Не стоит обольщаться

№9(809) 3 -- 9 марта 2017 г. 01 Марта 2017 2 4.3

Правительство улучшило показатели госбюджета. Правда, сделать это удалось в основном за счет взимания НДС с украинских потребителей и сокращения расходов на ВПК.

Уровень дефицита сводного бюджета 2016 г. оказался меньше планового и составил 2,3% ВВП. Дело в том, что поступления были немного выше ожидаемых правительством (+0,2%). Ситуацию удалось улучшить в том числе и за счет перевыполнения планов доходов местных бюджетов (на 4,2%).

Вместе с тем и расходы сводного бюджета были меньше ожидаемых на 6,3%. Во-первых, из-за недовыполнения плана неналоговых поступлений в специальный фонд доходной части бюджета. Во-вторых, меньших объемов внутреннего кредитования. Наконец, серьезным ограничителем расходов стал провал процесса т. н. большой приватизации. Планы не были выполнены (собрали только 1%, или 0,2 млрд. грн. от ожидаемых 17,1 млрд. грн.), а ведь поступления от продажи госимущества являлись очень важными для финансирования бюджета.

Мытарства казны

Совокупные расходы сектора общего государственного управления составили 46,6% ВВП в 2016 г., что выше ожидаемого показателя (43% ВВП), но меньше соответствующей цифры 2015 г. (47,8% ВВП).

Главная причина этого — национализация «ПриватБанка». Переход крупнейшего частного финансового учреждения в собственность государства увеличил квазифискальные расходы на 4,5% ВВП и привел к росту госдолга до 82% ВВП (для докапитализации банка правительство выпустило ОВГЗ на 107 млрд. грн. в декабре 2016 г.). В итоге совокупный дефицит сектора общего государственного управления в 2016 г. вырос до 7,7% ВВП.

Добавим, что рост тарифов на коммунальные услуги и удешевление поставок импортного газа сделали ненужной господдержку НАК «Нафтогаз Украины» (предполагалась на уровне 0,2% ВВП).

На субсидии населению государство потратило около 2% ВВП в 2016 г. Для сравнения, в 2013—2015 гг. (до перехода на рыночные тарифы) среднегодовой объем господдержки «Нафтогаза» составлял 2,8% ВВП. То есть сейчас государство экономит примерно 0,8% ВВП.

Доходная часть сводного бюджета наполнялась преимущественно за счет налогов. Фискальные поступления в прошлом году увеличились на 28% по сравнению с 2015 г. (план налоговых доходов был перевыполнен на 2,6%). Эксперты видят причину в относительном оживлении экономической активности во втором полугодии 2016 г.

Не оправдался лишь оптимизм по поводу рентных поступлений — их собрали в объеме только 72% от плана. И дело тут не в низкой налоговой дисциплине предпринимателей, а скорее — в неоправданно завышенных правительством целевых показателях по взиманию данного платежа.

Как обычно, наибольший объем налогов заплатили украинские потребители. Так, в структуре поступлений 36,2% занимает НДС. Напомню, все мы оплачиваем 20% налога на добавленную стоимость, приобретая в магазинах абсолютно любой товар. Еще 15,6% обеспечили сборы с подакцизных товаров — алкоголя и табака, к примеру.

Эти цифры можно трактовать двояко. С одной стороны, данная статистика может свидетельствовать об оживлении потребительского спроса в стране. Но также и о том, что население продолжает тратить на пропитание свои сбережения, которых, по подсчетам НБУ, на руках у украинцев скопилось более $90 млрд.

Налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) и прибыль предприятий также оказались выше ожидаемых (30,5%). Эксперты полагают, что это стало результатом определенного роста зарплат и улучшения финансовых показателей компаний.

А вот неналоговые поступления ниже запланированных на 3,1%. Так, недобор собственных доходов бюджетных учреждений составил 6,5 млрд. грн. Здесь аналитики видят причины в несовершенном планировании государственными структурами своих доходов.

Украина недополучила планируемые средства от международных организаций (1,4 млрд. грн.). Эта сумма некритична по сравнению с совокупными доходами, но для отдельных направлений финансирования могла быть ощутимой.

Чересчур оптимистичное планирование и вялая борьба с коррупцией привели к недобору средств от специальной конфискации. Ведь поступило лишь 9% (на 7,5 млрд. грн. меньше) от запланированных в 2016 г. сумм.

Именно эти средства, являющиеся частью спецфонда, предназначались для оборонных статей расходов, которые были недофинансированы на эквивалентную сумму.

Бедные родственники

Расходную часть сводного бюджета (без учета кредитования) в 2016 г. не выполнили на 5,4% (на 47,7 млрд. грн.). Частично это объясняется ограниченными возможностями финансирования (в частности, меньше, чем запланировано, поступлений от приватизации и внешних заимствований), а также недобором по отдельным категориям доходов специального фонда.

Высокий процент выполнения был по защищенным расходам — оплата труда, социальное обеспечение и обслуживание долга (98—99% плана).

А вот расходы на приобретение товаров и услуг на 10,9% меньше, чем ожидалось (вполне вероятно, что, кроме нехватки финансирования, это может быть следствием и более прозрачных механизмов в сфере государственных закупок).

Финансирование капитальных расходов на 23,1% меньше, чем ожидалось. Это обусловлено в основном бестолковым планированием, а также громоздкими и длительными процедурами согласования этих расходов.

Абсолютно ничего нового. Такая ситуация с реализацией государственных инвестиционных проектов будет прогнозированно повторяться, пока не внедрят среднесрочное бюджетное планирование и более эффективные алгоритмы согласований.

При этом более половины капитальных расходов в 2016 г. было лихорадочно профинансировано в последние два месяца года. Понятно, что в данном случае не приходится говорить о каком-то качестве и эффективности подобных инвестиций.

Больше всего расходов пришлось на социальную защиту, образование и общегосударственные функции (72% из них — расходы на обслуживание долга). При этом расходы на обслуживание госдолга (4,1% ВВП) сопоставимы с финансированием здравоохранения, духовного и физического развития (совокупно 4% ВВП).

Объем социальных расходов сводного бюджета в 2016 г. составил 11% ВВП. Более половины из них ушло на трансферт Пенсионному фонду (6% ВВП). Так, в результате снижения в прошлом году ставки единого социального взноса с 40% до 22% собственные доходы фонда уменьшились с 8,6% ВВП в 2015 г. примерно до 4,8% ВВП в 2016-м.

При этом дефицит ПФ увеличился с 1,2% ВВП в 2015 г. до 3,7% ВВП. То есть чуть менее половины всех пенсионных выплат в 2016 г. покрывались госбюджетом, а не за счет собственных доходов фонда. Эксперты полагают, что такое соотношение вряд ли ощутимо изменится к лучшему в краткосрочном периоде.

Расходы на образование в сводном бюджете составили 5,5% ВВП в 2016 г., что меньше, чем в 2015-м (5,7% ВВП). План расходов на образование не выполнен на 6,8%, вероятно, за счет недофинансирования капитальных расходов, а также приобретения товаров и услуг.

Логично выглядит уменьшение госрасходов на высшее образование до 1,5% ВВП (а без учета выплат из специального фонда, большая часть которого профинансирована за счет студентов-контрактников, затраты на высшее образование составляли около 1% ВВП, что сопоставимо с показателями стран ОЭСР). Но плохо, что снизилось финансирование начального и среднего образования до 2,6% ВВП.

Расходы на обслуживание государственного долга составили 4,1% ВВП в 2016 г. Это на треть меньше, чем планировалось. Впрочем, госдолг растет динамично, и в ближайшие годы траты на его обслуживание будут оставаться высокими.

Оборонные расходы в сводном бюджете 2016-го составили 2,5% ВВП. Это меньше, чем ожидалось. Как уже говорилось выше, так произошло из-за непоступления средств от спецконфискации. Аналитики советуют: для оборонных расходов в условиях вооруженного противостояния в Донбассе необходимо предусматривать более надежные источники финансирования, в частности из общего фонда бюджета.

Фискальные результаты прошлого года свидетельствуют о необходимости продолжать структурные реформы, делают выводы эксперты, чтобы сократить квазифискальные расходы (в том числе за счет лучших стандартов корпоративного управления на государственных предприятиях и в банковских учреждениях), улучшить бюджетное планирование (активизировать переход к среднесрочному планированию), повысить эффективность расходов.

1 «Фискальные итоги 2016. Экспресс-анализ». Руководитель проекта: Ирина Пионтковская, старший экономист ЦЭС. Соавтор: Юлия Руда, младший экономист ЦЭС. Дата: 22 февраля 2017 г.

Справка «2000»

Центр экономической стратегии: 01033, Киев, ул. Саксаганского, 36д, 3-й подъезд, 3-й этаж, тел. (044) 492-7970, www.ces.org.ua, office@ces.org.ua

По материалам центра экономической стратегии

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

«Центр занятости» Сороса

Новый призыв молодых «соросят», «либертарианцев», «слуг МВФ» и прочих...

Новые и не только космические приоритеты

«Укроборонпром» подлежит полной трансформации и должен стать управляющей...

Друга за долги

Продажа домашних питомцев на аукционах в Украине может стать нормой.

Кровавые фермы

В эпоху стремительного развития технологий и инноваций, остается место для...

Перед пустым залом

В Киеве разбегаются арендаторы офисной недвижимости

Дай лапу, Друг!

Во время карантина домашних питомцев cтали выбрасывать на улицу.

«Церковный вопрос» в повестке МИДа

Устав Украинской православной церкви однозначно указывает на то, что ее центр...

Ольга Добровольська: «Чоловіки війну самі не...

Никто не сможет быть так человечен, так участлив, как женщина

Коронавирус в Италии: украинцы убегать домой не...

В Украине подтвердился первый случай заболевания коронавирусом. Он зафиксирован в...

Скромное обаяние IT-индустрии

На прошлой неделе государственный целевой фонд, зарегистрированный в конце 2018 г. при...

Уроки коронаистерии

Когда понятия братства и солидарности опорочены и отброшены вместе с...

Комментарии 2
Войдите, чтобы оставить комментарий
Виктор
02 Марта 2017, Виктор

Манипуляции цифрами ни о чем. Ну например, ост тарифов дал дополнительные 140 млрд. Это больше 23 млрд НДС. Это больше чем вырос сбор по НДС. Значит сборы гдетотупали, а где-то это в секторе экономики. А по цифрами везде хорошо. Дифицита платежного баланса меньше плана? Опять же возьмем тарифы и субсидии. Запланировали меньше необходимого, да еще и не все выплатили. Жанглирование цифрами. Сколько не перекладевай из одного кармана в другой больше не станет.

- 4 +
Виктор
02 Марта 2017, Виктор

Да и субсидирование нафтогаза меньше по банальной причине, газа израсходовали больше, чем покупали , тоесть расходовали закупленное в прошлом периоде. Да затраты у нас остались в 2015, а прибыль от продажи посчитали в 2016. Вот и красивая цифирь. Даже премии за такую цифирь немалые выписали всяким ветренко.

- 4 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка