Морковные уроки и капкан из жимолости

№47 (884) 23 — 29 ноября 2018 г. 21 Ноября 2018 4.8

Почему у овощеводов аномально короткая память, а у мукомолов — патологически узкий взгляд

Украинское сельское хозяйство похоже на цирк с животными: зрители не могут отвести глаз от слона, мало обращая внимания на других обитателей. Слон — это, конечно, производство зерновых, попадающее в любые рапорты и новости. Но другие сегменты не менее важны, и уж тем более не менее интересны.

Яблочная энциклопедия ошибок

Очень любопытная ситуация сложилась для украинских производителей на рынке яблок, где небывалый урожай привел, как это ни парадоксально, к настоящей катастрофе — многие аграрии планируют даже выкорчевать сады.

Почему то, что кажется логичным садоводам, видится наблюдателям со стороны дурным абсурдом? С каких пор успех в виде урожая банкротит фермера? Ситуация здесь настолько типична для всего агросектора, что яблочный бизнес — хороший повод познакомиться на этом ярком примере с другими проблемами отрасли.

Итак, в этом году как минимум в Европе яблоки уродили — практически во всех странах и в небывалом количестве. Соответственно цены на фрукты стали заметно снижаться уже в августе и к сезону уборки поздних сортов были меньше прошлогодних минимум в два раза. На многие массовые десертные сорта закупочная цена в Украине снизилась в 3—4 раза и порой опускалась ниже 2 грн./кг. Как правило, это меньше средней себестоимости, которая при уборке с дерева составляет во многих хозяйствах примерно 3 грн./кг.

Перепроизводство яблок в стране эксперты оценивают почти в 200 тыс. т. Потребить этот избыток экспорт, увы, не может — тем более что наш экспорт был ориентирован в большинстве своем на РФ (через перевалку в Беларуси) и Европу, где, напомним, переизбыток своих яблок. Например, объем экспорта за октябрь упал на 42% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил едва 2,2 тыс. т. Большинство экспортных яблок — промышленные, для переработки.

На внутреннем рынке цена технического яблока упала до 0,50 грн./кг, что, как нетрудно догадаться, тоже сильно ниже себестоимости, даже если собирать плоды с земли. Кроме того, отечественная переработка не справляется с объемами.

В результате такой ценовой ситуации многие садоводы заявляют, что радикально сократят площади под яблонями уже к следующему сезону либо вообще откажутся от этого сегмента производства.

Но что стало предпосылкой к тому, что урожай воспринимается как беда?

Причин тут несколько, и все они крайне поучительны.

Первая из них — многолетняя ориентация производства на специфический рынок России, готовый потреблять «несовременное» яблоко низкого качества. Особенность же рынка РФ не только в том, что туда можно было сливать специфические сорта местной селекции, невостребованные в других странах. Близость соседа не выставляла серьезных требований к логистике, то есть не требовала яблока высокого качества, способного перенести длительную транспортировку.

яблоки

В результате украинские аграрии оказались просто не готовы поставлять свою продукцию на удаленные рынки, где не наблюдается перенасыщения, — например, в Юго-Восточную Азию.

На введение эмбарго игроки отрасли отреагировали не тем, что стали переформатировать производство на новые высокомаржинальные рынки — а лишь тем, что стали работать с Россией через посредников. Это, конечно, только затянуло и усугубило кризис.

Инерция, нежелание адаптировать технологии для выращивания конкурентного яблока, устаревшие сорта, отсутствие линий по сортировке и упаковке — и есть те главные проблемы, которые привели к нынешней ситуации. В результате многие садоводы просто отказались от уборки урожая и даже идут на финансовые затраты, пытаясь запахать яблоки.

А вот те редкие белые вороны, которые правильно оценили положение дел, даже сегодня продают премиальные яблоки в 5—6 раз дороже конкурентов.

Поучительный пример — те, кто успешно экспортирует яблоки на внутренний рынок Польши. Чтобы понимать всю красоту ситуации, нужно помнить, что Польша в последние годы стала главным европейским производителем яблок — она заваливает ими ЕС, убивая конкурентов ценой и чудовищным количеством продукта. Это третий производитель яблок во всем мире! Так, в этом году урожай яблок в стране оценивают примерно в 5 млн. т.

Украинские садоводы тем не менее успешно продают свои яблоки в Польшу — как на переработку, так и на переупаковку. Оттуда продукция уже под европейскими брендами попадает в супермаркеты ЕС. Это не новая история, и ключевой фактор успеха здесь — цена. Но вот что действительно кажется невероятным — это то, что можно продавать украинское десертное яблоко для польского внутреннего рынка, который, казалось бы, перенасыщен своим продуктом.

Секрет здесь, впрочем, прост. Дело в том, что в Польше ряд сортов, очень популярных у потребителя, плохо вызревает ввиду климатических особенностей. Например, достаточно дорогое яблоко сорта Гренни Смит получить в Польше крайне сложно, тогда как в Украине с его выращиванием нет проблем.

Достаточно добавить такие элементы, как сортировка по размеру и цвету, должная упаковка — и успех гарантирован. Те же требования плюс возможность перенести длительную транспортировку и хранение, превышающие 30 дней, нужны и для выхода на азиатские рынки — где цена на яблоки, по нашим меркам, запредельная, порой превышающая 5 долл. за кг.

Отсутствие украинских яблок на рынках Юго-Восточной Азии, впрочем, вскрывает две другие важнейшие и симптоматичные для всего агрокомплекса проблемы. Одна из них — это маркетинг. Как отмечают, знакомясь с нашим рынком, зарубежные эксперты, «украинские аграрии сначала думают, как вырастить, и лишь потом — как и где продать». Тогда как сельскохозяйственный бизнес в мире давно работает наоборот.

Вторая проблема — чтобы осваивать новые рынки, нужна слаженная общая работа. Не может мелкий и средний производитель самостоятельно продвигать свою продукцию в супермаркетах Гонконга, а затем — еще одна ключевая особенность! — обеспечить равномерные поставки яблок однородного качества на протяжении нескольких месяцев.

В то же время слаженная кооперация и работа в рамках ассоциаций — настоящая беда отечественного агрария, к этому не готов почти никто. Но современный экспорт требует дорогого маркетинга и системных поставок, что невозможно обеспечить ресурсами одного, даже очень большого, хозяйства.

Кооперация садоводов, как и других фермеров, — форменная фантастика. Украинский аграрий не понимает командной работы, он не доверяет коллегам и партнерам, не желает помогать другим и потому сам оказывается беспомощен в сложной ситуации.

Но как же будет развиваться ситуация с яблоком? Некоторые производители, у которых есть мощности по хранению, заложат яблоки в холодильники — по примеру коллег из Молдовы. Расчет здесь, конечно, не на внутренний рынок — он все равно не в состоянии потребить излишки за сезон. Такие игроки рассчитывают, что зимой воспрянет экспорт — вместе с ценой. Однако, как показывает практика, большие объемы хранения приводят лишь к тому, что к весне цена на продукт только падает — ведь продавец находится в безвыходном положении.

Будут ли рубить сады? Конечно, будут, причем тысячи гектаров. В то же время выкорчевкой займутся как раз самые гибкие производители, способные быстро менять ориентацию на другие культуры. Ветхозаветные садоводы, не умеющие и не желающие менять технологии, останутся — в надежде пересидеть нынешний урожай, ничего не делая. Поэтому эксперты осторожно предрекают переизбыток яблок и в следующем году — выиграют лишь те, кто вовремя инвестирует в новые форматы.

Что же это за форматы? Прежде всего премиальное яблоко элитных сортов в надлежащей упаковке и с индивидуальным брендированием. Ряд маркетологов давно отмечают, что в стране по какой-то странной причине до сих пор отсутствуют фруктовые бренды, столь популярные на рынках других стран.

Под одним и тем же фруктовым брендом можно продавать разные ягоды и фрукты, наборы, миксы, снеки и пр. — у потребителя вырабатывают доверие к качеству продукции бренда, и тогда даже вывод на рынок нового продукта обходится дешевле и проводится проще и эффективнее.

Первые игроки, решившие развивать это направление, могут сорвать большой куш: несмотря на существенные инвестиции в маркетинг, цена такого яблока может окупить усилия, ведь она выше «фруктов из обычных ящиков» в несколько раз.

Кроме того, есть шанс у тех, кто решит инвестировать в современную переработку. До сих пор главным продуктом отечественной переработки был яблочный концентрат. Он высоко ценился на европейском рынке в первую очередь потому, что изготавливался из технического яблока кислых сортов. Смешивая его с относительно сладким концентратом из Европы, можно было получить сырье с нужными параметрами.

Проблема, однако, в том, что рынок соков за последние годы претерпел серьезные изменения. В моду вошел сок прямого отжима. Соответственно это направление требует новых мощностей. Кроме того, переработка десертных сортов почти уничтожила такую фишку, как «кислость» украинского концентрата. В результате работы этих факторов рынок концентрата за последние годы просел больше чем на треть.

Еще одно перспективное направление — органическое яблоко. Европейский бум на органические фрукты держит цену на такое яблоко на уровне до 9 евро за кг в рознице! Даже оптовая цена на сырьевое органическое яблоко превышает 12 грн./кг — сравните с нынешней розничной ценой на обычное украинское десертное, которое в магазинах лежит по 6 грн./кг.

Наконец, можно не догонять мировые тенденции, а опережать их. Например, стоит выделить два перспективных направления: ГМО-яблоко и фрукты мелких калибров.

Так, в Канаде производится яблоко сорта Arctic Apple, которое благодаря генной модификации не темнеет на срезе даже при длительном хранении. Это совсем не пустяковая особенность — она открывает яблоку грандиозные пути реализации в составе охлажденных фруктовых салатов и миксов. Это необъятный рынок, особенно на Западе.

Фрукты мелких калибров нужны для того, чтобы беспрепятственно помещаться в стандартные коробки для ланчей. Это тоже стремительно растущий рынок, который дополнительно подталкивает еще и появление новой модной упаковки — тубусов для яблок.

Конечно, новые форматы выдвигают и новые требования к технологиям — нужно ведь уметь вырастить яблоко необходимого размера с большой точностью. Но это решаемая задача.

Горе луковое

С луком в стране ситуация прямо противоположная — он в этом году сильно не уродил. Причем не только у нас, но и у соседей-поляков, да и по всей Европе. Такого низкого урожай лука в ЕС не было 12 лет! Единственной европейской страной, которой удалось собрать больше, чем в прошлом году, стала Испания. В целом производство лука в ЕС упало минимум на 15%. Но зеркальная яблочной ситуация привела, как ни парадоксально, к таким же результатам для отечественных агропроизводителей — многие терпят убытки.

Тут как сошлось: в некоторых регионах это был град, в других — засуха, в третьих — урожай сгнил из-за затяжных дождей. Но главная причина не слишком большого урожая — банальное падение площадей под этой культурой.

А последнее, как ни странно, вызвано высокими урожаями прошлого года. Они спровоцировали низкие закупочные цены прошлой осенью. Фермеры поначалу решили, что попридержат продукцию до появления дефицита. Но лук не слишком надлежащего качества просто начал гнить в хранилищах, и его пришлось выбрасывать на рынок по минимальной цене!

Обвал цен в прошлом сезоне привел к грандиозным потерям аграриев. И тут нужно обратить внимание на очень странную болезнь многих наших фермеров — они помнят лишь последний год. И соответственно строят планы.

Прогорев на луке в прошлом сезоне, ряд аграриев в этом году решили с данной культурой не связываться. Забыв, что в хороший год маржинальность лука очень высока и может не опускаться ниже 40—50%, а то и превышать 60—70%. Недаром лук уже несколько лет подряд остается одной из самых экспортируемых культур.

В этом году дефицит привел к небывалому росту цен. Казалось бы, отличные возможности для заработка, тем более что европейские продуктовые компании, связанные длинными контрактами в Африке, стали срочно искать поставщиков качественного лука в том числе и на украинском рынке.

Но менталитет некоторых наших аграриев позволяет им и тут найти способ потерять.

Да, экспорт лука хорошего качества вырос просто невероятно — за первые 4 месяца сезона с начала уборки в 8(!) раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этот же срок мы экспортировали больше лука, чем за весь прошлый маркетинговый год.

Но игры в дальнейшее нагнетание цены на внутреннем рынке спровоцировали рост импорта — который в октябре даже превысил экспорт!

Оптовые цены у нас достигли 30 центов за кг, что сейчас на треть ниже, чем, допустим, в РФ. Лук в Украину начали завозить из Центральной Азии — где уборка начинается чуть позже. Иными словами, хороший лук уходит на экспорт, а для внутреннего рынка мы покупаем дешевый продукт, например из Казахстана.

Если жадность отечественных производителей унять не удастся и цены на внутреннем рынке останутся высокими, импорт будет нарастать взрывными темпами — что обвалит цены. Тогда уже начнут нести убытки те, кто вложился в хранение.

Дело в том, что, наблюдая рост цен, некоторые аграрии рассчитывают нажиться в конце сезоне — и закладывают на хранение не слишком качественный продукт. Лук, не предназначенный для длительного хранения, начинает портиться, и его приходится немедленно выбрасывать на рынок, не считаясь с конъюнктурой. Это радикально обваливает цены — цена лука весной может оказаться ниже, чем сегодня!

Подобная ситуация повторяется регулярно — например, именно такой сценарий можно было наблюдать зимой и ранней весной 2016 г. Осенью 2015 г. на волне ажиотажа все так же закладывали на хранение дорогой, но некачественный лук...

Что касается нашего экспорта лука, то и здесь есть горькие нюансы, о чем не слишком принято говорить.

Первая проблема заключается в том, что на экспорте зарабатывают не столько производители, сколько трейдеры. Фермеры не умеют и не желают объединяться, чтобы формировать экспортные партии.

Вторая проблема — даже трейдеры не способны организовать грамотную логистику, поэтому продают товар европейским перекупщикам. Отсутствие в стране налаженных контейнерных линий в ту же Африку или на Ближний Восток делает логистические затраты крайне высокими, и наши торговцы не могут самостоятельно заключать длительные прямые контракты.

Третья проблема — агропроизводители предпочитают пытаться урвать куш на ценовых качелях, не замечая, что в долгосрочной перспективе это не слишком выгодная стратегия. Хозяйства, заключающие длительные, многолетние контракты с фиксированной ценой и умеющие держаться за стабильного надежного покупателя, — в Украине страшная редкость. А значит, лук еще долго будет у многих вышибать слезу.

Другие из борща

Летом морковь в Украине била все рекорды — в рознице ее местами продавали дороже 40 грн. за кг. Сейчас, конечно, цены заметно упали, но все равно превосходят прошлогодние примерно на 60%. Оптовая цена на морковь достигла 5—6 грн./кг.

Стремительнее этот корнеплод дешевел в октябре — больше, чем на 20% за месяц. Обвал связан не только с уборкой, но и с тем, что высокие цены спровоцировали волну дешевого импорта — преимущественно из Беларуси. Пока что наши аграрии не научились защищать внутренний рынок, балансируя его ценой предложения.

Очень привлекательно выглядит для аграриев капустная перспектива. В Польше белокочанной капусты убрали очень мало, и цена там взлетела более чем в 3 раза по сравнению с прошлым годом!

Польша готова потреблять импорт, и украинские цены тут же отреагировали — за прошлый месяц взлетели на 40%. Впрочем, это не значит, что наши аграрии все поголовно станут поставлять на внешние рынки продукцию экспортного качества. Скорее это банальный рефлекс — видя высокую цену у соседей, производители решили придержать продукт до роста цен на отечественном рынке. Во что превращается упование на высокие цены весной, разбиралось на примере других культур.

Проблема овощей борщовой группы в том, что отечественный производитель часто не может заработать даже на экспорте в близкую Польшу — по причине того, что не способен сформировать экспортные партии надлежащего качества. Грустная песня об отсутствии вменяемой кооперации и тут звучит рефреном.

Кстати, справедливости ради стоит отметить, что для отечественных потребителей данная ситуация не всегда во вред — если аграрии начнут массово вывозить ту же морковь нового урожая в Польшу, цены в супермаркетах достигнут небес.

Кислые ягоды

Ягодный сезон считается с июня включительно — поэтому сейчас итоги мы можем проводить только по прошлому маркетинговому году. Ягоды с другими фруктами и орехами показывают небывалый прирост экспорта, особенно в Польшу. Всего за пару лет цифры выросли вдвое и достигли 56 млн. долл. за прошлый маркетинговый год.

Между тем Польша сама по себе производит большое количество ягод, и местные фермеры усматривают в Украине не иллюзорную угрозу. Наши же производители видят в соседях окно в Европу — недаром по некоторым культурам (например, таким важным, как малина) доля польского экспорта в общей структуре отечественной торговли на внешних рынках приближается к 80%.

Польша, между тем, может проглотить очень много, а Украина с появлением высокопродуктивных ягодников может так же много поставлять. По самым осторожным оценкам, экспорт реально удвоить всего за пару лет.

Способно ли это вызвать политические трения, ведь в этом году польские фермеры требовали от своего правительства ввести эмбарго на украинские ягоды, банкротящие местных производителей?

Об этой истории много писали и в наших СМИ, но она скорее свидетельствует об успехе нашей плодово-ягодной отрасли, чем о серьезном конфликте.

Дело в том, что здесь на стороне украинских ягодников польские переработчики и перекупщики — им гораздо интереснее работать с более дешевым сырьем. Но что самое главное — Польша просто не способна позволить себе протекционистские меры, ведь она тут же получит по рукам от ЕС. И еще одна причина, по которой Варшава не может пойти на обострение, — симметричные меры со стороны Киева нанесут экономике Польши значительно более сильный урон, ведь мы очень важный и большой рынок для польских продуктов.

Какой урок можно извлечь из этой ситуации? Во-первых, заметно повысить маржинальность ягодного бизнеса поможет переработка по эту сторону границы. Во-вторых, тем, кто закладывает сегодня ягодные плантации, нужно понимать, что это очень динамичный рынок. Выбор культуры чрезвычайно важен, и менять количество площадей под каждой придется ежегодно. И порой весьма кардинально.

Здесь, кстати, имеется нюанс в виде граблей, на которые нередко наступают начинающие. Они выбирают культуру, руководствуясь не текущим рынком, а маркетинговыми расчетами, которые предоставляют продавцы саженцев.

Самый яркий пример такого рода — раскрутка жимолости. Фермерам обещают невероятную маржинальность и грандиозные перспективы. Вот только забывают добавить, что культура эта совершенно незнакома ни внутреннему потребителю, ни тем более европейскому. Чтобы вывести на рынок новую ягоду, нужны годы упорного труда и многомиллионные инвестиции в маркетинг. Те же, кто этого не понимает, вынуждены будут через пару лет выкорчевывать невостребованные и дорогостоящие плантации.

Настоящая мука

Пара строчек о главном нашем кормильце — зерне, ставшем основной причиной засилья в секторе чудовищных агрохолдингов. Опасения не слишком хороших урожаев не сбылись, и Украина соберет примерно на 5% больше зерновых, чем в прошлом году. К середине ноября намолочено уже 65,1 млн. т. — по данным Минагрополитики.

В сезоне 2018/19 г. экспортировано уже 15,5 млн. т. зерновых, что на 0,5 млн т. больше, чем на тот же период прошлого года. Причем если экспорт пшеницы в этом году заметно просел, то продажи кукурузы за рубеж резко выросли — на 1,53 млн. т. на сегодняшний день.

Благодаря хорошему урожаю в стране вырастет такой статистический показатель, как объем валовой сельскохозяйственной продукции — ожидается, что его рост по сравнению с прошлогодним составит 5,1% и будет достигнута планка в 262 млрд. грн.

Но почему мы так интенсивно торгуем зерном и так плохо — продуктами его переработки?

Например, очень тревожная деталь — украинских мукомолов жестоко вытесняют с внешних рынков. Падение экспорта грандиозное, больше чем в два раза. Тому есть несколько причин.

Прежде всего нужно знать, что мукомольный бизнес — маломаржинальный во всем мире, для многих предприятий показатель находится в районе 10%. Тем не менее это тоже добавочная стоимость, и экспортировать муку — лучше, чем просто вывозить непереработанное зерно.

А с этим у Украины всегда были проблемы. Экспортеры, как правило, работали с очень узким кругом покупателей. Так, около 40% всего нашего мучного экспорта потребляла Северная Корея.

Отнять этот рынок у Киева оказалось чрезвычайно просто. Россия стала вливать деньги в модернизацию мукомольных мощностей, дотировать сегмент и воспользовалась общей границей с Северной Кореей — логистика с помощью железнодорожного сообщения стала козырной картой.

А ведь Россия будет и дальше проводить экспансию на внешних рынках, причем очень агрессивно — уже прозвучали заявления Кремля о намерении нарастить за счет дотаций и поддержки сектора экспорт муки больше чем в 10 раз!

Украинцы оказались не готовы к такому удару под дых — мукомолы, как и многие наши аграрии, не умеют системно осваивать новые рынки. То, что на мукомольный рынок в этом году с невероятно привлекательными демпинговыми предложениями вышла и Турция (правительство для поддержания переработчиков продавало им зерно по бросовым ценам), окончательно подорвало наш экспорт.

Кроме банального неумения торговать, огромные проблемы вызваны устаревшими мощностями и нежеланием вливать инвестиции в модернизацию. На подавляющем большинстве мукомольных предприятий в Украине стоит оборудование не моложе 30 лет.

И эти мощности большую часть времени простаивают — загружать их по полной просто невыгодно. Ситуацию может спасти лишь ориентация бизнеса на энергоэффективность, расширение линейки готовой продукции, повышение качества.

Самое главное для переработчиков и аграриев — понять, что ситуация на глобальном агрорынке серьезно изменилась. Конкуренция обострилась настолько, а рынки стали так открыты, что маржинальности в 80—100% больше не будет никогда (за исключением узконишевых аномалий на коротких промежутках времени).

Многим придется смириться с долгосрочной рентабельностью в районе 10% и даже ниже.

И, тем не менее, агросектор еще долго будет локомотивом украинской экономики. Только за 9 месяцев 2018 г. доля агропродукции в нашем экспорте превысила 37% (по данным Института аграрной экономики). За то же время экспорт аграрной продукции в ЕС составил 4,12 млрд. долл., что больше импорта в 2,16 раза.

Но говоря о развитии страны, нужно иметь в виду — такое развитие грандиозных агрохолдингов, какое наблюдается в Украине, может привести и уже приводит к серьезным проблемам. Стране позарез нужны эффективные средние и мелкие фермеры — по целому ряду и экономических, и социальных причин. Однако конкурировать с гигантами они смогут лишь тогда, когда научатся сотрудничать и кооперироваться. Пожалуй, именно выращивание такого «фрукта», как кооперация, до сих пор остается самой серьезной проблемой отечественного агросектора.

Как раз этому главному уроку нас учат приключения других фруктов и овощей.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Итоги рекордного урожая: овощи на складах поражены...

Государственные санврачи установили, какие недуги губят свеклу, морковь, капусту в...

В валютных колебаниях виноваты... «черные фермеры»

Вот уже несколько лет агросектор является основным поставщиком валюты в Украину.

Я бы в фермеры пошел

Петр Порошенко подписал закон, реализация которого даст селу от 200 тыс. до 1,1 млн. новых...

Загрузка...

Santa Barbara Hills Park — райский уголок на острове Афродиты

Солнечный остров Кипр — жемчужина Средиземноморья — не оставит равнодушным...

Треть Донбасса — минное поле

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — актуальные темы, пребывающие в фокусе...

Евробляхерам дали срок до выборов

За мечту о качественном и недорогом авто европейской сборки для рядового украинца...

Родина-мать зовет

Украина начинает внедрять международные стандарты по борьбе с размыванием базы...

КОТтеджи для бездомных

Деревянные «многоквартирные апартаменты» расположены во дворе дома по ул....

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка