Оформить, сжечь или сдать на запчасти?

№8 (896) 22 – 28 февраля 2019 г. 20 Февраля 2019 3

На днях директор департамента по организации противодействия таможенным правонарушениям и международному взаимодействию ГФС Василий Поезд сообщил, что тех, кто не уплатит таможенные платежи и не зарегистрирует свой автомобиль в Украине до 25 мая, будут штрафовать. По его словам, один просроченный день обойдется в 170 грн., а если срок нарушения превысит 30 дней, штраф вырастет до 170 тыс. грн. К тому же авто по решению суда могут конфисковать.

У полиции есть доступ к базе таможенников для проверки данных о въезде транспортных средств на территорию Украины. Я сам «евробляхер» и ничего постыдного в этом не вижу. В Польше можно либо ездить на иностранных номерах, либо растамаживать за 200—500 евро. А у нас сдирают последнюю шкуру. Откуда взялись такие дикие штрафы?

Сергей ДЕМИДЕНКО, Черновцы

О «евробляхерах» — владельцах подержанных автомобилей с иностранными номерами, преимущественно польскими и литовскими, ввезенными в Украину на условиях временного ввоза, в нашей стране знают все. Прошлый год они устраивали шумные и многолюдные акции протеста, которые не утихают до сих пор. К примеру, 25 января 2019 г. в Днепре владельцы «блях» провели митинг, после чего колонной проехались по городу. Что им предлагает государство и чем они недовольны?

Бесплатное изъятие

Для начала давайте разберемся с законодательством. 8 ноября 2018 г. ВР приняла законы №2611-VIII (проект №8487) и №2612-VIII (проект №8488), вступившие в силу 25 ноября.

Первый (№2611-VIII) называется «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по налогообложению акцизным налогом легковых транспортных средств». Итак, новый акциз — это базовая ставка х коэффициент двигателя х возраст мотора. Ставка для авто с бензиновым двигателем объемом до 3000 куб. см составляет 50 евро, более — 100 евро. Для машин с дизельным двигателем объемом до 3500 куб. см — 75 евро, более — 150 евро.

Коэффициент двигателя — это объем цилиндров, разделенный на 1000. Если объем 2000 куб. см, то коэффициент 2. Коэффициент возраста — число лет с года, следующего после года производства транспорта. Для новых автомобилей ставка 1. Для машин старше соответственно 2 и более. Для авто старше 15 лет коэффициент равен 15.

Т. е. если бы акциз взимали по старым ставкам, его сумма для четырехлетнего автомобиля на бензине с двигателем 2200 куб. см составила бы 5370,2 евро, тогда как по новой ставке — 440 евро. Зато для аналогичного авто, произведенного в 2001 г., акциз возрастает до 1650 евро.

В «Переходных положениях» закона указано, что в течение 90 дней со дня вступления его в силу, т. е. вплоть до 22 февраля 2019-го, действует льготный акциз в размере 50% базовой ставки.

Однако следует учитывать, что при ввозе авто надо заплатить ввозную пошлину (10% стоимости автомобиля), НДС (20%) и сбор в Пенсионный фонд (3—5% стоимости).

Авторы закона в пояснительной записке указали, что «в Украине установлен запрет на ввоз и регистрацию транспортных средств, не соответствующих экологическим нормам (в настоящее время Евро-5), целью которого является ограничение регистрации более старых автомобилей. По европейскому законодательству такие требования распространяются только на новые транспортные средства и касаются автопроизводителей. Транспортные средства, бывшие в употреблении (были зарегистрированы в любой стране), могут свободно ввозиться в любую страну ЕС и браться на учет после прохождения соответствующего технического осмотра».

По размеру акцизного налога для новых транспортных средств можно выделить три группы. Первая (до 1500 куб. см двигателя) — до 100 евро на один автомобиль. Вторая — от 1500 до 3000 куб. см — в 5—11 раз выше первой группы. Третья — более 3000 куб. см — в 100—150 раз выше. Такой дискриминационный подход усиливается установлением повышенных ставок для легковушек, которые использовались до пяти лет (в 7—20 раз больше, чем для новых), а для легковых транспортных средств старше пяти лет — выше в 10—28 раз.

Только за 2017 г. в Украину ввезено 70 908 легковых транспортных средств, произведенных с 1 января 2010-го, сумма уплаченных таможенных платежей за которые составила 5,377 млрд. грн. Введение этих норм не повлияло на сегмент новых легковых автомобилей, которых в 2017 г. было ввезено 80 628 (на 28% больше показателя 2016 г.), сумма уплаченных таможенных платежей составила 15,79 млрд. грн.

Невозможность таможенного оформления и регистрации в Украине легковых транспортных средств, не соответствующих Евро-5, дискриминационная система ставок акцизного налога и несовершенство некоторых норм действующего таможенного законодательства привели к массовому ввозу и эксплуатации гражданами транспортных средств с иностранной регистрацией.

Народные депутаты прямо указали на то, что к массовому появлению «евробляхеров» привела дискриминационная политика государства. В результате сложилась классическая ситуация: хотели как лучше (пусть украинцы покупают новые отечественные и зарубежные авто), а получилось как всегда — мы и собственное автопроизводство угробили, и получили головную боль в виде «евробляхеров».

Тем не менее народные избранники приняли второй закон (№2612-VIII) «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно ввоза транспортных средств на таможенную территорию Украины». В нем говорится, что «транспортные средства личного пользования, временно ввозимые на таможенную территорию Украины гражданами более чем на 30 дней, подлежат государственной регистрации».

Согласно ст. 469 Таможенного кодекса, передача авто во владение, пользование или распоряжение лицу, которое напрямую машину временно не ввозило, а также использование для предпринимательской деятельности и получения доходов влечет наложение штрафа в размере 2 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ), т. е. 34 тыс. грн.

Ст. 470 предусматривает за превышение срока доставки товаров, в том числе транспортных средств личного пользования, установленного ст. 95 (сроки транзитных перевозок), не больше, чем на сутки, штраф в 10 НМДГ (170 грн.). Если срок не превышает 10 дней — 200 НМДГ (3400 грн.), 20 дней — 500 НМДГ (8500 грн.), 30 дней — 5 тыс. НМДГ (85 тыс. грн.). Ну а если хозяин авто превысил 30 дней, то ему придется заплатить уже 10 тыс. НМДГ, т. е. 170 тыс. грн., авто также может быть конфисковано.

Аналогично составлена и ст. 481 — превышение срока временного ввоза товаров, в том числе транспортных средств личного пользования и коммерческого назначения или срока временного вывоза товаров, или потеря транспортных средств.

Если срок не превышает трое суток, предупреждение или штраф в размере 50 НМДГ (850 грн.), 20 суток — 1 тыс. НМДГ (17 тыс. грн.), не более 30 дней — 5 тыс. НМДГ (85 тыс. грн.). Если срок нарушителя перевалит за месяц, — штраф в 10 тыс. НМДГ (170 тыс. грн.) или конфискация авто.

В «Переходных положениях» закона указано, что новые штрафы будут применяться через 180 дней со дня вступления его в силу, т. е. после 24 мая 2019 г. Кроме того, была дополнена ст. 121 Админкодекса. За управление авто с нарушенными сроками временного ввоза или транзита водителя оштрафуют на 500 НМДГ (8500 грн.), а за повторное нарушение в течение года — на 1000 НМДГ (17 тыс. грн.) «с лишением права управления на один год и с платным изъятием транспортного средства или без такового».

Полиция обязана письменно информировать органы доходов и сборов о временно ввезенных или транзитных авто с превышенными сроками, а также останавливать их для дальнейшего решения судьбы нарушителей согласно действующему законодательству.

Идите в Конституционный Суд

С точки зрения ГФС, процесс легализации «евроблях» идет успешно, затягивание растаможки — проблема не таможенников, а «блогеров-популистов». Между тем с 25 ноября 2018 г. по 31 января 2019-го таможни ГФС оформили по новым условиям 65 тыс. автотранспортных средств с иностранной регистрацией, в бюджет поступило 4,1 млрд. грн. При этом 55 тыс. оформленных за этот период авто на еврономерах находились в Украине с нарушениями требований Таможенного кодекса, за что собственники уплатили 467 млн. грн. (8,5 тыс. грн. за каждый автомобиль).

Между тем таких машин насчитывается до 1,5 млн. ед. (ГФС называет 0,5 млн., а общественная организация «Авто Евро Сила» — около 3 млн.).

27 ноября 2018 г. Черновицкая таможня сообщила, что оформила первое транспортное средство на еврономерах по новым льготным условиям. «Гражданин Украины растаможил свой легковой автомобиль с дизельным двигателем Renault Laguna 2004 года выпуска с немецкой регистрацией, заплатив в государственный бюджет более 49,3 тыс. грн. Таким образом, пошлина (10%) составила 4,6 тыс. грн., акцизный налог (льготная ставка с применением коэффициента 0,5) — 28,77 тыс. грн и НДС (20%) — 15,96 тыс. грн. Через три месяца таможенное оформление стоило бы резиденту 83,8 тыс. грн. Таким образом, экономия составила 34,5 тыс. грн.».

Однако у «евробляхеров» собственное мнение на этот счет. По их словам, стоимость авто 2014 г. выпуска поднялась с 6 тыс. евро до 12 тыс. Вот самые характерные мнения, размещенные в интернете. «Я поехала в Литву, купила машину за 1400 евро, всего с дорогой мне обошлось чуть больше 2 тыс. Теперь в районе 2 тыс. евро нужно заплатить еще и за растаможку. Это космическая сумма». «У меня нет автотранспорта, но я не против купить машину по адекватным ценам, пригнать в Украину и растаможить за адекватные деньги, а не переплачивать 150%».

Следует подчеркнуть, что надежды «евробляхеров» на то, что вышеупомянутые законы, которые они называют антинародными, отменят, не оправдались. В конце декабря 2018 г. Верховный Суд отказал в открытии производства по иску об обжаловании этих законов и признании их противоправными, указав, что это отнесено к полномочиям Конституционного Суда.

Есть и хорошая новость. 1 февраля 2019 г. в ВР зарегистрирован законопроект, предусматривающий продление срока льготной легализации транспортных средств на иностранной регистрации с 90 до 180 дней. Льготный период может растянуться до 23 мая 2019-го. Народный депутат Роберт Горват (БПП), один из авторов документа, заявил, что депутаты должны понимать важность и целесообразность подобного решения, поскольку цель закона — решение проблем автовладельцев, которые не успеют растаможить свои авто в заявленный ранее льготный период.

Актуальность этого закона не подлежит сомнению. Дело в том, что существуют объективные причины, препятствующие легализации «евроблях». Например, водители авто на иностранных номерах заявляют, что таможни по-разному оценивают стоимость автомобиля, а иногда и существенно ее завышают.

Для оформления нужно предоставить таможенную декларацию на авто в режиме импорта (оформляется таможенным брокером), техпаспорт, документы, подтверждающие право собственности (договор купли-продажи) или право распоряжаться и декларировать (доверенность), а также счет-фактуру (инвойс) или другой документ, определяющий стоимость авто. Полный пакет документов имеют не более 20% «евробляхеров». Многие оформляли авто на нерезидентов, приобретали через подставных физлиц, не заключая договоров купли-продажи. Чтобы подтвердить право собственности на транспортное средство, нужно найти нерезидента и испросить у него этот документ.

Еще одна проблема — получение сертификата соответствия Евро 2-5. Из-за того, что в нашей стране работает только семь органов сертификации, украинцам приходится часами стоять в очередях.

Знак протеста

Что же делать «евробляхерам»? С иномарками надо разобраться до 23 мая, потом начнут нещадно штрафовать. Пожалуй, в наиболее затруднительном положении оказались те, кто купил изрядно устаревшие модели. Именно они первыми начали вывозить авто за границу и оставлять своих железных коней на обочинах дорог и на стоянках возле магазинов.

К примеру, в конце прошлого года глава поссовета словацкого поселка Убля Надежда Серкова пожаловалась, что возле КПП, на улицах и вообще во всех местах, где есть парковки, скопилось более 100 брошенных легковушек с польскими и венгерскими номерами, от некоторых остались только кузова. Она заявила, что не позволит превратить поселок «в огромный мусорник», однако призналась, что местные власти не знают, что делать, и обратились за помощью в областной центр.

Наиболее сообразительные владельцы авто с иностранными номерами нашли другой вариант. Они становятся на временный консульский учет при генконсульстве Украины за рубежом, что позволяет им осуществлять многократное (каждые пять дней), а также транзитное (до 10 дней) пересечение границы и право на пребывание такого автомобиля в Украине без выезда за границу до 60 дней. Руководитель консульского отдела посольства Украины в Варшаве Светлана Крыса в середине января рассказала, что ежедневно с часа ночи собирается толпа в 300 человек, однако за день отдел может принять максимум 150—160.

Но не у всех украинцев есть такая возможность. Как выход — продать авто на запчасти. Лучше сделать это самому. Спросом пользуются двигатели, трансмиссии, радиаторы, стекла и колеса. Хорошую цену могут предложить за кузов. И, наконец, самый невыгодный вариант — сдача на металлолом. В Киеве за тонну черного металла предлагают 4—7 тыс. грн., а за 1 кг алюминия — 30—60 грн.

А вот чего не надо делать, так это брать пример с лидера общественной организации «Авто Евро Сила» Олега Ярошевича, который в ноябре 2018-го сжег свой Land Rover и опубликовал видео в Фейсбуке. Он сообщил, что сделал это из принципиальных соображений: «Когда я заявил на нашей акции о том, что сожгу Land Rover, если не проголосуют нашу правку, это не был популизм или пиар. Это было сознательное заявление лидера, понимающего, что для большинства людей, которые купили право пользования авто на европейской регистрации за =1500, дешевле сжечь свой автомобиль, чем его купить и растаможить по принятым законам».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Роботы как средство от контрабанды

В шкале коррупционной привлекательности приятель-таможенник оставил далеко позади...

Уряд дозволить красти мільярди

Порушники академічної доброчесності мають знати про невідворотність покарання за...

Как «Роттердам+» служит Меркурию

В Украине сотни тонн ртути содержатся только в обычных медицинских термометрах

Александр Шалит: «Если чиновники выкорчуют культуру,...

«Насаждаемая реформа — это мина замедленного действия, которая закладывается...

Пересмотр границ и «дедекоммунизация»

В то время, как в столице решаются глобальные вопросы будущего Украины, в регионах тоже...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка