромобили имеется, а стоимость последней модели Tesla 3 удалось снизить до $ 35 тыс. Это вдвое дешевле его же люксового седана - Model S.

При успешности американского проекта Gygafactory аналогичные производства в дальнейшем предполагается построить в Европе и Азии. И далеко не последние в технологическом плане государства уже встали в очередь, чтобы следующие Gygafactory были простроены именно у них. Одним из главных претендентов является Япония. Корпорация Panasonic (наряду с H&T Nevada) стала соинвестором строительства Tesla Gygafactory-1, что обошлась участникам в $ 3,3 млрд. И, по всей вероятности, фабрика № 2 будет построена именно в Японии.

На европейском континенте заинтересованность в размещении Gygafactory высказали Франция, Португалия, Нидерланды, Германия, Польша, Чехия и Эстония. И, наверное, это еще не весь список. Как правило, привязка будущего производства ведется с учетом существующих месторождений лития и наличия крупных мощностей по генерации электроэнергии из возобновляемых источников.

И даже с учетом симпатии Илона Маска к Украине и ее ракетостроительным достижениям доказать свои преимущества в размеении уникального в своем роде промышленного комплекса нашей стране будет непросто, если не сказать – невозможно.

Между тем Стратегия-2030 предполагает, что к тому времени в стране будет построено не менее двух заводов по выпуску автомобилей, общественного транспорта, морских и речных судов на электротяге. В продаже доля электрокаров составит более половины.

В оправдание составителям Drive Ukraine-2030 можно сказать, что в самом названии ее присутствует двусмысленность. «Drive» переводится с английского как «управлять автомобилем». Но это еще и буквально «драйв» — возбуждение и встряска от каких либо действий или событий.

Кроме того, теоретики бизнес-процессов говорят о двух типах стратегий — желаемой и достигнутой. Документ, опубликованный Омеляном и утвержденный Кабмином, является наглядным образцом первой. Но уже сейчас понятно, что достигнутые к 2030 году результаты будут сильно отличаться от желаемых. Даже если в публичных жестах по реформированию транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян переплюнет ультралевые художественные объединения первой половины XX века, призывавшие к строительству нового мира.

Сам по себе призыв — создавать новую реальность, а не ремонтировать старую, чем и руководствовались составители транспортной стратегии, показывает, что чиновники понимают: ремонтировать уже, в общем-то, нечего. Состояние подвижного состава на том же ж/д транспорте, на многих автодорогах государственного значения, не говоря о региональных, или жилого фонда, — критично.

Тем не менее, обсуждение презентации Drive Ukraine-2030 в социальных сетях показывает, что логика привлечения инвестиций в транспорт и инфраструктуру практически отсутствует. На замечания скептиков о низких рейтингах инвестиционной привлекательности, коррупции и беспределе, в котором погрязла Украина, не говоря о проблеме территориальных претензий и вооруженного конфликта на юго-востоке, самые сильные аргументы оптимистов — это астрономические, в сотни миллиардов долларов США, потребности инфраструктуры в инвестициях. А там якобы надо всего лишь заинтересовать глобальных инвесторов, что их деньги необходимо потратить именно здесь и сейчас.

С такой же вероятностью можно говорить о реализации апокалипсического сценария поворота Гольфстрима, после которого территория нынешней Британии и Северной Европы станет малопригодной для обитания, а жители этих стран потянутся осваивать Причерноморские степи и малонаселенные сельские районы Украины. Вот тогда-то мы и получим «намоленные» миллиарды?

Советы чиновникам для приманивания (привлечения) инвестиций:

В доме. Денег не будет: если свистеть в помещении, крошки со стола убирать рукой. Нельзя одалживать соседке соль и хлеб — достаток может покинуть ваш дом и уйти в другую семью. Чтобы в доме завелись деньги, веник нужно ставить ручкой вниз. Если вы обнаружите пузырьки на поверхности заваренного чая — соберите ложечкой и выпейте — это к деньгам.

На работе. О повышении зарплаты лучше всего просить в среду днем. Не занимайте деньги в понедельник, не одалживайте во вторник и не отдавайте долг в пятницу. Отдавать и давать взаймы непременно утром, т.к. любые действия с деньгами вечером сулят разорением.

Одежда. Деньги не любят порванных карманов и оторванных пуговиц. Поддержка светил. Много звезд на небе накануне сделки предвещают удачу и прибыль. Чтобы приманить деньги, согласно древней примете, надо показать деньги молодому месяцу и попросить дать их больше.

В кошельке. Все купюры должны располагаться лицевой стороной к хозяину. В самом маленьком отделении хранить сложенную треугольником однодолларовую купюру. Также в кошельке должна быть «счастливая монетка» (первая заработанная, полученная от хорошего человека, от успешной сделки и т. п.). Эту монету нельзя тратить — она счастливый талисман достатка, иначе деньги «обидятся» и не будут идти в руки. У американцев «неразменный пятак» — это «первый заработанный доллар», приносящий удачу в финансах.

В торговой сфере. Если рассыпать мелкие монеты вокруг места торговли, то хорошая прибыль будет обеспечена, а на первые вырученные деньги нужно слегка подуть, после чего рассмотреть на просвет. Для удачной торговли выручкой с первого проданного товара нужно прикоснуться к остальным товарам, а затем положить в кассу со словами «Деньги к деньгам».

Китайский амулет. Продеть через три монетки с дырками посередине красную ленточку и постоянно носить у себя в кошельке. Каждый раз, открывая кошелек, ласково поглаживать талисман – он отзовется прибылью. 

Справка «2000»

Камлание — обрядовые действия шамана, сопровождающие ритуалы общения с духами, для достижения определенных целей. Это — как справка. Карго-культ — религиозные течения в Меланезии, связанные с посещением этих мест во время Второй мировой войны ВВС США, которые оставляли там различные грузы. Часть из них доставалась островитянам. После окончания войны местные жители сохраняли аэродромы и имитировали строительство самолетов, пытаясь вновь привлечь богатые дары. Согласно теории немецкого исследователя инопланетного разума Эрика фон Дэникена карго-культами являются все земные религии, сохранившие сведения о пребывании инопланетян.


Читайте последние новости на страницах «2000» и в социальных  сетях FacebookTwitterLivejournal, а также Telegram


Загрузка...
Загрузка...

Santa Barbara Hills Park — райский уголок на острове Афродиты

Солнечный остров Кипр — жемчужина Средиземноморья — не оставит равнодушным...

Морковные уроки и капкан из жимолости

Клише, которые устарели: развитое сельское хозяйство ни в коей мере не означает...

Треть Донбасса — минное поле

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — актуальные темы, пребывающие в фокусе...

Евробляхерам дали срок до выборов

За мечту о качественном и недорогом авто европейской сборки для рядового украинца...

Родина-мать зовет

Украина начинает внедрять международные стандарты по борьбе с размыванием базы...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
виктор
08 Июня 2018, виктор

Можно и осла взяться успешно научить говорить за 10 лет, если сбудется хотя бы одно из 3х известных условий. Через 10 лет ни про Омеляна, дай бог ему здоровья, ни про его прожекты никто и не вспомнит. Но ситуации схожи и по намерениям и по последствиям.

- 2 +
pgrm

Эрих фон Дэникен швейцарец, больше писатель, чем историк..

- 1 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка