Евро-2012: пронесло?

№40 (432) 3 - 9 октября 2008 г. 03 Октября 2008 0

26 сентября все украинские СМИ «с чувством глубокого удовлетворения» обнародовали радостную новость:

«Исполнительный комитет УЕФА принял окончательное решение о проведении финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года в Украине и Польше, — читаем в новостной ленте Рейтер. Как сообщают официальные источники УЕФА, решение о проведении Евро-2012 в Украине и Польше является окончательным, и сомнений относительно перенесения чемпионата в другие страны нет» — подхватывают отечественные информагентства (УНИАН).

Думаю, несостоятельность формулировки «окончательное решение» вполне очевидна, тем более что при детальном изучении итогового документа УЕФА мы таковую не встречаем. Из факта принятия решения Исполкомом УЕФА отнюдь не вытекает, что оно бесповоротно и что «матч состоится при любой погоде» именно в Украине и Польше, даже если в подготовке к Евро-2012 возникнут очередные «форс-мажоры».

Это подтверждает и официальное заявление УЕФА, в котором формулируется ряд требований к организаторам турнира и особо подчеркивается: «любое промедление может поставить под сомнение проведение турнира в этих странах».

Так что ни о каком «окончательном решении» речь пока не идет, впрочем, справедливости ради отметим, что на него в преддверии заседания в Бордо не очень-то и рассчитывали. Украина и Польша на этот раз и так достигли максимума того, что могли, получив в целом положительную оценку: «Обе страны добились прогресса на организационном уровне и в плане развития инфраструктуры».

Между тем еще в июле этого года, когда после визита Мишеля Платини опасения относительно вероятности смены места проведения чемпионата достигли пикового уровня, на страницах «2000» (№ 28—29, 11—17.07.08) высказывалось предположение, что в сентябре действительно окончательное для Украины и Польши решение (сами понимаете — какое) официально принято не будет, хотя в «кулуарах», скорее всего, все уже будет взвешено и отмерено. Слишком многие как в Украине, так и в УЕФА, по понятным причинам, заинтересованы в том, чтобы «оттянуть час расплаты».

Ведь четыре года, остающиеся до проведения Евро-2012, — срок далеко не критический. В государствах с развитой инфраструктурой и современным футбольным хозяйством (стадионы, тренировочные базы и т. п.) подготовить проведение состязаний такого уровня можно даже быстрее. Особенно это относится к тем странам, где аналогичные турниры прошли совсем недавно. Думается, ни одна из них не откажется от возможности повторно заработать на Евро, причем при минимальных затратах. Примерно месяц назад во многих СМИ появились сообщения (со ссылкой на «достоверные источники в УЕФА») о том, что вопрос о переносе Евро-2012 в Германию, где два года назад прошел чемпионат мира, практически уже решен.

В той же публикации «2000» обратили внимание на то, что наиболее узким местом при подготовке к проведению Евро являются не такие «точечные» объекты, как стадионы и даже аэропорты, а вся сопутствующая инфраструктура: гостиницы, коммунальное хозяйство принимающих городов и особенно — дороги, связывающие города, где будут проводиться матчи.

Правда, в упомянутом заявлении УЕФА основной акцент сделан на подготовке стадионов, об остальном сказано вскользь: «Правительства обеих стран должны поддерживать свои национальные ассоциации и выполнять обязательства, данные УЕФА, особенно касающиеся проживания болельщиков и участников Евро-2012, а также транспортной инфраструктуры».

Характерно, что вопросы по реконструкции автомобильных магистралей даже не были представлены в общем потоке претензий инспекторов УЕФА — а может, последних просто не возили по украинским дорогам? Можно было бы предположить, что «дорожный вопрос» действительно не имеет для УЕФА принципиального значения.

Но накануне «судьбоносного» заседания Исполкома УЕФА прозвучало сенсационное заявление-признание президента Федерации футбола Польши Михала Листкевича: «Для проведения финального турнира в Польше недостаточно развита инфраструктура. Кроме того, вряд ли за четыре года мы успеем полностью уладить транспортные вопросы. Если бы в нашей стране проходил чемпионат Европы-2016, мы бы успели подготовиться. Но надо реально смотреть на вещи: к 2012 году польские дороги, скорее всего, не удастся привести в порядок. Да и вообще транспорт — самая серьезная проблема, ведь, к примеру, наш Гданьск и украинский Донецк разделяют 1500 км. Если УЕФА примет решение отдать Eвро другой стране, мы ему подчинимся». («Подробности»)

Итак, в Польше серьезность дорожной проблемы отлично понимают и даже признают, что к 2012 г. решить ее не в состоянии. И это в стране, где уже более десятка лет при крупномасштабной финансовой помощи Евросоюза реализуется программа строительства автомагистралей европейского уровня! Что же тогда говорить об Украине, где лишь трасса Киев — Одесса протяженностью 600 км отдаленно напоминает европейские дороги, а большинство магистралей способны вызвать у европейского автомобилиста впечатления, сопоставимые с теми, которые гости нашей страны получают при посещении среднестатистического бесплатного общественного туалета. В рамках подготовки к Евро необходимо за четыре года реконструировать (фактически — построить заново) около 3000 км автотрасс. Думаю, нереальность этой задачи, причем не только с финансовой, но и с физической точки зрения не требует доказательств.

Вернемся к заявлению Листкевича, опубликованному буквально накануне рассмотрения вопроса в Исполкоме УЕФА. Исходя из «банальной логики», следовало бы ожидать, что руководитель польского футбола станет говорить прямо противоположное и демонстрировать иной настрой, т. е. излучать оптимизм, гарантировать, что все проблемы будут успешно решены к сроку, и т. п. Не являлось ли это выступление слегка закамуфлированной просьбой к футбольным чиновникам поскорее решить вопрос о переносе чемпионата в другую страну?

Самостоятельно принять решение об отказе от проведения Евро польским руководителям не хватает мужества, и их можно понять. Такой шаг чреват для Польши большими проблемами, включая возможные финансовые претензии и со стороны Украины как компаньона, и со стороны УЕФА. В то же время продолжение подготовки к чемпионату, который в конечном итоге все равно может быть перенесен в другое место, также означает дополнительные бессмысленные расходы.

Однако наших нынешних руководителей бессмысленные траты отнюдь не пугают. Скорее уж наоборот — возможность «освоить» огромные средства без необходимости представить конечный результат не может не греть сердце отечественного чиновника! А политические издержки, которые неизбежно повлечет за собой решение о переносе Евро для тех, кто пока пребывает на вершине властной иерархии, заставляют их всеми доступными способами оттягивать «оглашение приговора».

Мне же остается только повторить свой прогноз более чем двухмесячной давности:

«На память» о несостоявшемся чемпионате нам останутся незавершенные объекты, чудовищные долги без шанса хотя бы частично компенсировать затраты за счет выручки от проведения Евро и катастрофическое состояние коммунального хозяйства и дорог в тех районах Украины, которых подготовка к европейскому первенству не коснется, поскольку финансироваться нужды этих регионов будут, естественно, по остаточному принципу».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Украина & Россия: максимальная заморозка в режиме...

Визу в ЕС можно получить за 2 недели, а украинскую приходится ждать месяц, да и стоит она...

Избежать переплат за тепло? Сложно, но можно

Накануне отопительного сезона все более актуальными становятся вопросы оплаты за...

Бойтесь траву полынь

Всплеск радиации неизвестного происхождения, зафиксированный в начале октября, не на...

Великой Октябрьской социалистической революции не...

Однажды отец моего товарища спросил меня: «А почему после Февральской революции в...

Броня для первого лица

Лидеры государств, как и простые смертные, вынуждены передвигаться на автомобилях....

«Око небесное» Маши Берлинской

У нас — підкреслюю — на четвертому році війни(!) — жоден безпілотник не...

Загрузка...

Навстречу китайским муравейникам

Хотите жить в просторной квартире — переезжайте в пригород

Исход из столицы

Эксперты компании «Альянс Новобуд», отслеживающие ситуацию на рынке...

Храните деньги дома

В строительную отрасль возвращаются инвестиции. Пока робко, но тенденции спроса на...

Финская модель

Микаэля Гранлунда призвали на службу в вооруженные силы Финляндии 7 лет назад. В...

Как живут в Молдове и Приднестровье

В 2009 г. в Молдове состоялась своя проевропейская революция, а т. н. безвиз страна...

«Выбрали капитана «Титаника» и повысили зарплату...

Не имея развитой экономики, не получим развитого образования

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка