Городок им. Репина

№46(722) 14 — 20 ноября 2014 г. 13 Ноября 2014 3

Когда 360 лет назад только-только появился Харьков, о нем говорили: небольшой городок под Чугуевом. Но сегодня этот райцентр известен за пределами области, наверное, только художникам и искусствоведам — как родина великого русского живописца и мастера портрета Ильи Репина.

В советские времена два из трех основных промышленных предприятий Чугуева были завязаны на «оборонку», а именно — на авиацию. Самолетный парк размещенной на краю города авиабазы был более чем внушительным — здесь базировались истребители и учебные самолеты.

Залог успеха большинства жителей районного центра — в близости к областному // ФОТО АВТОРАЗалог успеха большинства жителей районного центра — в близости к областному // ФОТО АВТОРА

Утечка топливной аппаратуры

И вот для обслуживания всего этого хозяйства буквально через забор от военного аэродрома был построен Чугуевский авиационный ремонтный завод (ЧАРЗ).

Предприятие изначально специализировалось на капитальном ремонте и модернизации всех модификаций L-39 и МиГ-23 (многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности, по классификации НАТО — Flogger, «Бичеватель»). Кроме того, заводские мощности позволяли ремонтировать узлы, агрегаты и системы самолетов МиГ-21, МиГ-27 и МиГ-29.

Со временем ЧАРЗ освоил производство средств воздушного наблюдения — привязных аэростатов с оптико-электронной системой и двух семейств беспилотных летательных аппаратов. Это БПЛА «Стрепет», занимающиеся дистанционным зондированием поверхности земли, и комплекс воздушной разведки «Рейс». Еще выпускали «побочную» продукцию — инструменты для ремонта и эксплуатации авиационной техники, но это уже мелочь.

Однако с марта 2013-го государственное предприятие «Чугуевский авиационный ремонтный завод», входящее в госконцерн «Укроборонпром», не работает. Персонал (порядка 50 человек, в советские времена было в три раза больше) в долгосрочных вынужденных отпусках.

Чуть больше повезло Чугуевскому авиационному технологическому заводу (ЧАТЗ), который специализируется на производстве самолетного и нестандартного оборудования. Предприятие, где сейчас работает около семи десятков человек (в лучшие времена было 300), является филиалом Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (бывший ХАЗ) и благодаря ему как-то выживает.

Сегодня ЧАТЗ изготавливает гидроподъемники и гидродомкраты, используемые при ремонте самоходных пассажирских трапов. По заказу материнского предприятия освоил выпуск пневматического инструмента (пневмодрели и пневмоскобы). Налажено и производство товаров народного потребления. В частности, садовых скамеек и цепей для привязи крупного рогатого скота.

Флагманом «гражданской» промышленности города в советские времена был ЧЗТА — Чугуевский завод топливной аппаратуры, которому в 2012 году исполнилось 40 лет. На предприятии (подобных в Советском Союзе было всего шесть) в лучшие времена работало около 7 тыс. человек, его вклад в развитие городской инфраструктуры просто неоценим — именно благодаря заводу в Чугуеве появились пяти- и девятиэтажные дома на главных улицах — Харьковской и Розы Люксембург.

Но последний заказ от своего главного партнера, харьковского моторостроительного завода «Серп и молот», местные машиностроители получили еще в 2001 г. ЧЗТА пытался пробиться на российский рынок, предложив ОАО «КамАЗ» новый качественный топливный насос. Продукция уже была поставлена на конвейер, однако финансовый кризис 2008 г. (вкупе с тогдашним политическим противостоянием между Украиной и Россией) привел к тому, что россияне от насоса отказались. Завод остановился.

Его законсервировали до лучших времен, а часть производственных площадей, внезапно ставших лишними, решили продать. Завод уже лишился почти половины своей территории, это более 20 га. Большая часть оборудования тоже продана или сдана на металлолом. В административном корпусе сделали библиотеку. На сегодняшний день на ЧЗТА работают 40 человек — охраняют то, что осталось.

Как и во всех небольших городах страны, чугуевцы живут в основном торговлей — благо рядом Харьков, а там район Салтовка, где находится знаменитый на всю Украину и прилегающую часть России Барабашовский рынок. Транспортное сообщение налажено: автобусы отправляются в первую столицу по мере заполнения, время в пути — 35 мин., обычная стоимость билета — 6 грн. Каждый час ездит «социальный» автобус, по 4 грн.

Многие горожане работают в находящемся неподалеку пгт Малиновка: там, благодаря доставшейся от военных инфраструктуре, в годы независимости построили пять заводов — ликероводочный, стекольный, колпачковый (т. е. пробочный), комбикормовый и «Энергобуд», выпускающий трубы. И владельцы предприятий организовали для перевозки рабочих служебный транспорт.

Есть в Чугуеве и два олигарха местного масштаба. Один — владелец сети бензоколонок, автобусных маршрутов и предприятия по разливу минеральной воды. У второго был майонезный завод и маслоцех, но перед кризисом 2008 г. он затеял строить в центре города современный торгово-развлекательный центр Big House, на чем и обеднел. Завод и цех пришлось продать.

Нечеловеческий фактор

Юбилей самого знатного чугуевца должен был отмечаться в этом году на государственном уровне, но помешали известные события // ФОТО АВТОРАЮбилей самого знатного чугуевца должен был отмечаться в этом году на государственном уровне, но помешали известные события // ФОТО АВТОРА

Мкртича Геворговича Багаряна многие местные жители с уважением называют Михаилом Григорьевичем. Подполковник запаса ВВС в Чугуев, на родину супруги, приехал в 1989 г. из Хабаровска, где завершил военную службу. Уже в 1994-м был избран депутатом городского совета, в 2000-м возглавил городской комитет Компартии.

К моему вопросу о городских проблемах Мкртич Геворгович подходит с командирской обстоятельностью. В первую очередь озвучивая не проблемы, а их причину:

— Нет самоуправления. Мы сами на месте должны решать, сколько нам необходимо средств и сколько отдавать центру. А они что делают? Забирают все, а потом говорят, к примеру: Багарян хороший, а Кузьмин — плохой, первому мы 10% дадим, а второму — 1%. Так не должно быть, это не самоуправление.

Вот мы сидим ждем, какой у нас будет бюджет. В лучшем случае нам, депутатам, документ положат за 2—3 дня до принятия. Как можно за такой срок разобраться во всех аспектах? Абсолютно невозможно.

— То есть все проблемы упираются в финансирование?

— Есть проблема глобальная — то, при каком строе нам теперь приходится жить. А тактические вопросы — большинство именно из-за недостатка средств. Если бы бюджет формировался снизу, мы бы заранее знали, куда и сколько выделять, а так что получается? Да, есть какие-то дотации мизерные, кое-как выплачивается зарплата бюджетникам, и все.

Вот возьмем дороги. Улицы, особенно на окраинах города, это же не улицы. Три года назад хотели от автостанции через железнодорожный вокзал пустить по Осиновке автобусный маршрут. Пустили. Но дорога там такая... Одним словом, через неделю сняли рейс. А ведь в этом районе Чугуева сплошной частный сектор, живут в основном пенсионеры, старики. И им, чтобы попасть в центр, нужно или пешком до вокзала идти, или подниматься в гору.

Абсолютно не решен вопрос отвода ливневых вод. В дождь через площадь у автовокзала пройти невозможно. А ведь он находится на самом верху! Что же говорить об окраинах, когда туда все потоки стекают! За железнодорожным переездом есть райончик, который во время ливня превращается в остров, туда даже «скорые» ехать отказываются.

— Вы сказали, что большинство проблем из-за недостатка средств. Но большинство — значит, не все? Есть и другие, стало быть, причины?

— Да. Наверное, это можно назвать человеческим фактором. Равнодушие чиновников, алчность людей, дорвавшихся до власти. Вот, например, не хватает аптек... В Осиновке, где я живу, есть школа №3. В ней учился Илья Ефимович Репин, 170-летие которого отметили в этом году, 5 августа. Кстати, мой дом находится неподалеку от того, в котором родился художник.

И вот эту школу фактически довели до ручки. Сейчас в ней около 20 учеников. Всего два класса — 3-й и 5-й. Хотя прекрасное помещение, есть отопление... Власти говорят: «Что мы можем поделать? Родители сами выбирают, где учиться их детям». Да, около 80 человек из Осиновки учатся сейчас в двух школах в центре Чугуева (одна №1 — имени Репина). Надо понять, почему так все получилось, что не так? Раньше ведь классы полные были.

Но вернусь к аптекам. Сейчас в школе №3 полно свободных помещений. Просил: выделите пару из них под аптеку и комнату для семейного врача (напомню, в Осиновке очень много пенсионеров) — власти отказали. Причина — «в школьных учреждениях этого делать нельзя». У меня тогда вопрос: почему же «Слобожанка», местная телевизионная компания, расположилась на одном из этажей городской больницы? Это можно?

Или вот зимой большую часть времени была плюсовая температура. Скажите, какой нормальный хозяин теплосети будет в такую погоду расходовать весь лимит газа? И, разумеется, весь он не сжигался. Но куда, кому шли сэкономленные средства?

Люди возмущались. Было постановление Кабмина — после снижения цен на российский газ тарифы для населения уменьшены не будут, только для бюджетников. Как это понять? Если «Харьковгазу», который обеспечивает Чугуев, снизили цену, то куда шла разница? Людям это непонятно. Точнее, именно что понятно.

Мы неоднократно требовали установить перерасчет за теплоснабжение после отопительного сезона, учитывая температурный коэффициент. Четыре года назад такое решение приняли. Да, делают перерасчет и летом возвращают жителям по 20—30 гривен. Это не издевательство?

Досье «2000»

Пограничная земля

Чугуевское, или Чугуево городище, упоминается в московских документах XVI в. как остатки поселения, существовавшего еще до монголо-татарского нашествия. (Многие историки считают, что в ХI—ХII вв. здесь находился легендарный половецкий город Шарукань.) Название Чугуев, собственно, татарского происхождения. По одной версии, все пошло от «чуги» — названия восточной мужской одежды для конных путешествий. Вторая версия более правдоподобна: «чугуне» в переводе с тюркского значит «пограничная земля», «межа».

В 1630-х гг. Чугуев, возвышающийся с правого берега Северского Донца над начинающимся за рекой Диким полем, стал важным пограничным форпостом на линии защиты южных рубежей Русского царства от степняков (наряду с Белгородом, Змиевом и Изюмом, имевшими аналогичное стратегически важное месторасположение, — на холмах, которые огибал судоходный тогда Донец).

В годы войны с Наполеоном Чугуев прославили одноименные казачий и уланский полки. В 1817 г. он стал центром шести округов военных поселений. (18 августа 1819-го здесь вспыхнул бунт, жестоко подавленный Алексеем Аракчеевым, которого Пушкин потом назвал в своей эпиграмме «Нероном в Чугуеве».) 15 сентября 1859 г. здесь состоялась встреча Александра II с почетным пленником имамом Шамилем.

Присущую ему с момента основания несколько «милитаристскую» окраску Чугуев не утратил и в советские времена. В Башкировке (один из районов города, наряду с Зачуговкой и Осиновкой) базировалась 75-я гвардейская танковая дивизия. В авиагородке находился полк обеспечения летного процесса (где служил срочную автор романа-анекдота про солдата Ивана Чонкина Владимир Войнович): расположенный непосредственно сразу за Чугуевом военный аэродром был в том числе базой для обучения курсантов Харьковского авиаучилища.

Кстати, аэродром, находящийся в 28 км от Харькова, судьбу Чугуева в постсоветские времена мог изменить кардинально. В первой половине 90-х были предложения сделать на его базе хаб, узловой аэропорт — ведь все условия! Взлетные полосы еще были способны принимать самые крупные лайнеры. Налаженная инфраструктура: с одной стороны — железнодорожная станция, с другой — трасса Харьков—Ростов, часть автомобильной дороги международного значения М-03.

От Белгорода до Чугуева добираться на машине чуть больше часа, хаб наверняка стал бы международным. Но не сложилось — Министерство обороны все нападки на вверенное ему имущество отстояло. Надо отдать ведомству должное: аэродромные плиты пока еще не растащены. И летный процесс идет: весной перед экзаменами будущие офицеры-летчики «наматывают» на семи L-39 и двух Ан-26 по нескольку кругов над окрестностями. Многие местные жители злятся — лучше бы топливо на хозяйственные нужды пустили.

Киев — Чугуев — Киев

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

На Харьковщине вандалы повредили мемориальную доску...

Открыто уголовное производство по ч. 1 ст. 194 УК (умышленное уничтожение или повреждение...

Полторак направил специальную комиссию в Чугуев

Министр обороны поручил проверить, есть ли краны в местах общего пользования бойцов...

Загрузка...

Santa Barbara Hills Park — райский уголок на острове Афродиты

Солнечный остров Кипр — жемчужина Средиземноморья — не оставит равнодушным...

Морковные уроки и капкан из жимолости

Клише, которые устарели: развитое сельское хозяйство ни в коей мере не означает...

Треть Донбасса — минное поле

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — актуальные темы, пребывающие в фокусе...

Евробляхерам дали срок до выборов

За мечту о качественном и недорогом авто европейской сборки для рядового украинца...

Родина-мать зовет

Украина начинает внедрять международные стандарты по борьбе с размыванием базы...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка