Новые и не только космические приоритеты

01 Августа 2020

С приходом Олега Уруского на должность вице-премьер-министра и руководителя Министерства по вопросам развития стратегических отраслей промышленности Украины новым национальным проектом становится воздушный космический старт.

То, о чем долго говорили сторонники проактивной промышленной политики, свершилось. 22 июля Кабинет Министров подписал постановление о создании Министерства по вопросам развития стратегических отраслей промышленности Украины.

В некоторой степени этот орган можно считать преемником ликвидированного в 2014 г. Министерства промышленной политики. Однако — в отличие от него — не будет заниматься проблемами горно-металлургического комплекса и других базовых промышленных отраслей, приватизированных в начале и середине 2000-х.

В ведении нового министерства оказались предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), авиастроения и аэрокосмического комплекса, оставшиеся в госсобственности. И именно Минпромстратегии в дальнейшем может стать барьером на пути безудержного стремления их к разгосударствлению, которое недвусмысленно обозначили попутчики Зеленского из числа либеральных эконом-реформаторов.

Созданию Минпромстратегии предшествовали консультации о кандидатуре его руководителя. В начале июля Владимир Зеленский заявил о создании в Кабмине штатной единицы вице-премьера по вопросам промышленной политики. А неделю назад Верховная Рада утвердила в этой должности бывшего руководителя Государственного космического агентства (ГКАУ) Олега Уруского, который и будет руководить новым министерством.

Помимо Уруского, на должность вице-премьера претендовали завотделом безопасности и ОПК в Офисе президента Сергей Тихонов, председатель правления ПАО «ФЭД» Виктор Попов и владелец корпорации «УкрИннМаш», экс-нардеп от «Батькивщины» Виталий Немилостивый (оба харьковчане), а также директор входящего в состав госконцерна «Укроборонпром» казенного завода «Искра» (г. Запорожье) Юрий Пащенко.

Г-на Уруского в списке кандидатов изначально не было. По данным СМИ, при обсуждении кандидатур президентом и его ближайшим окружением самые большие шансы на занятие должности имели Тихонов и Попов. Однако затем кандидатуру Уруского президенту представил политический долгожитель — экс-председатель СНБО Владимир Горбулин, и Зеленский с ним согласился, признав, что Олег Уруский лучше других подходит для должности вице-премьера по вопросам стратегических отраслей промышленности и ОПК.

Для этого у него есть военное образование. Олег Семенович окончил в 1985 г. Киевское высшее военное авиационное инженерное училище и до 1991 г. работал там инженером, а затем еще почти год — в Центре оперативно-стратегических иследований Генштаба ВСУ.

В 1993—1996 гг. Олег Уруский руководил управлением в Национальном космическом агентстве Украины, а в 1996—2000 гг. — возглавлял управление планирования политики оборонной безопасности в аппарате СНБО. Как раз в те годы Владимир Горбулин руководил сначала НКАУ, а затем СНБО при президенте Украины.

В дальнейшем Олег Уруский успел побывать первым заместителем министра промышленной политики (2005—2006 гг.) и председателем ГКАУ (январь—август 2015 г.).

При этом работу чиновника он чередовал с преподавательской и научной деятельностью. Олег Уруский имеет степень доктора наук и является академиком Международной академии астронавтики.

В его активе порядка 50 научных трудов и Государственная премия Украины в области науки и техники за 1996 г. Хотя на сайте Госпремии информация о нем как о лауреате отсутствует.

До назначения на должность вице-премьер-министра Олег Уруский руководил инжиниринговой компанией «Прогресстех-Украина», которая является частью международной Progresstechgroup с головным офисом в Хьюстоне (США).

Эта компания занимается расчетами и проектированием авиационных узлов и агрегатов. Основным заказчиком Progresstechgroup является Boeing.

«Чтобы новый министр смог выполнять поставленные ему задачи и намеченные цели, нужно дать ему необходимую площадку и ресурсы», — прокомментировал создание Минпромстратегии премьер-министр Денис Шмыгаль.

По его словам, Олегу Урускому предстоит формирование нового подхода к развитию промышленности и эффективной государственной политики и стратегии в этой области. При этом приоритет нового ведомства — оборонная высокотехнологичная отрасль, имеющая значительный потенциал в Украине.

В свою очередь глава нового ведомства заявил, что его создание позволит обеспечить устойчивое развитие стратегических отраслей промышленности, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений в государственный бюджет, а также обеспечит развитие регионов.

Космические герои идут в обход

Создание нового министерства и назначение Олега Уруского его руководителем можно расценивать как следствие бунта директоров предприятий, вовлеченных в управленческую орбиту госконцерна «Укроборонпром», и их опасений, что реформирование системы ОПК в Украине по методу руководителя «Укроборонпрома» Айвараса Абромавичуса может привести к фактическому уничтожению немногих держащихся на плаву оборонных и стратегических предприятий.

Наиболее явно это недовольство проявляли авиастроители. В начале июня сотрудники ГП «Антонов» выступили против увольнения президента ГП Александра Донца. Одно из требований митингующих — вывести «Антонов» из сферы действия «Укроборонпрома» и передать его в подчинение министерству, которое будет координировать деятельность аэрокосмического комплекса и ОПК.

Эти же требования были продублированы на съезде авиастроителей в Харькове, где недоверие руководству «Укроборонпрома» выразили представители около 40 предприятий авиастроительной отрасли.

«Украинские самолеты — это гражданская авиация: пассажирские региональные самолеты и транспортная авиация, и они не имеют никакого отношения к «Укроборонпрому», который, кстати, нуждается в реформировании», — заявил на съезде руководитель ПАО «Днепропетровский агрегатный завод» Евгений Морозенко.

После съезда авиастроителей работа по созданию Минпромстратегии и поиски руководителя нового министерства пошли более активно.

С другой стороны, появление органа, в прямом подчинении которого оказался «Укроборонпром» и который теперь сам займется трансформацией ОПК, в т.ч. самого госконцерна, явно не входило в планы руководителя «Укроборонпрома» Айвараса Абромавичуса.

По слухам, Абромавичус не готов к прямому противостоянию с Уруским и уже попросился в отставку. Однако совсем уходить из концерна он не планирует, а хотел бы оставить за собой должность члена наблюдательного совета ГК «Укроборонпром».

Если говорить о взглядах Олега Уруского на реформирование подведомственных министерству предприятий, то наиболее полно он очертил их в недавнем интервью ИА «Интерфакс».

Для реформирования ОПК он предлагает кластерный подход, когда предприятия одного вида деятельности объединяются в корпорации. Так, побывав на ГХК «Артем», Уруский заявил о том, что «Артем» и КБ «Луч» войдут в состав объединенной ракетостроительной корпорации.

Другими кластерами, в которых будут создаваться холдинги и корпорации, вице-премьер назвал: ракетно-космический, авиационный, бронетанковый, радиолокационные системы, боеприпасы и судостроение.

Такой подход заметно снижает влияние на процессы в оборонке корпорации «Укроборонпром» и космического агентства. Глава Минпромстратегии не скрывает, что хочет вернуть ГКАУ в состояние «нормального европейского космического агентства, у которого нет в подчинении предприятий, которые занимаются хозяйственной деятельностью». Хотя у ГКАУ, возможно, останется Национальный центр испытаний космических средств и ГП «Укркосмос».

Что касается «Укроборонпрома», то он, как подчеркнул Уруский, подлежит полной трансформации и должен стать управляющей компанией для профильных холдингов.

Хочется верить, что никому теперь в голову не придет проводить приватизационную многоходовку, при которой акции ничего не стоящего «Укроборонпрома» обменивались бы на ценные бумаги входящих в его состав предприятий. А многие из них имеют богатую историю и устойчивую репутацию на мировом рынке.

Но для этого вице-премьеру и министру по вопросам развития стратегических отраслей промышленности предстоит доказать, что государственная форма собственности может быть эффективной и не мешает предприятиям развиваться.

В этом контексте избавление бывших гигантов ОПК союзного масштаба — типа «Южмаша» — от непрофильных мощностей и излишних территорий неминуемо так же, как и появление новых национальных проектов.

Так, отсутствие территории для создания наземного космодрома, удовлетворяющей международным требованиям, безусловно, накладывает отпечаток на реализуемые космические проекты. Сначала это был экстерриториальный «Морской старт» и его ответвление — «Наземный старт» на Байконуре. Затем Украина безуспешно пыталась реализовать свои амбиции на территории Бразилии. Но при этом столкнулась с противодействием ведущих космических держав — США и России.

Теперь предприятиям отрасли предлагается реализовать воздушный космический старт, с помощью которого небольшие коммерческие спутники можно будет выводить прямо с территории Украины (либо же над Черным морем) при условии, что первая ступень ракеты будет многоразовой и возвратится на Землю с помощью парашюта.

На сегодняшний день единственным действующим из подобных проектов является американский — Pegasus, реализованный компанией Orbital Sciences Сorporation (c 2015 г. — Orbital ATK ). Кстати, эта компания является партнером украинских КБ «Южное» и «Южмаша» по проекту Antares.

Полезную нагрузку выводят с помощью самолета Stargazer, переделанного из пассажирского лайнера Lockheed L-1011 Tristar. Ракета с полезной нагрузкой крепится в подбрюшье самолета. Ее отделение происходит на высоте около 12 км.

С 1990-го по 2016 г. было произведено 44 запуска Pegasus с выведением на орбиту искусственных спутников. Из них неудачными оказались три запуска и ещё два — частично неудачными. Однако с 1997 года все 30 воздушных стартов прошли успешно.

Возможности Pegasus ограничены полезной нагрузкой — 443 кг, а стоимость старта этой воздушно-космической системы в 2014 г. оценивалась в $40 млн.

В СССР в 80-х велась разработка проекта МАКС (Многоцелевая авиакосмическая система), предполагавшая несколько вариантов старта орбитального многоразового самолета (ракетоплана) или ракетной ступени с модернизированного для этого транспортного самолета Ан-225 («Мрія»).

Проект закрыт в 1991 г. Но в начале 2000-х его реанимировали, предложив в качестве носителя самолет Ан-124 «Руслан». Чтобы увеличить массу выводимой на орбиту полезной нагрузки, российская корпорация «Воздушный старт» планировала использовать аэродром на острове Биак (Индонезия) и вела соответствующие переговоры с властями этой страны. Но договоренность не была достигнута.

В Украине возможность выведения на орбиту спутников с помощью «Мрії» также рассматривалась. И его даже внесли в первую программу деятельности созданного в 1992 году Национального космического агентства.

Однако в итоге разработчики пришли к выводу, что старт ракеты или ракетоплана с подбрюшья или верхней части самолета имеет недопустимые риски для самолета-носителя. Для этого лучше подойдет грузовой люк в хвостовой части. После сброса пускового контейнера ракета будет запускаться с помощью минометного старта, который украинские ракетостроители ранее использовали в своих боевых разработках.

Поэтому в настоящее время рассматривается возможность создания стартового комплекса на базе самолета Ан-124 , ближнемагистрального Ан-178 либо оба варианта. От выбора самолета зависит масса выводимой на орбиту нагрузки.

Примечательно, что еще в мае нынешнего года глава ГКАУ Владимир Усов в интервью «Голосу Америки» сообщил, что Украина способна начать запуски сверхлегких и легких ракет по типу «воздушный старт» с 2023—2024 гг., решив таким образом проблему отсутствия наземного космодрома. Для этого предполагается использовать самолеты Ан-124 «Руслан» или Ил-62.

«Проект воздушного старта — это национальный проект, который даст Украине независимый доступ в космос, и его можно реализовать за три-четыре года», — заявил Усов.

По данным «2000», Олег Уруский не понаслышке знаком с особенностями воздушного способа выведения спутников на орбиту. Воздушный космический старт был темой его диссертации. Кроме того, он, как сообщают некоторые источники, имеет в этой области защищенные патенты.

Правда, коммерческая составляющая воздушного старта в украинском исполнении остается пока неопределенной. Между тем технический и технологический потенциалы для его реализации у нас имеются.

И уж в любом случае воздушный старт однозначно будет способствовать укреплению обороноспособности Украины. Даже если выводить на орбиту украинские самолеты будут не боевые межконтинентальные ракеты, а небольшие спутники дистанционного зондирования Земли или космические аппараты другого назначения.

Прости нас, Лакки!

Подготовка собак в искусственных условиях ведет к потере племенных качеств: у собаки...

Долг красен арестом имущества

Воспользоваться сайтом Единого реестра специалисты советуют не только должникам, но и...

Градоустройство столицы

Столица располагает значительными территориальными резервами...

Фантом национальной безопасности

Ввиду многолетней продемократической риторики само слово «внесудебный» должно...

Надо строить прагматичные отношения

Евроскептиков пугают мрачные перспективы разорения отечественных производителей,...

Украинский подвид паразитирующего реформизма

Уже в феврале — под лозунгами о реформах и развитии — начнется движение по пути...

В поисках ренессанса

Когда в отечественном небе будут десятками летать новые машины, появится и зарубежный...

Антарктическая эстафета

В субботу, 6 февраля, украинские исследователи Антарктиды, а вместе с ними все, кому не...

Мрачное Средневековье

Коллекторам запретят взаимодействовать с должниками с 20 часов до 8.00

Собрание акционеров без акционеров

Начало 2021 г. ознаменовалось новым витком давления на запорожское предприятие АО...

Украинские лопасти для тяжелых вертолетов – это...

24 декабря состоялось знаковое событие в истории вертолетостроительной отрасли нашей...

Волки «джихада» в овечьих шкурах ислама

В XXI веке даже самая дикая экстремистская организация понимает важность публичного...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка