Испортит ли Балчуна постельный вопрос?

№9(809) 3 -- 9 марта 2017 г. 01 Марта 2017 4.7

Зачем платить заоблачные зарплаты и бонусы иностранным менеджерам, если они закрывают глаза на нарушения закона собственными подчиненными?

Большой резонанс в украинском сегменте интернета и соцсетях вызвала публикация «Нахрена импортировать барыг» Александра Соколовского, президента Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности «Укрлегпром», владельца группы компаний «Текстиль Контакт». Или свежая тендерная история о том, какие новые способы придумывают «решалы», чтобы, несмотря на ProZorro, подставить своего поставщика, остальных выкинуть и, проигнорировав законы конкуренции (в оригинале — более жесткая формулировка), поднять цену закупки на 30%!

В статье известный бизнесмен и руководитель профильного объединения работодателей на примере поляка Войцеха Балчуна, нанятого руководить «Укрзалізницею», пытается исследовать вирус коррупции, пронизавший Украину.

«Вот почему, когда украинец переезжает работать в Европу, он начинает жить по их цивилизованным правилам, а когда в Украине во власть попадает иностранец, то за короткое время зачастую заражается вирусом коррупции?» — вопрошает г-н Соколовский.

Проблему он исследует на примере близкой ему легкой промышленности и тендеров на поставки «Укрзалізниці» постельного белья, в которых «Текстиль Контакт» участвует с 2014-го и неоднократно выигрывал.

На этот раз за три недели до конечного срока подачи заявок на поставку в 2017-м постельных принадлежностей с ожидаемой стоимостью закупки 56,4 млн. грн. (при цене комплекта 261 грн.), плюс еще несколько закупок для вагонов СВ стоимостью около 12 млн. грн., железнодорожное ведомство меняет документацию, дополнив ее квалификационными условиями, заведомо невыполнимыми для большинства предполагаемых участников.

В т. г. поставщик постельных принадлежностей для «Укрзалізниці» должен будет иметь в наличии сертификаты соответствия системы менеджмента качества производителя по международному стандарту ISO 9001-2008 и на подтверждение соответствия сырья 1—2 классу — Oeko-tex Standart 100.

На первый взгляд, инициатива ведомства Балчуна выглядит исключительно похвально. Наличие стандарта ISO (аббревиатура Международной организации по стандартизации со штаб-квартирой в Женеве) для многих компаний является свидетельством надежности поставщика и серьезности его деловых намерений. Особенно если это касается внешнего рынка.

Точно так же Oeko-tex Standart дает гарантию, что белье, которое закупят железнодорожники, не будет изготовлено с применением аллергенов и не окажет вреда здоровью после контакта с кожей пассажиров.

Тем не менее общеизвестно, что стандарты ISO серии 9000 вовсе не свидетельствуют об уровне надежности товара. Сертифицируются документооборот и деловые процессы на предприятии, а не изготавливаемая им продукция.

Внесение же изменений в тендерную документацию за три недели до конечной даты подачи заявок, при том что процесс сертификации (подготовка документов, подача заявки, ожидание очереди на аудит, сам аудит и подведение его итогов с вручением сертификата) занимает гораздо больше времени, свидетельствует о том, что отнюдь не только качество заботит руководство железнодорожного ведомства. В этом, собственно, пассажиры «Укрзалізниці», особенно ночных поездов, убеждались неоднократно.

Внесение дополнительных квалификационных условий в тендерную документацию — испытанный и надежный способ отсеивания поставщиков в пользу определенных заранее «своих», который был бы невозможен без предварительного сговора между бизнесменами и чиновниками. Что, в общем-то, подтверждает владелец группы компаний «Текстиль Контакт».

По его словам, вряд ли нынешний глава «Укрзалізниці» является автором и конечным выгодополучателем этой схемы. Решение о тендерных изменениях подписано его заместителем — начальником департамента по пассажирским перевозкам. Однако получается, что Войцех Балчун не в состоянии контролировать ситуацию и позволяет своим подчиненным «убивать» конкуренцию.

Убытки же государства при таком раскладе только по одному виду постельных принадлежностей, как уверяет бизнесмен, составят примерно 30% стоимости контракта, или порядка 12,7 млн. грн.

Но самое страшное, что у чиновников появляется тенденция под видом борьбы за качество и движения «вперед в Европу» выставлять самые неожиданные требования по сертификации продукции.

С такой постановкой вопроса в принципе согласен президент группы компаний «Арт Металл Фурнитура» и бывший руководитель Украинской ассоциации мебельщиков Александр Беляев.

Он считает, что вопрос необходимо разделить на две части: система ProZorro и железнодорожная монополия.

Все менеджеры, которые приходят на работу в «Укрзалізницю», в лучшем случае сами не получают откат, но перестраивать всю систему закупки (затрачивая на это годы) не станут. В том числе из-за опасений за свое кресло.

В худшем случае организатором схем, позволяющих в тендерах отделить своих от чужих, становится сам руководитель. И тогда никакая электронная система не поможет.

Систему ProZorro Александр Беляев также считает неидеальной. Среди ее недостатков он назвал отсутствие полей для внесения четких требований по качеству.

Поскольку торги проходят только по цене, то требования качества должны быть отражены гораздо более обширно (видео, аудио, графические и другие файлы).

Еще одна проблема в том, что торги оканчиваются в фиксированный срок, например в 15.00. Поэтому чиновник, имеющий «свою» фирму-участника, видит все предложения и в самую последнюю минуту вставляет свою компанию. На немецких тендерных сайтах это решается с помощью продления торгов на 3—5 мин.

Существенной недоработкой ProZorro Александр Беляев считает и отсутствие системы контроля качества самих поставщиков. Это позволяет участвовать в торгах компаниям, взявшимся буквально ниоткуда. Т. е. если мне не нравится, как идет торг, я вставлю компанию, которая не имеет отношения к торгам, она предложит смешную цену и сорвет торги.

Поэтому к торгам необходимо допускать компании, известные на рынке, — производителей, их представителей или прямых импортеров. Чтобы иметь такую информацию, при ресурсе должно быть маркетинговое агентство.

Но даже если тендер выигрывает «не своя» компания, чиновник может не платить годами или затянуть судебную тяжбу. Поэтому борьба с тендерным беспределом зачастую бесперспективна.

Удастся ли владельцу текстильной компании переломить тендерные тенденции железнодорожного монополиста, с которыми не может или не хочет бороться наемный польский топ-менеджер, пока неизвестно.

Депутат ВР Виктор Кривенко, разместивший на своей страничке в Фейсбуке статью Соколовского, получил на нее немало откликов, в том числе и от министра социальной политики Андрея Ревы. Оба обещают вмешаться и довести информацию до премьер-министра.

Тем более что «постельный вопрос» далеко не самый трудный в тендерных делах ведомства Балчуна. В феврале филиал «Укрзалізниці» — Дарницкий вагоноремонтный завод отменил уже восемь тендеров на поставку в общей сложности 3 тыс. полувагонов. Официальная причина — наличие менее двух заявок.

Однако глава наблюдательного совета Крюковского вагоностроительного завода — одного из основных претендентов на поставку вагонов — Владимир Приходько обвинил в срыве тендера именно железнодорожное ведомство, поскольку оно занизило цены на полувагоны. И это сделало невозможным участие в нем частных вагоностроительных заводов, цены на продукцию которых выросли с учетом роста цен на комплектующие и энергоносители.

Припомнить Балчуну могут и его любовь к рок-музыке. Как известно, он совмещает руководство крупнейшим предприятием с выступлениями в польской группе Chemia, лидером которой является.

Вероятно, именно поэтому, по данным журналиста Константина Стогния, из 245 рабочих дней с 17 мая 2016 г. по 16 января 2017-го руководителя главной ж/д компании страны не было в Украине 156. И это при зарплате 462 тыс. грн. в месяц и почти таких же бонусах за успешную работу. В подтверждение своих слов журналист обнародовал данные о въезде-выезде через терминал «Д» аэропорта «Борисполь». Правда, до осени польский менеджер руководил «Укрзалізницею» в статусе и. о.

Можно сколько угодно утешаться прозрачностью введенной электронной системы торгов, но если продолжают действовать уловки, работавшие еще на заре приватизации, когда под конкретного покупателя подбирали условия продажи предприятий, это вряд ли свидетельствует о хорошо налаженной работе нынешней вертикали власти.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Броня для первого лица

Лидеры государств, как и простые смертные, вынуждены передвигаться на автомобилях....

«Око небесное» Маши Берлинской

У нас — підкреслюю — на четвертому році війни(!) — жоден безпілотник не...

Навстречу китайским муравейникам

Хотите жить в просторной квартире — переезжайте в пригород

Исход из столицы

Эксперты компании «Альянс Новобуд», отслеживающие ситуацию на рынке...

Храните деньги дома

В строительную отрасль возвращаются инвестиции. Пока робко, но тенденции спроса на...

Финская модель

Микаэля Гранлунда призвали на службу в вооруженные силы Финляндии 7 лет назад. В...

Загрузка...

Как живут в Молдове и Приднестровье

В 2009 г. в Молдове состоялась своя проевропейская революция, а т. н. безвиз страна...

«Выбрали капитана «Титаника» и повысили зарплату...

Не имея развитой экономики, не получим развитого образования

Юристы и вузы попадут под сокращение

В обозримом будущем юридические специальности станут еще более престижными

Кепка, лишающая сна, и гигантский щавель-мутант

Национальная академия наук наконец-то стала что-то подозревать

Гуманитарный крен

Украинцы через четверть века: мама — филолог, папа — юрист

Тихое бунтарство: рекордный пацифизм глобальных...

Позвольте представить вам максимально систематизированную картину глобального...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка