Наследство Курченко: возрождение или коммерческая несостоятельность

12 Сентября 2020 0

Медиамагнаты выстроились в очередь за право управлять «Украинским медиахолдингом» — некогда крупнейшим в стране конгломератом газет, радиостанций и интернет-порталов.

Вопреки утверждениям о скорой смерти традиционных средств массовой информации, вытесняемых социальными медиа, интерес к ним все еще велик. Подтверждением этому является ажиотаж вокруг конкурса за право управления активами «Украинского медиахолдинга» (УМХ), конфискованными государством у приближенного к экс-президенту Виктору Януковичу Сергея Курченко.

Подготовкой этого конкурса занимается Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Сокращенно — Агентство по розыску и менеджменту активов, или АРМА.

Управителя для УМХ планировали найти еще в июле. Однако по итогам первого конкурса АРМА не определило победителя по причине несоблюдения участниками конкурсных требований. Среди таких требований назывались сведения о просроченных долгах, наличии достаточного количества квалифицированных сотрудников, оплате их труда и т.д.

Поэтому в АРМА приняли решение о повторном конкурсе, назначив конечную дату приема документов от участников 28 августа.

После этой даты агентство сообщило о шести кандидатах на управление активами УМХ, среди которых оказались подразделения крупнейших медиахолдингов Украины, такие как ООО «1 + 1 Интернет» Игоря Коломойского и ООО «Сегодня Мультимедиа» — Рината Ахметова. Конкуренцию им готовы составить ООО «Издательский Дом Масави» Виктора Гольдского (издатель «Комментариев»), ООО «Коммуникационный Хаб «Экономика» Константина Паршина («Инвестгазета»), ООО «Объединенная Медиа Группа» бывшего гендиректора «1+1» Максима Варламова и ООО «Издательство Украинский Медиа Дом» луганчанина Виктора Покатилова.

Помимо этих шести участников, заявку на участие в первом конкурсе подавала и «Телерадиокомпания «Шансон», входящая в «Бизнес Радио Групп». Однако радиохолдинг Анатолия и Ларисы Евтуховых решил сложить оружие и не принимать участия в баталиях за управление активами некогда крупнейшего в стране медиахолдинга.

УМХ можно с полным основанием назвать стартапом харьковского журналиста и редактора Бориса Ложкина, создавшего сначала собственную газету АТВ, рассказывавшую харьковчанам истории из жизни звезд кино и телевидения, а затем телегид «Теленеделя», который в середине 90-х гг. стал самым рейтинговым украинским изданием.

Следующим шагом бизнесмена стала покупка франшизы на выпуск в Украине популярных общесоюзных изданий, таких как «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты», «Известия» и другие, которые в то время продолжали пользоваться любовью украинских читателей и имели многомиллионную аудиторию.

Эти проекты потребовали расширения сети реализации и значительного увеличения финансирования. Поэтому к ним Борис Ложкин привлекал известных украинских олигархов, таких как Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов (КП в Украине), Григорий и Игорь Суркисы (газета «Команда») и другие.

Уже в начале 2000-х совокупный тираж изданий УМХ достигает 115 млн. экземпляров.

Активно развивается радионаправление, а затем и интернет-медиа. И к середине 2000-х медиахолдинг Ложкина становится лидером в этих сегментах СМИ, опережая конкурентов по количеству аудитории и рекламным поступлениям.

Впрочем, решающим в судьбе УМХ, вероятно, стало приобретение прав на издание в Украине журнала Forbes, который с 2011 г. начал серию расследований о бизнесе старшего сына Виктора ЯнуковичаАлександра и его окружения, к которому причисляли крупнейших чиновников тех лет. В т.ч. главу Нацбанка и первого вице-премьер-министра Сергея Арбузова, министра доходов и сборов Александра Клименко, министра энергетики Эдуарда Ставицкого, «семейного» олигарха Сергея Курченко и других приближенных к власти чиновников и бизнесменов.

Мощная команда УМХ, в которой трудилось около 4,5 тыс. сотрудников, и хорошо выстроенный бизнес с многомиллионными газетными тиражами и интернет-аудиторией привлекли внимание Сергея Курченко, который в 2013 г. стал обладателем активов УМХ, заплатив Борису Ложкину и его партнерам порядка $400 млн.

Астрономическая сумма сделки, по мнению медиаэкспертов, была неадекватно завышена и продиктована в значительной мере политическими амбициями и желанием окружения Виктора Януковича обзавестись собственной медиаподдержкой.

Если верить менеджерам, сопровождавшим сделку, на ее обеспечение работало несколько десятков юристов, изучавших буквально все аспекты перехода собственности в компаниях, владеющих многочисленными подразделениями УМХ, включая газеты, радиостанции и интернет-порталы.

Финансовым партнером Сергея Курченко выступил «Укрэксимбанк», выдавший группе «ВЕТЭК» кредит в размере $160 млн. на 9 лет. Тогда как оставшиеся $240 млн. заплатили компании, аффилированные с группой Курченко.

Однако после победы евромайдана и бегства из страны Виктора Януковича сделка начала сыпаться. В 2014 г. американская редакция Forbes разорвала договор о выпуске журнала в Украине. И в конце 2015 г. активы УМХ подверглись спецконфискации, поскольку некоторые структуры, финансировавшие приобретение УМХ, фигурировали в уголовных делах, возбужденных против Сергея Курченко и его партнеров.

Одним из деловых партнеров Бориса Ложкина в то время называли и действующего президента Петра Порошенко, который имел 3% акций УМХ и также получил долю от сделки с «семейным» олигархом Виктора Януковича. Сам Ложкин в то время руководил Администрацией Президента.

Тем не менее сделка по продаже УМХ вызвала большой международный резонанс, что в конечном счете привело к тому, что после длительных судебных разбирательств активы УМХ в 2019 г. были переданы под управление АРМА.

Часть медиаимперии Ложкина—Курченко все же удалось вывести из-под ареста. К ним относится ООО «Кепрейт партнерс» (Bigmir.net, I.ua, Tochka.net, Gloss.ua, FoodMood, IRunning, MPort, BikeMe), ООО «Издательство «Украинский Медиа дом», управляющий проектами «Футбол», «Корреспондент», «Архидея», TV.ua, Smak.ua, iSport.ua, Kolobok.ua и Vgorode, а также «Наше радио» (ЧАО «Наше радио») и «Радио Пятница» (ООО «Новий обрій»).

Однако и без них АРМА включило в перечень конкурсных активов корпоративные права на 72 юридических лица, ценные бумаги 7 юрлиц, интеллектуальную собственность на 283 торговые марки, 20 единиц полиграфического оборудования и недвижимость в различных регионах.

Так, среди интернет-активов УМХ можно выделить портал I.UA с почтовым сервисом. По данным Интернет-ассоциации Украины (ИнАУ), в прошлом году этот портал оказался на 22-м месте по посещаемости и пользовался спросом у 15% украинской интернет-аудитории.

В ТОП-200 украинских сайтов портал «Комсомолки» — Kp.ua — занял 117-е место, Bigmir.net — 95-е, а Tochka.net — 147-е место. Хотя два последние ресурса, как указано выше, не находятся под арестом и по результатам конкурса не будут переданы под внешнее управление.

В УМХ не комментируют организационные моменты, связанные с проведением конкурса. Правда, ранее называли его неправомерным. В то же время в «Медиа Группе Украина» Рината Ахметова называли конкурс «скрытой внеконкурсной лицензией на вещание», также запрещенной законом. Тогда как наиболее заинтересованной стороной в проведении конкурса называли медиаструктуры Игоря Коломойского, который за очень небольшую плату получил бы в управление активы своего бывшего медиапартнера, уже раз проданные Курченко.

Еще одной заинтересованной стороной в передаче УМХ под управление называют Офис президента. Владимир Зеленский не имеет собственной медиаподдержки и вынужден завоевывать лояльность СМИ подковерными играми с олигархами.

Впрочем, в последние годы большинство медиаактивов УМХ претерпели не лучшие изменения. К примеру, «Комсомольская правда» еще год назад свернула региональные филиалы, оставив рекламные подразделения, собирающие объявления для изданий «Теледом», «Телескоп» и др. Пользоваться большим влиянием на умы такие издания не могут по определению.

Наиболее рентабельными подразделениями УМХ из тех, что выставлены на конкурс, называют радиостанции. Тогда как интернет-медиа в обозримом будущем будут приносить все меньший доход.

По мнению члена совета директоров Всеукраинской ассоциации периодической прессы, управляющего директора AMS Agency Натальи Бойко, медиа-бизнес в Украине, к сожалению, так и не стал инвестиционно привлекательным бизнесом, поэтому мотивы кандидатов на роль управителей активами УМХ, очевидно, имеют политический характер. Однако, несмотря на потери позиций за последние несколько лет, интернет и радио-составляющая УМХ, все еще представляют собой достаточно ценный медиа-ресурс, как для коммерческой рекламы, так и для решения электоральных задач. Возрождение популярности таких печатных брендов, как «Комсомолка в Украине» или АиФ, г-жа Бойко считает нереальной и неблагодарной задачей. Однако, с точки зрения текущих охватов более взрослой и консервативной аудитории, они все еще могут считаться влиятельным ресурсом.

Так, телеком-эксперт Станислав Юрасов рассказал «2000», что стоимость самой интернет-площадки сейчас стремится к нулю, поскольку половину трафика украинские сайты получают через Google. Почтовые услуги (e-mail) также сокращаются. Их вытесняют различные мессенджеры. Зачастую только официальные письма и запросы рассылаются с почтовых ящиков, а все неофициальные — через Телеграм-каналы.

Поэтому, как считает эксперт, конкурс по продаже АРМА активов УМХ, скорее всего, сведется к громким обещаниям возродить некогда крупнейший медиахолдинг, поиском под этот проект инвесторов, а через некоторое время — признанием, что идея оказалась коммерчески несостоятельной.

Но даже при таком раскладе оживление десятка интернет-порталов, нескольких печатных изданий и радиостанций потребует шестизначных вливаний, привлечения большого количества профессионалов и, конечно же, благоприятно скажется на состоянии всего медиарынка.

И то, что этого не желают медиагранды, вполне объяснимо. Им придется конкурировать за журналистов, искать новые идеи и поддерживать лидерский статус.

Пока же, как утверждают в АРМА, кандидаты на управление активами УМХ готовы заплатить за это право от 1 грн. до 5 млн. грн.

Особенности национальной депутатской опеки

Депутат ВР Сергей Демченко широко известен как владелец здания, в котором размещался...

Заплати патент и катайся сколько влезет

Официальный «грач» будет платить по 393,6 грн. ежемесячно

«Центр занятости» Сороса

Новый призыв молодых «соросят», «либертарианцев», «слуг МВФ» и прочих...

Новые и не только космические приоритеты

«Укроборонпром» подлежит полной трансформации и должен стать управляющей...

Друга за долги

Продажа домашних питомцев на аукционах в Украине может стать нормой.

Кровавые фермы

В эпоху стремительного развития технологий и инноваций, остается место для...

Перед пустым залом

В Киеве разбегаются арендаторы офисной недвижимости

Дай лапу, Друг!

Во время карантина домашних питомцев cтали выбрасывать на улицу.

«Церковный вопрос» в повестке МИДа

Устав Украинской православной церкви однозначно указывает на то, что ее центр...

Коронавирус в Италии: украинцы убегать домой не...

В Украине подтвердился первый случай заболевания коронавирусом. Он зафиксирован в...

Ольга Добровольська: «Чоловіки війну самі не...

Никто не сможет быть так человечен, так участлив, как женщина

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка