Ляшко разлил масло

№49(845) 8—14 декабря 2017 г. 06 Декабря 2017 4.6

Благими намерениями народные избранники готовят Украине очередную головную боль в отношениях с европейскими партнерами. Сначала в октябре более трех десятков депутатов из разных фракций зарегистрировали в ВР законопроект №7206 «Купуй українське — плати українцям» (о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия развитию промышленного производства и малого, и среднего бизнеса).

В конце ноября к нему добавился законопроект №7206/П «О принятии за основу проекта «Купуй українське...» На прошлой неделе авторы этого документа, сторонники и противники активно обсуждали его перспективы.

Содействовать развитию внутреннего производства депутаты хотят путем модернизации системы госзакупок. Главная новация, которая ожидает закон «О публичных закупках», вступивший в силу только в прошлом году, — это новые понятия «местной составляющей» и «приведенной цены». Они, по замыслу авторов, в ходе тендерных процедур дадут преференции отечественной продукции перед импортом.

Документ предполагает, что после принятия закона Кабмин должен разграничить закупки товаров и услуг на специализированные и неспециализированные. Для неспециализированных главным критерием оценки тендеров станет цена, предложенная участниками.

Для всех остальных товаров, работ или услуг предлагается так называемая приведенная цена, установленная участником и пересчитанная с учетом местной составляющей и других неценовых критериев, к которым относятся коэффициенты локализации сырья, зарплат, амортизации оборудования, коммунальных расходов и т. д.

«На практике это означает, что 100%-ный украинский товар (зарплата, сырье, материалы, компоненты, энергия, кредиты...) будет иметь 25%-ное ценовое преимущество перед таким же, но на 100% импортным товаром, который не содержит никакой украинской составляющей», — заявил на «круглом столе» по обсуждению законопроекта, проведенном комитетом промышленной политики ВР, его руководитель Виктор Галасюк.

По его словам, практика, когда тендеры проводятся исключительно по ценовому критерию, в Европе отсутствует. Во Франции, Великобритании и Нидерландах это меньше чем 10% публичных закупок, а в Германии и Австрии — только каждая вторая, но там дейст-вует многофакторная модель.

Согласно федеральному законодательству США, госучреждения должны отдавать предпочтение продукции, содержащей не менее 50% местной составляющей. Кроме того, местная продукция там имеет 6%-ное ценовое преимущество перед импортом. Еще больше — 12%-ное преимущество перед иностранными участниками тендеров установлено для национальных производителей из разряда малого и среднего бизнеса.

Замгендиректора компании «Татра-Юг» Инесса Кердивара утверждает, что их компанию приглашали принять участие в тендере по поставкам трамвайных вагонов в Канаду на условиях обязательной 25%-ной локализации.

Кроме того, многие страны подписали соглашение ВТО о госзакупках GPA (Government Procurement Agreement) с различными изъятиями и ограничениями. Для США и провинции Квебек (Канада) локализация по тем же трамваям установлена на уровне 60%, в ЕС действует норма 50%, в Австралии — 40%.

В результате украинским производителям остаются рынки, где местные производители не представлены совсем или представлены слабо. Локализация там определяется властями на уровне 15—20%, как в Египте.

Трамвайная тема неспроста эксплуатируется сторонниками реформы госзакупок. Летом этого года киевское коммунальное предприятие «Киевпастранс» провело тендер, на котором отдало предпочтение вагонам польской компании Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz SA перед украинско-немецким «Электронтрансом» (Львов). За 40 вагонов киевские власти согласились выплатить полякам 1,81 млрд. грн.

Как писали СМИ, трамвайный тендер стал результатом меморандума, подписанного киевским мэром Виталием Кличко в 2015 г., во время поездки в польский Быдгощ. Он предполагал приобретение вагонов PESA в обмен на создание в Киеве сначала крупноузловой сборки польских вагонов, а затем полной.

Условия тендера были прописаны так, что им соответствовала только уже готовая продукция. Изготовить за полгода 40 трамваев ни один украинский завод не мог бы технически.

При этом киевлянам преподнесли урок национального унижения, закупив часть вагонов, изготовленных на территории РФ, от которых ранее отказалась Москва.

Несколько лет назад PESA договорилась с властями российской столицы о приобретении «Мосгортрансом» 120 своих вагонов модели 71-414. Для их сборки польский производитель создал СП с «Уралвагонзаводом» (Екатеринбург) — крупнейшим в РФ производителем бронетанковой техники.

В итоге Москва закупила только половину вагонов, отказавшись от 60 единиц из-за санкций. Эти-то вагоны, судя по всему, и удалось пристроить Киеву, заменив в тендерной документации модель 71-414 на 71-414К.

В «Киевпастрансе» эти заявления охарактеризовали как инсинуации и происки конкурентов. Тем не менее, по данным kievvlast.com.ua, логотип «УВЗ» наряду с надписью Pesa красовался на первой партии из 10 польских трамваев, купленных Киевом в 2016-м.

Чтобы такие случаи в будущем стали невозможными в принципе, транспортные лоббисты инициировали разработку законопроекта о местной составляющей, поручив эту работу депутатам из Радикальной партии Ляшко, к которым присоединились коллеги из других фракций. В числе авторов законопроекта «Купуй українське» — известные политики Нина Южанина, Александра Кужель, Ольга Богомолец, промышленники Анатолий Гиршфельд, Александр Дубинин и другие нардепы.

Хотя победителями тендеров органов власти в Украине становятся в основном местные компании, доля импортных (или частично произведенных за границей) товаров и услуг оценивается Центром развития рыночной экономики (CMD-Ukraine) в 38% всех публичных закупок. Таким образом, при годовом объеме закупок в 275 млрд. грн. речь идет примерно о 100 млрд. грн. импорта, ежегодно закупаемого государственным и коммунальным секторами.

Иностранным торговым партнерам преференции для отечественных производителей сторонники модернизации системы госзакупок хотят преподнести как меру макрофинансовой и макроэкономической стабилизации, которая принимается Украиной в условиях внешнеполитической и военной агрессии, критичного дефицита платежного баланса и угроз экономической безопасности. Такая формулировка присутствует в международном торговом праве и может трактоваться как исключение из общих правил.

Впрочем, нетрудно предположить, что имплементация новых правил тендерных процедур повлечет за собой недовольство как среди членов ВТО, так и в Еврокомиссии и может трактоваться как нарушение правил свободной торговли и соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС.

Об этом депутатов предупредила «Европейская правда», разместив 30 ноября статью «Курс на протекционизм: чем угрожает законопроект «Покупай украинское», написанную экспертом Русланом Ткаченко от имени парламентской группы по евроинтеграции. Примечательно, что автор публикации не является депутатом, но в конце статьи есть указание, что «материал подготовлен при поддержке ЕС и Международного фонда «Відродження» в рамках проекта «Общественная синергия».

Публикация перечисляет ряд документов ЕС, которые Украина нарушит в случае имплементации законопроекта № 7206. В том числе ст. 148 и 151 Соглашения об ассоциации, в которых говорится о «прозрачном, недискриминационном, конкурентном и открытом тендерном процессе», «взаимном и постепенном открытии соответствующих рынков тендерных закупок» и «отсутствии условий, которые могут привести к прямой или опосредованной дискриминации экономических операторов».

Статья 107 договора о функционировании ЕС утверждает, что «помощь, оказываемая государством-членом в любой форме или за счет госресурсов, которая искажает конкуренцию, предоставляя преимущества определенным субъектам хозяйствования или производству определенных товаров, является несовместимой с внутренним рынком в той мере, в которой она влияет на торговлю между государствами-членами».

В этом контексте новые правила тендеров расцениваются как государственная помощь. Хотя Украина обязалась до 2019 г. имплементировать базовые положения евродиректив, регулирующих правоотношения в области госзакупок. В том числе директиву 2014/25/ЕС, ст. 18 которой предполагает, что заказчики тендеров равноправно и без дискриминации относятся к субъектам хозяйствования. В ст. 36 директивы 2014/24/ЕС говорится, что структура закупок не должна ограничивать конкуренцию.

Как утверждает Руслан Ткаченко, у Украины все же есть шансы безболезненно изменить тендерные процедуры. Но для этого необходимо сначала вступить в переговорный процесс в рамках ВТО и ЕС и только затем вносить поправки в законодательство.

Кроме того, с большой долей вероятности Украина должна будет совсем или на определенный срок выйти из соглашения ВТО по госзакупкам (GPA), к которому присоединилась только в мае 2016-го. Тогда это называлось большим достижением, позволяющим украинcким компаниям выйти на международный рынок госзакупок объемом в $1,7 трлн.

Но и без высоких международных материй имплементация законопроекта «Купуй українське» может создать немало проблем и организаторам закупок, и их участникам.

Среди недостатков проекта — отсутствие критериев, по которым Кабмин делит предмет закупок на специализированные и неспециализированные. Это несет в себе очевидные коррупционные риски, когда производители, чтобы попасть в нужную категорию, выстроятся в очередь для дачи взяток.

К тому же требует уточнения и сам порядок применения формул, по которым будут считать отечественную и импортную составляющие. В случае изготовления сложного оборудования с использованием импортного сырья, комплектующих или иностранной рабочей силы расчет локализации производства может быть очень громоздким и рискует стать предметом судебных споров между конкурентами, на время которых соответствующие тендеры будут заблокированы.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Ограбление магазина: Ляшко призвал Попова сложить...

Лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко призвал однопартийца Игоря Попова сложить...

Не скифы мы — закапывать по-новому!

Да, уважаемые, так прямо и начнем с проблемы бесполезности... бр-р-р... безопасности....

НАБУ заинтересовали «лотерейные выигрыши» Ляшко

Национальное антикоррупционное бюро Украины производит проверку декларации лидера...

НАПК пообещало проверить необычайное везение лидера...

Представители Украинской национальной лотереи отказались комментировать выигрыши...

«Д» — декларация: Ляшко выиграл в лотерею полмиллиона

Лидеру РП часто везет в Украинской национальной лотерее

Загрузка...

Ловим птицу счастья в правильное резюме!

Прекрасный и осмысленный афоризм, но последовать этому правилу у подавляющего...

Сезон птичьего авитаминоза

В конце октября в Германии во время запуска завода в Людвигсхафене по производству...

Гордо шифером шурша

Собираясь в Европу, Украина возьмет с собой запрещенные в странах ЕС изделия из...

Тяжела судьба концепта

Этот любопытный эпизод из жизни известного бренда, пожалуй, уже вошел в историю...

Конституционный договор-1991: старт или крах правового...

Выйти из состава СССР конституционным путем было возможно

Блокчейн для глобального здравоохранения: сокращение...

Есть возможность отслеживать перемещение партий изделий медицинского назначения на...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка