Парад зеленых идей

№42 (879) 19 — 25 октября 2018 г. 17 Октября 2018 0

В прошлом году на конкурсе ClimateLaunchpad, который проводился на Кипре, одна из украинских команд-финалистов — Go To-U — вошла в десятку лучших стартапов, а победитель всеукраинского финала — Effa, предложившая альтернативу пластиковым одноразовым зубным щеткам, уже близка к тому, чтобы поставлять свои щетки из переработанной бумаги в американские и украинские отели.

Участники конкурса ClimateLaunchpad от Украины

Директор GoTo-U Украина Елена Артеменко рассказала «2000», что их платформа показывает владельцам электромобилей места, где можно бесплатно подзарядиться, и позволяет проложить на карте маршрут для длительного путешествия от заправки до заправки.

Оказывается, многие владельцы ресторанов, кафетериев, кинотеатров, отелей, углеводородных заправок и т. д. уже сейчас параллельно устанавливают электрические зарядные станции, чтобы привлечь новых клиентов.

Предполагается, что посетитель воспользуется их основными услугами — перекусит, остановится на ночь, посмотрит фильм, а в качестве бонуса получит бесплатную зарядку для дальнейшей поездки. Некоторые заведения требуют от посетителя предъявить чек на основное обслуживание. Но таких немного.

Сейчас на платформе Go To-U.com представлено около 9 тыс. зарядных станций для электромобилей в 50 странах. Самая большая сеть —в США. В Украине — менее сотни зарядных станций.

За попадание в десятку лучших стартапов команда Go To-U получила менторинг в Нидерландах — обучение по различным программам, включающее правовые особенности оформления бизнеса в разных странах. Сейчас это успешная международная компания с несколькими представительствами, занимающаяся реализацией зарядных устройств и консультирующая владельцев электромобилей по данным вопросам.

Глобальное партнерство

Конкурс «зеленых» бизнес-идей ClimateLaunchpad — часть европейской инициативы EIT Climate-KIC — государственно-частного партнерства, работающего над ускорением перехода к экономике с нулевым уровнем выбросов углерода.

Это партнерство объединяет специалистов из бизнеса, науки и общественного сектора, разрабатывающих глобальную сеть экспертизы, с помощью которой могут быть созданы инновационные продукты, услуги, выведены на рынок и популяризованы в потребительской среде.

EIT Climate-KIC имеет доступ к ежегодному гранту Еврокомиссии через Европейский институт инноваций и технологий (EIT), а также к другим частным источникам финансирования. За счет этих средств и финансируется конкурс ClimateLaunchpad со штаб-квартирой в Нидерландах, который является крупнейшим в мире конкурсом зеленых инноваций. Там считают так: зеленое и чистое будущее требует тысячи инноваций, оспаривающих существующие бизнес-модели... Есть много замечательных идей для улучшения жизни и сокращения выбросов. Но некоторые из них остаются в стадии разработки, не становятся жизнеспособными, реализованными. Некоторым нужен дополнительный толчок — немного помощи, подготовки и опыта, нужны уроки предпринимательских неудач и успехов. Благодаря коучингу и поддержке ряд идей можно воплотить в жизнь.

В настоящее время команда ClimateLaunchpad поддерживает «зеленые» стартапы в 46 странах. Осуществляется это в сотрудничестве с местными властями, инвесторами и торговыми палатами. В Украине партнером конкурса является первый в стране инновационный парк Unit.City. Мероприятие также получило поддержку вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе.

На конкурс ClimateLaunchpad принимаются инновации в области возобновляемых источников энергии, способствующие устойчивому переходу к потреблению различных продуктов и изменениям городской мобильности, помогающие в борьбе с изменением климата.

Конкурс проводится в три раунда. На первом — национальное жюри отбирает минимум 7 бизнес-идей для каждой страны для участия в ClimateLaunchpad. Эти команды далее участвуют в двухдневных подготовительных сессиях.

На следующем этапе, спустя несколько недель после первого, таких сессий проводится уже шесть. Это дает возможность лучше подготовиться к финалу, где национальное жюри отбирает три лучшие команды для участия в международном конкурсе.

В гранд-финале команды отстаивают свои идеи перед инвесторами и предпринимателями. В процессе обсуждения стартапов отбираются 15 финалистов, которые соревнуются за денежные призы: 10 000 — за первое место, 5000 — за второе и 2500 — за третье. Остальным финалистам оказывается поддержка в виде учебных занятий по практическому внедрению их инноваций.

Наши в зеленом

От Украины в нынешнем конкурсе будут участвовать проекты Stock-factory, TOKA и UGrid. На национальном этапе отбора они заняли места соответственно от третьего до первого.

«Участвуя в финале ClimateLaunchpad, мы хотим показать, что Украина следует в русле мировых экотенденций, и у нас есть люди, которым небезразличны проблемы утилизации различных потребительских товаров и продуктов, — рассказала нашему изданию проект-менеджер Stock-factory Елена Казанская. — Украинский рынок относительно небольшой. Но и у нас ежегодно пропадает порядка 1,5—2% товаров. В годовом измерении это 3—5 млрд. грн. В мире потери исчисляются сотнями миллиардов долларов.

В производстве одной только трикотажной футболки используется 132 л воды. И если продукт выбрасывается на свалку и идет в утилизацию, ресурсы Земли используются понапрасну.

Мы призываем производителей не доводить продукцию до утилизации и заранее думать, куда они будут девать товар. Для чего можно воспользоваться нашим порталом stock-factory.com.

Это торговая интернет-площадка, на которой продаются товары от официальных производителей, имеющие все необходимые документы подтверждения качества, но с какими-либо недостатками. Это может быть поврежденная упаковка, товар из старых коллекций, с истекающим сроком годности или просто остатки сырья после производства».

Цены на такие товары устанавливаются производителем или владельцем, но преимущественно со специальной существенной скидкой. Владелец может передать товар и на благотворительность.

На момент написания статьи на сайте stock-factory.com были представлены наушники от известного производителя и детские покрывала, все это — из прошлых коллекций, на 25—40% дешевле официальной цены, а также детские пюре и каши с истекающим сроком годности в несколько раз дешевле, чем в супермаркетах.

«Пока что нам легче работать с международными компаниями. Для них наша практика привычна. Скажем, Nestle нам отдала партию кофе из Бразилии: перевозившее его судно попало в шторм, и упаковка потеряла товарный вид. А детское питание Hipp, чей срок годности скоро должен был закончиться, сразу же раскупили жители Мариуполя и Запорожья.

Украинские компании зачастую предлагают нам выкупить товар, но у нас нет пока для этого ресурсов. Кроме того, в Украине еще не развита культура рационального отношения к ресурсам. Люди стараются в глазах окружающих выглядеть обеспеченными и успешными и, не задумываясь, выбрасывают все ненужное. В законодательстве нет требований к производителям — фиксировать утилизацию, поэтому многие предприятия несерьезно к этому относятся.

Мы считаем, что у каждого продукта есть свое предназначение, он был создан, чтобы приносить пользу, и мы не можем позволить уничтожать то, что производим, даже исключительно из гуманных соображений», — убеждена Елена Казанская.

Второе место на национальном этапе отбора ClimateLaunchpad заняла компания ТОКА — владелец первой в стране сети зарядных станций для автомобилей собственной разработки и производства. Сейчас к ней присоединяются владельцы станций от других производителей. ТОКА является их представителем в Украине.

«Наша сеть объединяет уже 87 станций, в т. ч. 43 в Киеве и 37 в Одессе», — рассказал исполнительный директор компании Вадим Войтович.

Для успешного выхода на этот рынок ТОКА 19 месяцев заряжала потребителей бесплатно и с помощью средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) разработала систему биллинга (учета) потребления электроэнергии. Собственные станции компания производит и испытывает на заводе под Киевом.

В ClimateLaunchpad ТОКА будет участвовать совместно с компанией OKTA Energy. Ими разработана система распределения свободных мощностей, позволяющая осуществлять массовую заправку электромобилей, не запрашивая дополнительные ресурсы у облэнерго. Это важно для развития данного вида транспорта.

Первое место в национальном отборе занял проект UGrid — аппаратное и программное решение, позволяющее управлять в единой сети самыми разными электроприборами. Решения, примененные автором UGrid — Павлом Репало, работают через облачное хранилище и приближают нас к миру интернет-вещей. Они могут быть востребованы локальными энергоснабжающими организациями, которые хотят сократить потребление традиционных источников энергии, а также сократить потребление в пиковые периоды.

Организаторы национального этапа отбора ClimateLaunchpad полагают, что UGrid удалось решить некоторые вопросы, препятствующие широкому внедрению микросетей (балансировка сети, взаимная оплата участников), и сделать их управление простым и удобным. Впрочем, так ли это, покажет финал конкурса в Эдинбурге.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

На повышенных дипломатических тонах

Начали с ликвидации общей борьбы с оборотом наркотиков и психотропов

Плохая идея

«Погоня за химерами вроде баллистических ракет промежуточной дальности не...

Надо ли нам НАТО?

За несколько месяцев высшее военно-политическое руководство Украины установило...

Рева и симулякры ФОПов

Минсоцполитики выбрало не самый лучший момент для разговоров о реформе трудового...

Просто так освободить площадь не получится

Жители Печерска протестуют против строительства очередной многоэтажки

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка