Невидимые перспективы отрасли - привидения

№27—28(826) 7—13 июля 2017 г. 05 Июля 2017 5

У отечественных функционеров имеется странное слепое пятно, не позволяющее заметить целую перспективную отрасль — в нише решения проблем муниципального транспорта. Отсутствие же в этой сфере крупного бизнеса лишает сектор лоббистских усилий.

Эта ниша — велосипедный транспорт, помогающий в организации оптимальных пассажиропотоков во многих мегаполисах мира и генерирующий огромные прибыли.

Стокгольм. Велодорожки отделены от проезжей части заборами, столбиками, а кое-где дороги, тоннели и мосты полностью отдали велосипедистам

Нет такого транспорта

Конфедерация европейской велоиндустрии (Confederation of the European Bicycle Industries, CONEBI) определяет для всего ЕС количество рабочих мест в отрасли в 650 тыс. человек. Только вело-ритейл приносит около 8,5 млрд. евро в год — во многом за счет продажи примерно 20 млн. новых велосипедов.

Европейская велосипедная федерация (European Cyclists' Federation, ECF) оценивает количество европейцев, использующих велосипед в качестве повседневного транспорта, более чем в 60 млн. человек — четверть всех 250 млн. владельцев велосипедов в ЕС. Эта организация считает, что совокупный экономический эффект от отрасли исчисляется суммой до 250 млрд. евро.

Емкость и параметры украинского велорынка остаются по большей части в тени и адекватной оценке не поддаются. Ситуацию усугубляет совершенно неконтролируемый и грандиозный поток подержанных, а то и просто ворованных велосипедов из Европы, которые продаются на множестве стихийных площадок.

Главная причина неразвитости индустрии — то, что отечественный рынок ориентирован преимущественно на обеспечение рекреационных потребностей. Велосипед как транспорт серьезно рассматривается очень немногими клиентами — не в последнюю очередь из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры.

Антон КУЗНЕЦОВ, директор veliki.ua — украинской сети проката, продажи и сервиса велосипедов, утверждает, что при покупке около 10% столичных потребителей намерены использовать велосипед в качестве ежедневного транспорта. Правда, столкнувшись с реальным состоянием инфраструктуры, решается ездить на работу на велосипеде не более 2%.

Дешевые ухищрения

Построение комплексной муниципальной велоинфраструктуры стоит недешево. Например, Стратегия развития велоинфраструктуры, принятая Парижем, предполагает освоение с 2015-го до 2020 г. 150 млн. евро. Это позволит поднять количество транспортных поездок на велосипеде с 5 до 15%. В ряде европейских городов этот показатель уже превышает 30% общего трафика.

В Украине из более чем двух десятков разработанных велостратегий в разных городах не реализована в полном объеме ни одна. Например, в Ровно вместо запланированного финансирования строительства велоинфраструктуры в 1 млн. грн. в 2016 г. средства были выделены лишь в объеме 96 тыс. грн.

Недооценка потенциала велотранспорта связана и с банальными лакунами в подготовке специалистов.

Так, Ксения СЕМЕНОВА, советник столичного городского головы по вопросам развития велоинфраструктуры, координатор работы Ассоциации велосипедистов Киева, утверждает, что большинство отечественных экспертов и инженеров, работающих в области расчета транспортных потоков и трафика, подготовки градостроительных проектов с учетом альтернативных видов транспорта, попросту не владеют современным инструментарием. И хотя в ряде муниципалитетов появляется понимание того, что велосипедную инфраструктуру нужно развивать, людей, умеющих это делать, катастрофически не хватает.

Киев. Лучший велосипед — четырехколесный

Необходимость вкладывать серьезные средства во вроде бы экзотическое решение также становится одной из первых серьезных преград.

Между тем стимулировать использование велосипедов в качестве транспорта можно достаточно простыми административными мерами, эффективность которых проверена во многих городах. Самый простой и низкозатратный — снижение верхней разрешенной скорости движения автомобилей, что, кстати, серьезно уменьшает травматичность ДТП и нередко увеличивает пропускную способность всей транспортной системы.

Если в Киеве реальное ограничение скорости колеблется в диапазоне 80—100 км/ч (с учетом нештрафуемого превышения до 20 км/ч), то в Париже в центральных районах действует ограничение в 30 км/ч и добавляется более 20 зон с верхним пределом скорости в 20 км/ч.

Подобные меры позволяют популяризировать активное использование велосипеда в качестве безопасного транспорта, даже не создавая дорогостоящие объекты инфраструктуры вроде отдельных велодорожек. Так, только за счет административного снижения скорости автотранспорта муниципалитету Флоренции удалось увеличить велотрафик с 0,7% до 5%.

Еще один относительно дешевый прием — это использование муниципальной системы велопроката (работающего обычно на границе окупаемости). Появление такой системы в Барселоне позволило всего за год уменьшить автотрафик на 4%.

Новые манящие ниши

Носителями идеи развития данного вида транспорта не становятся чиновники и администраторы муниципального хозяйства — лишь редкие велопроповедники из гражданских активистов пытаются привлечь внимание к этому перспективному механизму.

В результате за развитие велотранспорта берется бизнес. Антон Кузнецов: «Чтобы стимулировать велотрафик, мы, например, вкладываем в маломаржинальные проекты — в частности, перехватывающие охраняемые велопаркинги у станций метро. Такие мультипойнты почти не генерируют прибыли — они бесплатны для использования до 12 часов, и лишь немногие клиенты прибегают к предлагаемым тут услугам велоремонта. Мы рассчитываем убедить людей использовать велосипед как транспорт, потому что рекреационное применение велосипедов имеет свой потолок — например, рынок велопроката в Киеве уже перенасыщен».

Появление нового сегмента городского транспорта может послужить и развитию новых форматов сервиса — как утверждают игроки рынка, у нас совершенно незанята, например, ниша передвижных мастерских, очень популярных в Европе, когда мастер приезжает к клиенту на специально оборудованном фургоне.

Отсутствует в Украине и страхование как велосипедистов, так и велосипедов. Нет крупных проектов с перехватывающими велопаркингами большой емкости, в т. ч. автоматическими, и т. д.

Почему при наличии таких перспектив бизнесу не удается продавить необходимые структурные решения? Ксения Семенова: «Проблемой является то, что в велоиндустрии представлен лишь малый и средний бизнес, лишенный серьезных ресурсов и ограниченный очень близким горизонтом. По-видимому, один из ключей к успеху лежит в наращивании общей массы такого бизнеса и эффективности его давления на власть».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Украина & Россия: максимальная заморозка в режиме...

Визу в ЕС можно получить за 2 недели, а украинскую приходится ждать месяц, да и стоит она...

Избежать переплат за тепло? Сложно, но можно

Накануне отопительного сезона все более актуальными становятся вопросы оплаты за...

Бойтесь траву полынь

Всплеск радиации неизвестного происхождения, зафиксированный в начале октября, не на...

Великой Октябрьской социалистической революции не...

Однажды отец моего товарища спросил меня: «А почему после Февральской революции в...

Броня для первого лица

Лидеры государств, как и простые смертные, вынуждены передвигаться на автомобилях....

«Око небесное» Маши Берлинской

У нас — підкреслюю — на четвертому році війни(!) — жоден безпілотник не...

Загрузка...

Навстречу китайским муравейникам

Хотите жить в просторной квартире — переезжайте в пригород

Исход из столицы

Эксперты компании «Альянс Новобуд», отслеживающие ситуацию на рынке...

Храните деньги дома

В строительную отрасль возвращаются инвестиции. Пока робко, но тенденции спроса на...

Финская модель

Микаэля Гранлунда призвали на службу в вооруженные силы Финляндии 7 лет назад. В...

Как живут в Молдове и Приднестровье

В 2009 г. в Молдове состоялась своя проевропейская революция, а т. н. безвиз страна...

«Выбрали капитана «Титаника» и повысили зарплату...

Не имея развитой экономики, не получим развитого образования

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка