ХАЗ: попытка взлета с подрезанными крыльями

№50 (442) 12 - 18 декабря 2008 г. 12 Декабря 2008 0

На Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ранее ХАЗ) собран первый за последние три года самолет — АН-74ТК-300. Долгожданный АН VIP-класса взлетел 21 ноября в небо и, сделав несколько виражей, приземлился.

Предприятие, которое в последние годы стоит на грани банкротства, фактически сделало попытку выйти из финансово-экономической трясины.

«2000» уже писали о нынешнем состоянии главного авиапредприятия страны (см. «Подрезанные крылья ХАЗа», № 42 (434) от 17.10.08 г.). Насколько изменилась ситуация и каковы потенциальные возможности у ХАЗа — тема нынешней публикации.

С момента «оранжевых» перемен гендиректором ХАЗа стал Павел Науменко. Авиапредприятие под его руководством постепенно погружалось в пучину кризиса. В 2007-м ХАЗ почти достиг дна в своем экономическом падении.

Недавно разговаривая с мастером ХАЗа Игорем Солдатовым о проблемах авиапредприятия, я узнал, что Павел Науменко не имел ни малейшего представления об авиационной промышленности. Все, что он мог, — говорить «о методах продвижения товара на рынке». Для него что самолет, что печенье — все товар.

Но такой рыночный фундаментализм далек от экономических реалий. Кроме финансовых махинаций и огромного количества долгов, ХАЗ от такого «менеджмента» больше не получил. После того как г-н Науменко в мае 2007 г. ушел с поста гендиректора Харьковского авиазавода и почти годового скитания этого предприятия с руководителем, имеющим приставку и. о., весной этого года под давлением рабочих ХАЗа Кабмин решился вернуть представителя «старой гвардии» в руководящее кресло авиазавода.

Возвращение «красного директора»

Это его третье пришествие на завод. С требованием назначить Анатолия Мялицу гендиректором выступал профсоюз предприятия. Заводчане проводили 4-дневный пикет перед проходной ХАЗа.

И это неудивительно — Анатолий Мялица имеет репутацию «красного директора» с советским опытом работы. С его именем связаны успехи в деле освоения производства новой техники на заводе. В частности, при его участии ХАЗ переориентировался с выпуска устаревших среднемагистральных Ту-134 на отечественную технику разработки КБ им. Антонова.

Одно из самых заметных достижений г-на Мялицы — внедрение в производство конвертируемого самолета Ан-74 с сокращенным взлетом и посадкой. Среди других проектов — участие Харьковского авиазавода в серийном выпуске регионального Ан-140, которому прогнозировали до «оранжевых» перемен большие перспективы на рынках стран СНГ и Азии.

Нехватка оборотных средств и куча долгов

Возвращение Анатолия Мялицы в кресло гендиректора ХАЗа несколько оживило ситуацию на предприятии. Это было достигнуто преимущественно в результате организационных мероприятий: жесточайшей экономии средств и направления ресурсов только на близкие к завершению объекты производства. В основном это агрегаты и сборки на экспорт в Иран. Одновременно завод существенно не продвинулся в комплектации плановых машин 2008 года. Оставшись без финансовой помощи от государства, предприятию не удалось закупить материалы и полуфабрикаты и активизировать производственный цикл серийного изготовления самолетов.

Г-н Мялица не раз высказывал мнение, что авиазавод может восстановить производство при наличии необходимых средств. Однако при Павле Науменко ХАЗ набрал кредитов более чем достаточно, часть из которых ушла в неизвестном направлении. В результате на Харьковском авиазаводе в разной степени готовности находятся 19 самолетов, но предприятие не может завершить их сборку и тем самым выполнить обязательства по ранее заключенным контрактам.

Кредит доверия харьковские авиастроители фактически исчерпали. С мая этого года завод не получил ни одного кредита. Как заявил Анатолий Мялица, выступая 3 ноября на сессии Харьковского облсовета: «Если бы ХАЗ в мае этого года получил обещанный кредит в 345 млн. грн., то предприятие смогло бы сдать в эксплуатацию четыре самолета и заказать комплектующие еще для десяти». Но этого не произошло. По его словам, «заводу нужно хотя бы 200 млн. грн., чтобы рассчитаться с первоочередными долгами и выйти на безубыточную работу», информирует http://www.wing.com.ua/content/view/4553/38/.

Для пополнения оборотных средств и вывода предприятия из кризисной ситуации в сентябре этого года в госбюджет должны были внести изменения и выделить ХАЗу эту сумму. Но решение не принято. Параллельно в это время для обеспечения финансовой стабильности руководство ХАЗа рассматривало вопрос выпуска облигаций для реструктуризации кредитного портфеля предприятия. Но начавшийся кризис перетасовал все в стратегии восстановления положительных тенденций в финансово-экономическом состоянии ХАЗа. В результате Нацбанк внес авиазавод в группу риска и отказал в кредитовании.

«Нужны непопулярные меры»

Все, на чем держится авиазавод, — голый энтузиазм и добрые отношения с однопрофильными коллегами. Но и этот ресурс почти исчерпался. Без помощи государства ХАЗ, который раньше выпускал по 5—6 самолетов в месяц, сможет разве что держаться на плаву, поставляя комплектующие для самолетов в Иран. Нужна реальная поддержка деньгами.

Выступая на вышеупомянутой сессии Харьковского облсовета, Анатолий Мялица рассказал о главных проблемах предприятия: увольнение лучших кадров и долги перед кредиторами. Так, за 2007 г. с завода уволились 1,5 тыс. сотрудников, долг по заработной плате составляет 30 млн. грн. Предприятие должно по кредитам около 850 млн. грн., поставщикам — около 750 млн., примерно 40 млн. — по налоговым обязательствам.

На этой сессии г-н Мялица предложил депутатам рассмотреть вопросы, связанные с преференциями для Харьковского авиапредприятия. В частности, попросил облсовет освободить завод на 2009 г. от уплаты части налогов, которая поступает в областной бюджет, и списать задолженность предприятия за 2008 г. перед областным бюджетом.

«Понимаю, что это непопулярные меры, но они позволят выстоять заводу», — заявил г-н Мялица. Он также выразил надежду, что при благоприятных условиях Харьковский авиазавод сможет выйти из кризиса и начать работать прибыльно уже в 2010-м.

Но в условиях финансово-экономического кризиса с такими предложениями к харьковским чиновникам, к сожалению, выстроились в очередь почти все предприятия региона.

«Дайте 100 миллионов — мы вернем миллиард!»

Вместе с тем ХАЗ теоретически «загружен» контрактами. Заказы есть, но нет денег на их реализацию. Первый за три года самолет — это выполнение контракта трехлетней давности. И такие еще имеются. По словам г-на Мялицы, у авиапредприятия еще 9 «долговых» самолетов. Выполнить их не могли из-за отсутствия нужных оборотных средств. Так, по контракту с Ливией ХАЗ должен был собрать вышеупомянутый АН за три месяца, а затянул это аж на три года. Но заказчик не отказался от контракта. Такая же ситуация и с договорами со стороны Лаоса и Египта.

Сейчас Анатолий Мялица просит у правительства 100 млн. грн., чтобы выполнить хотя бы эти два заказа. На следующий год предприятию нужно еще 400 млн. грн. на завершение строительства еще трех самолетов. И если верить обещаниям ныне действующего гендиректора авиапредприятия, через два года «хазовцы» вернут государству в 10 раз больше.

Возродится ли ХАЗ?

Как завод с долгами по кредитам в 850 млн. и с критическим уровнем потери квалифицированных кадров смог поднять в небо самолет? Может, это и вызывает удивление, но ситуация логична и даже в чем-то классическая. «Коллектив работал день и ночь», — пояснил г-н Мялица. Как утверждает гендиректор, самолет собрали за свои деньги, государство в данный проект ни копейки не вложило.

Но как дальше будут обстоять дела с финансированием авиапредприятия — вопрос не риторический. Выход из банкротства ХАЗа, как и выход из кризиса Украины, — это смена губительной геополитической ориентации страны.

Решение проблемы находится в самой себе. Не секрет, что именно экспортно-сырьевая направленность нашей экономики сделала ее наиболее уязвимой. «Когда в мировой экономике начинается «кашель», то у нас уже воспаление легких», — так примерно однажды охарактеризовал нашу ситуацию экс-президент Леонид Кучма.

Даже в годы экономического подъема украинское машиностроение работало далеко не на полную катушку. Подъем металлургии в предкризисное время был связан с продажей на экспорт. Отечественное машиностроение тогда переживало разве что оживление. Если мы сопоставим объемы производства украинского машиностроения за последние годы с 1991-м, то увидим падение в разы. Даже на фоне оживления отрасли! А ведь работай на полную эти мощности сейчас, мы бы не имели такой внешнеэкономической зависимости и такого печального исхода для отечественной металлургии.

Но загрузить все мощности нашего машиностроения — это и есть смена губительной геополитической ориентации. Украина как еще один конкурент в высокотехнологическом производстве Западу не нужна. И работа ХАЗа — тому яркий пример: контракты у него с развивающимися странами, ЕС не нужны наши самолеты.

А как производитель промышленного и сельскохозяйственного сырья для Запада — это пожалуйста! Но практика показывает, что даже в этой роли мы востребованы не всегда. И когда потребность такая исчезает, то у нас начинается «воспаление легких».

Но может ли «оранжевая» команда сменить геополитическую направленность страны — даже не стоит задаваться вопросом. Их задача как раз в обратном. Поэтому взлететь свободно ХАЗу, как и всей Украине при их правлении, не придется!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Родина-мать зовет

Украина начинает внедрять международные стандарты по борьбе с размыванием базы...

Евробляхерам дали срок до выборов

За мечту о качественном и недорогом авто европейской сборки для рядового украинца...

«Деволынизация» Житомирщины

Город Новоград-Волынский может исчезнуть с географических карт. Как сообщает...

КОТтеджи для бездомных

Деревянные «многоквартирные апартаменты» расположены во дворе дома по ул....

«Письма счастья» возвращаются?

Нацполиция возобновила фотофиксацию превышения скорости на дорогах. Пока что в...

Загрузка...

Парад зеленых идей

В начале ноября в Эдинбурге состоится финал крупнейшего в мире ежегодного конкурса...

На ноль делить нельзя, даже если очень хочется

Говорить о нынешних успехах отечественной экономики сложно: мы пока не преумножаем...

Американский компромисс в украинско-польской истории

В сегодняшнем обзоре региональной прессы: польский дипломат на страницах львовского...

Сценарий бюджетный. Военно-избирательный

Молодежному жилищному строительству будет выдано 38 кредитов на общую сумму 29 млн. грн.

Культура коммуналку не потянет

В очередном обзоре региональных СМИ — реалии сегодняшнего дня на Кировоградщине,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка