Hyperloop Маска и гравицапа Омеляна

№9—10 (856) 2—8 марта 2018 г. 28 Февраля 2018 5

В 2013 г. американский бизнесмен Илон Маск предложил идею создания нового суперсовременного вида наземного транспорта. По его замыслу, Hyperloop — это поезд, состоящий из нескольких капсул, который будет двигаться на магнитном левитирующем подвесе в трубах с сильно разреженным воздухом.

Сказки о главном

Как полагает Маск, сочетание уже известной человечеству технологии высокоскоростных поездов с движением в вакууме даст возможность увеличить скорость движения примерно до 1200 км/час.

Это позволило бы преодолеть расстояние от Киева до Одессы, Днепра, Харькова или Львова всего лишь за полчаса.

Сам Маск разработкой Hyperloop заниматься не стал. Опубликовав концепцию и экономическое обоснование строительства нового вида транспорта — Hyperloop Alpha White Paper, он назвал ее «концепцией транспортировки с открытым исходным кодом».

Это предполагает, что к проекту могут присоединиться и другие участники. Тем более что некоторые серьезные моменты автору идеи и самому были непонятны и требовали осмысления.

Менее чем за 5 лет, прошедших с момента публикации концепции Hyperloop, среди энтузиастов реализации транспортного проекта оказались такие известные в мире люди, как британский бизнесмен Ричард Брэнсон, президент крупнейшего портового оператора DP World (ОАЭ) Султан Ахмед бин Сулайем, бывший операционный директор Morgan Stanley Джим Розенталь, президент X-Prize Foundation Питер Диамандис, российский миллиардер Зиявудин Магомедов и некоторые другие влиятельные персоны.

Созданная Ричардом Брэнсоном компания Virgin Hyperloop One построила тестовый макет протяженностью полкилометра, на котором прототип Hyperloop удалось разогнать до 387 км/час.

Но это не мешает энтузиастам проекта рисовать карты будущих трасс Hyperloop по всему земному шару и заключать соглашения о сотрудничестве и будущем строительстве магистралей с властями Южной Кореи, Индии, Индонезии и некоторых других стран. В минувшем году компания Hyperloop Transportation Technologies Inc. (HTT), также занимающаяся проработкой проекта, договорилась о строительстве обучающих и инновационных центров в Тулузе (Франция) и Брно (Словакия).

На прошлой неделе к проекту создания новой транспортной системы официально присоединилась и Украина. 22 февраля в Министерстве инфраструктуры был подписан меморандум о запуске проекта транспортных инноваций HypeUA для развития в Украине технологий, которые в перспективе дадут возможность реализовать идею вакуумного поезда.

Помимо Мининфраструктуры, участниками этого проекта стали НАН Украины, «Укроборонпром», ПО «Южмаш», Каховский завод электросварочного оборудования, ООО «Интерпайп Украина», столичный технопарк Unit.City, муниципальное Агентство развития Днепра, «Украинский институт будущего», а также инкубатор стартапов «Платформа развития инноваций».

Комментируя подписание меморандума, глава Мининфраструктуры Владимир Омелян заявил о важности ревитализации технологий и вхождения в группу передовых стран мира, рассматривающих возможность строительства у себя инновационных видов транспорта, в том числе Hyperloop.

Строить в Украине реальные магистрали Hyperloop, конечно же, никто не собирается. Хотя чиновники и намекали, что в будущем будут иметь такую возможность. Пока что речь идет о тестовом участке. Надо понимать, примерно таком же, который Virgin Hyperloop One построила в окрестностях Лас-Вегаса.

Наличие испытательной базы необходимо для изучения физики движения перспективной транспортной системы. Изначально Илон Маск утверждал, что ему непонятно, какой должна быть конструкция механизма контроля движения и остановки поездов, включающая рулевое колесо и гироскопы управляющего момента.

Далее необходимы проектировка станций со схемами погрузки-выгрузки пассажиров, а также версии транспортных средств. Первоначальные проработки предполагали 3—4 вагона на 6—8 пассажиров. Однако с такими масштабами перевозок о рентабельности Hyperloop можно только мечтать.

Требуются также более совершенные расчеты затрат и преимуществ Hyperloop по сравнению с другими транспортными магнитными системами. Изначально Маск предполагал, что строительство пассажирской линии между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско протяженностью более 600 км обойдется в $6 млрд., а грузовой — в $7,5 млрд.

При этом новый вид транспорта будет перевозить ежегодно 7,4 млн. пассажиров, что позволит снизить стоимость проезда в одну сторону до $20. В этом случае срок окупаемости данной линии составит 20 лет.

Однако уже первые эксперименты в трубе показали, что экономические расчеты Маска кажутся излишне оптимистичными. Скорость в 1200 км/час называют малодостижимой и склоняются к менее скоростной версии в 700—800 км/час. Стоимость проезда также получается отнюдь не бюджетная — $5 за каждые 50—60 км. В пересчете на расстояние между Киевом и Львовом (540 км) выходит около $50. Это делает поездку рядового украинца в Hyperloop почти такой же по цене, как перелет в ближнемагистральном самолете.

Но даже в этом контексте участие Украины в совместной разработке нового вида транспорта является перспективным. Отечественные предприятия и организации ранее уже имели опыт участия в разработке транспорта на левитирующем магнитном подвесе. В СССР первую такую магистраль собирались запустить из Москвы в Крым, затем связав ее с Ленинградом.

Занимался этим проектом днепропетровский Институт технической механики НАНУ, из которого был выделен Институт транспортных систем и технологий НАНУ («Трансмаг»).

Говорят, что в рамках этого проекта в Днепре и Павлограде в 80-х гг. были построены тестовые линии, на которых удалось достичь кратковременного эффекта левитации.

Правда, эти исследования так и не были закончены. С распадом СССР все работы были прекращены, а в годы независимости руководство «Трансмага» занялось строительством аккумуляторных заводов, став родоначальником этой отрасли в Украине.

Теперь тестовую площадку для отработки магнитной левитации в Днепре попытаются восстановить, но уже на качественно другом технологическом уровне.

Но прежде чем получить лицензию на исследования в рамках глобального проекта Hyperloop, украинские участники должны будут подготовить проект, согласовав его с американскими кураторами. Архитектурный надзор за проектом будет вести мексиканская компания Octagonal Corporation, которая занимается строительством аналогичного тестового участка у себя на родине.

Эта компания примечательна тем, что ее владелец является зятем Карлоса Слима Элу — одного из богатейших людей планеты.

Предположительно тестовый участок в Днепре может быть построен в районе бывшего метзавода имени Карла Либкнехта. После строительства сталеплавильного комплекса владелец завода — компания «Интерпайп» Виктора Пинчука передала городу обширные территории, на которых местные власти хотят создать индустриальный парк.

Еще один кандидат — «Южмаш». Предприятие также обладает приличными неиспользуемыми территориями и является участником проекта HypeUA. Директор «Южмаша» Сергей Войт сказал, что они уже приглашали Маска посетить Днепр и получили предварительное обещание приехать.

Правда, неясно пока, сколько будет стоить строительство тестового участка и кто будет его финансировать. Не секрет, что академические организации и госпредприятия по традиции рассчитывали бы на бюджетное финансирование или кредиты под госгарантии. Но, как заявил Владимир Омелян, казенные деньги на проект выделяться не будут.

Между тем та же Virgin Hyperloop One сумела привлечь для своего проекта $245 млн. А только затраты на приобретение лицензий и технологий для тестового участка Hyperloop в Днепре оцениваются в $20 млн.

Маловероятно, что эти деньги готовы дать из своего кармана владелец «Интерпайпа» Виктор Пинчук или еще один участник HypeUA — владелец технопарка Unit.City миллионер Василий Хмельницкий. Для них украинский гиперлуп, скорее всего, возможность заработать, а не потратить деньги.

У атамана Гиперлупа...

Между тем большинство украинских обитателей интернет-пространства и социальных сетей так и не поняли, что же хотят строить поклонники Hyperloop в Украине. Многие отнеслись к проекту как к фейковому, и в считанные часы после обнародования информации о вступлении нашей страны в клуб конструкторов нового вида транспорта это событие стало объектом номер один для сетевого юмора.

В Киеве одним из первых мемов на эту тему стал «чекаю Hyperloop на Троєщину». В Днепре заявление министра инфраструктуры прокомментировали стихотворной строкой: «від синагоги до «Менори» на гіперлупі без заторів». Для тех, кто не знает, синагога и еврейский общинный центр «Менора» находятся в одном здании.

Один из пользователей с удивлением обнаружил, что по запросу HypeUA в интернете находится сайт по продаже «топового шмота», на сленге — одежды. И это неудивительно, поскольку в молодежной среде «хайпом» называют истерику и ажиотаж вокруг новых гаджетов, интернет-приложений или персон.

Известный карикатурист Георгий Ключник изобразил украинскую версию Hyperloop в виде мусоропровода.

А один из основателей Fintech Band, реализующего проект банка без отделений Monobank, Олег Гороховский написал на своей страничке в Facebook о том, что эта организация решила предоставить всем своим клиентам кешбэк (возврат средств) в размере 100% на первый год проезда на украинском Hyperloop.

Естественно, финансист не скрывает, что не верит в реализацию этой идеи в нашей стране в принципе. «Жаль, что покататься на Hyperloop, судя по всему, сможет только министр Омелян, и то во сне. Уважаемый господин министр, добавьте в свои грезы новые краски, оформите карту Monobank для бесплатного проезда на Hyperloop», — посоветовал Гороховский Омеляну.

При этом, повторимся, строительство реальных вакуумных поездов и магистралей в Украине никто пока не предлагает. Для этого у нас нет ни технологической, ни финансовой базы. И даже если такая технология появится с помощью украинских исследователей, инвесторы построят первые Hyperloop в более богатых, безопасных и густонаселенных странах. Речь идет о научном и испытательном сопровождении проекта с непонятными пока перспективами.

Но так уж получается, что украинское правительство давно обладает способностями сродни греческому царю Мидасу. Только в отличие от легендарного правителя Фригии, все, за что оно берется, не улучшает, а теряет свои потребительские свойства и становится объектом карикатур и насмешек.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Миротворческая операция на востоке Украины под...

Глубокое реформирование наших Вооруженных сил стало возможным благодаря...

Контрабандисты пересели на БПЛА?

На украинских границах дроны стали обыденностью, и это неудивительно, ведь боевые...

В валютных колебаниях виноваты... «черные фермеры»

Вот уже несколько лет агросектор является основным поставщиком валюты в Украину.

Долгая и снежная украинская зима

Когда вы видите, что местные дороги не ремонтируются, имеете полное право спросить...

«Салатный» скандал от McDonald's

О гиганте и лидере глобальной индустрии быстрого питания — McDonald's — вновь пишут...

Загрузка...

Там, где стреляют, строить никто не хочет

В конце 2017 г. ВР изменила статус Государственной специальной службы транспорта (ГССТ),...

«День сурка» под открытым небом

Старые автобусные остановки в селах Шаргородского, Томашпольского, Тростянецкого...

Чиновникам построили «улей»

Автоматизация административных услуг и процессов в Украине вышла на новую стадию....

Четверть страны — против реформ

67% населения оценивает реформы по тому, что о них говорят из телевизора

Новые киевляне: от иглы до медузы

Пока пресная вода — не стратегический продукт

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка