От стайера к спринтеру

№42(718) 17 — 23 октября 2014 г. 16 Октября 2014 3.2

Послесловие к оборонно-авиакосмическим смотринам

Всевозможную технику военного и двойного назначения (как гражданского, так и оборонного) можно было увидеть на «спаренных» смотринах — ХІ международной специализированной выставке «Оружие и безопасность-2014» и ІХ международном авиакосмическом салоне «Авіасвіт-ХХІ», проходивших 24—27 сентября в Международном выставочном центре в Киеве.

«Крепость на колесах» и «Козак» защитят наших воинов 

Заметное место в павильоне отводилось образцам бронированной техники, очень нужной армии, Нацгвардии, пограничникам, подразделениям МВД и добровольческим батальонам, задействованным в АТО.

Занимаются ее созданием и производством не только предприятия, входящие в госконцерн «Укроборонпром». Например, несколько разновидностей бронемашин представило НПО «Практика» (Киев). Ранее оно специализировалось на производстве банковского оборудования и бронировании автомобилей, а в нынешнем году в течение полутора месяцев перепрофилировало свою деятельность на выпуск военной продукции и ныне предлагает широкий спектр средств физической защиты воинов.

Бронированный автомобиль «Крепость на колесах» // НПО «ПРАКТИКА»Бронированный автомобиль «Крепость на колесах» //  НПО «ПРАКТИКА»

Одна из разработок, которой ее создатели дали красноречивое название «Крепость на колесах», — бронированный автомобиль, сделанный на базе грузовика КрАЗ-6322 и предназначенный для транспортировки боевых подразделений численностью до 23 человек. В машине забронированы кабина водителя, моторный отсек, топливные баки и некоторые другие узлы, а в кузове установлен бронекунг для личного состава. На стенах кунга есть дополнительный противоосколочный подбой, пол представляет собой многослойную структуру, защищающую тех, кто находится внутри, при подрыве автомобиля на мине.

На крыше бронекунга — люк для вентиляции и эвакуации, а по бокам и на задней стенке — бойницы, чтобы вести ответный огонь по противнику, причем в окошках из пуленепробиваемого стекла — быстросъемные рамки. Кресла для бойцов, установленные спинка к спинке, имеют удобную антропометрическую форму, позволяющую, если машина подорвется на мине, минимизировать воздействие взрывной волны на военнослужащих. Бронекунг оборудован светильниками, обогревателем и фильтро-вентиляционной установкой с системой вытяжки пороховых газов.

Легкий бронированный автомобиль «Козак» // НПО «КВАНТ-РАДИОЛОКАЦИЯ»Легкий бронированный автомобиль «Козак» // НПО «КВАНТ-РАДИОЛОКАЦИЯ»

Та же «Практика» продемонстрировала и легкий бронеавтомобиль «Козак» (подробнее можно прочитать в статье «Настоящий «Казак» шашкой не машет» в №37 от 12 сентября). В зависимости от конфигурации модулей он может использоваться для перевозки личного состава, разведки, патрулирования, огневой поддержки, транспортировки раненых.

По соседству с «Крепостью на колесах» и «Козаком» экспонировалась и другая бронетехника различных производителей, в том числе защищенные броней санитарный автомобиль и передвижной блокпост.

Участвовали в столичной выставке и харьковские создатели и производители бронетанковой техники — Конструкторское бюро машиностроения им. Морозова и завод им. Малышева. Их продукция — танки «Оплот», боевые машины пехоты БТМП-84 и бронетранспортеры БТР-4 — хорошо зарекомендовали себя на испытательных полигонах, а то и в реальных военных условиях.

«Глаза» и «уши» радиолокации и высокоточные ракеты

Радиолокационная станция «Дельта» в морском (слева) и сухопутном (справа) вариантах // НПО «ПРАКТИКА»Радиолокационная станция «Дельта» в морском (слева) и сухопутном (справа) вариантах // НПО «ПРАКТИКА»

Киевский НИИ «Квант-Радиолокация» представил высокоэффективные двухкоординатные твердотельные радиолокационные станции (РЛС) кругового обзора «Дельта» и «Роса», предназначенные для наблюдения за наземной, воздушной и надводной обстановкой в определенной зоне действия. Они позволяют обнаруживать, к примеру, малоразмерные воздушные цели на расстоянии 20—50 км и могут одновременно сопровождать до пятидесяти целей.

В этом же НИИ создан универсальный комплекс «Триада» — оптико-электронная система управления огнем из бронетранспортеров и боевых машин пехоты.

Государственное конструкторское бюро «Луч» (Киев) предлагает такие разработки, как противотанковые ракетные комплексы, авиационные и зенитные управляемые ракеты, минно-торпедное и другое вооружение, а столичная государственная акционерная холдинговая компания

«Артем» — авиационные ракеты класса «воздух — воздух», противотанковые управляемые ракеты, средства защиты самолетов и вертолетов.

БПАК: «Антонов» расширяет тематику

На выставке «Авіасвіт-ХХI» в экспозиции ГП «Антонов» к традиционным для него направлениям авиатехники (транспортным — грузовым и военно-транспортным, региональным пассажирским и специальным самолетам, представленным в моделях) добавился стенд беспилотных авиакомплексов (БПАК). Они включают в себя не только самолет-беспилотник (с установленной на борту аппаратурой), но и наземную мобильную станцию управления, технические средства передачи и получения информации. БПАК предназначаются для воздушной разведки, патрулирования, корректировки артиллерийского огня и непосредственного выполнения ударных функций.

Беспилотный летательный аппарат на испытаниях в аэродинамической трубе «Антонова» // ГП «АНТОНОВ»Беспилотный летательный аппарат на испытаниях в аэродинамической трубе «Антонова» // ГП «АНТОНОВ»

Вообще-то тематика по беспилотникам в Украине обсуждается давно, да и разрабатываются различные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) многими — в авиационных вузах, ведомственных организациях и частных фирмах. Тем не менее наши вооруженные силы этой техникой пока оснащены недостаточно (в номере «2000» за 26 сентября 2014 г. была опубликована подборка материалов по этой проблематике).

Для коллектива ГП «Антонов» «беспилотная» тематика стала новой лишь в какой-то мере. Как рассказал президент — генеральный конструктор госпредприятия Дмитрий Кива, в 1975—1981 гг. антоновцы создали дистанционно пилотируемый БПЛА, предназначавшийся для оптической (телевизионной) разведки. Тогда с его борта впервые в СССР было передано и принято на земле видеоизображение в реальном времени.

Но затем это направление, к сожалению, не получило продолжения и развития. А ныне задачи по созданию перспективных образцов БПАК и их испытанию — как в аэродинамической трубе, так и в реальных условиях — конструкторы и другие специалисты ГП «Антонов» намерены решать на новой современной научно-технической и технологической базе.

Среди моделей различных типов самолетов, продемонстрированных «Антоновым», были уже известный военно-транспортный Ан-70 (в нынешнем году — несмотря на то что россияне устранились от совместной работы по этой программе, — успешно завершены государственные летные и специальные испытания «семидясятки») и новый средний транспортный самолет Ан-178 (имеющий и военно-транспортный вариант, разрабатываемый по заказу Минобороны). Сейчас в цеху опытного производства «Антонова» осуществляется сборка первой машины Ан-178, которую, как сказал Дмитрий Кива, предполагается передать на летные испытания в начале 2015 года.

Сборка первого опытного образца транспортного самолета Ан-178 // ГП «АНТОНОВ»Сборка первого опытного образца транспортного самолета Ан-178 // ГП «АНТОНОВ»

Была показана на стенде и модель спроектированного в ГП «Антонов» самолета Ан-148-300МП (МП означает «морской патрульный»). Использоваться он сможет не только для обнаружения нарушителей, но и для разведки источников электромагнитного излучения и выявления средств связи, а также для мониторинга загрязнений окружающей среды.

Земля — космос — Земля

Входящее в Государственное космическое агентство Украины казенное предприятие специального приборостроения «Арсенал» (Киев) продемонстрировало, рассказал его директор — генеральный конструктор Николай Лихолит, как приборы для систем дистанционного зондирования Земли из космоса, системы начальной азимутальной ориентации ракетных комплексов, приборы астроориентации, лазерные гироскопы, инерциальные измерительные приборы систем навигации, так и авиасистемы прицеливания, нашлемные (для летчиков) системы целеуказания и индикации, а также инфракрасные головки самонаведения авиационных и зенитных ракет.

На выставке «Авіасвіт ХХI» вспомнилась судьба неоднократно упоминавшегося в прессе (в том числе в «2000») многострадального проекта оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан» — перспективного детища днепропетровских конструкторов из КБ «Южное» им. Янгеля. Несколько лет назад разработка этого комплекса, который по своим параметрам не уступает российским аналогам, была заторможена на стадии эскизного проекта. Нынче же, как удалось узнать корреспонденту «2000» в беседах со специалистами ракетно-космической отрасли, отношение к «Сапсану» должностных лиц Минобороны изменилось, и в Военном ведомстве понимают его важность.

И двигатели, и вертолеты

Многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ми-8МСБ // АО «МОТОР СІЧ»Многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ми-8МСБ // АО «МОТОР СІЧ»

Запорожские двигателестроители — государственное машиностроительное конструкторское бюро «Ивченко-Прогресс» и АО «Мотор-Січ» — представили на салоне «Авіасвіт-ХХI» не только созданные и производимые двигатели для военной и гражданской авиатехники.

В экспозиции АО «Мотор-Січ» были продемонстрированы два вертолета, которые привлекли внимание потенциальных заказчиков, — как гражданских, так и военных авиаторов. Ведь кроме транспортных (грузовых и пассажирских) функций, выполнения медицинских и сельскохозяйственных задач, а также пожаротушения, они могут использоваться армией и другими силовыми ведомствами.

— Средний многоцелевой транспортно-боевой Ми-8МСБ — это модернизированная модификация известного вертолета Ми-8Т, возможности которого существенно увеличиваются благодаря новой более совершенной силовой установке — турбовальным двигателям ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, — рассказывает президент АО «Мотор-Січ», генеральный конструктор по созданию и модернизации вертолетной техники Вячеслав Богуслаев. — Эти двигатели позволяют Ми-8МСБ перевозить (в грузовой кабине или на подвеске) грузы массой до 3—4 т, и не только экономнее расходовать топливо, снижать затраты на эксплуатацию и обслуживание, но и работать на больших по сравнению с предшественником высотах — до 7300 м (рекордная высота, достигнутая Ми-8МСБ, — 9150 м).

Этот вертолет, помимо перевозки грузов, сможет доставлять и высаживать группы десантников с вооружением, оказывать огневую поддержку сухопутным войскам, уничтожать вражескую технику, огневые точки противника и его живую силу, а также выполнять поисково-спасательные операции и транспортировать раненых.

Второй показанный запорожцами в Киеве вертолет — легкий МСБ-2 по сравнению с давно эксплуатируемым Ми-2 оснащен двигателями нового поколения АИ-450М. Это на 30% уменьшает расход топлива, на 10% повышает взлетную массу машины, на 15% — ее практический потолок (высоту полета) и на 40% — дальность беспосадочного полета.

Для выполнения ремоторизации, преобразующей Ми-8Т в Ми-8МСБ, руководство АО «Мотор Січ» наметило Оршанский авиаремонтный завод в Беларуси, а для преобразования Ми-2 в МСБ-2 — Винницкий авиазавод.

Промедление чревато потерями

На двух выставках — «Оружие и безопасность-2014» и «Авіасвіт-ХХI» — было более двухсот участников. Впрочем, большинство из них представляли Украину. Среди зарубежных гостей — фирмы из Индии, Италии, Китая, Нидерландов, Польши, Чехии. Для сравнения: в мирные времена только на проводимом раз в два года салоне «Авіасвіт-ХХI» географию его участников символизировали флаги более двух десятков государств.

Что же касается увиденного на стендах украинских предприятий, то еще раз убеждаешься, что интеллектуальный и производственный потенциал нашей страны, несмотря на постигшие ее потрясения, по-прежнему высок и воплощается в современных разновидностях вооружений, военной техники, защитных средств и другого оснащения. Но если раньше со стайерскими темпами продвижения новинок в войска можно было мириться, то сегодня темп реализации пора заменить на спринтерский.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Santa Barbara Hills Park — райский уголок на острове Афродиты

Солнечный остров Кипр — жемчужина Средиземноморья — не оставит равнодушным...

Треть Донбасса — минное поле

В сегодняшнем обзоре региональных СМИ — актуальные темы, пребывающие в фокусе...

Морковные уроки и капкан из жимолости

Клише, которые устарели: развитое сельское хозяйство ни в коей мере не означает...

Родина-мать зовет

Украина начинает внедрять международные стандарты по борьбе с размыванием базы...

Евробляхерам дали срок до выборов

За мечту о качественном и недорогом авто европейской сборки для рядового украинца...

Загрузка...

«Деволынизация» Житомирщины

Город Новоград-Волынский может исчезнуть с географических карт. Как сообщает...

КОТтеджи для бездомных

Деревянные «многоквартирные апартаменты» расположены во дворе дома по ул....

«Письма счастья» возвращаются?

Нацполиция возобновила фотофиксацию превышения скорости на дорогах. Пока что в...

Парад зеленых идей

В начале ноября в Эдинбурге состоится финал крупнейшего в мире ежегодного конкурса...

На ноль делить нельзя, даже если очень хочется

Говорить о нынешних успехах отечественной экономики сложно: мы пока не преумножаем...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка