Отомсти коррупционерам – подними тарифы!

28 Июля 2018 3 4

Институт экономических исследований и политических консультаций, входящий в громадный кластер общественных организаций "Реанимационный пакет реформ", подготовил масштабный аналитический доклад о результатах борьбы с коррупцией. Выводы — гораздо более оптимистические, чем можно было ожидать.

Доклад "Украина против коррупции: экономический фронт" выполнен по заказу Нацсовета реформ Украины и содержит оценку антикоррупционных мероприятий, проведенных в государстве в 2014–2018 гг.

Чем интересен этот документ? Прежде всего тем, что предпринята очень неблагодарная попытка оценить экономический эффект от борьбы с коррупцией.

Проблема заключается в том, что коррупция как явление охватывает все сферы общества — от политики до быта. А в Украине она еще и глубоко проросла во все сферы социальных отношений. Измерить коррупцию очень сложно, если вообще возможно. Поэтому самые знаменитые международные рейтинги говорят не о самой коррупции, а о ее восприятии — населением, бизнесом, международными партнерами и пр.

Восприятие коррупции, конечно, носит субъективный характер, И очень зависит от информационного пространства, в котором живет субъект. Согласно самому знаменитому рейтингу Transparency International мы все еще на дне — хотя и поднялись с 144-го места в 2013 г. до 130-го в 2017-м.

Вторая оговорка, которую нужно иметь в виду, знакомясь с выводами аналитиков — доклад выполнен по заказу людей, глубоко вовлеченных в процесс построения системы, новых схем и отношений в деле борьбы с коррупцией. Поэтому, конечно, он в той или иной мере будет отражать и мнение таких менеджеров  о своих успехах, даже если обывателю эти успехи кажутся сомнительными.

Наконец, стоит упомянуть о том, что документ ориентирован не на оценку работы институтов по борьбе с коррупцией, чьи феерические провалы и борьбу друг с другом мы наблюдаем в виде затянувшего сериала. Достаточно упомянуть тот факт, что за 2015–2017 гг. было осуждено всего 8 (!) человек за вранье в декларациях. Правда, двоих из них освободили от наказания. Ни один человек за это время не осужден за незаконное обогащение!

Главный фокус аналитического доклада на важных и менее понятных неспециалистам усилиях по сужению возможностей для коррупции в различных сферах деятельности.

Раздражающий успех: лечение через страдание

Пожалуй, одним из знаковых своих успехов антикоррупционеры и чиновники считают реформу рынка газа. И если с точки зрения сухой экономики с этим можно согласиться,  добиться такого согласия от обывателя очень сложно.

Одним из основных источником потерь в былые годы называется схема покупки газа через посредников (например, пресловутый тимошенковский "Росукрэнерго", из-за которого потери Украины превысили 38 млрд. долл.), и искусственно заниженные цены на газ на внутреннем рынке («Нафтогаз» за 10 лет потерял свыше 620 млрд. грн.).

В результате реформы НАК «Нафтогаз Украины» в 2016 г. впервые с 2011-го показала прибыль и впервые с 2006-го не получала прямой государственной помощи. В 2017 г. «Нафтогаз» заплатил в бюджет около 106 млрд. грн. различных платежей.

Все это, конечно, замечательно, но грандиозный шоковый рост цен энергоносителей воспринимается населением очень болезненно и совсем не выглядит в глазах многих граждан эффективным средством борьбы с коррупцией на энергетическом рынке.

Между тем процесс не закончен: согласно заключению международный экспертов, в 2017 г. цена газа для промышленности в среднем превышала цену для населения на 35%. Эта разница все еще может служить источником больших заработков для коррупционеров.

Функционеры «Нафтогаза» считают, что из-за разницы в цене неправильно могли распределяться 0,6 млрд. кубометров газа ежегодно. А наживаться на этом могли, например, предприятия Group DF Дмитрия Фирташа.

Как показывает ряд расследований, схема с продажей газа мертвым (в прямом смысле слова) душам, с реализацией на деле "своей" промышленности с дисконтом, до сих пор может быть распространена по всей Украине. Поэтому важной деятельностью по отсечению самой возможности коррупции активисты видят выравнивание цены на газ для всех категорий потребителей, что на деле опять означает болезненный рост цен для населения.

Другими успехами в газовой сфере называется борьба государства с договорами о совместной деятельности по добыче и продаже газа – когда отпускная цена с месторождения сильно меньше рыночной. Только в деле беглеца-депутата Александра Онищенко речь идет о нанесении государству ущерба в 3 млрд. грн.

Еще одной победой называют отказ от прямых закупок энергоносителей у "Газпрома" — это помогло диверсифицировать поставщиков, что уменьшило коррупционные риски.

В результате аналитики делают вывод, что реформы в данной сфере помогли ликвидировать ежегодные потери государства минимум в 3 млрд. долл.

Были ли ямы

Второй большой успех, о котором говорят реформаторы, – налоговое администрирование. Якобы в результате налоговых реформ удалось ликвидировать конвертационные центры, «налоговые ямы» и ввести систему электронного автоматического возврата НДС.

Пожалуй, на роль грандиозной победы может безоговорочно претендовать с точки зрения бизнеса лишь последнее. Действительно, «откаты» за возврат НДС, кажется, ушли в прошлое.

Но вот что касается «налоговых ям», то, по мнению ряда бизнесменов, они в чистом виде были ликвидированы еще в 2013 г. Но налоговики регулярно отчитываются о гипотетических миллиардах, которые были спасены для бюджета в результате их борьбы, – и авторы доклада, похоже, им верят.

За 2016 г. налоговики отчитались о закрытии 77 конвертационных площадок с годовым оборотом 27 млрд. долл По оценке людей в погонах, в том же году это принесло в бюджет 4 млрд. грн.

При этом забывается, что означенная «борьба» — следствие существования в стране огромного пласта теневой экономики. А тень принципиально невозможно ликвидировать только репрессиями – нужно создавать комфортные условия на свету.

Стоит вспомнить, что действительно громкое и знаковое начинание в области борьбы со "схематозом"  система мониторинга рисков в администрировании НДС — со скандалом и с громким треском провалилось после первого запуска.

В 2017 г. был введен механизм, который позволял автоматически блокировать налоговые накладные, которые казались рискованными. Это немедленно вызвало огромные проблемы: блокировалось в пять раз больше накладных, чем ожидали сами налоговики. Серьезно пострадал реальный сектор — в Киеве, например, на его долю приходилось 36% блокировок.

Скандалы, стенания и жалобы со стороны бизнесменов лились рекой, и неуклюжих представителей налоговой и Минфина нещадно критиковали представители парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. В результате этой политико-информационной войны система блокирования налоговых накладных была торпедирована и дискредитирована и с января 2018 г. прекратила работу.

Второй запуск системы стал длительным и тяжелым, и пока невозможно говорить о его эффективности.

Но главный провал — это, конечно, сама Государственная фискальная служба. Она воспринимается бизнесом и обывателями как однозначное гнездо коррупционеров. В 2017 г. началась работа по подготовке комплексной реформы ведомства. А в январе 2018 г. Кабмин отменил свои же постановления о реформе ГФС, изданные в 2017 г.!

Почему мутнеет ProZorro

Очень большие ожидания общество возлагало на реформу системы государственных закупок. Согласно данным СБУ, на этих закупках государство теряло от 35 до 52 млрд. грн. ежегодно, то есть до 15% бюджета. Иногда воровство происходило в невероятных масштабах: так, по оценке Freedom House, чиновники украли треть (!) всего бюджета на проведение Евро-2012.

В 2015 г. появился пилотный проект электронной системы госзакупок ProZorro, который в апреле 2016 г. стал обязательной площадкой для центральных органов власти и природных госмонополий, а с августа 2016 г. — и для всех остальных госструктур. Министерство экономического развития и торговли оценило эффект от введения прозрачной системы в первом квартале 2017 г. в 4,4 млрд. грн., во втором — в 9,34 млрд. грн.

Всего министерство насчитало эффект от перехода на новую систему закупок в 40 млрд. грн.

Однако это очень упрощенная оценка. Коррупционеры научились одновременно демонстрировать и свою рачительность, "экономя" при заключении контрактов, и воровать — дополняя контракт постфактум соглашениями, значительно увеличивающими первоначальную цену.

Что касается открытости, то большие надежды возлагались и на переход к открытым данным — что должно было дать эффективные инструменты для борьбы с коррупцией. В некоторых аспектах данной деятельности Украина была одной из первых в мире. Например, до 25 сентября 2015 г. все частные юридические лица обязаны были подать информацию о своих конечных выгодополучателях. Прошлым летом база конечных бенефициариев была размещена на Едином государственном портале открытых данных.

Это все еще беспрецедентно для мира — но пока что почти бесполезно для Украины. Дело в том, что в стране отсутствует инструментарий для проверки правдивости данных, а система наказания для нарушителей не работает от слова «совсем».

Очень настораживает, что проект Антикоррупционной стратегии правительства на 2018–2020 гг. уже не содержит мероприятий по обеспечению доступа к информации.

Стоит также помнить, что многие государственные реестры критически важных данных просто пусты. Например, Государственный реестр недвижимых объектов культурного наследия содержит только 7% памятников.

В случае успеха – через 22 года наполовину в Европе!

Настоящее золотое дно для коррупционера — 3392 государственных предприятия. Согласно Минэкономразвития, только 22 субъекта управления получили позитивную оценку эффективности этого самого управления.

По оценке МВФ, в прошлом году субсидии и дотации госпредприятиям сожрали 5% ВВП!

Пока Украине почти нечем похвастать в области ликвидации коррупции на госпредприятиях. В качестве показательного администрирования упоминают реформу «Укрпочты» и «Нафтогаза», а остальной мертвый груз обещают когда-нибудь правильно приватизировать.

Так или иначе, эксперты Института экономических исследований и политических консультаций насчитали экономический эффект от борьбы с коррупцией почти в 6% ВВП, или 6 млрд. долл. в среднем за последние три года.

С учетом того, что примерно половину этой суммы дало реформирование рынка газа с серьезным ростом тарифов для населения, подобный успех не вызовет большого энтузиазма у большинства граждан.

Кроме того, система ликвидации лазеек для коррупционеров должна работать рука об руку с системой наказания за данную преступную деятельность – иначе новые инструменты позволяют преступникам перестраивать свою деятельность, не опасаясь возмездия. Пока же правоохранительные органы остаются слепы к большинству проявлений коррупции – если не сами глубоко вовлечены в такую деятельность.

Между тем борьба с коррупцией – это действительно самый простой путь к повышению благосостояния всех и каждого.

Согласно оценкам Международного валютного фонда, если Украина не сможет побороть коррупцию, ее ВВП на душу населения будут составлять в 2040 г. всего 30% среднего по ЕС.

Если коррупцию удастся понизить хотя бы до уровня в самой коррумпированной стране Европы, этот показатель составит уже 40%.

Если же удастся выйти на средний показатель для ЕС, ВВП на душу населения к 2040 г. перевалит за 50% среднеевропейского и будет быстро увеличиваться с каждым годом.


Загрузка...

Великобритания предоставила политическое убежище...

«Побоялся отвечать за коррупцию», — прокомментировали в ГПУ

МВФ поставил условие: поднять тарифы на газ для...

Если цену на газ для населения не поднимать, то «не будет денег для...

Бывшего короля Испании заподозрили в коррупции

Испанский суд инициировал расследование по делу о коррупции, в котором фигурирует...

Данилюк: я страной не торгую

Глава Минфина заявил о политической коррупции и хочет выступить в Раде

Загрузка...

«День сурка» под открытым небом

Старые автобусные остановки в селах Шаргородского, Томашпольского, Тростянецкого...

Там, где стреляют, строить никто не хочет

В конце 2017 г. ВР изменила статус Государственной специальной службы транспорта (ГССТ),...

Чиновникам построили «улей»

Автоматизация административных услуг и процессов в Украине вышла на новую стадию....

Четверть страны — против реформ

67% населения оценивает реформы по тому, что о них говорят из телевизора

Новые киевляне: от иглы до медузы

Пока пресная вода — не стратегический продукт

Комментарии 3
Войдите, чтобы оставить комментарий
pgrm

Хорошая статья.
Но хотелось бы обратить внимание на цифры. "Росукрэнерго" согласно Wiki вело свою деятельность с 2004 по 2009 года, т.е. примерно 6 лет. 38 млрд $ за 6 лет - это более 6 миллиардов $ ежегодно. Однако, в статье приведена цифра 3 млрд долларов. Где ещё 3?

Все эти достижения разбиваются об уровень благосостояния рядовых жителей. Согласно той же статистики обнищание населения увеличилось в разы. Так кого мы наказали в итоге?

- 0 +
Виктор
29 Июля 2018, Виктор

Запутался. При Юльке покупка через посредника это корупция. Спорить трудно. Сегодня через посредника это не корупция, потому что подняли цены для насиления, а Юлька не подняла. Я один такой дурак не понимающий?

- 6 +
Лёхин
29 Июля 2018, Лёхин

нас уже двое

- 4 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка