Не стоит обольщаться

№9(809) 3 -- 9 марта 2017 г. 01 Марта 2017 2 4.3

Правительство улучшило показатели госбюджета. Правда, сделать это удалось в основном за счет взимания НДС с украинских потребителей и сокращения расходов на ВПК.

Уровень дефицита сводного бюджета 2016 г. оказался меньше планового и составил 2,3% ВВП. Дело в том, что поступления были немного выше ожидаемых правительством (+0,2%). Ситуацию удалось улучшить в том числе и за счет перевыполнения планов доходов местных бюджетов (на 4,2%).

Вместе с тем и расходы сводного бюджета были меньше ожидаемых на 6,3%. Во-первых, из-за недовыполнения плана неналоговых поступлений в специальный фонд доходной части бюджета. Во-вторых, меньших объемов внутреннего кредитования. Наконец, серьезным ограничителем расходов стал провал процесса т. н. большой приватизации. Планы не были выполнены (собрали только 1%, или 0,2 млрд. грн. от ожидаемых 17,1 млрд. грн.), а ведь поступления от продажи госимущества являлись очень важными для финансирования бюджета.

Мытарства казны

Совокупные расходы сектора общего государственного управления составили 46,6% ВВП в 2016 г., что выше ожидаемого показателя (43% ВВП), но меньше соответствующей цифры 2015 г. (47,8% ВВП).

Главная причина этого — национализация «ПриватБанка». Переход крупнейшего частного финансового учреждения в собственность государства увеличил квазифискальные расходы на 4,5% ВВП и привел к росту госдолга до 82% ВВП (для докапитализации банка правительство выпустило ОВГЗ на 107 млрд. грн. в декабре 2016 г.). В итоге совокупный дефицит сектора общего государственного управления в 2016 г. вырос до 7,7% ВВП.

Добавим, что рост тарифов на коммунальные услуги и удешевление поставок импортного газа сделали ненужной господдержку НАК «Нафтогаз Украины» (предполагалась на уровне 0,2% ВВП).

На субсидии населению государство потратило около 2% ВВП в 2016 г. Для сравнения, в 2013—2015 гг. (до перехода на рыночные тарифы) среднегодовой объем господдержки «Нафтогаза» составлял 2,8% ВВП. То есть сейчас государство экономит примерно 0,8% ВВП.

Доходная часть сводного бюджета наполнялась преимущественно за счет налогов. Фискальные поступления в прошлом году увеличились на 28% по сравнению с 2015 г. (план налоговых доходов был перевыполнен на 2,6%). Эксперты видят причину в относительном оживлении экономической активности во втором полугодии 2016 г.

Не оправдался лишь оптимизм по поводу рентных поступлений — их собрали в объеме только 72% от плана. И дело тут не в низкой налоговой дисциплине предпринимателей, а скорее — в неоправданно завышенных правительством целевых показателях по взиманию данного платежа.

Как обычно, наибольший объем налогов заплатили украинские потребители. Так, в структуре поступлений 36,2% занимает НДС. Напомню, все мы оплачиваем 20% налога на добавленную стоимость, приобретая в магазинах абсолютно любой товар. Еще 15,6% обеспечили сборы с подакцизных товаров — алкоголя и табака, к примеру.

Эти цифры можно трактовать двояко. С одной стороны, данная статистика может свидетельствовать об оживлении потребительского спроса в стране. Но также и о том, что население продолжает тратить на пропитание свои сбережения, которых, по подсчетам НБУ, на руках у украинцев скопилось более $90 млрд.

Налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) и прибыль предприятий также оказались выше ожидаемых (30,5%). Эксперты полагают, что это стало результатом определенного роста зарплат и улучшения финансовых показателей компаний.

А вот неналоговые поступления ниже запланированных на 3,1%. Так, недобор собственных доходов бюджетных учреждений составил 6,5 млрд. грн. Здесь аналитики видят причины в несовершенном планировании государственными структурами своих доходов.

Украина недополучила планируемые средства от международных организаций (1,4 млрд. грн.). Эта сумма некритична по сравнению с совокупными доходами, но для отдельных направлений финансирования могла быть ощутимой.

Чересчур оптимистичное планирование и вялая борьба с коррупцией привели к недобору средств от специальной конфискации. Ведь поступило лишь 9% (на 7,5 млрд. грн. меньше) от запланированных в 2016 г. сумм.

Именно эти средства, являющиеся частью спецфонда, предназначались для оборонных статей расходов, которые были недофинансированы на эквивалентную сумму.

Бедные родственники

Расходную часть сводного бюджета (без учета кредитования) в 2016 г. не выполнили на 5,4% (на 47,7 млрд. грн.). Частично это объясняется ограниченными возможностями финансирования (в частности, меньше, чем запланировано, поступлений от приватизации и внешних заимствований), а также недобором по отдельным категориям доходов специального фонда.

Высокий процент выполнения был по защищенным расходам — оплата труда, социальное обеспечение и обслуживание долга (98—99% плана).

А вот расходы на приобретение товаров и услуг на 10,9% меньше, чем ожидалось (вполне вероятно, что, кроме нехватки финансирования, это может быть следствием и более прозрачных механизмов в сфере государственных закупок).

Финансирование капитальных расходов на 23,1% меньше, чем ожидалось. Это обусловлено в основном бестолковым планированием, а также громоздкими и длительными процедурами согласования этих расходов.

Абсолютно ничего нового. Такая ситуация с реализацией государственных инвестиционных проектов будет прогнозированно повторяться, пока не внедрят среднесрочное бюджетное планирование и более эффективные алгоритмы согласований.

При этом более половины капитальных расходов в 2016 г. было лихорадочно профинансировано в последние два месяца года. Понятно, что в данном случае не приходится говорить о каком-то качестве и эффективности подобных инвестиций.

Больше всего расходов пришлось на социальную защиту, образование и общегосударственные функции (72% из них — расходы на обслуживание долга). При этом расходы на обслуживание госдолга (4,1% ВВП) сопоставимы с финансированием здравоохранения, духовного и физического развития (совокупно 4% ВВП).

Объем социальных расходов сводного бюджета в 2016 г. составил 11% ВВП. Более половины из них ушло на трансферт Пенсионному фонду (6% ВВП). Так, в результате снижения в прошлом году ставки единого социального взноса с 40% до 22% собственные доходы фонда уменьшились с 8,6% ВВП в 2015 г. примерно до 4,8% ВВП в 2016-м.

При этом дефицит ПФ увеличился с 1,2% ВВП в 2015 г. до 3,7% ВВП. То есть чуть менее половины всех пенсионных выплат в 2016 г. покрывались госбюджетом, а не за счет собственных доходов фонда. Эксперты полагают, что такое соотношение вряд ли ощутимо изменится к лучшему в краткосрочном периоде.

Расходы на образование в сводном бюджете составили 5,5% ВВП в 2016 г., что меньше, чем в 2015-м (5,7% ВВП). План расходов на образование не выполнен на 6,8%, вероятно, за счет недофинансирования капитальных расходов, а также приобретения товаров и услуг.

Логично выглядит уменьшение госрасходов на высшее образование до 1,5% ВВП (а без учета выплат из специального фонда, большая часть которого профинансирована за счет студентов-контрактников, затраты на высшее образование составляли около 1% ВВП, что сопоставимо с показателями стран ОЭСР). Но плохо, что снизилось финансирование начального и среднего образования до 2,6% ВВП.

Расходы на обслуживание государственного долга составили 4,1% ВВП в 2016 г. Это на треть меньше, чем планировалось. Впрочем, госдолг растет динамично, и в ближайшие годы траты на его обслуживание будут оставаться высокими.

Оборонные расходы в сводном бюджете 2016-го составили 2,5% ВВП. Это меньше, чем ожидалось. Как уже говорилось выше, так произошло из-за непоступления средств от спецконфискации. Аналитики советуют: для оборонных расходов в условиях вооруженного противостояния в Донбассе необходимо предусматривать более надежные источники финансирования, в частности из общего фонда бюджета.

Фискальные результаты прошлого года свидетельствуют о необходимости продолжать структурные реформы, делают выводы эксперты, чтобы сократить квазифискальные расходы (в том числе за счет лучших стандартов корпоративного управления на государственных предприятиях и в банковских учреждениях), улучшить бюджетное планирование (активизировать переход к среднесрочному планированию), повысить эффективность расходов.

1 «Фискальные итоги 2016. Экспресс-анализ». Руководитель проекта: Ирина Пионтковская, старший экономист ЦЭС. Соавтор: Юлия Руда, младший экономист ЦЭС. Дата: 22 февраля 2017 г.

Справка «2000»

Центр экономической стратегии: 01033, Киев, ул. Саксаганского, 36д, 3-й подъезд, 3-й этаж, тел. (044) 492-7970, www.ces.org.ua, office@ces.org.ua

По материалам центра экономической стратегии

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Они уходят

Кабул остается на съедение

Жесткие требования к недружественной власти

В ходе своей прямой линии Владимир Путина фактически заявил, что Россия никогда не...

Прости нас, Лакки!

Подготовка собак в искусственных условиях ведет к потере племенных качеств: у собаки...

Долг красен арестом имущества

Воспользоваться сайтом Единого реестра специалисты советуют не только должникам, но и...

Градоустройство столицы

Столица располагает значительными территориальными резервами...

Фантом национальной безопасности

Ввиду многолетней продемократической риторики само слово «внесудебный» должно...

Надо строить прагматичные отношения

Евроскептиков пугают мрачные перспективы разорения отечественных производителей,...

Украинский подвид паразитирующего реформизма

Уже в феврале — под лозунгами о реформах и развитии — начнется движение по пути...

В поисках ренессанса

Когда в отечественном небе будут десятками летать новые машины, появится и зарубежный...

Антарктическая эстафета

В субботу, 6 февраля, украинские исследователи Антарктиды, а вместе с ними все, кому не...

Мрачное Средневековье

Коллекторам запретят взаимодействовать с должниками с 20 часов до 8.00

Собрание акционеров без акционеров

Начало 2021 г. ознаменовалось новым витком давления на запорожское предприятие АО...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор
02 Марта 2017, Виктор

Манипуляции цифрами ни о чем. Ну например, ост тарифов дал дополнительные 140 млрд. Это больше 23 млрд НДС. Это больше чем вырос сбор по НДС. Значит сборы гдетотупали, а где-то это в секторе экономики. А по цифрами везде хорошо. Дифицита платежного баланса меньше плана? Опять же возьмем тарифы и субсидии. Запланировали меньше необходимого, да еще и не все выплатили. Жанглирование цифрами. Сколько не перекладевай из одного кармана в другой больше не станет.

- 4 +
Виктор
02 Марта 2017, Виктор

Да и субсидирование нафтогаза меньше по банальной причине, газа израсходовали больше, чем покупали , тоесть расходовали закупленное в прошлом периоде. Да затраты у нас остались в 2015, а прибыль от продажи посчитали в 2016. Вот и красивая цифирь. Даже премии за такую цифирь немалые выписали всяким ветренко.

- 4 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка